Зачем строителям лицензия ФСБ?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем строителям лицензия ФСБ?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок получения лицензии ФСБ регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года №333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и(или) оказанием услуг по защите государственной тайны», однако с тех пор большое количество принятых законодательных актов значительно усложнили процесс ее получения.
Особенности сбора документов для лицензии ФСБ на строительство
Прежде чем приступить к сбору необходимых документов, необходимо выполнить регистрацию изменений в устав строительного предприятия (компании). Они должны быть следующими:
- Необходимо внести информацию, предусматривающую работу с гостайной (стать – «Цели и предмет деятельности») для руководителя и работников, которые получат допуск к сведениям, являющимся секретными.
- Раздел «Права и обязанности участников». В него вносятся упоминания о получении сотрудниками строительного предприятия права на получение информации о гостайне, ее обработке, как это предусматривается законом.
- Глава «Управление обществом». Должно быть предусмотрено право на общем собрании учредителей предприятия вносить в устав изменения, которые касаются работы с гостайной.
- Раздел «Генеральный директор». В него вносится несколько поправок:
- Касающаяся ответственности на обеспечение защиты гостайны;
- Возможность заключения трудового договора с руководителем лишь при условии, что допуск к государственной тайне имеется;
- На руководителя возлагаются обязанности по подбору сотрудников, имеющих допуски к гостайне, а также принятие мер по обеспечению секретности сведений во время строительных работ;
- Руководитель несет ответственность за разработку и выполнение всех мер, предусматривающих обеспечение сохранности государственной тайны.
- Глава «Ликвидация, реорганизация Общества». Здесь предусматривается дополнительный пункт, обязывающий сохранение гостайны после того, как строительная деятельность предприятием прекращена.
Особенности получения в Санкт-Петербурге и Москве
Получение строительной лицензии ФСБ в этих регионах отличается только в двух моментах:
1. Сроки
Два города, в которых лицензия ФСБ на строительство пользуется огромным спросом. Основная сложность заключается не столько в сборе документов, сколько в оформлении и ожидании одобрения допуска на директора и поиске заказчика работ.
Лицензирующие отделы ФСБ в Москве и СПб загружены до предела, поэтому ожидание спецпроверки кандидатов может затянуться на месяцы. Можно ускорить этот процесс и получить допуск директора строительной компании за 1-2 месяца, оформляя допуск в менее загруженных регионах. Однако в ходе спецэкспертизы ФСБ по данному поводу могут возникнуть вопросы, поэтому лучше не рисковать.
Другая сложность – ФСБ слишком долго рассматривает заявку на лицензирование, спецэкспертиза длится и продляется на несколько месяцев. Здесь дело не столько в загруженности, сколько в необходимости исправить недочеты и следовать замечаниям ФСБ по результатам рассмотрения документов.
2. Стоимость.
Москва и Питер – самые «дорогие» города, в том числе и по стоимости услуг: аттестации, обучения, спецэкспертизы. Помимо долгого ожидания соискателя лицензии ФСБ на строительство ждёт цена подготовки и оформления примерно на 20% выше, чем в регионах. Однако, здесь же кроется и преимущество: в Мск и Санкт- Петербурге множество посредников, готовых помочь получить лицензию ФСБ на строительство быстрее, дешевле и полностью законно. Высокая конкуренция порождает демпинг – борьба за клиента идет путём снижения цены. Выбирая дешевые услуги, важно внимательно читать договор и не попасть на посредников без ответственности за конечный результат.
Итак:
Чтобы получить лицензию ФСБ на строительство, нужно:
- подготовить изменения в Устав компании;
- подготовить кадровую документацию, внутренние регламенты компании, устанавливающие порядок обработки и передачи секретных данных и ответственность за работу с гостайной;
- подготовить директора строительной организации к аттестации, подобрать квалифицированные кадры с опытом работы и прошедшие переподготовку по специальности;
- позаботиться о технической защите секретной информации от утечки (оборудовать рабочие места, проверить и аттестовать защищенное помещение, собрать сертификаты, технические паспорта на технические и программные средства защиты данных);
- собрать документы о праве собственности или владения на помещения, где планируется деятельность, связанная с ознакомлением с гостайной;
- подготовить документы, подтверждающие степень секретности информации, подлежащей обработке, а также необходимость допуска строительной компании к гостайне (ходатайство и предварительный договор на строительство с заказчиком закрытых работ);
- если не создаете собственное режимно-секретное подразделение в строительной компании – подыскать и оформить договор с РСП надёжной организации, которая сможет предоставить услуги 1 отдела и пройти проверку ФСБ.
Лицензии ФСБ для строительных организаций
Не секрет, что на территории Российской Федерации находится множество режимных объектов – от зданий, принадлежащих силовым ведомствам, предприятий оборонной промышленности и НИИ до военных частей и целых военных городков. На этих объектах, попадающих под действие закона о государственной тайне, тем не менее, жизнь идет своим чередом – там периодически требуется строительство, ремонт, реконструкция, техобслуживание и другие совсем не секретные бытовые работы. И, хотя вероятность соприкосновения с государственной тайной по большей части теоретическая, для строительных и ремонтных компаний, желающих работать на этих объектах, необходима соответствующая лицензия ФСБ.
Получение данной лицензии необходимо для компаний, которые планируют участие в любых тендерах госструктур, имеющих отношение к государственной тайне. Это в равной степени относится к поставкам товаров, к информационным или строительно-ремонтным услугам, и другим видам торговых и сервисных соглашений. Без оформленной лицензии ФСБ строительное предприятие не допустят к проведению работ, даже если речь идет всего лишь о ремонте пищевых складов или объектов ЖКХ в открытых военных городках, не говоря уж о более серьезных режимных объектах.
Что касается выгод и преимуществ от получения лицензии ФСБ, конечно, такого рода документы не получают на всякий случай или для каких-либо репутационных и имиджевых целей. Они необходимы, если предприятие имеет четкое намерение развиваться именно в сегменте, связанном с режимными объектами. Перед подачей документов на получение лицензии ФСБ необходимо убедиться, что компания соответствует остальным требованиям и имеет достаточный уровень оснащения, ресурсов и квалификации специалистов, чтобы иметь реальные шансы на получение государственных контрактов. Это необходимо для того, чтобы затраты на лицензирование не оказались напрасными. Кроме того, для получения лицензии ФСБ необходимо ходатайство от организатора закрытого тендера по работам на режимных объектах, либо оформленный договор о намерениях. Если же компания имеет все необходимые ресурсы, либо уже имеет договоренность на выполнение работ, лицензия ФСБ фактически является формальным пропуском на этот рынок, гарантирующий прибыльные и долгосрочные контракты для строительно-ремонтных организаций.
Содействие в получении лицензии ФСБ на строительство
Услуги нашей компании предоставляет возможность избавить свою организацию от трудоемкого процесса сбора необходимых документов и прохождения проверок. Обратившись к нам, вы можете рассчитывать на полный комплекс необходимых услуг:
- комплексные услуги по подготовке лицензионного дела — лицензия ФСБ на строительство под ключ;
- подбор РСП и заключение с ним договоренностей;
- повышение квалификации уполномоченных сотрудников;
- изменение уставных документов в соответствии с действующими требованиями законодательства;
- получение допусков к гостайне для должностных лиц;
- оформление полного пакета необходимой документации и подача в контролирующий орган.
Цель лицензирования строительной деятельности, осуществляемого ФСБ
Главной целью введения процедуры лицензирования строительства со стороны ФСБ выступает сохранение сведений, которые относятся к секретной информации и являются государственной тайной. Именно поэтому доступ к ним ограничен для большого количества посторонних лиц.
Нормативно-правовую базу лицензирования строительной деятельности, осуществляемого структурами ФСБ, составляют три основных документа:
-
Постановление российского Правительства №333, которое датируется 15.041995 года;
-
ФЗ №5485-1, введенный в действие 21.07.1993 года;
-
№128-ФЗ, положения которого вступили в силу 08.08.2001 года.
Указанные нормативные документы устанавливают 3-х летний срок действия лицензии ФСБ на строительство, получаемой в первый раз. При продлении разрешительного документа он оформляется уже на 5 лет.
Минимальное время, необходимое для получения лицензии равняется 30 дням. Но практика осуществления подобной процедуры показывает, что в большинстве случаев требуется не меньше 3-х месяцев. Важно понимать, что наличие лицензии дает не только право на выполнение определенных видов работ и сотрудничества с силовыми структурами на режимных объектах, но и возможность принимать участие в проводимых этими организациями тендерах и госзакупках.
Основные моменты процедуры оформления разрешения ФСБ на строительство
Оформление лицензии ФСБ на строительство представляет собой многоступенчатую процедуру. Наиболее важными этапами ее реализации выступают такие:
-
Внесение изменений в уставные документы подрядной организации. Эта стадия выполнения при необходимости.
-
Подготовка пакета документов и осуществление предусмотренных законом мероприятий.
-
Проверка организации со стороны центра лицензирования ФСБ.
Именно в адрес указанного последний подразделения ФСБ от соискателя лицензии предоставляется такой комплект документов:
-
учредительные;
-
реквизиты организации и исчерпывающие данные на ее руководителя;
-
документы об аттестации руководителя и специалистов подрядной компании;
-
данные об объектах, находящихся в собственности соискателя;
-
другие документы по требованию контролирующего органа.
Наиболее частой причиной отказа в выдаче лицензии выступает недостоверность предоставленной информации, недостаточность имеющихся средств для защиты секретной информации или статус руководителя подрядной организации. В последнем случае речь идет, как правило, о судимости, длительном проживании за границей его и близких родственников, а также противопоказания по медицинским факторам.
Подготовка документов при получении лицензии ФСБ на строительство
Заключение договора об обслуживании на режимно-секретном предприятии (РСП) |
От 5 000 |
Обучение руководителя для допуска к гостайне |
От 20 000 |
Подготовка пакета документов для предоставления в лицензирующий орган |
От 30 000 |
Аттестация руководителя по гостайне по результатам обучения |
От 50 000 |
Проведение экспертизы ФСБ для выдачи лицензии |
От 70 000 |
Получение лицензии ФСБ на строительство «под ключ» |
От 100 000 |
Когда может понадобиться лицензия ФСБ на строительство?
Фактически лицензия ФСБ на строительство – это стандартный допуск к гостайне. Он нужен, если строительная компания работает в затрагивающих ее сферах, собирается строить режимные объекты или участвует в процессах, где затрагиваются секретные сведения.
Лицензия выдается территориальным подразделением ФСБ по месту расположения компании после получения разрешения на использование гостайны. Она обязательно нужна тем, кто выполняет заказы МВД, Минобороны, ФСИН. Для этого требуется участие в закрытых тендерах, и без лицензирования здесь не обойтись.
Чаще всего лицензия ФСБ требуется при следующих обстоятельствах:
- Планируется строительство или реконструкция стратегических объектов, закрытых военных городков или хозяйственных сооружений;
- Проводятся смежные работы: прокладываются коммуникационные сети, обустраивается территория, устанавливаются охранные сигнализации и системы, монтируются различные конструкции.
Этот документ возможно получить, если учтены следующие требования:
- следование регламентам НПА, регламентированных Правительством РФ, которые регулируют статус неприкосновенности сведений, попадающих под определение государственной тайны и задействованных в процессе производства работ, связанных с использованием данных сведений;
- организация имеет в штате структуру и сотрудников, прошедших соответствующую подготовку, у них присвоена квалификация, которая соответствует критерию сохранности государственной тайны;
- компания обладает соответствующими элементами защиты информации, и они сертифицированы.
Если компания осуществляет свою деятельность, и в процессе присутствуют сведения, служащие государственной тайной, руководитель и сотрудники определенных должностей должны иметь допуск к этим сведениям с соответствующим уровнем секретности.
К статусу гостайны относятся сведения, если они содержат информацию такого характера:
- касающиеся военной области
- экономические, технические и научные;
- относящиеся к внешней политике;
- информация о разведывательной или оперативно-розыскной деятельности;
- данные в области борьбы с терроризмом.
Получение лицензии ФСБ на строительство
Данная лицензия нужна тем организациям, которые занимаются ремонтными и строительными работам, и хотят заниматься строительством на объектах, которые составляют государственную тайну. Также входят сведения о военных, разведывательных, финансовых, внешнеполитических, и т д.
Получив лицензию на строительство, гражданин или организация имеют права работать на вышеизложенных объектах.
Разрешение ФСБ для организаций может касаться трех видом:
- Оказание услуг, в сфере защиты тайны
- Производственные работы, имеющие отношение к средствам защиты государственной тайны
- Выполнение работ, которые выступают под грифом «секретно» и «совершенно секретно»
Для получения лицензии ФСБ проходим несколько этапов:
- нужен официальный заказчик
- с нашей стороны идет помощь, подготовка материалов на допуск гендиректора и заявления о намерении привлечь данную организацию к конкретному типу работ.
- в Устав вносятся изменения, касающиеся государственной тайны.
- после мы все сдаем в Управление ФСБ, оплачиваем государственную пошлину вместе с пакетом документов.
- далее центр Управление выписывает предписание на проведение экспертизы.
В стоимость оказания услуг входит:
- Подготовка лицензионного дела ФСБ;
- Заключение договора с РСП;
- Получение допуска на должностное лицо организации – 3 допуск секретности (без ограничений выезда в заграницу форма №3);
- Повышение квалификации первым лицам компании;
- Подбор и заключение договора на выполнение секретных работ (ходатайство);
- Анализ и приведение уставных документов в соответствие с ФЗ 117 Федеральный закон «О государственной тайне» и Постановления Правительства №333от 15.06.95.
- Организация проведения спец экспертизы общества;
- Подача регистрационного досье и полное сопровождение;
- получение лицензии и передача ее Вам.
Преимущества оформления лицензии ФСБ на строительство с нами
Юридическая компания “Фирма Вега” более 20 лет предоставляет услуги по лицензированию деятельности предприятий. Поможем с оформлением строительной лицензии ФСБ в срок от 45 дней без отказов.
Предлагаем следующие виды услуг.
- Подробные и полные консультации по всем этапам получения документа.
- Помощь в сборе необходимых документов. Для этого может потребоваться обращаться в иные сертифицирующие и лицензирующие органы. Мы работаем с учетом специфики вашего бизнеса. Наши юристы помогут обратиться в административные, контрольно-надзорные инстанции, сопровождают проверки выездного характера, оформляют заявления, выписки по нотариально оформленной доверенности.
- Подаем документы строго в установленные сроки и без отказов. Получить лицензию ФСБ на строительные работы не получится при наличии серьезных ошибок в заявлении, отсутствии сертификационных данных на оборудование. В лицензии будет отказано при отсутствии у компании необходимого технического оборудования и возможности обеспечить защиту государственной тайны. Мы исключим возможные риски и приведем документацию вашей компании согласно требованиям и нормативам.
- Предлагаем доступные программы повышения квалификации персонала. Для получения лицензии ФСБ на строительные работы понадобится наличие у сотрудников необходимого опыта и образования. Это подтверждается соответствующими дипломами, аттестатами, свидетельствами. При их отсутствии в лицензионном деле специалисты ФСБ не имеют право выдавать лицензию и заявителя, скорее всего, будет ждать мотивированный отказ. Чтобы избежать подобных проблем, следует заблаговременно позаботиться о надлежащем уровне образования сотрудников и повышении их компетенции.
Кому требуется получение лицензии ФСБ на строительство
Данная лицензия может понадобиться любому физлицу или хозяйствующему субъекту, который получил заказ от учреждений, принадлежащих государству. Закон о Государственной тайне (ФЗ №5485-1 ), регламентирующий допуск к закрытой информации, обязывает фирму-застройщика не разглашать данные, которые прямо или косвенно могут навредить интересам государства.
По сути данный документ – это разрешение на право получения секретных данных, с одной стороны, с другой – ужесточающий контроль над организацией, получившей такое разрешение.
Допуск на проведение строительных работ может понадобиться и компаниям, намеревающихся участвовать в государственных тендерах. Организация, не имеющая этого документа, не сможет получить доступ к проведению работ, а, следовательно, не будет рассматриваться, как участник конкурса.
Какие документы нужно приложить к заявлению?
Чтобы запустить процесс лицензирования, требуется заявление и полный пакет документов.
Что в него входит:
- Устав вашей компании.
- Договор об учреждении.
- Свидетельство ИНН, а также ОГРН и ГРН.
- Присвоенные Госстатом коды статистики (в уведомлении).
- Документ об учреждении юрлица и назначении генерального директора.
- Выписка из ЕГРЮЛ, сделанная в предыдущие 20 дней.
- Договор аренды вашего помещения (если есть).
- Диплом, трудовая книжка и трудовой договор директора.
- Реквизиты организации.
- Квитанция об оплате госпошлины.
Государственная услуга по лицензированию деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации
- Государственная услуга по лицензированию деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
-
- Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
- Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ЦЛСЗ ФСБ России.
- Возможность получения государственной услуги в любом территориальном органе ФСБ России по выбору заявителя (экстерриториальный принцип), а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг отсутствует.
-
Заявителями при предоставлении государственной услуги являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять (осуществляющие) деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.
В случае, если результатом предоставления государственной услуги является получение сведений о конкретной лицензии, предоставляемых в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, заявителями являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.
-
– предоставление (отказ в предоставлении) лицензии; – переоформление (отказ в переоформлении) лицензии; – прекращение действия лицензии;
– предоставление сведений о конкретной лицензии.
- Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии принимается в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема ЦЛСЗ ФСБ России заявления.
- Решение о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии при реорганизации юридических лиц в форме слияния, юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, фамилии, имени и отчества (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, принимается в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема дня приема ЦЛСЗ ФСБ России заявления.
- Решение о переоформлении (об отказе в переоформлении) лицензии при намерении заявителя осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места осуществления, не указанному в лицензии, либо внести изменения в предусмотренный лицензией перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, принимается в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня приема ЦЛСЗ ФСБ России заявления.
- Приостановление предоставления государственной услуги осуществляется на срок не более 30 календарных дней.
- Решение о прекращении действия лицензии принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения ЦЛСЗ ФСБ России заявления.
- Направление (вручение) сведений о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий, либо копии приказа ЦЛСЗ ФСБ России о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений осуществляется в течение 3 рабочих дней с момента получения ЦЛСЗ ФСБ России заявления.
- Направление уведомления о предоставлении (переоформлении) лицензии, уведомления о прекращении действия лицензии, являющихся результатами предоставления государственной услуги, осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
- Направление (вручение) уведомления об отказе в предоставлении (переоформлении) лицензии, являющегося результатом предоставления государственной услуги, осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 352.
Представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.
Представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ.
Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
- Оснований для отказа в предоставлении государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
- Основаниями для приостановления оказания государственной услуги, результатом которой является предоставление (переоформление) лицензии, являются: – представление заявления, оформленного с нарушениями требований;
- – представление документов заявителя не в полном объеме.
- Основаниями для отказа в предоставлении (переоформлении) лицензии являются: – наличие в представленном заявлении и (или) документах заявителя недостоверной или искаженной информации;
- – установленное в ходе проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям.
- Оснований для приостановления государственной услуги, результатами которой являются прекращение действия лицензии и предоставление сведений о конкретной лицензии, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.