«Вор в законе»: как и почему появилось это определение?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Вор в законе»: как и почему появилось это определение?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Истоки явления обычно находят в еще дореволюционной России. Еще в начале 18 века в Российской империи появлялись организованные преступные группировки со своими правилами и установками. Кроме того, там же появились негласные лидеры-воры (яркий пример — Ванька-Каин).

Кто может претендовать на громкий титул, и как назначают воров в законе

В уголовном мире титул является одним из самых высоких — претендовать на него могут только преступники, действительно отвечающие всем воровским «понятиям». Вором в законе может стать человек, который:

  • пользуется уважением среди других воров и неоднократно подтверждал свою приверженность законам преступного мира;
  • никогда не был замечен в каких-либо контактах или сделках с представителями власти или тюремной администрации;
  • не имеет карточных и иных долгов — уголовный мир крайне чувствительно относится к понятию долга и не уважает тех, кто не умеет расплачиваться по своим обязательствам;
  • никогда не совершал подлостей по отношению к другим представителям преступного мира;
  • хотя бы раз отбывал срок в тюрьме — вор, не сидевший за решеткой, не может претендовать на титул «короля».

Сама по себе власть — слово чуждое для преступного элемента. Тем не менее, преступное сообщество испокон веков всё-таки нуждалось в некоторой координации для сложных преступлений. Например, иногда требовалась помощь человека, чтобы совершить кражу в каком-то городе — тогда обращались к воровским авторитетам, которые знали многих других воров.

Они могли посодействовать краже, при этом как найти подходящего человека, так и более грамотно воплотить в жизнь замысел. Эти люди являются главными хранителями неписанного воровского кодекса — понятий.

Это не законы, а своеобразные правила. Если по поводу них существуют какие-то разногласия, то судить, кто прав, а кто виноват, будет именно вор в законе, в то же время другие воры в законе могут оспаривать его решения на собраниях — сходках.

Как коронуют вора в законе

Первое, что должен сделать кандидат – заявить в преступном мире о своем намерении стать «вором в законе» вышестоящим в криминальной иерархии лицам.

Затем, по всем тюрьмам отправляются «малявы», в которых описана личность кандидата и его «погоняло». Это известие рассылается по всем тюрьмам. Затем, в течение определенного время идет процесс отбора.

Человек, который вспомнил о потенциальном «законнике» какие-либо грехи или нарушения жизни «по понятиям» обязан об этом сообщить.

Если кандидат заручился поддержкой минимум у двух авторитетных «законников», то устраивается воровская «сходка», на которой состоится коронация. Обычно, этот процесс осуществляется на свободе, во время каких-либо торжественных мероприятий.

Но, встречаются случаи, когда «вором в законе» становятся в тюрьме во время отбывания наказания. Во время коронации «крестник» дает клятву о непрекословном соблюдении воровских традиций, а это значит, что он должен продолжать криминальную жизнь, отказаться от собственного жилья, предметов роскоши.

Читайте также:  Табель учёта рабочего времени по формам Т-12 и Т-13

Многие «классические воры» не женятся и не заводят детей, до конца своих дней живут одинокими.

КАК СТАТЬ ВОРОМ В ЗАКОНЕ?

Назначить вора на закон, равно как и развенчать его тоже под силу только сходке. Для коронации претендент обязан заручиться поддержкой двух авторитетных воров, способных подтвердить соответствующую репутацию кандидата — вор не должен быть дискредитирован гомосексуальными контактами, не может иметь незакрытых игровых долгов, не быть “скурвившимся” на пайке у работников правоохранительных органов. Наибольшим уважением пользуются воры, коронация которых производилась в местах лишения свободы, на тюрьмах. Минимальный авторитет же у тех, кто свою коронацию “выкупил” за деньги.

Таким “апельсинам” могут предъявить претензии на право обсуждения основополагающих вопросов существования братства.

Коронованному вору, которому было оказано высокое доверие сходки, наносят татуировку в виде сердца, проколотого кинжалом — отныне он должен помнить, что наряду с воровскими привилегиями, ответственность за нарушение воровского закона будет иметь для него самые серьёзные последствия. Также популярной татуировкой для высокопоставленного вора являются восьмиконечные звезды на плечах и коленях.

После окончания «сучьей войны» лагерное спокойствие длилось недолго: в начале 60-х годов на зонах начались притеснения заключенных — им урезали количество встреч с близкими, ужесточили режим, а главное — сократили возможности получать передачи. Тогда-то и настал звездный час уцелевших законников, имевших связи и свои каналы поставки продовольствия — столь ценных за решеткой колбасы, чая, сигарет и тому подобного. Конечно, все это было не бесплатно, но рядовые зэки соглашались платить любые деньги, лишь бы отведать что-то, кроме жуткой тюремной баланды. Постепенно к законникам стали относиться как к благодетелям, что сыграло им на руку.

Однако картина для воров была радужной лишь на первый взгляд: сбавившие обороты суки никуда не делись и, взяв передышку, принялись снова давить на своих заклятых врагов пускай и не столь агрессивно, как в «сучью войну». Для законников настало время перемен: идейным вдохновителем корректировок воровского кодекса стал вор Анатолий Черкасов (Черкас). Правда, позже выяснилось, что он утаил от воровского сообщества две госнаграды, полученные на войне, но историю, как известно, не перепишешь.

Для того чтобы стать членом воровского «клуба», претендент должен соответствовать ряду условий: иметь несколько отбытых сроков и поручительство как минимум двух действующих законников, как минимум пять лет обладающих воровскими титулами. Если условия соблюдены, по всем колониям разносится «воровской прогон» («малява»): послание о том, что такой-то хочет стать вором в законе. Делается это, во-первых, для информирования преступного мира, а во-вторых — для сбора информации о кандидате.

Может, он скрывает, что имеет карточный долг? Состоял в интимной связи с мужчиной? Стучал на кого-то? Если такое выяснится — путь в законники для кандидата закрыт. Если же ничего интересного и противоречащего воровскому кодексу в биографии кандидата не находится, назначается день посвящения, которое может проходить как на зоне, так и вне тюремных застенков. Кстати, раньше само посвящение для христиан называлось крещением, а для мусульман — коронацией. Теперь куда чаще используются общая для всех религий формулировка — «решение вопроса» по такому-то человеку.

Точное число воров в законе, которые сегодня находятся в России, назвать сложно: этому мешает максимальная конспирация в их среде. Однако, по приблизительным подсчетам, на 2013 год в стране насчитывалось порядка четырехсот воров на свободе, и еще около ста — отбывающих наказание в местах лишения свободы. Конечно, на фоне 3,5 тысяч законников начала 40-х годов XX века эти цифры не велики.

Читайте также:  Индексация социальных выплат в 2023 году ветеранам труда

При этом воров не просто стало меньше: стремительно уходят в прошлое те из них, кто всю жизнь строго следовал воровскому кодексу. Все больше законников позволяют себе и заниматься коммерцией, и заводить семьи. К примеру, дальневосточному вору в законе Евгению Васину (Джем) в 90-е его титул ничуть не мешал руководить огромным оргпреступным сообществом «Общак» и творить вещи, весьма далекие от строгих воровских правил.

Просьба о выделении помощи из общака

Средства из лагерного общака, в первую очередь, распределяются на следующие цели: покупка еды, одежды, лекарств, а также алкоголя, табака и наркотиков для заключенных, прежде всего, для самих воров, поддержка зэков, попавших в штрафной изолятор или карцер, взятки администрации и персоналу ИТУ.

Отпуск денег, вещей, продуктов и прочего строго регламентирован. Чем выше иерархия зэка, тем больше материальных благ ему достается.

Но иногда остро нуждающиеся (например, тяжело больные, не получающие посылок от родных и друзей) заключенные просят оказать им разовую помощь «вне плана», то есть в обход устоявшейся системы привилегий.

Местечковость «новых» воров»

На самом деле, термины «лаврушник» и «апельсин» применительно к статусу вор в законе изначально имели территориальное обособление – так называли, главным образом, грузинских воров в законе, которые заполучили свой коронный воровской статус благодаря заслугам, не имеющим отношения к прежней, привычной, «шкале ценностей» настоящего «законника».

Просто по национальному признаку таких «законников» на постсоветском пространстве оказалось количественно больше, и они были заметнее остальных. Лишь много позже эти термины повсеместно стали синонимом нелегитимности воровского статуса.

Другая версия появления воров в законе это беспризорники, оказавшиеся в 20х годах XX века в бандах тех же белогвардейцев. Впитав с одной стороны босяцковоровскую культуру уркаганов, а с другой офицерский кодекс чести, эти мальчишки уже к началу 30х стали лихими преступниками. По сути, первыми ворами с большой буквы. К тому времени их «учителей» методично выявляло ОГПУ и НКВД, так что вскоре врангелевцев почти не осталось. Другое дело их подросшие воспитанники, плоть от плоти трудового народа. Отсюда пошло и снисходительное подход к грабителям в ГУЛАГе по сравнению с теми ведь общественно-политическими. Отсюда же берет начало и третья вариант возникновения грабителей в законе. То что данное перемещение существовало создано в недрах НКВД в 30х годах с целью контролировать многомиллионную армию заключенных. Известно, что в этот период большой процент арестантов составляли политические. Потому чекисты решили в удержании этой массы опираться на уголовников. Якобы по всей системе ГУЛАГа были разосланы циркуляры о необходимости не угнетать лидеров преступной среды, а напротив давать им больше полномочий, нежели политическим. Вскоре все это вылилось в то, что элита уголовного мира воры карманники, а вместе с ними форточники, медвежатники, марвихеры стали высшей кастой криминалитета. Сильные личности сумели выделиться и вдохнуть жизнь в понятие «воровская идея». При детальном взгляде на которую можно заметить сходство с классической религией. Основная идея учения: «Людскому ход! Ворам свободу!». Хранители учения (пророки) воры в законе. «Паства» братва, сотни тысяч заключенных.

Самым первым из воров в законе был «благородный» бандит по имени Мишка Япончик. Он прошел Гражданскую войну, стал ее героем. Был он и советским полководцем. По политической статье его отправили на каторгу в 1908 году. Вышел он оттуда только в 1917 году благодаря амнистии Керенского. Вернулся Япончик со званием «воровской Иван».

Читайте также:  Сколько можно жить без прописки

Новое звание и почти десятилетний опыт на каторге позволили Япончику реализовать свои амбиции. Он создал первый воровской стрелковый полк из каторжников и головорезов. Вместе с ними он успел повоевать в дивизии Якира за Советскую власть.

После окончания Гражданской войны «красный» командир по имени Моисей Винницкий со своим специфичным законом оказался ненужным. Япончика расстреляли.

Тем не менее определенные люди запомнили его и спустя полтора десятка лет создали собственный воровской закон.

Кто такой вор в законе — отличия и требования к кандидату

Недавно у нас прошел вечер встречи выпускников. После рассказов, кто кем стал и кто чего добился, зашел разговор про одного из отсутствующих одноклассников. Он стал вором в законе. Это не удивило меня, так как все к тому шло.

Но удивили положения и законы совершенно незнакомого мне мира, о которых я узнала на вечеринке и позже дополнила сама, изучив многочисленные источники.

Если вам интересно, кто такой современный или советский вор в законе, кто им становится, как осуществляется «коронация», читайте эту статью.

Вор в законе – это определенный представитель элитного преступного мира. Такой преступник пользуется серьезным и неоспоримым авторитетом в соответствующих кругах. Есть мнение, что подобный «статус» является сугубо специфическим, характерным для России. Аналогов его нет в общей мировой практике, он распространен исключительно в постсоветском пространстве.

Происхождение воровского закона[править / править код]

Из-за усиления борьбы с преступным элементом и преступным сообществом в СССР в 1930-х годах, усиливавшейся в связи с коллективизацией и голодом начала 30-х, преступные сообщества начали сплачиваться в более организованные группы. Основной сплачивающей силой преступного мира стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, а его элитой стали «воры в законе», которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России[1].

В связи с этим воры в законе создали особый кодекс поведения, свои обычаи и традиции, в число которых вошли полное неприятие общественных норм и правил, в том числе связанных с семьёй (вор в законе ни в коем случае не должен был иметь постоянных связей с женщинами) и не менее полный запрет на какое бы то ни было сотрудничество с государственными органами: как в форме участия в проводимых ими общественных мероприятиях, так и содействия судебно-следственным органам в расследовании преступлений[2].

В 1940-х годах эти традиции, в конце концов, привели к почти полному уничтожению этого преступного сообщества в исторической форме: во время Великой Отечественной войны многие из «воров в законе» ответили согласием на предложение властей вступить в ряды Красной армии, чтобы защитить свою Родину от врага (так называемые «суки»). После победы над Германией они вернулись в лагеря, где между ними и «законниками», не отступившими от традиций преступной среды, началась так называемая «сучья война», в результате которой обе стороны понесли крайне значительные потери[3].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *