ФНС прописала условия для ускоренного возбуждения уголовных дел
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС прописала условия для ускоренного возбуждения уголовных дел». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Момент возбуждения дела никак не связан со временем совершения преступного деяния. Временные рамки, в которых должно быть принято это решение, начинают отсчитывать от момента регистрации сообщения об этом преступлении.
- Ст. 144 УПК РФ определяет, что уполномоченное лицо обязано принять процессуальное решение по сообщению о преступлении не позднее 3 суток со дня его поступления.
- По мотивированному ходатайству этого лица в случае, если он не успеет провести все проверочные мероприятия за эти дни, срок может продлеваться до 10 суток, в исключительных случаях – до 30.
-
Исключительными обстоятельствами, позволяющими проводить проверку в течение месяца, УПК называет необходимость проведения:
- ревизий, экспертиз, документальных проверок, исследований;
- оперативно-розыскных мероприятий.
Возбуждение дела за пределами срока давности
Закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности, другими словами, от наказания за содеянное, если истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за это деяние. Сроки давности зависят от степени тяжести преступления (ст. 78 УК РФ).
Запрета на возбуждение уголовного дела в ситуации, когда эти сроки истекли, закон не содержит.
В ст. 24 УПК РФ указано, что дело не может быть возбуждено, а возбужденное – должно быть прекращено, если истекли сроки давности привлечения к ответственности.
Однако для отказа в возбуждении дела или прекращения уже возбужденного дела по этой причине необходимо согласие привлекаемого к ответственности лица. Это обусловлено тем, что основание – нереабилитирующее и лицо, в отношении которого принимается решение, считается привлекавшимся к уголовной ответственности.
При несогласии этого лица уголовное дело должно быть возбуждено и расследовано в общем порядке. Отличие состоит в том, что в случае признания виновности лицо освобождается судом от отбывания наказания.
Когда и как возбуждается уголовное дело?
Уголовное дело возбуждается следователем, руководителем следственного органа, органом дознания или дознавателем, а по уголовным делам частного обвинения – судом путем направления соответствующего заявления заявителем непосредственно в суд. Для возбуждения уголовного дела следователь или дознаватель выносит постановление о возбуждении уголовного дела, в котором указываются:
- дата, время и место вынесения;
- сведения о сотруднике, принявшем решение;
- наличие согласия начальника следственного отдела или надзирающего прокурора;
- основание и повод для возбуждения уголовного дела;
- часть статьи и статья УК РФ, по которой возбуждается уголовное дело;
- лицо, в отношении которого возбуждается уголовное дело;
- сведения о направлении копии постановления прокурору.
Другой комментарий к Ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
1. В отношении лиц, указанных в ст. 447 настоящего Кодекса, предварительное следствие ведется с момента возбуждения уголовного дела персонально, а если уголовное дело было возбуждено по факту преступного деяния или в отношении других лиц, но затем были собраны доказательства того, что преступление совершено данным лицом, — с момента привлечения его к участию в деле в качестве обвиняемого. В последнем случае органы, указанные в п. п. 1 — 11 ч. 1 ст. 448, дают согласие не на возбуждение уголовного дела, а на привлечение лица к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого.
2. Уголовное дело возбуждается в отношении лиц, указанных в ст. 447, при наличии признаков преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Таким образом, достаточно какого-либо заявления или сообщения о признаках преступления для возбуждения уголовного дела против указанных лиц и проведения с их участием следственных действий (кроме указанных в ст. 450 настоящего Кодекса).
3. Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы возбуждается на основании заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ о наличии признаков преступления Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, который затем должен получить согласие соответственно Совета Федерации или Государственной Думы на возбуждение уголовного дела или привлечение депутата (члена Совета Федерации) в качестве обвиняемого. Председатель Следственного комитета РФ сначала обращается с представлением в Верховный Суд РФ, а затем, получив заключение трех судей, — в Совет Федерации или Государственную Думу, наконец, получив согласие этих органов, выносит постановление о возбуждении уголовного дела или о привлечении лица в качестве обвиняемого, а получив отказ, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица (ст. 147 УПК РФ).
В ч. 4 комментируемой статьи содержится запрет возбуждать в отношении члена Совета Федерации РФ и депутата Государственной Думы РФ уголовное дело или привлекать их в качестве обвиняемых за высказанное мнение, выраженную позицию или иные законные действия, соответствующие их статусу. В этих случаях Совет Федерации и Государственная Дума отказывают в даче согласия на возбуждение уголовного дела или привлечение кого-либо из указанных лиц в качестве обвиняемого. Из этого не следует, что членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы нельзя привлекать к уголовной ответственности только за действия, связанные с исполнением их публично-правовых обязанностей. Часть 4 данной статьи не отменяет п. 1 ч. 1 той же статьи, где говорится об особом порядке возбуждения уголовных дел в отношении депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации и привлечения их в качестве обвиняемых, независимо от характера инкриминируемых им преступлений. Тем самым закон защищает их от недобросовестных политиков и представителей правоохранительных органов, которые могут инициировать общеуголовные обвинения, чтобы скомпрометировать неугодного им члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.
4. Возбуждение уголовного дела в отношении Председателя Следственного комитета РФ производится по представлению Президента РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в его действиях признаков преступления.
5. Возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ (включая его председателя) требует представления Председателя Следственного комитета РФ, заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ и согласия Пленума Конституционного Суда РФ.
6. В отношении судей всех федеральных судов (кроме Конституционного) на уровне не ниже судов субъектов Федерации и окружных (флотских) военных судов для возбуждения уголовного дела или привлечения судьи в качестве обвиняемого требуются: представление Председателя Следственного комитета РФ, заключение трех судей Верховного Суда РФ и согласие Высшей квалификационной коллегии судей РФ, а в отношении остальных судей (включая мировых и гарнизонных) — представление Председателя Следственного комитета РФ, заключение трех судей суда субъекта Федерации и согласие квалификационной коллегии при суде субъекта Федерации (окружном, флотском суде).
7. Уголовное дело возбуждается или принимается решение о привлечении в качестве обвиняемого в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего свои полномочия, и кандидата в Президенты РФ на основании постановления Председателя Следственного комитета РФ, не требующего судебного санкционирования, но в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение правомочий, представление направляется в Государственную Думу, а при ее согласии на возбуждение дела — в Совет Федерации, решение которого окончательно.
8. Для возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого депутата законодательного (представительного) органа субъекта Федерации достаточно представления субъекту Федерации и решения коллегии из трех судей суда этого субъекта.
9. В отношении прокурора, руководителя следственного органа, следователя представление о возбуждении уголовного дела вносится вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ на основании заключения районного или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, а в отношении адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по городу (району) без заключения судьи районного суда по месту совершения деяния (в прошлом такое заключение было необходимо). Процедура рассмотрения представления прокурора районным (городским) судьей законом не предусмотрена. Но участие в ней лица, внесшего представление, и лица, привлекаемого к ответственности, обязательно.
10. Для возбуждения уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления или решения вопроса о привлечении их в качестве обвиняемых достаточно постановления руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по субъекту Федерации.
11. Лицо, внесшее в суд представление о возбуждении уголовного дела или привлечении лица в качестве обвиняемого, может участвовать в судебном заседании.
12. Трое судей областного (равного ему) суда или один районный судья при рассмотрении представления не возбуждают уголовное дело, а дают (или не дают) заключение о наличии оснований для его возбуждения. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что возбуждение уголовного дела — акт обвинительной власти, к которой суд не относится.
13. Закон не указывает, в каком порядке комплектуется и заседает коллегия из трех судей, решающая вопрос о наличии оснований для возбуждения уголовного дела или привлечения нижестоящего судьи в качестве обвиняемого. Эта коллегия не должна формироваться произвольно приказом председателя суда; он, его заместители, судьи, ведающие «зоной», к которой относится привлекаемый к ответственности судья, не должны входить в состав коллегии. Привлекаемый к ответственности судья должен иметь право отвода состава коллегии. Судьи, образующие коллегию, руководствуясь настоящим Кодексом, вправе истребовать документы, допрашивать свидетелей, выслушивать объяснения привлекаемого лица. Их определение должно быть мотивированным и подлежать обжалованию в вышестоящую судебную инстанцию. Процедура рассмотрения тремя судьями вопроса об ответственности нижестоящего судьи, будучи уголовно-процессуальной, должна быть регламентирована настоящим Кодексом.
14. Если в ходе расследования изменена квалификация деяния на более строгую статью УК РФ по сравнению с той, которую определили коллегия из трех судей или районный судья единолично, производство в отношении судьи, другого лица, привлекаемого к ответственности, должно быть начато заново (представление о возбуждении дела, рассмотрение вопроса о согласии коллегии из трех судей на возбуждение дела по более строгой статье УК, в необходимых случаях — получение согласия квалификационной коллегии судей).
Статья 146 УПК РФ. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения (действующая редакция)
1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.
2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:
1) дата, время и место его вынесения;
2) кем оно вынесено;
3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;
4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.
3. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.
4. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело.
О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
5. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 447 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса.
Кто может инициировать возбуждение уголовного дела
По ст. 146 этим правом обладают строго определенные в законе лица.
Инициатор | Категория дел |
---|---|
следователь | по последовательности, категория – обязательность проведения предварительного следствия |
дознаватель | по последовательности, категория – предварительное расследование осуществляется в виде дознания |
орган дознания | по последовательности, передача дела дознавателю или следователю, срок передачи уг. дела – 10 суток |
председатель СК, действующий при прокуратуре РФ | уг.дела в отношении определенных лиц |
руководитель СУ СК при прокуратуре РФ | — |
Что не считается поводом или основанием
Заведение уголовного дела — это начальная самостоятельная стадия процесса расследования правонарушения. Она должна проходить соответственно законодательству, чтобы являться гарантией обоснованности принятого решения.
Если дело заведено или не возбуждено необоснованно, это означает нарушение закона и нанесение вреда интересам граждан, обществу и страны.
В качестве поводов не могут выступать:
- Анонимные заявления. Однако, когда в письме содержится конкретная информация о месте и времени происшествия, то такие его отправляют в специализированные службы для разбирательств.
- Заявления, подписанные несуществующим именем.
- Заявление, высказанное в утной форме, не зафиксированные в протоколе.
Другие отличия предварительного следствия и дознания
Следователь имеет право по необходимости поручать органу дознания произвести следственное, розыскное или оперативно-розыскное мероприятие в других районах или в месте предварительного следствия. В этом случае следователь вправе ознакомиться с оперативными розыскными материалами, которые можно отнести к расследуемому делу. Также он имеет право дачи письменных, обязательных для исполнения поручений с указанием и требованием их содействия в производстве определенных следственных мероприятий. Прокурор, который должен осуществлять контроль процессуальной деятельности, вправе отстранять дознавателей от последующего расследования, изъять любые уголовные дела у органа дознания, указать на проведение оперативных и розыскных действий, утвердить решение дознавателя о прекращении производства по делу и др. Это отражает тройное подчинение дознавателя. Он подчиняется начальнику органа дознания, который дает полномочия органа дознания и в соответствии с утверждением которого происходит принятие важных решений по делу, прокурору и следователю.
Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, если сравнивать с процессуальной самостоятельностью следователя.
Окончание предварительного расследования
Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.
Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.
Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).
Сроки ведения предварительного следствия
Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.
В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.
Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.
На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:
- период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
- период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
- период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.
Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.
Порядок возбуждения уголовного дела и основания для возбуждения
Это истоки сведений, связанных с преступлением, принимаемые законодательством в качестве юридических фактов. В рамках ст. 140 УПК фигурирует всего 4 таких повода:
- поступление заявительной бумаги о преступлении – это наиболее частый повод (при этом роли не играет, является ли заявитель пострадавшей стороной, или нет), бумага может носить письменный или устный характер;
- появление преступника с повинной, эта явка должна отвечать определенному набору требований, в частности – быть добровольной и включать указания о преступных деяниях;
- поступление сообщения, которое включает в себя различные материалы о совершенном деянии, основанием для формирования УД в данном случае выступает ст. 143 УПК;
- прокурорское постановление о направлении материалов в соответствующие инстанции: если в процессе ведения прокурорско-надзорной деятельности специалист выявит факт нарушения, он также может завести УД.
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).
2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).
3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.
4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).
5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.
6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 – 14 к ст. 476 УПК.
Орган дознания в процессе рассмотрения сообщения должен руководствоваться принципом срочности и соблюдать лимиты по временным рамкам. Статья 144 УПК РФ предусматривает, что решение принимается на протяжении трех суток с момента поступления заявительной бумаги. Руководящее звено следственного органа вправе продлить этот временной период до 10 суток и более.
Если требуется осуществление вспомогательных документальных проверок и ревизий, экспертиз и исследований, этот временной интервал может быть продлен до 30 суток с обязательным указанием на фактические обстоятельства. Если по итогам рассмотрения следует отказ, копия постановления отправляется в прокуратуру на протяжении 24 часов с момента вынесения.
Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24— 29 УПК, с изъятиями, предусмотренными законом. Дознание производится по уголовным лазам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК. Этот перечень включает 93 состава преступлений, предусмотренных Особенной частью УК. Кроме того, дознание производится по письменному указанию прокурора по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести. Таким образом, дознание проводится по значительному числу составов преступлений.
Деятельность дознавателей по уголовным делам осуществляется по двум группам дел:
- по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК), проводятся неотложные следственные действия;
- по уголовным делам, не требующим предварительного следствия, расследование производится в полном объеме в форме дознания.
Дознание производится по следующим уголовным делам:
- по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, 115, 116, 117 ч. 1, 118, 119, 121, 122 ч. 1 и 2, 123 ч. 1, 125, 127 ч. 1, 129, 130, 150 ч. 1, 151 ч. 1, 153-157, 158 ч. 1, 159 ч. 1, 160 ч. 1, 161 ч. 1, 163 ч. 1, 165 ч. 1 и 2, 166 ч. 1, 167 ч. 1, 168, 170, 171 ч. 1, 171.1 ч. 1, 175 ч. 1 и 2, 177, 180 ч. 1 и 2, 181 ч. 1, 188 ч. 1, 194, 203, 207, 213 ч. 1, 214, 218, 219 ч. 1, 220 ч. 1, 221 ч. 1, 222 ч. 1 и 4, 223 ч. 1 и 4, 224, 228 ч. 1, 228.2, 230 ч. 1, 231 ч. 1, 232 ч. 1, 233, 234 ч. 1 и 4, 240 ч. 1, 241 ч. 1, 242, 243 -245, 250 ч. 1, 251 ч. 1, 252 ч. 1, 253, 254 ч. 1. 256-258, 260 ч. 1, 261 ч. 1, 262, 266 ч. 1, 268 ч. 1, 294 ч. 1, 297, 311 ч. 1, 312, 313 ч. 1, 314, 315, 319, 322 ч. 1, 322.1 ч. 1, 323 ч. 1, 324-326, 327 ч. 1 и 3, 327.1 ч. 1, 329 и 330 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.
При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на которые требуется согласие начальника органа дознания, решение прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему УПК.
Да, это возможно, но лишь в редких ситуациях. Уголовное дело возбуждено не будет, если в процессе следствия не обнаружатся признаки противозаконного деяния, или оно не будет носить уголовный характер. Также можно предотвратить возбуждение УД, предупредив сообщение о преступлении, или доказав невиновность.
Во всех случаях необходимо опираться на нормы действующего законодательства, в частности – УПК. В ст. 24 есть несколько оснований для отказа:
- отсутствие состава преступной деятельности;
- неимение такого факта;
- истечение срока давности;
- отсутствие поданной заявительной бумаги от потерпевшей стороны;
- нет заключения судебного специалиста о присутствии признаков преступного деяния;
- смерть обвиняемого или подозреваемого лица.
Таким образом, следственные действия могут прекратиться или не повлечь за собой возбуждение УД при наличии перечисленных обстоятельств.
Методика расследования экономических преступлений
Уголовными делами экономической направленности в рамках правоохранительной системы занимаются сотрудники ОБЭП МВД, а при вероятности нанесения особо крупного ущерба интересам государства и государственности – сотрудники ФСБ. Последние годы ознаменовались определёнными успехами этих ведомств по выявлению и пресечению преступной деятельности во властных и коммерческих структурах. Диалог с преступниками может вестись языком неотвратимости наказания.
Пониманию возможных ошибок в предпринимательстве поможет условная классификация, включающая в себя следующее:
- налоговые риски ─ результат невольных (преднамеренных) ошибок при ведении финансовой документации, не исключают вероятность некорректной проверки представителями налоговых органов;
- договорные ─ суть их заключена в рисках невыполнения контрагентом договора, взятых обязательств, проявляются в возникновении необходимости выяснения отношений в судах или мировом порядке;
- кадровые риски возникают в том случае, если предприниматель привлекает к работе наёмных рабочих, следствие ─ споры трудового характера, невыполнение ими возложенных обязанностей, выявление фактов преступных действий (воровство, разные формы вредительства);
- нарушения законов и норм права, заключающиеся в игнорировании или невыполнении лицензионных требований, санитарно-эпидемиологических норм, мер пожарного надзора и прочего, а проявляются предъявлением претензий со стороны контролирующих государственных органов;
- деяния третьих лиц, связанные с мошенническими действиями в отношении предпринимателя и его бизнеса, проявляются в явной и латентной форме.
Таким образом, многие риски возникают как следствие ошибок организации бизнеса, построения взаимоотношений с партнёрами и отклонения от рамок действующего законодательства.
Преступления в сфере экономической деятельности — это предусмотренные нормами главы 22 УК РФ общественно-опасные деяния, посягающие на определенные экономические отношения в обществе, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и иных благ.
Общественная опасность этих преступлений состоит в нарушении основных принципов экономической деятельности: принципа законности, свободы экономической деятельности, добросовестной конкуренции, добропорядочности субъектов экономической деятельности. Эти принципы составляют ядро экономических отношений в обществе. Посягая на них, субъект подрывает эти отношения, причиняет вред государству, обществу, отдельным гражданам. Поэтому государство берет на себя обязанность охранять общественные отношения, основанные на этих принципах, устанавливает уголовную ответственность за посягательство на них. Предметом преступлений в сфере экономической деятельности может быть имущество (включая деньги и ценные бумаги), товарный знак, официальные документы (Государственный земельный кадастр, проспект эмиссии ценных бумаг, декларация о доходах) и т.д. В ряде составов предмет преступления как определенный материальный субстрат отсутствует. Например, предметом ст.171 УК РФ выступает предпринимательская деятельность, а ст.172 УК – соответственно банковская деятельность.
Объективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности, как правило, выражается в активных действиях. Так, активность субъекта предполагается при совершении незаконного предпринимательства (ст. 171), незаконной банковской деятельности (ст. 172), незаконного получения кредита (ст. 176), принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179), изготовления или сбыта поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187), контрабанды (ст. 188) и других деяний.
Путем бездействия совершаются такие преступления в сфере экономической деятельности как злостное уклонения от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК), невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193); некоторые формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности (ст. 169) и уклонение граждан и юридических лиц от уплаты налогов и страховых взносов (ст. ст.198, 199, 1991, 1992). Обязательным признаком объективной стороны является способ совершения преступления. Чаще всего он представляет собой определенную операцию или сделку.
Такая законодательная конструкция обусловлена тем, что сделка в условиях рынка выступает основной формой регулирования имущественных отношений между субъектами экономической деятельности. Посредством сделки могут совершатся такие преступления как контрабанда (188) и легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем (ст.174), незаконная предпринимательская (ст.171) и банковская деятельность (ст.172), уклонение от уплаты налогов и страховых взносов (ст.199) или таможенных платежей (194), преступления, связанные с банкротством (ст.ст. 195, 196, 197) и иные деяния. Особенностью таких преступлений является то, что они представляют собой внешне законную экономическую деятельность. И в этом заключается основная трудность их обнаружения и раскрытия. Законодательные конструкции признаков объективной стороны преступлений в сфере экономической деятельности представлены также формальными и материальными составами. Формальными составами являются: воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 169), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174), нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм (ст. 181), контрабанда (ст. 188), незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191) и другие. Они считаются оконченными с момента совершения действий, указанных в диспозиции нормы закона.
Другая часть преступлений в сфере экономической деятельности представлена материальными составами. К ним относятся: лжепредпринимательство (ст. 173), заведомо ложная реклама (ст. 182), злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), преднамеренное и фиктивное банкротство (ст. 196 и ст. 197) и другие. При расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о таких преступлениях требуется установить не только само деяние, но и наступившие последствия в виде, как правило, крупного ущерба, а также причинную связь между деянием и последствиями.
Сложности в отграничении сферы действия гражданского и уголовного законодательства. В некоторых случаях в связи с погра- ничностью гражданско-правовых и уголовных отношений происходит подмена гражданско-правовых способов защиты нарушенных прав уголовно-правовыми, или наоборот [1, с. 43].
Путаница и бессистемность в изложении норм гражданского и уголовного законодательства, регламентирующих различные экономические процессы и явления. К сожалению, сотрудники правоохранительных органов не имеют достаточных знаний в указанных областях; а изучение необходимых в таких случаях документов требует значительных затрат времени.
Высокая теоретическая и практическая подготовленность лиц, совершающих экономические преступления в сфере, в которой функционирует предприятие-жертва (в отличие от следователей и других сотрудников правоохранительных органов), так как указанные лица, как правило, имеют большой опыт работы в данной сфере и соответственно в реализации преступных схем.
Умышленное нарушение правильности ведения бухгалтерского учета на предприятии, уничтожение, фальсификация бухгалтерских документов.
Необходимость получения сотрудниками правоохранительных органов консультаций у различных специалистов, обладающим опытом работы в сфере, что и предприятие-жертва, предприятие, руководство (рабочий персонал) которого совершили преступление, для тщательного уяснения всех экономических, технологических, производственных механизмом работы предприятия. Это необходимо для понимания, было ли данное предприятие рентабельно, экономически- эффективно на момент совершения криминальных действий в отношении него (каким образом, за счет чего, получало прибыль, реализовывало продукты труда, какие имело кредитные обязательства, были ли они изначально обеспечены и т.д.). Такими лицами могут быть также наиболее опытные сотрудники предприятия-банкрота или других предприятий, функционирующих в интересующей сфере.
Во многих субъектах Российской Федерации, как показывает статистика, ежегодно число выявленных фактов незаконного предпринимательства и соответственно, число возбужденных уголовных дел по факту незаконного предпринимательства идет на убыль. В рамках исследования во второй главе попытаемся решить следующие задачи:
- — выявить особенности возбуждения уголовного дела по факту незаконного предпринимательства;
- — рассмотреть тактические особенности проведения отдельных следственных действий на первоначальном этапе;
- — рассмотреть особенности проведения последующих следственных действий.
В результате технологических инноваций, расследование такого незаконного деяния сопровождается с серьезными трудностями, одной из проблем является заковыристость случаев в уголовно-правовой квалификации, к тому же следует добавить, что формы совершения незаконного предпринимательства не только не уменьшились, но ежегодно набирают темп. При этом незаконное предпринимательство — это явление, которое присуще любому типу экономики, частный случай более общего явления, а именно теневой экономики.
Уголовное право, исполнение наказания — Прокуратура Иркутской области
Возбуждение уголовного дела является начальной самостоятельной стадией уголовного процесса, в ходе которого устанавливаются поводы и основания для возбуждения уголовного дела.
Согласно уголовно-процессуальному закону (ст. 140 ч. 1 УПК РФ) поводами для возбуждения уголовного дела являются заявление о преступлении, письменное или устное. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Заявление о явке с повинной, т.е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении отнесено законодателем к самостоятельному поводу для возбуждения уголовного дела.
Также служат поводом для возбуждения уголовного дела сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников и постановление прокурорао направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Другой комментарий к статье 146 УПК РФ
1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).
2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.
Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).
3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.
4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).
5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.
6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 — 14 к ст. 476 УПК.
7. Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица (см. коммент. к ст. 46).
8. Уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица в случаях, когда фактические данные преступления указывают на совершение деяния этим лицом (неуплата алиментов, сведения о взятке, о злоупотреблении служебным положением и т.д.). В Определении Судебной коллегии ВС РФ от 28.02.2006 N 46-дп05-77 по делу К. было указано, что судебные решения по делу о злоупотреблении должностными полномочиями оставлены без изменения, поскольку для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 УК, установление конкретного должностного лица, занимающего государственную должность и допустившего злоупотребление и превышение, является обязательным, а возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления неопределенным кругом лиц является незаконным.
9. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, незамедлительно направляется прокурору вместе с материалами, указанными в ч. 4 комментируемой статьи. О форме постановления об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела см. приложение 22 к ст. 476 УПК.
10. В случае, если решение о возбуждении было принято преждевременно, по недостаточно проверенному материалу и имеется возможность провести дополнительные проверочные действия в пределах срока, установленного законом, прокурор возвращает материалы для дополнительной проверки с тем, чтобы собрать достаточные данные для возбуждения уголовного дела или обоснованного отказа в этом. Срок такой проверки — не более 5 суток.
11. О порядке возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и некоторых других лиц см. коммент. к ст. 448.
Заключение судебной коллегии областного суда о наличии в действиях депутата областной Думы признаков состава преступления изменено с исключением из него указания на состав преступления и включением в него указания о признаках преступления, поскольку судебная коллегия ошибочно дала заключение о наличии признаков состава преступления, так как признаки состава преступления являются более широким понятием, чем признаки преступления (Определение ВС РФ от 30.06.2005 N 72-о05-21).
Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Процессуальная деятельность, направленная на решение непосредственных задач стадии возбуждения уголовного дела в уголовно процессуальном законе, обозначена юридическим понятием «рас смотрение сообщения о преступлении».
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения ОРМ руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить указанный срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Срок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении исчисляется со дня его регистрации в органе дознания или предварительного следствия до дня вынесения постановления о принятом решении о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поступившее сообщение о преступлении подлежит обязательной регистрации и учету. Формы единой государственной системы регистрации и учета преступлений устанавливаются постановлением Росстата. Сокрытие преступлений от регистрации и учета рассматривается как грубое нарушение законности.
Если сообщение о преступлении поступило в форме заявления, то заявителю обязательно должен быть выдан документ с указанием данных о должностном лице, принявшем заявление либо отказавшем в его приеме, а также о дате и времени его принятия (отказа в приеме) (ч. 4 ст. 144 УПК). Отказ в приеме сообщения о преступлении выступает как бездействие руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, органа дознания, и поэтому подобный отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124, 125 УПК.
Сообщение о преступлении подлежит проверке, результаты которой оформляются в зависимости от вида сообщения протоколом (заявление, явка с повинной) или рапортом (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников). Проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении представляет собой изучение материалов, представленных заявителем, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении, установление личности заявителя, уточнение обстоятельств, от которых зависит принятие решения о направлении заявления по подследственности. При необходимости могут быть получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребованы и изъяты документы и предметы, назначена судебная экспертиза и получено заключение эксперта, произведены осмотр места происшествия, документов, трупов, освидетельствование, документальные проверки, ревизии, исследованы документы, предметы, трупы, дано органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ.
Подобная проверка может дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления, но не должна быть направлена на установление всех признаков состава преступления, так как это является целью расследования.
Объем проверочных действий, предшествующих возбуждению уголовного дела, может быть различен и зависит от конкретных обстоятельств дела. Проверочные действия проводятся в срок, установленный уголовно-процессуальным законом. Полученные в результате проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств, если они получены в соответствии с требованиями, предусмотренными гл. 10 УПК. Доказательства, полученные с нарушением требований УПК, в соответствии со ст. 75 УПК являются недопустимыми.
Результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, запрещены к использованию в процессе доказывания.
Вид сообщения о преступлении (заявление, явка с повинной, сообщение, полученное из иных источников, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) обусловливает некоторые особенности его принятия, проверки и разрешения.
Особенности рассмотрения заявления о преступлении. Порядок принятия заявления о преступлении регламентирован ст. 141 УПК. В соответствии с ч. 1 ст. 141 УПК допускается подача заявления как в устной, так и в письменной форме. Обязательным условием признания законности письменного заявления выступает подписание его заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК). Кроме того, письменное заявление должно со держать фамилию, имя, отчество заявителя, адрес места его жительства. Письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учреждения или организации, помимо подписи этого лица, должно иметь соответствующий штамп (печать).
Порядок принятия устного заявления регламентирован ч. 3—6 ст. 141 УПК. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Порядок составления протокола регламентирован ст. 166, 167 УПК. Если устное сообщение сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или в протокол судебного заседания. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Заявления о признаках преступлений частно-публичного обвинения, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК, принимаются только от потерпевшего или его законного представителя (ч. 3 ст. 20 УПК).
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа не вправе отказать в приеме заявления по мотивам не достаточности сообщаемых сведений или неподследственности. В первом случае должностное лицо, к которому поступило такое за явление, должно принять меры к уточнению (пополнению) сообщенных сведений путем подробного опроса заявителя и составления протокола заявления. Во втором случае оно должно направить заявление по подследственности или подсудности, приняв одновременно меры к предотвращению или пресечению преступления, а также сохранению его следов.
В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК анонимное заявление не является поводом к возбуждению уголовного дела. Однако это не исключает проверки анонимного заявления в порядке административной деятельности. При подтверждении в результате проверки анонимного за явления достоверности содержащихся в нем сведений о преступлении лицо, проводившее проверку, подает рапорт об обнаружении признаков преступления, который и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела. Аналогичным образом должны приниматься и заявления, сделанные по телефону, даже если гражданин назвал свою фамилию, имя, но при этом невозможно получить от него письменное заявление или подпись в протоколе о принятии устного заявления.
Процессуальные действия до возбуждения уголовного дела
Процессуальные действия, которые проводятся в ходе доследственной проверки, перечислены в статье 144 УПК РФ. К ним относятся:
- осмотр места происшествия, документов и пр.;
- получение объяснений;
- получение образцов для сравнительного исследования;
- истребование документов и предметов, изъятие их в порядке, установленном УПК РФ;
- назначение необходимых судебных экспертиз, участие в их производстве и получение заключений эксперта в разумный срок;
- освидетельствование;
- производство документальных проверок, ревизий, исследований документов и пр., привлечение к участию в этих действиях специалистов;
- направление органу дознания обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.