Есть вопросы в области бюджетного учета?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Есть вопросы в области бюджетного учета?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный вид операций на практике встречается крайне редко. Причиной этого является обязанность учреждений детализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность в бухгалтерском учете по статьям КОСГУ. Кроме того, до 1 января 2011 г. все доходы учреждений признавались неналоговыми доходами бюджета и поэтому должны были формироваться именно в денежной форме .
Удержание непогашенных подотчетных сумм
Кассовые расчеты по подотчетным суммам отражаются в бухгалтерском учете учреждения в следующем порядке:
- кассовым расходом денежных средств признается операция по получению этих средств с лицевого счета для выдачи их под отчет (Д-т 0 201 34 510, К-т 0 201 11 610) ;
- фактическое расходование подотчетных сумм показывается в бухгалтерском учете записью: Д-т 0 109 00 000, К-т 0 208 00 660 на сумму, утвержденную в авансовом отчете;
- при неполном использовании полученных подотчетных сумм они сдаются в кассу учреждения, что отражается записью: Д-т 0 201 34 510, К-т 0 208 00 660 с последующим переводом этих денежных средств на лицевой счет (Д-т 0 201 11 510, К-т 0 201 34 610).
Нормативное регулирование
В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных данным Законом).
Согласно пункту 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), для отражения органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций, осуществляемых в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений, иных некоммерческих организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, в части операций с собственными средствами учреждения (организации) (КФО 2), средствами во временном распоряжении (КФО 3) и субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания (КФО 4), учитываемых на лицевом счете учреждения (организации), применяется единый КФО — 8 (средства некоммерческих организаций на лицевых счетах).
Для учета операций, осуществляемых с данными средствами, в органах Федерального казначейства открываются и ведутся следующие виды лицевых счетов:
- 20 — лицевой счет бюджетного учреждения;
- 30 — лицевой счет автономного учреждения.
Проведение кассовых операций за счет средств бюджетных и автономных учреждений осуществляется органами Федерального казначейства, финансовыми органами от имени и по поручению учреждений в пределах остатка средств, поступивших учреждениям. Именно для большего маневра в использовании средства из разных источников учитываются на одном лицевом счете.
В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) в бухгалтерском учете операции по временному заимствованию средств из одного источника для проведения кассовых операций другого источника отражаются в корреспонденции со счетом 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» (см. письмо Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 (Пример 4), письмо Минфина России № 02-02-04/67438, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-805 от 25.12.2014 (с изменениями от 03.02.2015)).
Для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» даже предусмотрено временное заимствование с отдельных счетов автономного учреждения (открываются для расходов по средствам целевых субсидий (КФО 5) и субсидий на капитальные вложения (КФО 6)): средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности, и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ (п. 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Бухгалтерские записи по отражению временного заимствования средств из иного источника приведены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н:
Оформление взаимозачета в муниципальном бюджетном учреждениив момент перевода (получения) средств контрагентам (учреждению) или снятия их с лицевого счета. Если же в дальнейшем учреждение, по каким-либо причинам, получает имущество, работы и услуги, отличные от фактически оплаченных, то возникают риски искажения показателей бухгалтерской отчетности как самого учреждения, так и обслуживающих его финансовых органов и органов федерального казначейства. В соответствие с требованиями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом № 33 Минфина РФ от 25.03.2011 суммы зачтенных встречных требований отражаются в графе 8 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 05030737): по доходной части – в разделе 1 «Доходы учреждения» по строке, соответствующей статье КОСГУ по доходам учреждения со знаком «плюс»; по расходной части – в разделе 2 «Расходы учреждения» по строке, соответствующей статье КОСГУ по соответствующим расходам учреждения. Таким образом, в результате применения некассовых операций, соответствующие кассовые доходы и кассовые расходы учреждения приводятся в соответствие с фактическими доходами и расходами. 1. Статья: Бюджетное учреждение может проводить взаимозачет Вправе ли бюджетное учреждение оформлять взаимозачеты с контрагентами? Отвечает В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету и налогообложению Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Взаимозачет в бюджетном учреждении проводкиЕсть ли судебная практика? Заказчиком выступает ГУП Уже ближе к истине. Для проведения взаимозачета составляется акт сверки взаимной задолженности (соглашение о зачете взаимных платежей в (городской, районный) бюджет и ассигнования из (городского, районного) бюджета -приложение 1) в 4-х экземплярах, если число участников зачета равно 2. Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 11 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 26 000 руб., НДС 3966 руб. В том случае если клиент не уведомлен, он имеет возможность в исковом порядке взыскать нужную сумму долга. Прецедент взаимозачета отображается в книге учета согласно акту. Все доходы они перечисляют в бюджет. А при взаимозачете доход в бюджет не поступит. Расходная часть бюджета также уменьшится на сумму задолженности контрагенту. На деле произойдет взаимозачет между доходной и расходной частями бюджета. Однако Бюджетный кодекс РФ такой порядок исполнения бюджета не предусматривает. Поэтому проводить взаимозачет получатели бюджетных средств не могут. Аналогичным образом оформляется взаимозачет с контрагентом-покупателем. Для этого нужно указать следующие реквизиты: вид операции – выбрать «Зачет задолженности», зачесть задолженность – выбрать «Покупателя», в счет задолженности – «Нашей организации перед покупателем». Срок исковой давности может прерываться. Вопрос №1. 17.08.17 ООО «Смарт» отгрузил АО «Корпус» партию товара (оплата в долларах США по курсу на дату отгрузки). 28.08.17 «Корпус» выполнил для «Смарта» подрядные работы (оплата в евро по курсу на дату составления акта выполненных работ). По состоянию на 01.09.17 ни одна из сторон не оплатила за полученные товары, оказанные услуги, в связи с чем стороны договорились о зачете взаимных требований. 04.09.17 стороны произвели взаимозачет суммы, которая была рассчитана в рублях по курсу на дату зачета. Остаток долга «Смарт» перечислил «Корпусу» в безналичной форме. Правомерны ли действия сторон, описанные в данной ситуации? Стороны не имели права производить взаимозачет, так как в данном случае нарушено правило однородности требования, а именно нельзя зачесть обязательства оплаты, выраженные в разных валютах. В общем порядке можно зачесть суммы, выраженные в одинаковой валюте (рубли, евро, доллары, фунты стерлинги, т.п.). Также взаимозачету подлежат обязательства в случае, если таковые выражены в условных единицах, при этом значение единицы у каждой стороны равно между собой. Вопрос №2. Согласно требованию, АО «Корт» обязуется возместить ущерб, нанесенный ООО «Комплекс» в сумме 12.330 руб. При этом «Комплекс» является дебитором «Корта» (сумма задолженности – 10.540 руб.). На основании договоренности о взаимозачете, «Корт» возместил ущерб в сумме 1.790 руб. (12.330 руб. – 10.540 руб.), остаток суммы признан сторонами зачтенным. Правомерны ли действия сторон, описанные в данной ситуации? Согласно действующему законодательству, не подлежат зачету суммы средств, оплачиваемые в качестве возмещения вреда и/или причиненного ущерба. Таким образом, договоренность о взаимозачете между АО «Корт» и ООО «Комплекс» признается недействительной. Взаимозачет в 1С 8.3 между организациямиСумма задолженности при совершении операции взаимозачёта бывает дифференцированной. В случае неодинакового значения величины долга зачёт будет проведён по минимальной сумме. Тогда один контрагент гасит всю задолженность, а второй только частично. Ст. 410 ГК РФ предусматривает возможность погашения обязательств компаний друг перед другом с помощью взаимозачёта. В этой статье указаны требования, являющиеся обязательными для осуществления зачёта:
Зачёт обоюдных обязательств фирма вправе провести двумя способами:
Ст. 410 ГК РФ предусматривает возможность осуществления взаимозачета по запросу какой-либо из компаний. Документы для зачёта:
Электронная подпись за 1 час для:Зачет встречных требований — это способ прекращения (полностью или частично) уже существующих взаимных обязательст в ст. 410 ГК РФ . Как правило, это взаимная денежная задолженность. С неоднородными требованиями дело обстоит иначе. К примеру, организация «Альфа» имеет задолженность по оплате перед организацией «Бета» по договору купли-продажи. «Бета», в свою очередь, по договору подряда должна выполнить ремонтные работы для «Альфы». Такие обязательства будут встречными, но не однородными, поскольку по одному договору возникли денежные требования, а по другому — обязательства по выполнению работ. Следовательно, погасить взаимные требования зачетом в данном случае нельзя. Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин. Суды считают возможным, например, зачесть требования об оплате задолженности заказчика за выполненные работы и об уплате неустойки за нарушение подрядчиком сроков выполнения работ, ведь, несмотря на различную правовую природу, эти требования являются денежными, то есть однородным и Постановление Президиума ВАС от 19.06.2012 № 1394/12 . В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ государственные (муниципальные) контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд. Как отразить в учете бюджетного учреждения взаимозачет задолженностей, если организациями принято обоюдное решение о проведении зачета? Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров. Обязательства признаются однородными, если они предполагают одинаковый способ их погашения. И выражены в одной валюте. Условие о том, что взаимозачет возможен в отношении однородных встречных требований, содержится в статье 410 Гражданского кодекса РФ. Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы: Расчет нормы ГСМ Узнайте верный КБК Учетная политика для госсектора Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы Основным нормативным документом, который устанавливает порядок функционирования бюджетного учреждения, является Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 Гражданского кодекса РФ. Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ не содержат запрета на осуществление зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право производить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях . Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем. Погашение взаимной задолженности между государственными (муниципальными) учреждениями и их контрагентами путем зачета встречных требований на практике осуществляется крайне редко. Объясняется это тем, что основным источником проблем в отражении некассовых операций в бухгалтерском учете и отчетности государственных (муниципальных) учреждений является установленная для этих учреждений необходимость детализации всех доходов и расходов по статьям КОСГУ, а также жесткая привязка в их бухгалтерской отчетности всех операций, связанных с движением имущества и затрат. Причем, учитывая сквозной характер показателей аудита бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающий строгую взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности различных учреждений с соответствующими показателями отчетности вышестоящих финансовых органов и органов кассового исполнения соответствующих бюджетов, отнесение операций на тот или иной код КОСГУ осуществляется в основном кассовым методом, т.е. в момент перевода (получения) средств контрагентам (учреждению) или снятия их с лицевого счета. Если же в дальнейшем учреждение, по каким-либо причинам, получает имущество, работы и услуги, отличные от фактически оплаченных, то возникают риски искажения показателей бухгалтерской отчетности как самого учреждения, так и обслуживающих его финансовых органов и органов федерального казначейства. В соответствие с требованиями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом № 33 Минфина РФ от 25.03.2011 суммы зачтенных встречных требований отражаются в графе 8 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 05030737): по доходной части – в разделе 1 «Доходы учреждения» по строке, соответствующей статье КОСГУ по доходам учреждения со знаком «плюс»; по расходной части – в разделе 2 «Расходы учреждения» по строке, соответствующей статье КОСГУ по соответствующим расходам учреждения. Таким образом, в результате применения некассовых операций, соответствующие кассовые доходы и кассовые расходы учреждения приводятся в соответствие с фактическими доходами и расходами. С учетом базовых требований Инструкции к Единому плану счетов № 157н, некассовые операции по зачету встречных требований в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации можно отразить так: Дебет 2 205 71 560 Кредит 2 401 10 172 — отражена задолженность контрагента перед учреждением по доходам от реализации основного средства; Дебет 2 105 хх 340 Кредит 2 302 34 730 — отражена задолженность учреждения перед контрагентом за материалы; Дебет 2 302 34 830 Кредит 2 205 71 660 — на основании акта сверки взаиморасчетов и решения сторон указанная взаимная задолженность погашается зачетом встречных требований. Можно выделить следующие формы взаимного расчета:
Процедура осуществляется на основе Акта зачета обоюдных требований. В законе не оговорена форма этого документа, а потому она может быть разработана самим предприятием. Оформление взаимозачета в муниципальном бюджетном учрежденииОсновным нормативным документом, который устанавливает порядок функционирования бюджетного учреждения, является Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 Гражданского кодекса РФ. Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ не содержат запрета на осуществление зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право производить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях . Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем. Погашение взаимной задолженности между государственными (муниципальными) учреждениями и их контрагентами путем зачета встречных требований на практике осуществляется крайне редко. Объясняется это тем, что основным источником проблем в отражении некассовых операций в бухгалтерском учете и отчетности государственных (муниципальных) учреждений является установленная для этих учреждений необходимость детализации всех доходов и расходов по статьям КОСГУ, а также жесткая привязка в их бухгалтерской отчетности всех операций, связанных с движением имущества и затрат. Причем, учитывая сквозной характер показателей аудита бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающий строгую взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности различных учреждений с соответствующими показателями отчетности вышестоящих финансовых органов и органов кассового исполнения соответствующих бюджетов, отнесение операций на тот или иной код КОСГУ осуществляется в основном кассовым методом, т.е. Отражение бюджетного учреждения взаимозачет произведенных расходов.В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:
Каждая проводка подтверждается первичкой. Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:
Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов. Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:
Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС. Проведение зачета возможно только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:
Если срок встречного требования еще не наступил, то взаимозачет будет возможен только в тех случаях, которые предусмотрены законом. Если требования сторон не являются однородными, либо не наступил срок исполнения одного из них, то проведение взаимозачета возможно исключительно по соглашению сторон. Под однородными понимают обязательства, которые имеют выражение в единой валюте и предполагают одинаковый способ погашения. К однородным можно отнести обязательства, связанные с исполнением условий разных договоров и предполагающих одинаковые способы погашения. Это могут быть договоры подряда и купли-продажи, которые заключены между одними организациями. Например, стадии подписания договоров предполагалась денежная форма расчетов, но так как соблюдены все необходимые условия, компании могут провести взаимозачет. В этом случае обязательства покупателя будут зачтены в счет обязательств заказчика. Важно! Если по одному договору обязательства имеют натуральное выражение, а по второму – денежную форму, то признать их однородными не получится. В качестве однородных также нельзя будет признать требования, одно из которых имеет рублевое выражение, а другое – в иной валюте. Особенности составления актаЗаконодательством не предусмотрена единая форма для акта взаимозачёта. Его можно составить в свободной форме посредством компьютерной печати или от руки, соблюдая общие требования, предъявляемые к договорам. Преамбула акта В преамбулу документа должны входить стандартные для всех договоров позиции, а именно:
Преамбула акта должна выглядеть следующим образом: Г. Курган апреля 2024 года ОАО «Фифти-Фифти» ИНН 763478923467 ОГРН 1368684567987 в лице старшего юриста Пучкова Клима Александровича, действующего на основании генеральной доверенности от 01.04.2024 г., с одной стороны, и ООО «БанкЛейбл» ИНН 456781234564 ОГРН 5367890345676 в лице ген. Директора Пирожкова Артура Тиграновича, действующего на основании Устава, с другой стороны, в свою очередь, составили акт взаимозачёта о нижеследующем: Основная часть документа В основной части акта участникам договора необходимо указать следующие моменты:
Суммы, указываемые в акте, следует расшифровать в буквенном виде. Такое написание имеет больший юридический вес и поможет избежать банальной опечатки. Зачёт может быть произведён не в полном, а лишь в частичном объёме. В таком случае контрагентам следует указать сумму, которая была зачтена настоящим актом, и остаток по основному долгу с указанием срока его погашения. Акт составляется в количестве двух экземпляров, что также необходимо отметить в документе. По одной копии для каждого из контрагентов. Экземпляры имеют идентичную юридическую силу. Далее отмечается сумма зачёта производимых требований. Чтобы запустить процесс взаимозачета, потребуется создать новый документ. Для этого в открывшейся форме нужно внести следующие данные: 1. В первую очередь, необходимо найти поле «Организация» и обозначить там свою компанию. 2. Далее, нужно выбрать подходящий вариант в строке «Вид операции». Если оформляется взаимозачет по разным договорам (продажа товара и предоставление услуг), но с одной и той же компанией, нужно указать «Зачет задолженности». 3. В строке «Зачесть задолженность», выбрать вариант «Поставщику». Но если требуется не гасить свой долг, а принимать погашение чужого посредством взаимозачета, то стоит выбрать пункт «Покупателя». 4. Далее, в нижней строке «В счет задолженности» можно выбирать нужный вариант. Подходящим будет значение «Поставщика перед нашей организацией». Похожие записи: |