Коллективные переговоры: понятие, основные принципы и порядок проведения.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коллективные переговоры: понятие, основные принципы и порядок проведения.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заключению коллективного договора на предприятии предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке, условиям заключения и изменения коллективного договора. Инициатором этих переговоров может выступить любая из сторон, причем другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в 7-дневный срок к ним приступить. Указанное письменное уведомление представляется в течение 3 месяцев до окончания срока действия прежнего договора либо в другие сроки, предусмотренные им.
Виды соглашений и их участники
Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 Закона определены пять основных видов соглашений:
— генеральное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской федерации на 2000-2001 годы заключено 16 декабря 1999 года;
— региональное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации;
— отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);
— профессиональное тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий;
— территориальное соглашение — устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.
Кроме того, соглашения по договоренности сторон могут быть двухсторонними и трехсторонними. Состав участников соглашения зависит от уровня заключаемых соглашений. Например, генеральное соглашение заключается исключительно на федеральном уровне с участием Правительства РФ. Региональное и территориальное соглашения — только соответственно на уровне субъектов РФ или административно-территориальных образований в их составе. Отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения могут заключаться на федеральном уровне или на уровне субъектов РФ.
В соответствии со ст. 19 Закона участниками соглашений могут быть:
— генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации;
— отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития РФ;
— профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду;
— регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;
— отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ;
— территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.
Комментарии к ст. 37 ТК РФ
1. Коллективные переговоры ведутся в целях урегулирования социально-трудовых отношений. Стороны свободны в выборе предмета переговоров в рамках социально-трудовых отношений.
2. Рекомендация N 129 МОТ «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» (1967 г.) предлагает работодателям и работникам признать важность атмосферы взаимопонимания и доверия на предприятии, которая благотворна как для эффективной деятельности предприятия, так и для работников. Создание такой атмосферы должно облегчаться путем быстрого распространения возможно более полной и объективной информации о различных аспектах жизни предприятия и социальных условиях работников. В целях создания такой атмосферы администрация должна после консультаций с представителями работников принять соответствующие меры для установления эффективной связи с работниками и их представителями.
Эффективная связь подразумевает, что администрация сообщает о намерении принять важное решение, и заинтересованные стороны проводят консультации.
Осуществление связи не должно подрывать свободу объединения; наносить ущерб свободно избранным представителям работников или их организациям или ограничивать функции органов, представляющих работников в соответствии с национальным законодательством.
Организации работодателей и работников должны проводить взаимные консультации и обмен мнениями в целях рассмотрения мер, которые следует принять для поощрения и обеспечения политики связей и ее эффективного применения.
Любая политика связей должна быть приспособлена к характеру данного предприятия с учетом его размера, состава и интересов рабочей силы.
В организации должна обеспечиваться надежная двусторонняя связь: а) между представителями администрации (глава предприятия, начальник цеха, мастер и т.д.) и работниками; б) между главой предприятия, начальником отдела кадров или любым другим представителем высшего руководящего состава и представителями профсоюзов или другими лицами, на которых в соответствии с законодательством или практикой страны или коллективными договорами возложена задача представлять интересы работников на предприятии.
В случаях, когда администрация желает передать информацию через представителей работников, последним, если они согласны на это, должны предоставляться средства быстрого и полного сообщения такой информации заинтересованным работникам.
Средствами связи, в частности, могут быть:
а) совещания для обмена мнениями и информацией;
б) сообщения, предназначенные для определенных групп работников (например, бюллетени мастеров и справочники по вопросам политики в области кадров);
в) массовые средства (например, журналы и газеты предприятия, циркуляры и информационные, ознакомительные листки, доски объявлений, годовые или финансовые отчеты, представляемые в понятной для всех работников форме, письма, посылаемые трудящимся, выставки, посещения предприятия, фильмы, диапозитивы, радио и телевидение);
г) формулирование мнения по вопросам, касающимся деятельности предприятия. Характер информации, подлежащей передаче, и ее форма должны определяться таким образом, чтобы содействовать достижению взаимопонимания относительно проблем, порождаемых сложной деятельностью предприятия.
Предоставляемая администрацией информация должна в зависимости от своего характера быть адресована либо представителям работников, либо работникам и по мере возможности включать все интересующие работников вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению работников в настоящее время и в будущем, при условии что передача такой информации не причинит ущерба сторонам.
Администрация должна предоставлять информацию относительно:
а) общих условий занятости, включая условия найма, перевода и увольнения;
б) описания обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и места конкретной работы в структуре предприятия;
в) возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по службе на предприятии;
г) общих условий труда;
д) правил техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
е) процедуры рассмотрения жалоб, а также практики их применения;
ж) социально-бытового обслуживания персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, питание, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.);
з) социального обеспечения или социальной помощи, существующих на предприятии;
и) государственного социального обеспечения, распространяющегося на работников в силу того, что они работают на предприятии;
к) общего положения предприятия и перспектив или планов его дальнейшего развития;
л) разъяснения решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников на предприятии;
м) методов консультаций, дискуссий и сотрудничества между администрацией и ее представителями, с одной стороны, и работниками и их представителями — с другой.
Защита интересов сторон
Как мы говорили выше, интересы работодателя при проведении коллективных переговоров представляет любой человек или организация, которые не имеют финансовой или политической поддержки со стороны руководителя. Это необходимо для того, чтобы после принятия документа его правильно узаконили с учетом равноправия всех сотрудников.
Коллективный договор должен быть зарегистрирован в течение недели после его принятия и подписания. Отметим, что регистрацию нельзя запретить или отменить, потому что она должно быть осуществлена, даже если в самом тексте были найдены какие-то опечатки. Также в течение недели комиссия, которая контролировала ведение переговоров, должна тщательно изучить все условия принятого акта для того, чтобы найти какие-то моменты или аспекты, которые тем или иным способом могут ухудшать положение сотрудников. Вся информация должна быть сообщена каждой стороне. В результате может быть принято решение еще одного собрания с целью формирования новых принципов, которые будут устраивать каждую из сторон.
Участие в переговорах и гарантии с компенсациями для заинтересованных лиц
Коллективные переговоры организуют, опираясь на статью 39 ТК РФ. Помимо самих заинтересованных сторон, процедура допускает участие посредников, специалистов и экспертов. У всех этих лиц есть право на гарантии с дополнительными компенсациями, описанными на законодательном уровне.
Следующие гарантии обеспечивают успешное проведение мероприятия в любых условиях:
- Сохранение заработной платы на указанный период.
- Освобождение от основной работы на время этой процедуры. Не больше, чем на три месяца.
Всем лицам гарантирована компенсация любых затрат, связанных с участием в переговорах. Размеры и источники компенсаций определяются на нескольких основаниях:
- соглашение;
- коллективный договор;
- законодательство.
Приглашающая сторона обычно оплачивает услуги экспертов и любых посредников. Исключение – когда важные документы предусматривают другие условия.
Все работники, принимающие в процессе непосредственное участие, могут рассчитывать на оформление дополнительных гарантий. Например, представителей коллектива нельзя подвергать дисциплинарным взысканиям, пока проходит мероприятие. Запрет распространяется на увольнение, переводы на другие должности. Увольнение допустимо, только если доказано, что гражданин совершил серьезный проступок, допускающий применение наказаний.
Понятие и значение коллективного договора
Коллективные договоры в России стали заключаться в начале XX века. В зависимости от социально — экономической политики, проводимой государством, общественных потребностей, идеологических установок они выполняли различные общественные функции. Например, с 1947 до начала 70-х годов коллективный договор рассматривался как инструмент выполнения плана, способ участия трудящихся в управлении предприятием.
В действующем законодательстве, напротив, подчеркивается нормативное значение этого акта. Несмотря на то, что по традиции коллективный договор наряду с нормативной включает в себя обязательственную часть, в современных условиях на первое место выступают правовые нормы, установленные в договорном порядке. Коллективный договор становится одним из важнейших источников трудового права. Это прямо указано в законе. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года «О коллективных договорах и соглашениях» коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально — трудовые отношения. Он заключается работодателем и работниками организации, филиала, представительства после проведения коллективных переговоров. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации . — М.: Дело, 2003. — С. 139..
Гарантии и компенсации на время проведения коллективных переговоров
Важно! Если во время проведения коллективных переговоров потребовалось присутствие экспертов и посредников, их услуги оплачиваются со стороны инициатора переговоров.
Коллективные переговоры требуют временных, финансовых и эмоциональных затрат, а потому правительством предусмотрен ряд преференций для представителей сторон:
- сотрудников нельзя увольнять, переводить на другие должности и привлекать к дисциплинарным взысканиям во время проведения переговоров (кроме случаев, регламентируемых трудовым законодательством);
- работники освобождаются на время ведения переговоров от всех основных обязанностей, получая при этом средний заработок.
Этапы ведения коллективных переговоров
Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.
Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.
1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:
- если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
- если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
- профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
- если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.
2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.
3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:
- порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
- обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
- вопросы взаимной ответственности и др.
4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.
5 этап. Обсуждение проекта колдоговора, то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.
6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.
Как протоколируются коллективные переговоры
Коллективные договоры должны фиксироваться документально, поскольку процедура их проведения регламентирована законом. Во время ведения переговоров оформляется протокол, включающий в себя следующие сведения:
- регистрационный номер протокола;
- название заседания;
- время и дата ведения переговоров;
- состав комиссии (фамилии, имена, отчества, должности);
- повестка дня;
- выступающий по каждому вопросу;
- принятое решение по каждому вопросу;
- количество голосов «за» и «против» (в случае проведения голосования) по всем вопросам в отдельности;
- подписи участников (по окончании ведения переговоров).
Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы. Для этого работодатель должен издать приказ. Унифицированной формы такого приказа не предусмотрено, поэтому он составляется в произвольной форме с обязательным указанием сотрудников, которые освобождаются от работы, а также срока такого освобождения. Дни освобождения от работы в связи с участием в коллективных переговорах обязательно фиксируются в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы Т-12, Т-13) буквенным обозначением «Г» или цифровым «23».
За работниками, участвующими в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 ТК РФ).
К сведению.
Оплату услуг экспертов, специалистов и посредников производит приглашающая сторона, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, не могут быть:
— подвергнуты дисциплинарному взысканию;
— переведены на другую работу по инициативе работодателя;
— уволены по инициативе работодателя.
Однако, чтобы исключить злоупотребление правом со стороны работника, участвующего в переговорах, законодатель установил, что уволить работника все же можно, но только за совершение проступка. То есть увольнение по сокращению или в связи с ликвидацией возможно только с согласия профсоюзной организации, а вот прекращение трудовых отношений ввиду прогула, совершения аморального поступка или кражи правомерно и без такового.
Коллективные переговоры в трудовом праве – нормативы ТК РФ
Как и многие другие вопросы, связанные с практической имплементацией законодательства в сфере взаимоотношений трудящихся и работодателей, коллективные переговоры в трудовом праве регулируются положениями ТК РФ. В частности, оказывают влияние на данный аспект деятельности следующие статьи этого документа:
- Ст.36. Положения означенной статьи регулируют общие принципы ведения коллективных переговоров. Они закрепляют право инициации их проведения за любой из сторон трудовых взаимоотношений и устанавливают основные сроки, используемые в данном аспекте, равно как и ограничения на участие в них.
- Ст.37. В нормативах данной статьи устанавливается непосредственно порядок ведения коллективных переговоров, определения представителей в них и обязанности сторон друг перед другом в рамках рассматриваемых взаимоотношений.
- Ст.38. Эта статья регламентирует разрешение возможных разногласий, проявляющихся в ходе ведения переговоров, и устанавливает общий порядок их разрешения в рамках коллективных трудовых споров.
- Ст.39. Принципы, которые изложены в этой статье, затрагивают вопросы компенсаций и гарантий для сторон, участвующих в коллективных переговорах.
Понятие коллективных переговоров в России тесно связано с понятием коллективного договора, более подробно о котором можно прочитать в отдельной статье.
О коллективных трудовых спорах в законодательстве
Поводом для такого спора становится ситуация, когда работодатель фактически отказывается принимать во внимание мнение профессионального объединения. Можно выбирать разные даты для инициации такого мероприятия:
- Когда подписан протокол разногласий, после проведения переговоров.
- Работодатель вынес решение, но не сообщил о нём подчиненным в указанный срок.
- День, когда сотрудники поставлены в известность относительно каких-либо отклоненных требований.
Сами разногласия еще нельзя назвать трудовым спором, потому как шанс на их урегулирование ещё остаётся между сторонами.
Спор оформляется, когда все способы прийти к компромиссу уже испробованы на практике, но не дали никаких результатов. Законодательство определяет стороны, которые могут участвовать в таком процессе.
Следующие лица наделены правом представлять руководство:
- организации профессиональных объединений;
- руководящие сотрудники;
- другие лица, наделенные соответствующими полномочиями.
Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы. Для этого работодатель должен издать приказ. Унифицированной формы такого приказа не предусмотрено, поэтому он составляется в произвольной форме с обязательным указанием сотрудников, которые освобождаются от работы, а также срока такого освобождения. Дни освобождения от работы в связи с участием в коллективных переговорах обязательно фиксируются в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы Т-12, Т-13) буквенным обозначением «Г» или цифровым «23».
За работниками, участвующими в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ст. 39 ТК РФ).
К сведению. Оплату услуг экспертов, специалистов и посредников производит приглашающая сторона, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, не могут быть:
— подвергнуты дисциплинарному взысканию;
— переведены на другую работу по инициативе работодателя;
— уволены по инициативе работодателя.
Однако, чтобы исключить злоупотребление правом со стороны работника, участвующего в переговорах, законодатель установил, что уволить работника все же можно, но только за совершение проступка. То есть увольнение по сокращению или в связи с ликвидацией возможно только с согласия профсоюзной организации, а вот прекращение трудовых отношений ввиду прогула, совершения аморального поступка или кражи правомерно и без такового.
О праве на представительство
Первый шаг – принятие одним из участников решения относительно необходимости коллективных переговоров. Для реализации цели приглашают нескольких представителей. Руководство представлено работодателями либо другими лицами с соответствующими полномочиями. У сотрудников с выбором могут возникнуть проблемы, если не разобраться во всех нюансах.
Проведение тайного голосования, если профсоюз в компании не организован либо когда профсоюз есть, но в нём – менее 50% от всех сотрудников. В последнем случае тайное голосование проводят с целью дать право профсоюзу назначать представителей коллектива.
Профсоюз вправе самостоятельно выбирать членов, если в него входит более 50% всех подчинённых. В компаниях с несколькими действующими профсоюзами допустим сбор единого органа, отвечающего за выражение мнений на всех подобных мероприятиях.