УДО по статье 228: условно-досрочное освобождение в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УДО по статье 228: условно-досрочное освобождение в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Один из видов наказаний, которые суд назначает за совершение правонарушений, — исправительные и обязательные работы. Исправительные разрешены по месту основного трудоустройства или на стороннем предприятии, обязательные проходят на другом предприятии в свободное от основных занятий время.
Порядок приема осужденного сотрудника
Отбывание наказания предполагает прием осужденного на исправительные работы с выплатой зарплаты, обязательные осуществляются безвозмездно.
В решении суда указывают продолжительность трудоустройства в часах или месяцах.
Решение суда выполняет уголовно-исполнительная инспекция (УИИ). Она выдает человеку предписание о трудоустройстве. Место отбывания наказания инспекция согласует с органами местного самоуправления.
Граждан направляют на общественно важные виды производств:
- в дорожные службы;
- в организации дорожно-коммунального хозяйства;
- на производства легкой промышленности.
Почему стоит подавать на УДО через колонию
Ходатайство можно подавать двумя способами:
Через адвоката;
Через колонию.
Лучше выбрать второй, если с руководством налажен нормальный контакт. В особенности, если начальник и другие сотрудники готовы дать положительную характеристику.
В любом случае, при УДО нужно ориентироваться на Уголовный кодекс. 228 статья — не исключение. Также нужно ориентироваться на процессуальные и уголовно-исполнительные нормы, а также на практику.
Подавать ходатайство через колонию лучше тогда, когда бесплатный адвокат не настроен на работу. Если сразу очевидно, что он делает все “для галочки”, от его услуг лучше отказаться. При отсутствии средств на платного специалиста, ходатайство подается через колонию.
Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос
Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России
Для того, чтобы сотрудник УИИ имел возможность полноценно и качественно выполнять свои служебные обязанности по ведению контроля за осужденным имеет право навещать правонарушителя, контролировать поведение осужденного, как на работе, так и в условиях домашнего поведения и поведения в семье. Инспектор также вправе проводить расспросы коллег, работодателя осужденного, членов его семьи и близких, окружающих его людей. Это производится для того, чтобы максимально качественно определить поведение осужденного и понять: идет ли первый по пути исправления или продолжает разлагаться как личность, и возможен ли новый рецидив правонарушения.
ВНИМАНИЕ !!! В случае, если результаты опроса выявили отрицательные факторы поведения осужденного в период испытательного срока, то инспектор просто обязан в незамедлительном порядке принять соответствующие дисциплинарные меры. В качестве таких действий могут быть разъяснительные беседы, ужесточается график посещений и их периодичность. В особо тяжких случаях, то есть тогда, когда преступление было повторно произведено в период испытательного срока, инспектор вправе, путем направления в суд соответствующих документов, требовать отмены условного и применения реального наказания.
В случае, если преступник скрылся и прячется от исполнения наказания а также работ, в обязанности сотрудника УИИ входит проведение розыскных работ. Случается, что осужденному запрещено, на время течения судимости, занимать определенные должности. При этом, контроль за выполнением данного условия также ложится на плечи инспектора.
Применяются должностные обязанности инспекторов и к тем, кто получил отсрочку наказания лишения свободы. Такое возможно при условии, что осужденными становятся женщины в положении и те, которые имеют малолетних детей, мужчины, воспитывающие малолетних детей, у которых кроме них нет никаких других родственников и матери.
Намного больше и подробнее информацию по данной теме может раскрыть официальный сайт уголовно-исполнительной службы.
Поддержка освободившихся из мест заключения: как ее получить?
Нахождение в местах лишения свободы накладывает на дальнейшую, за пределами пенитенциарного учреждения, жизнь осужденного не самый положительный след. Как правило, таким людям сложно устроится на хорошую работу, не редкость и отсутствие жилья, а потому возврат обратно в тюрьму не за горами. К тому же, сама социальная адаптация осужденного довольно сложна – чем больше он провел за решеткой, тем сложнее ему потом прийти в себя.
Чтобы минимизировать такие негативные последствия для бывшего осужденного, государство разработало несколько социальных мероприятий для адаптации – в частности выплачивается пособие освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется помощь на региональном уровне в социальных центрах и центрах занятости. Об этом далее расскажем более подробно.
Обязанности администраций исправительных учреждений
Администрации учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, заранее направляют уведомления в службу занятости и органы местного самоуправления по месту жительства об их планируемом освобождении.
Также указывают степень трудоспособности, профессиональные навыки, данные о наличии или отсутствии жилья. Те, в свою очередь, принимают меры по обеспечению лиц материальной помощью, работой и т.д.
Для получения поддержки заинтересованные лица должны обратиться за ней самостоятельно.
Те, кто имеют инвалидность 1-ой и 2-ой группы, а также мужчины и женщины, старше 60 и 55 лет соответственно направляются в организации, обеспечивающие стационарное социальное обеспечение (по личной просьбе).
Исправительные учреждения имеют и другие обязанности перед осужденными. Они должны обеспечить:
- Бесплатный проезд к месту жительства;
- Продуктами питания или денежными средствами на время следования к месту проживания;
- Одеждой с учетом времени года.
Обстоятельства, имеющие значение для условно-досрочного освобождения
В судебном заседании исследуются:
- Поведение, отношение к учебе, труду;
- Поощрения, взыскания. Сам факт наличия взысканий не говорит о том, что просителю должно быть отказано в условно-досрочном освобождении. Анализируются обстоятельства каждого нарушения за все время нахождения в исправительном учреждении, сроки после последнего взыскания, сведения об их снятии, погашении и другие;
- Отношение к совершенному преступлению;
- Погашение ущерба. Если доля погашенного ущерба незначительна, но при этом осужденный делал всё возможное для его полного возмещения, однако по независящим от него обстоятельствам сделать этого не смог, отказ в УДО только по этой причине незаконен.
Особое значение придается заключению администрации исправительного учреждения о целесообразности досрочного освобождения конкретного лица.
При рассмотрении ходатайства об условно-досрочном освобождении осужденного с расстройством сексуального предпочтения (педофилией), при этом вменяемого, который будучи совершеннолетним совершил уголовно-наказуемое деяние, посягающее на половую неприкосновенность ребенка до 14 лет, исследуются и оцениваются еще:
- Применение мер медицинского характера.
- Отношение к лечению.
- Выводы судебно-психиатрической экспертизы.
Обжалование решения по УДО
Обжаловать постановление суда по ходатайству об условно-досрочном освобождении надлежит в течение 10 суток с даты вынесения. Эта процедура происходит в порядке главы 45.1 УПК РФ. При несогласии с постановлением, на него приносятся апелляционная жалоба или представление.
Право обжалования принадлежит:
- Осужденному, его адвокату, законному представителю.
- Потерпевшему и его представителям.
- Прокурору.
Жалоба подается в коллегию вышестоящего суда по уголовным делам (областного, краевого, верховного суда республики и т.д.) через суд, вынесший постановление. Осужденный к лишению свободы подает апелляционная жалобу на отказ в условно-досрочном освобождении через администрацию исправительного учреждения.
В жалобе должны присутствовать:
- название суда, в который она подается;
- информация о заявителе, его процессуальном статусе, месте нахождения;
- данные об обжалуемом постановлении с указанием вынесшего его суда;
- доводы, по которым заявитель не согласен с обжалуемым решением, с приведением оснований, по которым оно может быть отменено;
- перечень приложенных документов;
- подпись заявителя.
Причинами отмены постановления суда по ходатайству об УДО в апелляции могут явиться:
- Несоответствие приведенных в постановлении выводов установленным фактам (ст. 389.16 УПК РФ).
- Серьезное нарушение норм УПК РФ (ст. 389.17 УПК РФ).
- Неверное применение уголовного закона (ст. 389.18 УПК РФ).
Порядок исполнения по УК РФ
Обязательные работы в качестве уголовного наказания исполняются в порядке, предусмотренном ст.ст. 25-30 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142. Осужденный исполняет обязательные работы по месту жительства под контролем уголовно-исполнительной инспекции, при этом выбрать конкретное место и вид работ он не может: они определяются органами местного самоуправления по согласованию с УИИ. Обязательные работы выполняются бесплатно. Предоставление ежегодного отпуска по основному месту работы не влияет на исполнение наказания в виде обязательных работ. К выполнению обязательных работ осужденный должен приступить в течение 15 дней со дня поступления в УИИ распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
Обязанности работодателя
Подобные сотрудники неминуемо добавляют работы отделу кадров. Так, на администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются следующие обязанности (ч. 1 ст. 43 УИК РФ):
— правильное и своевременное удержание и перечисление сумм в доход государства из заработной платы осужденного;
— контроль за поведением осужденного на производстве и содействие УИИ в проведении воспитательной работы с ним;
— соблюдение условий отбывания наказания;
— уведомление УИИ о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении от отбывания наказания;
— предварительное уведомление УИИ о переводе осужденного на другую должность или увольнении с работы.
Злостное неисполнение должностным лицом организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются (ст. 315 УК РФ):
— штрафом до 200 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
— либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
— либо обязательными работами на срок до 480 часов;
— либо принудительными работами на срок до 2 лет;
— либо арестом на срок до 6 месяцев;
— либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Комментарии к ст. 188 УИК РФ
1 — 2. В комментируемой статье определены основные направления деятельности уголовно-исполнительных инспекций по контролю за условно осужденными. Ими являются: а) персональный учет осужденных в течение испытательного срока; б) контроль за соблюдением осужденным правопорядка; в) контроль за исполнением возложенных судом на осужденного обязанностей; г) исполнение назначенного условно осужденному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; д) взаимодействие с другими службами органов внутренних дел и командованием воинских частей по осуществлению контроля за осужденным; е) взаимодействие с судом в части исполнения приговора об условном осуждении. (О понятии и целях контроля за поведением осужденных см. п. 1 комментария к ст. 183 УИК РФ.)
К числу задач, решаемых при этом уголовно-исполнительными инспекциями, относятся: а) изучение личности осужденного, условий его жизни и ближайшего окружения; б) сбор и анализ информации о поведении данного лица по месту работы (учебы) и в быту, позволяющей судить о его исправлении, о возможности досрочной отмены условного осуждения и снятии с осужденного судимости, сокращения либо продления испытательного срока; в) информирование компетентных органов о совершенных осужденным в течение испытательного срока правонарушениях для привлечения его к установленной законом ответственности, о фактах невыполнения возложенных на него судом обязанностей; г) подготовка представлений в суд о полной или частичной отмене либо дополнении установленных для условно осужденного обязанностей, о продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения с освобождением от наказания либо с применением назначенного наказания.
Контроль за условно осужденными осуществляется с соблюдением принципов уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и не направлен на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.
3. В случае призыва на военную службу условно осужденный снимается с учета в уголовно-исполнительной инспекции, а командованию воинской части по месту его службы направляется приговор суда и сведения о поведении осужденного в период нахождения на учете в инспекции, о примененных к нему правоограничениях и т.п. Для обеспечения надлежащего контроля законом предусмотрен 10-дневный срок, в течение которого командование воинской части должно сообщить в инспекцию о постановке осужденного на учет. При отсутствии такого сообщения инспекция должна направлять в воинскую часть соответствующий запрос.
По окончании данным лицом военной службы командование воинской части в тот же срок должно сообщить инспекции по месту жительства условно осужденного о его убытии из части. Если при этом испытательный срок не истек, уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и проводит иные мероприятия по осуществлению контроля.
4 — 5. Закон наделяет уголовно-исполнительные инспекции определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля. Из текста ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи следует, что инспекции имеют право приглашать осужденного для бесед, требовать от него отчета о его поведении, выносить в установленном порядке постановления о принудительном приводе в случае неявки осужденного без уважительных причин, а также проводить первоначальные розыскные мероприятия при уклонении осужденного от отбывания наказания и когда его местонахождение неизвестно. В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях сотрудники инспекций имеют право посещать осужденных по месту их нахождения, включая место жительства и работы, с целью контроля за поведением, соблюдения ими установленных обязанностей или запретов.
Кроме того, инспекции могут влиять на режим осуществления контроля, который во многом зависит от количества и характера возложенных судом на условно осужденного обязанностей (см. комментарий к ст. 190 УИК РФ).
Рассмотрим ситуацию, когда в компанию направляют сотрудника для отбывания исправительных работ.
По окончании первоначальной беседы уголовно-исполнительная инспекция выдает осужденному предписание о необходимости явки в организацию для отбывания исправительных работ (п. 70 Инструкции). Форма предписания приведена в приложении N 30 к Инструкции.
В принципе организация вправе отказаться от такого работника. Однако помните, что в случае необоснованного отказа в приеме осужденного на работу инспекция направит информацию в органы прокуратуры (п. 72 Инструкции).
К сведению. В соответствии с ч. 2 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. При приеме на работу опираться следует исключительно на деловые качества работников. Ограничение возможно только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Отрывной талон предписания следует заполнить и вручить УИИ. На практике чаще всего его отдают будущему работнику, поскольку это в его интересах, однако передать талон организация может самостоятельно.
Далее при трудоустройстве осужденного инспекция направляет в организацию извещение с копией приговора (определения, постановления) суда (п. 73 Инструкции). Форма указанного извещения приведена в приложении N 31 Инструкции.
Подтверждение извещения следует передать напрямую в УИИ, а не через работника.
Контроль за обращением осужденного в организацию по вопросу трудоустройства и его трудоустройством осуществляется инспекцией ежедневно с использованием средств связи (п. 71 Инструкции).
Фактически порядок трудоустройства осужденного выглядит следующим образом:
1) уголовно-исполнительная инспекция выдает осужденному предписание о необходимости явки в организацию для отбытия наказания в виде исправительных работ;
2) осужденный передает предписание в организацию;
3) компания принимает решение о приеме на работу осужденного либо отказе, заполняет отрывной талон предписания для передачи его в УИИ;
4) если организация согласна принять такого работника, то УИИ направляет в организацию извещение с копией приговора (определения, постановления) суда, в котором указаны сроки работ и вычеты из заработной платы;
5) организация оформляет осужденного на работу и в отрывном талоне извещения заполняет подтверждение для УИИ, где прописывает должность сотрудника и приказ, на основании которого он принят на работу.
Как видите, даже при наличии согласия организации процесс трудоустройства сотрудника может затянуться. Ведь только из извещения будет ясен срок отбывания наказания в виде исправительных работ и размер отчислений.
Окончание исправительных работ
В день окончания срока исправительных работ инспекция направляет на место работы осужденного соответствующее сообщение о прекращении удержаний из его заработной платы. При освобождении осужденного по другим основаниям инспекция уведомляет организацию не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов (п. 95 Инструкции). Форма указанного сообщения приведена в приложении N 35 к Инструкции.
В трудовые книжки лиц, отбывших исправительные работы без лишения свободы, вносится по месту работы запись о том, что время работы в этот период не засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Сделать данную запись следует по окончании фактического срока отбывания наказания, который устанавливается по справкам органов внутренних дел. На это указано в п. 22 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».
Отметим, что во время исправительных работ без лишения свободы, отбываемых по месту работы, выплата работнику «северных» надбавок к заработной плате производится в размере, выслуженном ко дню начала отбывания исправительных работ. При этом период исправительных работ без лишения свободы, отбываемых как по месту работы, так и в иных местах, не включается в стаж, дающий право на льготы, но и не прерывает его. На это указано в п. 32 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2.
Проверки уголовно-исполнительной инспекцией
Контроль за правильностью и своевременностью перечислений и удержаний из заработной платы осужденных осуществляют УИИ (ч. 1 ст. 44 УИК РФ). Проверки проводятся не реже одного раза в шесть месяцев, а в случае назначения наказания менее шести месяцев — не менее одного раза в течение срока наказания (п. 88 Инструкции).
В организации УИИ проверяет (п. 89 Инструкции):
— правильность и своевременность удержания перечислений сумм в доход государства из зарплаты осужденного;
— соответствие данных в расчетных сведениях, представленных организацией в УИИ, фактическим данным;
— продолжительность предоставленного осужденному ежегодного оплачиваемого отпуска, согласование его предоставления с УИИ;
— информацию о причинах невыхода осужденного на работу;
— информацию о нарушениях, допущенных осужденным, примененных к нему администрацией организации мерах взыскания и поощрения, своевременность уведомления об этом УИИ;
— информацию о своевременном уведомлении о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы;
— проведение работодателем воспитательной работы с осужденным и контроль за его поведением.
По результатам проверки УИИ составляет акт в двух экземплярах, один из которых остается в организации (п. 91 Инструкции).
Отчисления из заработной платы
Закон требует, чтобы при назначении виновным гражданам исправительных или обязательных работ, из полученного ими дохода было произведено удержание части средств в пользу государства. В расчет принимаются все полученные работником доходы за исполнение ими трудовых обязанностей, включая оклад, премии и иные выплаты. При этом не учитываются доходы осужденного, относящиеся к категории социальных пособий, такие как пенсии, например.
Удержания денежных средств в пользу государства производятся только в том случае, если речь идет об исправительных или принудительных работах. Это связано с тем, что при наказании в виде обязательных работ не производится выплата заработной платы. Таким образом, в связи с отсутствием источника средств, невозможно и удержание.
Что же касается исправительных и принудительных работ, то отчисления в государственный бюджет производятся в фактически установленной решением суда сумме, но в пределах от 5 до 20 процентов от заработка.
Мнение законодательства
Вернувшись из тюремного заключения, люди оказываются безработными, что часто способствует совершению новых преступлений, т. к. выбора, куда устроиться, у них нет. Кроме того, даже те вакансии, на которые они могут претендовать, становятся недоступным для них из-за негативного отношения работодателей.
Согласно законодательству (ст. 331 Трудового кодекса), лица, судимые ранее и отбывавшие срок в колониях, не могут устраиваться исключительно на указанные в законе должности. Их не могут взят на работу педагогом, госслужащим и пр.
Согласно ст. 9 Постановления ВС РФ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ», такие лица не могут быть приняты на работу в государственные учреждения. Подобное ограничение установлено и в НПА, которые регулируют такие виды деятельности:
Также судимому человеку нельзя устроиться в медицинские, образовательные, культурные и социальные заведения. Полный перечень должностей указан в статьях 331 и 351 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Тем не менее, все остальные профессии открыты для бывших заключенных с погашенной судимостью. Если человек сталкивается с постоянными отказами при приеме на работу, то такое обстоятельство является нарушением закона. Если работодатель не указывает причину отказа, следует обратиться в суд.
Работодатель может потребовать справку о судимости, несмотря на то, что она была погашена или снята.
В этой справке отображается информация о том, был ли соискатель судим за совершение каких-либо преступлений. В случае если суда не было, тогда в документе отмечается, что человек проходил по делу как подозреваемый или обвиняемый. Исключением может стать вынесение оправдательного приговора или прекращение преследования в связи с реабилитирующими обстоятельствами.
При наличии судимости в прошлом она должна быть упомянута в документе, в том числе при ее погашении или снятии. В такой справке указывается орган, который вел данное дело и основания, ставшие причиной прекращения судимости. Основная информация в справке — квалификация совершенного преступления, т. к. ограничения на отдельные виды работ зависят от этой категории.
Если соискатель на должность не был ранее судим, то он получит справку, в которой будет указываться факт отсутствия уголовного преследования.
Но предоставление такой справки в некоторых случаях не является обязательным условием при приеме на работу судимых.
Процедура оформления происходит согласно Трудовому кодексу. В статье 65 ТК РФ можно увидеть список документов необходимых для предъявления во время заключения трудового договора с работодателем, где присутствует справка о судимости. Но обязательно она необходима при оформлении на такие должности, на которые законом запрещено брать судимых граждан.
Запрет на работу с судимостью
В настоящее время в ТК РФ и других законодательных актах для граждан с судимостью закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности. Работодатели обязаны соблюдать данный запрет и не трудоустраивать соискателей в нарушение закона.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. В ТК РФ и других законодательных актах закреплен запрет на работу в некоторых сферах деятельности для граждан с судимостью.
2. Если закон содержит запрет для судимых на работу в определенной отрасли или должности, то работодатель, принимая на такую работу, должен требовать от соискателей справку об отсутствии судимости.
3. Если запретов на определенную работу для судимых в законе нет, то, принимая на такие должности, работодатели не могут требовать от соискателей справку об отсутствии судимости. Это дискриминация.
4. Если гражданина приняли на работу, а потом обнаружили, что предоставленная им справка поддельная, то трудовой договор будет расторгнут.
5. Если на сотрудника завели уголовное дело, а его работа несовместима с судимостью и преследованием по УК РФ, то он должен быть отстранен на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.
6. Проверка на судимость при устройстве на работу является обязанностью работодателя. За неисполнение данной обязанности и незаконное трудоустройство судимых лиц работодателя могут привлечь к ответственности.
Лица, имеющие или имевшие судимость, не имеют права заниматься:
Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти, не могут:
Лица, имеющие судимость (в том числе снятую и погашенную), не могут быть трудоустроены:
Лица, имеющие неснятую или непогашеную судимость за преступления в сфере экономики, не могут быть:
Это далеко не весь перечень работ и профессий, которые недоступны для нарушителей уголовного права. Но перечисленные выше нормы закона обязывают работодателей проверять соискателей на предмет наличия судимости. При этом проверка соискателей должна проводиться с соблюдением определенных правил.