Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.

Органы и должностные лица, осуществляющие дознание, их задачи и функции

Органы дознания — государственные органы и их должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ): органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы СВР России; таможенные органы РФ.

На органы дознания возлагается: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ); выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ); исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяются характером уголовного дела.

Если по уголовному делу предварительное следствие обязательно (круг таких дел определяется ч. 2 ст. 150 УПК РФ), то в их полномочие входит возбуждение уголовного дела и производство по нему неотложных следственных действий. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности. После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

По уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (ч. 3 ст. 150 УПК РФ), орган дознания правомочен возбудить уголовное дело и произвести по нему необходимые следственные и процессуальные действия, предусмотренный УПК РФ, в полном объеме, применить к лицу установленные законом меры процессуального принуждения, а по окончании дознания составить обвинительный акт или обвинительное постановление и направить материалы уголовного дела прокурору, для последующего направления их в суд.

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, которому начальник органа дознания или его заместитель поручил производство расследования уголовного дела.

Дознаватель уполномочен принимать дело к своему производству, самостоятельно производить по нему процессуальные действия, оценивать по своему внутреннему убеждению доказательства по уголовному делу, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора, осуществлять иные полномочия (ст. 41 УПК РФ).

Дознание производится (ч. 3 ст. 151 УПК РФ): дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3–6 настоящей части; дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч. 1 и 2 ст. 322, ч. 1 ст. 323 УК РФ; дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ; дознавателями органов Государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1,2 ст. 261 УК РФ; следователями Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 настоящей статьи.

Непосредственное руководство дознанием осуществляет начальник подразделения дознания, который возглавляет соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (ст. 40.1 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания, по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям, уполномочен: поручать дознавателю проверку сообщений о преступлениях, принятие по нему решений, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю; отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 40.1 УПК РФ).

При осуществлении этих полномочий начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномочен давать поручения начальнику подразделения дознания и дознавателю о производстве дознания и неотложных следственных действий, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

В органах и учреждениях Федеральной службы исполнений наказаний руководителями органов дознания являются начальники исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов. Они своими приказами назначают на должности дознавателей специально выделенных работников из числа начальствующего состава возглавляемых ими учреждений.

Ряд должностных лиц: капитаны морских (речных) судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, — не являясь органами дознания, тем не менее, уполномочены, при наличии повода и оснований, возбуждать уголовные дела по факту установления преступления, совершенного на морских (речных) судах, находящихся в дальнем плавании, по месту дислокации партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских учреждений и дипломатических представительств. Кроме того, уголовно-процессуальный закон возлагает на них обязанности по выполнению неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам, а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы: природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Отличия следствия от дознания

Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).

Читайте также:  Порядок и последствия выхода из СНТ

Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».

Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).

Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.

Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.

Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.

У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

С каждым годом отмечается появление новых сложностей в деятельности следственной системы. Преступники все чаще сегодня действуют изощренно, используют при правонарушениях методы, значительно затрудняющие их исследование и раскрытие. В связи с этим руководству органов прокуратуры рекомендовано применять специализацию в ходе расследования дел об умышленных убийствах, взяточничестве, хищении имущества и прочих сложных с доказательной точки зрения проступках.

Это на практике значит, что одна группа специализируется на раскрытии преступлений, которые связаны с бытовыми конфликтами, другая – с ущемлением личностных прав, третья – с получением взяток и так далее. При выборе категории дел и назначении сотрудников для их ведения необходимо учитывать степень их квалификации и опыт, профессиональную ориентацию, то есть предрасположенность следователя к расследованию конкретного вида правонарушения. Как показывает практика, при грамотно организованной специализации повышается эффективность раскрытия преступлений, считающихся сложными по доказательной стороне и юридической оценке.

Предварительные мероприятия проводятся практически во всех случаях, поскольку являются неотъемлемой частью досудебной стадии.

Без данных процедур установление истины становится затруднительным.

Исключение — преступления небольшой, средней тяжести, частные обвинения.

Все мероприятия осуществляются изначально по месту совершения правонарушения. Если возникает необходимость дальнейших действий, проводимых удаленно, следователь может их осуществлять самостоятельно или привлечь третьих лиц.

Возможна ситуация, когда правонарушение начало совершаться в одном месте, а его завершение произошло в другом месте. В таком случае все необходимые манипуляции производятся по последнему месту.

Если же совершено несколько преступлений, то местом проведения мероприятий выбирается место совершения большинства из них, либо наиболее тяжкого.

Процессуальная деятельность органов предварительного следствия Министерства внутренних дел в большей своей части основывается на ключевых функциях, которые возложены на них. К числу данных функций относятся следующие, например:

— разработка и реализация политики в сфере предварительного расследования уголовных правонарушений;

— непосредственная координация и руководство нижестоящими следственными органами, находящимися в системе МВД;

— расследование наиболее значимых и резонансных преступлений;

— взаимодействие с иными органами государственной власти с целью эффективного расследования, предупреждения и выявления уголовных правонарушений.

Нужно отметить, что сфера деятельности следственных органов МВД ограничивается общекриминальными правонарушениями, к числу которых относится большинство преступлений против личности, собственности, а также преступления в сфере экономики.

Органы предварительного следствия РФ: задачи и компетенция

Задачи органов предварительного следствия:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
  • всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
  • обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
  • обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
  • обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
  • установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Дознание как форма предварительного расследования

Расследование в форме дознания по уголовным делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде.

В п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ изложен исчерпывающий перечень составов преступлений, уголовные дела о которых отнесены к компетенции органов дознания. Это такие составы преступлений, как, например, кража без особо квалифицирующих признаков, мошенничество без квалифицирующих признаков, хулиганство без особо квалифицирующих признаков, вандализм и др., а всего более 100 составов преступлений.

Пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю.

Указание прокурора о производстве дознания может содержаться в отдельном письменном распоряжении прокурора о проведении дознания по делу, которое уже возбуждено. Как правило, указание прокурор дает на стадии возбуждения уголовного дела, однако подобные указания не исключаются и при расследовании преступлений. Основания для таких указаний в законе отсутствуют, поэтому прокурор с учетом сложившейся ситуации и в интересах объективного, всестороннего и в короткие сроки расследования уголовного дела принимает подобное решение.

Читайте также:  Пошаговая инструкция по продаже автомобиля самостоятельно для 2023

В частности, из материалов дела может следовать, что орган дознания при производстве неотложных следственных действий (по делу небольшой и средней тяжести, по которому обязательно следствие) выполнил необходимые и достаточные для окончания расследования действия и передача дела для производства следствия является формальностью. Такое полномочие прокурора позволяет освободить органы следствия от расследования дел, не обладающих процессуальной сложностью, для производства по которым достаточно компетенции органа дознания.

С другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК РФ по письменному указанию прокурора предварительное следствие может производиться и по делам, по которым по общему правилу проводится дознание.

Производство дознания дифференцировано на две разновидности:

  • общий порядок дознания (гл. 32 УПК РФ);
  • сокращенная форма (гл. 32.1 УПК РФ).

По делам частного обвинения производство дознания осуществляется только в случаях, когда дознавателем принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора, при наличии основания о неспособности пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу его зависимого, беспомощного состояния либо невозможности самостоятельно установить преступника в силу иных причин (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319 УПК РФ).

Современная система следственных органов России

В прошлом году мы отмечали 300 лет со дня издания Петром Великим типового Наказа об учреждении системы следственных канцелярий 9 декабря 1717 года. «Новое – это хорошо забытое старое», и наше обращение к истокам образования первых в России вневедомственных следственных органов ещё раз это подтверждает. Сама идея образования вневедомственного следственного органа возникла еще в 1713 году в ходе проведения Петром Великим экономических реформ. Именно тогда были учреждены первые специализированные следственные органы России – «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с уже упомянутым Наказом были подчинены и подотчётны непосредственно Петру I.

Вам может понравиться => Сертификат Акций Гермес-Полис

Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовной преступности. В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 года заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период не рассматривался.

Структуру органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации представляют:

· Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ;

· Главное следственное управление (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ;

· следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и региональных объектах;

· следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Следственный комитет возглавляет заместитель министра — начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

Правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя. Следователь как субъект уголовного процесса — это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, или органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России, так как согласно ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами и следователями могут быть только граждане Российской Федерации. Процессуальным статусом следователя обладает также начальник следственного отдела, производящий предварительное следствие самостоятельно (ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса), руководитель следственной группы. Несколько ограничен процессуальный статус следователя у следователя-члена следственной группы (ст. 163 Уголовно-процессуального кодекса). Назначением следователя в уголовном процессе является осуществление предварительного следствия по уголовному делу. В связи, с чем следователь вправе: 1) с согласия прокурора возбуждать уголовное дело; 2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора; 4) давать по расследуемым им делам органу дознания в случаях и порядке, установленных Уголовным-процессуальным кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении любых оперативно- розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Следователь вправе поручить производство любого следственного действия и оперативно- розыскного мероприятия; 5) в любой момент приступить к производству предварительного следствия, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 Уголовного-процессуального кодекса; 6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом. Постановления, требования, поручения и запросы следователя в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 Уголовного-процессуального кодекса). На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обязан: 1) в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 Уголовного-процессуального кодекса); 2) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции вынести по нему решение (ч. 1 ст. 144 Уоловного-процессуального кодекса); 3) выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса); 4) выносить постановление о прекращении уголовного преследования, принимать некоторые иные процессуальные решения при наличии в его распоряжении соответствующих оснований. Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпывающий. Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем следователь обладает такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя. Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса уполномочен давать следователю (органу дознания, дознавателю) обязательные для исполнение письменные указания. Однако, когда следователь не согласен с указаниями прокурора: — о привлечении лица в качестве обвиняемого; — о квалификации преступления; — об объеме обвинения; — об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого; — об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п.п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29 Уголовно-процессуального кодекса; — о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; — об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; — о передаче уголовного дела другому следователю, он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Исходя из положений ч. 3 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса обжалование следователем вышестоящему прокурору одного из названных указаний приостанавливает его исполнение до рассмотрения жалобы. В этом случае прокурор или отменяет указание ниже- стоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса). Аналогичным образом обстоят дела с адресованными следователю указаниями начальника следственного отдела. Только они обжалуются надзирающему, а не вышестоящему прокурору. И обжалование указания начальника следственного отдела приостанавливает исполнение меньшего числа указаний. Речь идет об указаниях, касающихся: — изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, — привлечения лица в качестве обвиняемого, — квалификации преступления, — объема обвинения, — избрания меры пресечения, — производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению (ч. 4 ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса).

  • •Раздел 1. Общие положения курса 1
  • •Правоохранительные органы
  • •Cодержание
  • •Тема 6. Судебная система российской федерации 82
  • •Тема 21. Адвокатура в российской федерации 348
  • •Раздел 5. Система органов уголовной юстиции зарубежных государств 371
  • •Тема 22. Правоохранительные органы зарубежных стран 371
  • •Тема 1. Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в рф». Основные понятия 468
  • •Раздел 1. Общие положения курса
  • •Раздел 1. Общие положения курса.
  • •2. Соотношение курса «Правоохранительные органы рф» с другими юридическими дисциплинами.
  • •3. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы России
  • •Тема 2.Правовые акты, изучаемые в учебном курсе «правоохранительные органы рф»
  • •1. Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов.
  • •2. Классификации нормативных актов, изучаемых в учебном курсе «Правоохранительные органы рф».
  • •1. Нормативные акты органов государственной власти, регулирующие организацию, построение и деятельность правоохранительных органов
  • •2. Классификации нормативных актов, изучаемых в учебном курсе «Правоохранительные органы рф»
  • •Тема 3.Основные понятия в учебном курсе «правоохранительные органы рф»
  • •1. Основные понятия и их определения в учебном курсе «Правоохранительные органы рф».
  • •1. Основные понятия и их определения в учебном курсе «Правоохранительные органы рф»
  • •Раздел 2. Судоустройство
  • •2. Признаки судебной власти
  • •3. Функции органов судебной власти
  • •Тема5. Судья, статус судей, арбитражные и присяжные заседатеЛи
  • •2. Порядок наделения судей полномочиями
  • •1. Объявление об открытии вакансии в средствах массовой информации
  • •2. Подача заявления лицом, желающим занять должность судьи
  • •3. Сдача квалификационного экзамена
  • •4. Получение рекомендации квалификационной коллегии судей
  • •5. Согласование кандидатуры с председателем соответствующего суда и оформление представления
  • •6. Назначение федеральных судей, назначение, избрание мировых судей
  • •7. Принесение присяги
  • •3. Судья. Требования, предъявляемые к судьям федеральных судов
  • •4. Особенности правового статуса судей Конституционного Суда рф,судей военных судов, мировых судей Судьи Конституционного Суда рф
  • •Судьи военных судов рф
  • •Мировые судьи рф
  • •5. Срок полномочий судьи. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи Срок полномочий судей
  • •Приостановление полномочий судьи
  • •Прекращение полномочий судьи
  • •Отставка судьи
  • •6. Органы судейского сообщества
  • •7. Квалификационные коллегии судей: их полномочия, порядок формирования и состав
  • •Порядок формирования квалификационных коллегий судей
  • •8. Присяжные и арбитражные заседатели
  • •8.1. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
  • •8.2. Составление списков присяжных заседателей
  • •8.3. Подбор жюри присяжных для рассмотрения конкретного дела
  • •8.4. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей
  • •8.5. Права и обязанности присяжных заседателей
  • •8.6. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям
  • •8.7. Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей
  • •Тема6. Судебная система российской федерации
  • •1. Понятие и характерные черты судебной системы рф
  • •2. Простота и доступность правосудия в судах для населения
  • •3. Единство статуса судей в судах
  • •2. Звено судебной системы. Компетенция суда
  • •3. Судебные инстанции
  • •4. Судебный состав, осуществляющий правосудие
  • •Тема7. Федеральные суды общей юрисдикции
  • •2. Состав и структура Верховного Суда рф
  • •3. Пленум Верховного Суда рф, его состав и компетенция
  • •4. Президиум Верховного Суда рф
  • •5. Коллегии Верховного Суда рф
  • •6. Аппарат Верховного Суда рф
  • •7. Председатель Верховного Суда рф. Председатели судебных коллегий Верховного Суда рф
  • •Тема 7.2. Судебный департамент при верховном суде российской федерации
  • •2. Статус и полномочия Судебного департамента
  • •3. Система органов Судебного департамента и структура его центрального аппарата
  • •4. Порядок назначения работников Судебного департамента и их правовое положение
  • •Тема 7.3. Федеральный суд общей юрисдикции субъекта рф (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа)
  • •2. Президиумы и судебные коллегии областных и равных им судов, их состав
  • •3. Председатель областного и равного ему суда, его заместители и председатели судебных коллегий
  • •4. Компетенция Федерального суда общей юрисдикции субъекта рф
  • •Тема 7.4. Районный (городской) суд
  • •2. Состав районного суда
  • •3. Председатель районного суда
  • •4. Аппарат районного суда
  • •5. Компетенция районного суда
  • •Тема 7.5. Военные суды
  • •2. Система, структура и состав военных судов
  • •3. Подсудность дел военным судам
  • •Тема 8. Арбитражные суды рф
  • •2. Система арбитражных судов. Система судебных инстанций в арбитражных судах. Разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев
  • •1. Апелляционная инстанция в арбитражном процессе
  • •2. Кассационная инстанция в арбитражном процессе
  • •3. Надзорная инстанция в арбитражном процессе
  • •3. Полномочия и структура арбитражных судов рф
  • •Тема9. Конституционный суд российской федерации
  • •1. Назначение и компетенция Конституционного Суда рф.
  • •2. Состав и структура Конституционного Суда рф.
  • •1. Назначение и компетенция Конституционного Суда рф
  • •2. Состав и структура Конституционного Суда рф
  • •Тема10. Суды субъектов рф. Мировые судьи в рф
  • •2. История института мировых судей в России
  • •3. Место мировых судей в судебной системе рф
  • •4. Компетенция мировых судей
  • •Тема11. Понятие правосудия и принципы его осуществления
  • •Признаки правосудия
  • •2. Виды судопроизводств и формы осуществления правосудия
  • •3. Понятие принципов правосудия. Система принципов правосудия
  • •3.1. Обеспечение доступа к правосудию
  • •3.2. Равенство граждан перед законом и судом
  • •3.3. Законность построения судебной системы и осуществления правосудия
  • •3.4. Независимость судей и подчинение их только закону
  • •3.5. Гласность судебного разбирательства
  • •3.6. Национальный язык судопроизводства
  • •3.7. Процессуальное равноправие сторон и состязательность
  • •3.8. Обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью
  • •3.9. Участие в судопроизводстве представителей общества
  • •Раздел 3. Государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность
  • •2. Система, структура и состав органов прокуратуры рф
  • •3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры рф
  • •4. Кадры органов прокуратуры рф
  • •5. Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры рф
  • •Тема13. Министерство внутренних дел рф, органы внутренних дел и иные подразделения в его системе
  • •2. Общая характеристика системы Министерства внутренних дел рф
  • •3. Милиция в Российской Федерации
  • •4. Органы предварительного следствия системы Министерства внутренних дел рф
  • •5. Внутренние войска Министерства внутренних дел рф
  • •Тема14. Федеральная служба безопасности рф
  • •2. Основные направления деятельности и задачи органов и пограничных войск федеральной службы безопасности
  • •3. Система федеральной службы безопасности и структура ее органов
  • •Тема15. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее органы
  • •Руководство и коллегия фскн России
  • •2. Система органов и структура центрального аппарата Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • •3. Прохождения службы в органах Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • •Тема 16. Таможенные органы
  • •2. Система и структура таможенных органов, их задачи и основные направления деятельности
  • •3. Компетенция таможенных органов
  • •Тема 17.Министерство юстиции рф
  • •2. Задачи Министерства юстиции рф и его положение в системе органов исполнительной власти
  • •3. Функции Министерства юстиции рф и его органов
  • •4. Система органов и структура Министерства юстиции рф. Учреждения и организации Министерства юстиции рф
  • •Тема 18. Служба судебных приставов рф
  • •2. Система службы судебных приставов рф
  • •3. Порядок назначения и освобождения от должности судебных приставов. Требования к лицам, назначаемым на должность судебного пристава
  • •4. Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов
  • •Тема19. Органы, осуществляющие предварительное расследование
  • •2. Формы предварительного расследования. Подследственность уголовных дел
  • •4. Органы, осуществляющие дознания. Компетенция органов дознания
  • •Раздел 4. Профессиональные юридические объединения
  • •1. Нотариат. Задачи, функции и правовые основы нотариата в рф
  • •2. Нотариальная контора. Нотариальная палата. Федеральная нотариальная палата. Взаимодействие нотариусов и нотариальных палат с органами Министерства юстиции рф
  • •4. Нотариальный округ. Нотариальное делопроизводство. Нотариальные действия
  • •Тема 21. Адвокатура в российской федерации
  • •1. Понятие адвокатуры. Организация адвокатуры и адвокатской деятельности в Российской Федерации
  • •2. Приобретение статуса адвоката. Приостановление и прекращение статуса адвоката
  • •3. Права и обязанности адвокатов
  • •Участие адвоката по уголовным делам
  • •Участие в суде по гражданским делам в качестве представителей истцов, ответчиков, других лиц, участвующих в деле
  • •Участие в производстве по делу об административном правонарушении
  • •Оказание юридической помощи индивидуальным предпринимателям, организациям, учреждениям, предприятиям различных форм собственности
  • •4. Поощрения и дисциплинарная ответственность адвокатов
  • •5. Порядок оплаты труда адвокатов
  • •Раздел 5. Система органов уголовной юстиции зарубежных государств
  • •2. Англия и Уэльс
  • •3. Бельгия
  • •4. Германия
  • •5. Греция
  • •6. Дания
  • •7. Ирландия
  • •8. Испания
  • •9. Италия
  • •10. Люксембург
  • •11. Нидерланды
  • •12. Португалия
  • •13. Финляндия
  • •14. Франция
  • •Судебная система России*
  • •Система федеральных судов рф
  • •Система судов общей юрисдикции
  • •Мировые судьи (суды общей юрисдикции субъектов рф) (Ст. 1 фз «о мировых судьях в рф»)
  • •Федеральные гражданские (общие) суды
  • •Система федеральных арбитражных судов
  • •Суды субъектов Российской Федерации
  • •Звено судебной системы
  • •Верховный суд рф Высший арбитражный суд рф
  • •Судебная инстанция при осуществлении правосудия
  • •Кассационную (или вторую) инстанцию осуществляют
  • •Надзорная инстанция
  • •Пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам
  • •Структура судов высшего звена судебной системы
  • •Структура Верховного суда рф
  • •Компетенция президиума верховного суда рф
  • •Президиум Верховного Суда рф
  • •Компетенция кассационной коллегии верховного суда рф
  • •Кассационная коллегия Верховного Суда рф
  • •Компетенция судебных коллегий по гражданским и уголовным делам верховного суда рф
  • •Компетенция военной коллегии верховного суда рф
  • •Структура Высшего арбитражного суда рф
  • •Органы, осуществляющие материально- техническое и организационное обеспечение деятельности судов рф
  • •Структура федеральных судов общей юрисдикции субъектов рф (среднее звено)
  • •Структура судов общей юрисдикции и арбитражных судов низшего звена
  • •Состав судов высшего звена
  • •Состав судов среднего звена судебной системы
  • •Состав федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов низшего звена
  • •Структурные подразделения судов
  • •Cтруктура генеральной прокуратуры рф
  • •Структура центрального аппарата министерства внутренних дел рф
  • •Структура центрального аппарата министерства юстиции рф
  • •Cистема органов и учреждений юстиции рф
  • •Программа учебного курса «Правоохранительные органы рф»
  • •Тема 1. Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в рф». Основные понятия
  • •Тема 2. Законодательные и иные нормативные источники учебного курса «Правоохранительные органы в России»
  • •Тема 3.Судебная власть и судебная система в России
  • •Тема 4.Понятие правосудия и принципы его осуществления
  • •Тема 5.Статус судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей
  • •Тема 6.Система судов общей юрисдикции России
  • •Тема 7.Арбитражные суды рф
  • •Тема 8. Конституционный суд Российской Федерации
  • •Тема 9.Суды субъектов рф
  • •Тема 10.Прокуратура
  • •Тема 11.Органы предварительного расследования
  • •Тема 12.Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • •Тема 13.Федеральная служба безопасности и иные органы государственной безопасности рф
  • •Тема 14.Органы Федеральной службы рф по контролю за оборотом наркотиков
  • •Тема 15.Министерство юстиции рф и его органы
  • •Тема 16.Адвокатура
  • •Тема 17.Нотариат
  • •Тема 18.Суд и прокуратура отдельных государств (по выбору)
  • •Список рекомендуемой учебно-методической литературы для изучения учебного курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»
  • •Нормативный материал
  • •Нормативные акты
  • •Вопросы для подготовки к экзамену
  • •Правоохранительные органы
  • •634050, Г.Томск, пр. Ленина, 34а, тел. (382-2) 53-33-35
Читайте также:  За какие машины в 2023 году придется заплатить налог на роскошь: список


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *