3.7. Окончание исполнительного производства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3.7. Окончание исполнительного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Постановление пристава должно соответствовать требованиям ст. 14 ФЗ № 229. Форма данного документа на стадии окончания ИП утверждена приказом ФССП от 11.07.2012 № 318, но она не является обязательной к применению.

При наличии каких оснований оканчивается исполнительное производство?

Окончание исполнительного производства (ИП) — это регламентированная законом процедура: просто так прекратить ИП нельзя, даже если должник исполнил все свои обязательства. Для того чтобы производство могло считаться оконченным, пристав должен оформить специальное постановление и совершить некоторые другие процессуальные действия. Но прежде чем разобраться, как происходит окончание исполнительного производства, нужно выяснить, когда оно может быть окончено. К числу оснований закон относит:

  • выполнение должником требований, которые содержались в исполнительном документе (ИД);
  • возвращение исполнительного документа судебному органу или взыскателю (по требованию взыскателя или судебного органа, а также по ряду других причин);
  • истечение срока, предусмотренного для исполнения документа;
  • банкротство должника;
  • ликвидацию компании, которая выступает в качестве должника.

Прекращение исполпроизводства судом и приставами

Согласно Гражданско-правовому кодексу Российской Федерации, все вопросы о прекращении исполнительного производства решаются через суд общей юрисдикции. Обращаться нужно в отделение, которое находится по месту регистрации отделения Федеральной службы судебных приставов.

Одна из сторон должна подать заявление о прекращении исполнительного производства, оно рассматривается в течение десяти дней. Суд сообщает участникам дела, когда будет назначено рассмотрение их вопроса. Кроме того, на заседание в обязательном порядке приглашается судебный пристав, играющий роль исполнителя в каждом конкретном случае. Когда решение будет принято, его также получают все три стороны.

Кроме того, взыскатель, должник или пристав могут подать жалобу на вынесенное решение.

В некоторых случаях, исполнительное производство возбуждается арбитражным судом, например, если в качестве должника выступает индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Тогда и решение о прекращении документа выносится арбитражным судом – или тем же отделением, где велось дело, ли органом, который территориально находится там же, где и служба приставов.

Тем не менее не только суд решает дальнейшую судьбу как самого должника, так и его долгов – многое зависит от судебных приставов. Приставы имеют право:

  • Отменить исполнительный лист, если истек срок давности с момента вынесения решения судом.
  • Прекратить или приостановить взыскания и другие санкции, если у ответчика нет ни денег, ни имущества, которые могли быть арестованы для погашения долгов.
  • Прекратить исполпроизводсво если все требования взыскателя выполнены.
  • Отменить действие исполнительного листа, если в нем были обнаружены ошибки или в случае, когда этого потребовал взыскатель.

Прекращение исполнительного производства: основания и правовые последствия

Прекращение исполнительного производства — это форма завершения исполнительного производства, исключающая повторное предъявление исполнительного документа к исполнению, обусловленная возникновением обстоятельств неустранимого характера, препятствующих дальнейшему принудительному исполнению.

От окончания исполнительного производства прекращение отличается основаниями, субъектами, компетентными решать вопрос о прекращении, а также процессуальным порядком и процессуальными последствиями.

Основания для прекращения исполнительного производства закреплены в ч. 1 и ч. 2 ст. 43, а также в ч. 14 ст. 103 ФЗИП. Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит, он может быть расширен только федеральным законом. Основания для прекращения исполнительного производства связаны с наличием обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего принудительного исполнения. В большинстве своем это обстоятельства объективного характера, не считая нескольких оснований, связанных с поведением сторон исполнительного производства, прежде всего взыскателя. Как правило, обстоятельства, обусловливающие прекращение исполнительного производства, носят неустранимый характер.

Однако в отдельных случаях обстоятельства, послужившие основанием для прекращения, могут измениться (например, при отмене определения об утверждении мирового соглашения судом вышестоящей инстанции или в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, и отмены соответствующего решения судом, его вынесшим).

Вопросы уплаты госпошлины

Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.

При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.

Читайте также:  Экзаменационные билеты для получения квалификации охранника 4, 5 и 6 разряда

Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.

Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.

Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.

В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.

Исполнительное производство: время совершения, действия судебного пристава

В данном цикле статей представлена общая информация об исполнительном производстве, которая носит информативный характер и не может быть использована как исчерпывающая инструкция или руководство к действию.

В тексте приведены выдержки из Федерального Закона «Об исполнительном производстве».

Некоторые статьи приведены с комментариями Председателя Комитета по работе с проблемными кредитами Ассоциации Банков Северо-Запада Мартынова Олега Викторовича и ответами на вопросы заемщиков, обратившихся в Ассоциацию Банков Северо-Запада.

Суд вынес решение о взыскании с Вас как с должника денежной суммы. Возникают вопросы: «Что далее будет происходить? Как будут развиваться события? Каково правовое регулирование в данной ситуации? Что необходимо знать, чтобы понимать свои права и обязанности, как стороны исполнительного производства?».

Стадии исполнительного производства:

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.

2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Раccмотрим все стадии более подробно:

Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства — первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Читайте также:  Алименты на содержание жены, супруги от мужа

Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.

Как возобновить исполнительное производство после его прекращения

  • отменено судебное решение, которое послужило причиной прекращения производства;
  • изменились обстоятельства, которые легли в основу прекращения производства.

Инициатором возобновления в этой ситуации может быть как взыскатель (для этого ему нужно подать в ФССП заявление), так и пристав.

В ряде случаев исполнительное производство может быть приостановлено судом или приставом-исполнителем (ст. 39–40 Ззакона № 229). Главное основание для возобновления исполнительного производства — это устранение обстоятельств, из-за которых оно было приостановлено (ч. 2 ст. 42).

Чтобы суд возобновил согласно ч. 1 ст. 438 ГПК РФ приостановленное по его решению производство, требуется:

  1. Подача взыскателем или приставом соответствующего ходатайства.
  2. Фактическое устранение препятствующих ходу исполнительного производства оснований.

Кроме того, согласно ч. 2 указанной выше статьи ГПК, срок, на который изначально приостановлено производство, может быть сокращен судом.

Факторы, влияющие на отказ в возбуждении и отмену исполнительного производства

Бывают случаи, что судебные приставы отказывают в возбуждении исполнительного производства. Одним из таких случаев является несоответствие требованиям исполнительного листа. Данный вопрос регламентирует статья №13 закона 229-ФЗ.

В исполнительном документе обязательно должны быть указаны следующие критерии:

  • наименование суда, который принял решение о назначении исполнительного документа
  • наименование дела и материалов, на основании которого вынесено решение суда (в том числе, исполнительный лист). Проще, в юридических кругах, данная документация называется «документы-основания».
  • дата принятия судебного акта;
  • дата вступления в законную силу;
  • сведения о должнике. А именно:
    1. Фамилия, имя, отчество без сокращений;
    2. Дата рождения полностью;
    3. Место рождения – так, как указано в паспорте (а не со слов субъекта или на основании иных документов);
    4. Адрес регистрации либо место пребывания – данные сведения должны быть зафиксированы на основании данных паспорта или официальной справки о временной регистрации субъекта;
    5. Если должником является индивидуальный предприниматель, то его ИНН.

Также судебный пристав может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в течение трех рабочих дней после получения исполнительного листа в случаях, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя;
  • заявление не подписано взыскателем;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, но исполнительное производство по нему было прекращено (при том, что вышел срок повторной подачи заявления на возобновление процесса).

Что важно, судебный пристав-исполнитель обязан не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, оповестить о своем решении взыскателя. При этом он должен приложить копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства со всеми поступившими документами, и направить их также в суд.

Прекращение ИП взыскателем

При отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.

Итак, в отличии от суда, который вправе определять законность прекращения исполнительного производства самостоятельно, судебный пристав-исполнитель (СПИ) прекращает исполнительное производство либо на основании судебного акта, либо по безусловным основаниям установленным законом. В любом случае без постановления СПИ прекращение исполнительного производства невозможно.

Иными словами одного решения суда мало, нужно обратиться с заявлением о прекращении исполнительного производства в службу судебных приставовов.

Пристав окончил исполнительное производство фактическим исполнением

Полный перечень оснований содержится в статье 47 Закона. Ниже я сделал полную выписку из статьи, для Вашего удобства. Вот собственно сами основания:

  • Исполнительное производство может быть окончено фактическим исполнением. Это значит, что долг взыскан полностью или требования неимущественного характера должником исполнены. Это касается и солидарного взыскания (когда один долг взыскивается с нескольких человек). Фактически закон допускает расчеты напрямую между должником и взыскателем без необходимости уплаты через кассу приставов. Однако для окончания приставу понадобится письменные сведения об исполнении требований (доказательства получения денежных средств).
  • В некоторых случаях судебный орган самостоятельно отзывает исполнительный документ (например, в случае его отмены) исполнительное производство подлежит окончанию. В законодательстве закреплено право отменять судебные приказы и ответчики активно этим правом пользуются.
  • Если должник — юридическое лицо ликвидировано и существует запись в ЕГРЮЛ, такое событие влечет окончание исполнительного производства.
Читайте также:  Как вернуть переплату по налогам

Вынесение постановления

Постановление судебного пристава-исполнителя является одним из видов исполнительных документов наряду с судебными приказами и актами, исполнительными листами и т.д.. Необходимые реквизиты и другие особенности этого документа указаны в ст. 14 ФЗ № 229. Основания и порядок прекращения производства судебным приставом-исполнителем указаны в п. 2 ст. 43 ФЗ № 229. Среди них:

  • Вынесение судом определения о прекращении акта, на основании которого было начато производство, либо его отмена;
  • Принятие судом отказа от исполнения взыскания самим взыскателем;
  • Заключение взыскателем и должником мирового соглашения в суде относительно объекта взыскания.

Стороны споров по исполнительному производству

В то же время необходимо отметить следующие изменения. Решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут оспариваться не только сторонами исполнительного производства. В какой суд должен обращаться гражданин, не участвующий в исполнительном производстве, если при исполнении исполнительного листа арбитражного суда или несудебного исполнительного документа в отношении должника-организации или гражданина-предпринимателя затронуты его права и законные интересы? Ранее на этот вопрос мы отвечали однозначно — в суд общей юрисдикции, поскольку ни статья 90 Закона N 119-ФЗ, ни нормы АПК РФ не наделяют арбитражный суд компетенцией по рассмотрению заявлений в защиту прав и интересов гражданина, не носящих экономического характера, если только гражданин не является стороной исполнительного производства. Сказанное можно проиллюстрировать на следующем примере.

Гражданин Ш. обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя по сносу принадлежащего ему на праве собственности гаража при исполнении выданного арбитражным судом исполнительного листа о выселении общественной организации с земельного участка в связи с окончанием срока аренды. Гражданин Ш. к участию в деле не привлекался, решения в отношении него не принималось и таким образом он не является стороной исполнительного производства. Прекращая производство по делу, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (далее — ФАС СЗО) указал на следующее.

В силу статьи 90 Закона об исполнительном производстве правом на обжалование в арбитражном суде решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного листа арбитражного суда обладают стороны исполнительного производства. Гражданин Ш. не является должником по исполнительному производству о выселении общественной организации. Гражданин Ш. не вправе обращаться в арбитражный суд по вопросу обжалования действий судебного пристава-исполнителя и по статье 198 АПК РФ, поскольку необходимым условием для применения названной статьи является нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности. Поэтому заявление Ш. не подведомственно арбитражному суду, а в силу абзаца второго пункта 1 статьи 90 Закона об исполнительном производстве должно рассматриваться судом общей юрисдикции (Постановление ФАС СЗО от 26.11.2007 N А56-4306/2007).

Арбитражный суд компетентен рассматривать любые жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, если должником является организация или индивидуальный предприниматель.

Полномочия судебных приставов-исполнителей

Закон N 229-ФЗ наделяет судебных приставов-исполнителей гораздо большими, нежели прежний, полномочиями. Кроме того процессуальными фигурами становятся помимо судебного пристава-исполнителя, также и руководители службы судебных приставов. Ранее закрепленные в статьях 8 и 9 Федерального закона от 21.07.97 N 118-ФЗ «О судебных приставах» полномочия главного судебного пристава Российской Федерации и главных судебных приставов субъектов Российской Федерации по рассмотрению жалоб на действия судебных приставов были декларативны, то есть не подкреплены правом отменить решение судебного пристава-исполнителя. Новый Закон такие права им предоставляет. Так, в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 229-ФЗ обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя можно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов. В силу статьи 123 этого Закона законность постановления судебного пристава-исполнителя, за исключением взыскания штрафа или исполнительского сбора, может рассматриваться последовательно старшим судебным приставом, судебным приставом субъекта Российской Федерации, главным судебным приставом Российской Федерации. Им предоставлено право его отменить (статья 127 Закона N 229-ФЗ).

Следует также отметить, что теперь в суд могут быть обжалованы не только решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, но и иных должностных лиц службы судебных приставов, в том числе постановление об отказе в восстановлении срока для рассмотрения жалобы в порядке подчиненности на акт судебного пристава-исполнителя (часть 4 статьи 18).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *