Трудовые пенсии по случаю потери кормильца

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовые пенсии по случаю потери кормильца». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подводя итог, нашему исследованию в рамках курсовой работы на тему пенсия по потере кормильца следует отметить, что поставленные цели и задачи были выполнены, раскрыты в главах и параграфах нашего исследования.

Прежде чем разобраться в том, что же представляет собой пенсия по потере кормильца, необходимо дать понятие, определить какие виды пенсии по потере кормильца существуют в нашем законодательстве.

Начнем с того, что понятие пенсии по потере кормильца само за себя говорит, что это пенсия назначается в случае потери лица, который являлся в семье основным «добытчиком» или как принято говорить кормильцем, то есть лицом которое приносило основной доход в семью.

Как такового закрепленного в законе понятия пенсии по потере кормильца нет, его можно только сформулировать исходя из положений законодательства о пенсиях.

Пенсия по случаю потери кормильца как вид социального обеспечения представляет собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую нетрудоспособным членам семьи, утратившим источник средств к существованию в связи со смертью кормильца, в целях компенсации этих средств[[3]].

Спорным в науке права социального обеспечения считается мнение об отнесении семьи к субъектам пенсионного права[[4]]. Однако следует заметить, что по российскому законодательству получателем пенсии по случаю потери кормильца фактически является нетрудоспособный член семьи[[5]]: заявление о назначении пенсии подается лично членом семьи или его представителем, решение выносится также в отношении каждого подавшего заявление члена семьи, расчет пенсии осуществляется в отношении каждого члена семьи в отдельности. Вместе с тем при определении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца учитывается количество нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на эту пенсию, что, впрочем, не превращает семью в субъект пенсионного правоотношения.

Пенсия по случаю потери кормильца может назначаться нетрудоспособным членам семей граждан из числа:

— застрахованных лиц (страховая пенсия по случаю потери кормильца);

— военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф; космонавтов (государственная пенсия по случаю потери кормильца)[[6]];

— нетрудоспособных граждан (социальная пенсия по случаю потери кормильца).

Таким образом выделяется 3 вида пенсии по потере кормильца, каждую из которых мы подробнее рассмотрим в следующих параграфах настоящей главы.

Конституция РФ[[7]] гарантирует каждому человеку социальное обеспечение в случае потери кормильца и предусматривает, что государственные пенсии устанавливаются законом. Реализуя эти конституционные требования, законодатель принял несколько федеральных пенсионных законов, устанавливающих в том числе условия предоставления соответствующего вида пенсии.

Выбор закона, применимого в каждом конкретном случае, зависит от правового статуса кормильца. Если он был застрахован в рамках обязательного пенсионного страхования, пенсия назначается по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[8] (далее — Закон о страховых пенсиях).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[[9]] признает потерю кормильца страховым случаем, а одноименную пенсию — обязательным страховым обеспечением. Законодатель не требует, чтобы кормилец имел статус застрахованного лица на дату его потери. Право на пенсию не зависит от продолжительности страхового стажа кормильца, а также (по общему правилу) от причины и времени наступления его смерти (п. 10 ст. 10 Закона о страховых пенсиях). Назначению страховой пенсии препятствует лишь полное отсутствие страхового стажа. В этом случае проверяется право на социальную пенсию по случаю потери кормильца. Не страховая, а лишь социальная пенсия может быть назначена также, если претендующий на нее член семьи совершил установленное в судебном порядке уголовно наказуемое деяние, повлекшее смерть кормильца (п. 11 ст. 10).

При наличии у кормильца статуса военнослужащего применяются нормы двух Законов: Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих[[10]]) и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[[11]] (далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении). Понятие «военнослужащие» употребляется в пенсионном законодательстве в собирательном смысле, объединяющем граждан, проходивших собственно военную службу (в том числе по призыву), службу в государственных органах, а также прокурорских работников, сотрудников Следственного комитета и таможенных органов Российской Федерации[[12]].

Статус кормильца как военнослужащего в целях пенсионного обеспечения его семьи сохраняется, если он умер (погиб) не только во время прохождения службы, но и не позднее трех месяцев со дня увольнения с нее либо позднее этого срока, однако вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а для семей пенсионеров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения ее выплаты[[13]].

Законом о государственном пенсионном обеспечении (ст. 7.1) установлены условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей.

Статья 10 того же Закона особо выделяет статус граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в частности получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации ее последствий. Право на пенсию по случаю потери кормильца предусмотрено для членов семей следующих категорий умерших граждан:

— инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

— участников ликвидации последствий этой катастрофы в зоне отчуждения;

— граждан, которые были заняты на эксплуатации АЭС и работах в зоне отчуждения. Хотя в Законе о государственном пенсионном обеспечении конкретно говорится лишь о «чернобыльцах» и их семьях, следует согласиться со специалистами, что на равных основаниях должно осуществляться пенсионное обеспечение и тех граждан, на которых законодателем распространено действие «чернобыльского» Закона. Соответственно, и членам семей этих граждан пенсии по случаю потери кормильца должны назначаться по правилам, установленным Законом о государственном пенсионном обеспечении для семей «чернобыльцев», если они отвечают требованиям, установленным для этих семей.

Исходя из принципа всеобщности пенсионного обеспечения, законодатель предусматривает пенсии по случаю потери кормильца, который не имеет определенного правового статуса либо статус которого не подтвержден надлежащим образом. В этих случаях может быть назначена социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении.

Подавляющее большинство получателей пенсий по случаю потери кормильца — дети, потерявшие родителей из числа застрахованных граждан. Согласно ст. 3 Закона о страховых пенсиях эта пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата нетрудоспособным членам семьи застрахованного лица, которая компенсирует заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, утраченные в связи с его смертью, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными этим Законом. Там же сказано, что как нетрудоспособность, так и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений предполагаются и не требуют доказательств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты органов законодательной и

исполнительной власти

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) — М.: Эксмо, 2014. — 32 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. 03.10.2018) //Собрание законодательства РФ. — 2013. — №52. — Ст.6965; — 30.12.2013.

4. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [принят Гос.Думой 8 декабря 1995г.] изм. 04.11.2014г. № 333-ФЗ //Собрание законодательства РФ. – 1996. — № 1. – ст. 16;Собрание законодательства РФ. -2014.- № 45 – ст. 6143.

5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. 03.10.2018) //Собрание законодательства РФ. — 2001. — №51. — Ст.4832; «Российская газета». — 2001. — №247.

6. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (в ред. от 03.10.2018) // Российская газета — Федеральный выпуск №2859 (0). – 20.12.2001.

7. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 3 июля 2016 г.) // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ» — 1993. — № 9. — ст.328.

8. Федеральный закон от 05.06.2012 N 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике» // Доступ СПС «Консультант плюс»//.

Книги, монографии

1. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. / Е.Г. Азарова. М., 2012.- 256 с.

Учебники, учебные пособия

1. Буянова М.О. и др. Право социального обеспечения: учебник / М.О. Буянова.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2010. – 814 с.

2. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебное пособие // К.Н. Гусов. – Москва. — 2001. – 328 с.

3. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К. Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С. М. , 2001. — 328 с.

4. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения/ Г.Д. Долженкова.- М.: Юрайт, 2014. – 187 с.

5. Ерусланова Р.И. Пенсионное обеспечение граждан России. Практическое пособие. — М., 2007. – 608 с.

6. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2016. – 441 с.

Читайте также:  Как оформить алименты на ребенка

7. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие // Е.Е. Мачульская.- М: — 2006. – 292 с.

8. Михайленко Ю.А. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер: учебное пособие// А.Ю. Михайленко. — М: Омега-Л, — 2011. – 332 с.

9. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М.: 2005. – 848 с.

10. Суханов Е.А. Российское гражданское право / Отв. ред. Е.А. Суханов. — В 2 т. – Т. 1. — М.: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 2-е изд., 2011. – 958 с.

11. Паспорт законопроекта N 22435-7 // СПС «Консультант Плюс».

Диссертации

1. Бобров Е.А. Реализация права на страховую пенсию: вопросы теории и практики: Дис. … канд. юрид. Наук: 12.00.05. – Защищена 15.06.2016. – М., 2016. – 191 с.

Статьи из периодического издания

1. Гацко М.Ф. Правовое регулирование обеспечения военнослужащих служебным жильем // Право в Вооруженных Силах. — 2005. — № 7. — С.19-27.

2. Зрелов А.П. Современные проблемы межотраслевого применения понятия «член семьи» // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2016. — № 6. – С. 70-74.

3. Кувшинова О. Бедность работающего населения // Ведомости. — 2017. 16 марта. – С.32-33.

4. Мурзин В.А. О вопросах законодательного регулирования социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. — 2014. — № 10. — С. 14-15.

5. Ткач Ю.А. Социальные пенсии // Ю.А. Ткач. Пенсия. -2012. -№4. — С. 5-31.

6. Томский У.А Социальные пенсии // У.А. Томский. Пенсия. — 2010.- №5 – С. 31.

Особенности оформления трудовой пенсии

При оформлении трудовой пенсии по потере кормильца в ПФР стоит поинтересоваться нюансами назначения. К некоторым из них относятся:

  • в отдельных регионах и городах предусмотрены дополнительные условия выплаты. Например, в Москве детям полагаются допвыплаты, если произошла гибель кормильца в результате теракта;
  • если вдова (вдовец) повторно вступил в брак, то право на продолжение поступления выплат за ним сохраняется. Однако это событие должно произойти после того, как супруг-кормилец скончался;
  • если родственники — пенсионеры по возрасту, то вправе перейти на ППК, если та составляла основную часть бюджета семьи;
  • также стоит учесть, что при расчете этого вида пенсий используются различные коэффициенты и множество других показателей (ст. 16 ФЗ №173).

Назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих регламентируется двумя законами. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении», членам семей остальных категорий военнослужащих, в том числе членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по контракту, пенсия по случаю потери кормильца назначается в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсия по случаю потери кормильца членам семей солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, назначается в следующих случаях:

1) если военнослужащий погиб (умер) во время прохождения военной службы по призыву;

2) если военнослужащий погиб (умер) в течение 3 месяцев после увольнения с военной службы по призыву;

3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые были получены в период прохождения военной службы.

Нетрудоспособными членами семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, имеющими право на получение пенсии по случаю потери кормильца, являются:

1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, то до достижения ими возраста 23 лет. Если дети, братья, сестры или внуки погибшего обучаются в учреждениях дополнительного образования или по заочной (вечерней) форме, то они не приобретают права на пенсию по случаю потери кормильца. Дети, братья и сестры кормильца имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца после наступления соответствующего возраста, если до достижения возраста 18 лет они стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена одному не работающему члену семьи, занятому уходом за детьми, братьями, сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет. На этих основаниях пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена отцу, матери, супругу, дедушке, бабушке, брату или сестре погибшего (умершего) кормильца независимо от их возраста и трудоспособности. Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца в этом случае является отсутствие у лица, получающего пенсию по случаю потери кормильца, оплачиваемой работы, а не наличие или отсутствие трудоспособности;

3) пенсия по случаю потери кормильца назначается: отцу, матери и супругу, если они достигли возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины или являются инвалидами. Отцу либо матери погибшего (умершего) кормильца, достигшим возраста 60 и 55 лет, пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если кормилец погиб (умер) в течение трех месяцев по окончании военной службы. Супругу погибшего (умершего) кормильца, достигшему возраста 60 или 55 лет или ставшему инвалидом, пенсия по случаю потери кормильца назначается во всех трех случаях. При этом перечисленной категории лиц пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении;

4) родителям военнослужащих, погибших (умерших) во время прохождения военной службы по призыву, если смерть кормильца наступила в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или травмы, полученных во время прохождения военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается с 55 лет – мужчинам и с 50 лет – женщинам;

5) дедушке или бабушке погибшего (умершего) кормильца пенсия по случаю потери кормильца назначается, если они достигли возраста 60 лет мужчины и 55 лет – женщины либо если они являются инвалидами и отсутствуют лица, которые обязаны их содержать в соответствии с законодательством РФ. Дедушкам и бабушкам кормильцев пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если при жизни кормильца они находились на его иждивении.

Перечисленным выше категориям лиц пенсия по случаю потери кормильца выплачивается независимо от выполнения оплачиваемой работы. Отметим, что законодательство предусматривает отказ в выплате пенсии по случаю потери кормильца, если гибель (смерть) военнослужащего по призыву наступила в результате совершения им преступления. В этих случаях членам семьи погибшего (умершего) кормильца назначается социальная пенсия. Если социальная пенсия назначается мужчинам, достигшим возраста 65 лет, или женщинам, достигшим возраста 60 лет, то она не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Для семей военнослужащих всех остальных категорий, к которым относятся все военнослужащие и приравненные к ним категории лиц, за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходивших военную службу по призыву, предусмотрены несколько иные основания назначения пенсии по случаю потери кормильца. Семьям этих категорий военнослужащих пенсия по случаю потери кормильца назначается в тех же случаях:

1) если военнослужащий погиб (умер) в период прохождения военной службы;

2) если военнослужащий погиб (умер) в течение трех месяцев после окончания военной службы;

3) если военнослужащий погиб (умер) по истечении трех месяцев после окончания военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время прохождения военной службы. Но при этом законодательство содержит оговорку о том, что если пенсия назначается семье военнослужащего, который при жизни был пенсионером, то она может быть назначена, если кормилец умер в период получения им пенсии или в течение 5 лет после окончания ее выплаты. Например, если военнослужащий, получавший пенсию, умер через три года после окончания военной службы и его смерть не была связана с военной травмой, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы, то его семья имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Военнослужащие обладают специальным статусом, в отношении них принят специальный Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» распространяютсяна следующие категории лиц:

1) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;

2) лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;

3) лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;

4) лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц – при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

5) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах – бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Читайте также:  Получение ВНЖ для граждан Беларуси в 2022 году

Все вышеперечисленные категории граждан имеют право на получение пенсии за выслугу лет, а также по инвалидности, а члены их семей – на пенсию по случаю потери кормильца. В ходе прохождения военной службы военнослужащий может претендовать сразу на две пенсии (например, по инвалидности и по выслуге лет). Сразу обе пенсии ему выплачиваться не будут. Военнослужащим предоставляется право выбора пенсии, которую они будут получать: либо по инвалидности, либо по выслуге лет. Причем по достижении пенсионного возраста военнослужащие имеют право на получение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Жены и родители, которым начислена пенсия (например, по случаю потери кормильца), также получают пенсии по старости при достижении ими пенсионного возраста.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

1) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 % указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 % этих сумм.

Например, подполковнику назначается пенсия за выслугу лет. Он прослужил 30 лет. Размер пенсии будет рассчитываться следующим образом. За 20 лет выслуги ему положено 50 % денежного довольствия, а за оставшиеся годы – 30 % (10 лет Ч 3 %). Таким образом, размер его пенсии составляет 80 % от денежного довольствия;

2) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 % соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 % указанных сумм денежного довольствия.

В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

Право на пенсию по инвалидности имеют лица, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности, а также степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В Законе РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих» различается две группы инвалидов, от которых и зависит размер начисляемой пенсии.

Инвалиды подразделяются на следующие категории:

1) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

2) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), – лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

Страховая пенсия по утере кормильца выплачивается из средств Пенсионного фонда (ПФР). Она устанавливается, если умерший имел страховой стаж любой продолжительности. Детям выплаты положены до совершеннолетия или 23 лет, если они учатся на дневной форме.

При получении инвалидности до 18 лет, денежную поддержку будут оказывать вплоть до официального трудоустройства ребенка или снятия группы. Возраст здесь роли не играет.

Родителям, дедушкам и бабушкам финансовая поддержка назначается после достижения пенсионного возраста или установления инвалидности. Братья, сестры и внуки смогут получать деньги, если у них нет трудоспособных родителей. Кроме этого, всем из перечисленных граждан вне зависимости от возраста устанавливается пенсионное обеспечение, если они не трудятся, но ухаживают за родственниками усопшего, пока иждивенцам нет 14 лет.

Государственная пенсия по смерти кормильца полагается, если покойный был военнослужащим, космонавтом либо потерпевшим в техногенных или радиационных катастрофах.

Супругам обеспечение назначается, если они не вышли повторно замуж. Дети, чьи родители пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС, получают денежную помощь до 25 лет, если они учатся на очных отделениях.

Источник финансирования социальной пенсии – бюджет государства. Она выплачивается лишь детям кормильца до их совершеннолетия или 23 лет при учебе на очном отделении.

Обязательное условие – постоянное проживание на территории России.

Документы, необходимые для оформления пенсии

В ПФР, кроме заявления, необходимо предоставить определенные документы, подтверждающие право на получения выплат по потере кормильца.

  1. Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя (вид на жительство иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства, свидетельство о рождении ребенка до 14 лет и т.п.).
  2. Свидетельство о смерти кормильца или другой документ, на основании которого он считается умершим.
  3. Документы, доказывающие статус заявителя по отношению к умершему кормильцу (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, свидетельство об усыновлении или удочерении).
  4. Документы (трудовая книжка, справки и т.п.), которые подтвердят периоды работы, другой деятельности, во время которых производились страховые выплаты в Пенсионный фонд, а также нестраховое время трудовой деятельности умершего кормильца. Все документы должны быть оформлены правильно, то есть содержать:
  • фамилию, имя и отчество гражданина;
  • число, месяц и год рождения;
  • номер и дату выдачи;
  • место и период работы;
  • должность (профессию);
  • основание для выдачи;
  • приказы, лицевые счета и т.п.;
  • подпись должностного лица, заверенную печатью организации, выдавший документ.

Понятие и значение страховой пенсии по случаю потери кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца — это ежемесячная денежная выплата, производимая нетрудоспособным членам семьи, потерявшей кормильца, по условиям и нормам, предусмотренным законом.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца предоставляется в случае смерти застрахованного лица членам его семьи в целях компенсации или минимизации последствий изменения их материального и (или) социального положения, наступившего вследствие потери кормильца.

Пенсия по случаю потери кормильца:

  • 1) устанавливается в соответствии с нормами законов;
  • 2) гарантируется государством;
  • 3) назначается членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении;
  • 4) является денежной выплатой и не может предоставляться пенсионерам в других (в первую очередь речь идет о натуральных) формах;
  • 5) является периодической (ежемесячной) выплатой;
  • 6) устанавливается на время нетрудоспособности иждивенца, в том числе пожизненно;
  • 7) цель пенсии — компенсация нетрудоспособным членам семьи заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи с его смертью;
  • 8) размер пенсии зависит от прежнего заработка кормильца.

Правовые особенности пенсии по случаю потери кормильца

Правовые особенности пенсии по случаю потери кормильца заключаются в большом количестве нормативных правовых актов, регулирующих данный правовой институт.

Верхний уровень — это нормы международно-правовых норм: Нормы международно-правовых норм при ратификации имеют приоритет над национальным законодательством, однако в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению количества нормативно-правовых актов, регулирующих данный правовой институт. Международные правовые нормы при ратификации имеют приоритет над национальным законодательством, однако в настоящее время наблюдается тенденция к снижению их роли, чего быть не должно.

Среди важных международно-правовых документов можно назвать следующие.

Во-первых, Декларация 1948 года, которая провозглашает, что «Каждый человек, как член общества, имеет законное право на социальное обеспечение и имеет право на осуществление, путем национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии с организацией и ресурсами каждого государства, экономических, социальных и культурных прав, необходимых для поддержания его достоинства и свободного развития его личности» (Статья 22). Статья 25 Декларации устанавливает законное право людей на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или иного отсутствия средств к существованию по независящим от них обстоятельствам.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, являющийся продолжением Декларации 1948 года, был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года (далее: Пакт). Государства-участники Пакта признают «законное право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, и на достаточный жизненный уровень и на непрерывное улучшение условий жизни».

Статья 39 Конституции Российской Федерации «гарантирует каждому социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».

Конвенции Международной организации труда — это многосторонние международные договоры, которые становятся юридически обязательными для государств-членов Международной организации труда, если они соблюдают процедуры, установленные национальным законодательством. Рекомендации Международной организации труда, как следует из их названия, не создают юридических обязательств для этих государств. Как правило, они дополняют и уточняют принятые конвенции Международной организации труда. В то же время нельзя отрицать, что даже те документы Международной организации труда, которые не являются юридически обязательными, оказывают значительное влияние на правовые акты государств-членов Международной организации труда.

В качестве примера можно привести Конвенцию № 128 от 29 июня 1967 года «О пособиях по инвалидности, старости и потере кормильца», который регулирует назначение и выплату пенсий.

Статья 36 Конвенции Международной организации труда № о минимальных нормах социального обеспечения определяет виды пособий в случае полной или частичной потери трудоспособности пострадавшего и в случае потери кормильца. Единовременное пособие и ежемесячная страховая выплата также выплачиваются лицам, имеющим установленное законом право на компенсацию в связи со смертью кормильца. Размер единовременного пособия равен максимальной сумме, установленной законом, а размер ежемесячного страхового пособия рассчитывается исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за вычетом части, приходящейся на него и его иждивенцев, которые являются трудоспособными, но не подлежат обязательной страховке. Ежемесячные пособия индексируются в соответствии с инфляцией. Коэффициенты и частота индексации определяются правительством страны.»

Читайте также:  Новые правила парковки автомобилей на инвалидных местах с 1 июля 2022 года

«В случае причинения вреда здоровью в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания обеспечение предоставляется без ограничений всем гражданам, включая иностранцев и лиц без гражданства.

Юридические проблемы, возникающие в связи с реализацией законного права.

Проблемы, связанные с аннуитетами по потере кормильца, нельзя оценивать отдельно от результатов пенсионной реформы. Мы оценили новый балльный метод пенсионного обеспечения, и следует отметить, что в целом он имеет некоторые недостатки.

Во-первых, в России по-прежнему очень много людей, получающих черную зарплату в условиях кризиса и безработицы. Согласно статистике, в России они составляют более половины трудоспособного населения. К сожалению, для этой категории пенсия рассчитывается только из белой зарплаты.

Во-вторых, для участия в новой процедуре реституции люди, получающие низкую зарплату, должны проработать не менее двадцати лет.

В-третьих, пенсионеры, которые работают до пенсии, будут вынуждены либо оставить работу, либо не получать пенсию. Разумеется, их доходы и уровень жизни соответственно снизятся.

В-четвертых, даже если неработающие пенсионеры захотят дополнить свой доход работой, они вряд ли найдут работодателя, готового их трудоустроить

В-пятых, требования к пенсионерам стали более жесткими.

В-шестых, стаж работы был увеличен в три раза. Теперь для выхода на пенсию нужно работать не пять лет, а все пятнадцать.

Седьмое: в 2021 году не были разработаны проценты, на которые можно было бы увеличить фиксированную сумму и индивидуальный премиальный коэффициент, которые по своей природе предназначены для граждан, получающих льготы и пособия, а также для тех, кто рассчитывает на полную государственную помощь.

В-восьмых, методика расчета индивидуального пенсионного коэффициента очень сложна для понимания рядового гражданина. Поэтому его/ее визит в пенсионный фонд неизбежен.

В-девятых, военных пенсионеров лишают части страховых взносов.

В-десятых, пенсии рассчитываются по сложнейшей формуле.

Соответственно, в настоящее время пенсия по потере кормильца может быть увеличена на пять процентов, но в будущем она может уменьшиться.

На практике возникает множество спорных ситуаций, связанных с пенсиями по случаю потери кормильца.

На практике многие граждане Российской Федерации, потерявшие кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в сфере текущих военных действий, или пенсионеров, погибших (умерших) в сфере текущих военных действий, которые при жизни считались ветеранами боевых действий, вынуждены обращаться в суд за защитой своих прав и просить защиты33. На практике они вынуждены обращаться за защитой своих прав и просить защиты у военнослужащих, погибших (умерших) в районе проводимых военных действий.

Они подали в суд на комиссариаты и потребовали перерасчета пенсий по потере кормильца, ссылаясь на статью 45 (d) п.

Действовать. Здесь имеется в виду период с 1 января 2008 года, когда эта пенсия увеличилась на 32%. Однако следует отметить.

Они ссылаются на пункт 1 статьи 46 Закона. Однако эти граждане не помнят, что данное повышение пенсии по Закону № 319-ФЗ вводится в действие только с 1 января 2008 года.

Если в то же время пенсии истцам были назначены до этого периода, то оснований для назначения пенсий истцам нет, поэтому нельзя считать, что ответчик в лице Пенсионного фонда не выполнил свои обязательства по начислению пенсий и тем самым нарушил их законные права.

Прекращается ли выплата пенсии при получении другого дохода?

В соответствии со ст.10 ФЗ №400 «О страховых пенсиях», выплаты по случаю потери кормильца назначаются только нетрудоспособным гражданам, ранее находившимся на иждивении умершего. Если такой пенсионер устраивается на работу и получает доход, выплаты от ПФР прекращаются со следующего месяца после трудоустройства. При этом право на пенсию будет утеряно даже в таких случаях, когда гражданин:

  • совмещает работу и учебу на очном отделении;
  • работает не целый день, например, только в вечернюю смену;
  • получает зарплату, размер которой ниже пенсии по потере кормильца;
  • устроен по срочному трудовому договору на короткий период (в т.ч. летние каникулы).

После увольнения выплаты возобновляются по заявлению гражданина – необходимо повторно обратиться в ПФР. Получение разового дохода, например, от продажи квартиры, автомобиля, земельного участка (вне зависимости от оснований возникновения права собственности) не влияет на пенсию по потере кормильца. Такой случай не является трудоустройством – пенсия по-прежнему будет выплачиваться в полном объеме.

Понятие и значение трудовой пенсии по случаю потери кормильца

Соцобеспечение также предназначается для семьи, утратившей кормильца. Этот тип выплаты начисляется при абсолютном отсутствии выслуги лет у усопшего на момент смерти. Кто вправе претендовать:

  1. Дети, родители или один из родителей которых умерли.
  2. Ребенок, потерявший единственного родителя.

Наличие российского подданства не является обязательным для начисления. Обязательно постоянное проживание на территории страны.

Пенсионная выплата этого типа выплачивается из средств федерального бюджета. Происходит ее постоянная индексация. Так, с 1 апреля 2017 года для детей, лишившихся одного кормильца – 5034,25 руб. Для оказавшихся круглыми сиротами – 10068,53.

Чтобы получать пенсию по потере кормильца необходимо обратиться в ПФР по своему району. Сделать это возможно тремя способами:

  • личное посещение отделения;
  • посредством доверенного лица;
  • через интернет на портале госуслуг или официальном сайте учреждения.

Нужно написать заявление и предоставить определенный пакет документации.

Объем начислений обусловлен видом назначаемой пенсии. Если это трудовая, то зависит от количества накопленных баллов и стоимости отдельного балла в этот период. Величина социальной устанавливается государством. Размер государственной варьируется в зависимости от категории получателей.

Страховая пенсия индивидуальна. Но если ее размер не доходит до величины прожиточного минимума по региону, то производятся соответствующие доплаты.

Социальная пенсия – 5034,25 и 10068,53 для детей, потерявших одного из законных представителей и для сирот соответственно.

Государственные выплаты исчисляются в процентном соотношении от социальных (от 5034, 25):

  • космонавтам – 40% от жалованья;
  • детям, потерявшим обоих родителей вследствие радиации, 250% – 12585,62. В прочих случаях 125%;
  • 150% каждому члену семьи военного, погибшего по заболеванию. Если обнаружен факт травмы по службе – 200%.

Общий размер любой из видов пенсии не может быть установлен меньше прожиточного минимума.

Куда обратиться за назначением пенсии?

Заявление о назначении пенсии можно подать в территориальный орган ПФР по своему выбору, либо в многофункциональный центр по своему выбору, либо по почте, либо через работодателя, с которым состоит в трудовых отношениях, с письменного его согласия.

При этом граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца, заявление о назначении пенсии подают в территориальный орган ПФР по месту жительства (пребывания, фактического проживания) в указанных районах (местностях).

Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).

Как и когда оформить пенсию по потере кормильца

Сначала необходимо собрать пакет документов, куда входят:

  • Свидетельство о смерти или пропаже без вести.
  • СНИЛС.
  • Документ, подтверждающий родственные отношения.
  • Удостоверение личности (в том числе представителя, если тот, кому полагается пенсия, не достиг 18 лет).
  • Свидетельство о браке.
  • Документ, подтверждающий постоянную регистрацию.
  • Бумаги, которые подтверждают трудовой стаж.
  • Справка из образовательного учреждения (школа, ВУЗ), если пенсия оформляется на ребёнка погибшего кормильца.

Каждый конкретный случай предполагает сбор индивидуального пакета бумаг.

Как только не стало кормильца, обращайтесь за пенсией, её начнут платить со дня подачи заявления.

Если написать заявление на пенсию, когда после смерти прошло:

  • менее 12 месяцев, то пенсию выплатят за предыдущие месяцы;
  • более 12 месяцев, пособие выплатят только за 12 предыдущих месяцев, независимо от того, сколько времени прошло после смерти кормильца.

Кто имеет право на пенсию по случаю потери кормильца

В России назначение и выплата пенсии по случаю потери кормильца регулируется двумя законами. Это — Федеральный закон от 15.12.2011 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — 166-ФЗ) и Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – 400-ФЗ). Пенсии, назначаемые по закону 166-ФЗ, называются «пенсии по случаю потери кормильца», а пенсии, назначаемые по закону 400-ФЗ, называются «страховые

пенсии по случаю потери кормильца».

Но при этом важно отметить, что если у гражданина отсутствует право на получение страховой

пенсии по случаю потери кормильца по закону 400-ФЗ, то указанная пенсия ему назначается в соответствии с законом 166-ФЗ.

В настоящей статье мы рассматриваем условия назначения государственной пенсии по случаю потери кормильца по закону 166-ФЗ. По этому закону пенсия назначается членам семей

следующих категорий лиц:

  • военнослужащих;
  • граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • космонавтов.

При этом пенсия назначается только в случае смерти перечисленных лиц.

Члены семей других категорий лиц (не указанных выше) получают страховую

пенсию по случаю потери кормильца по нормам закона 400-ФЗ.

Под членами семей умершего кормильца, имеющими право на пенсию по закону 166-ФЗ, подразумеваются:

  1. дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет;
  2. те же лица, если они обучаются по очной форме – на весь период обучения, но не старше 23 лет;
  3. те же лица старше 18 лет, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. Обращаем внимание на то, что братья, сестры и внуки умершего кормильца имеют право на пению только при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
  4. один из родителей, супруг, дедушка, бабушка, брат, сестра — в случае если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и при этом не работают;
  5. родители, супруг, дедушка, бабушка, если они достигли возраста 60 лет (мужчин) и 55 лет (женщины), либо являются инвалидами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *