Прием на работу бывшего государственного и муниципального служащего
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прием на работу бывшего государственного и муниципального служащего». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.
Работник не сообщил о своем опыте государственной службы
Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.
Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).
Наймёте бывшего чиновника — и вас оштрафуют. Как этого избежать?
Пару недель назад одна российская компания получила запрос от столичной прокуратуры. Причина обращения казалась незначительной — организация не сообщила государству, что приняла на работу бывшего госслужащего. Но когда HR-служба стала разбираться — неприятно удивилась. Оказалось, предприятию грозит штраф — до 500 тыс. рублей.
Оформляя трудовой договор, мы опираемся на базовые положения Трудового кодекса. Это понятно и логично. И вряд ли кто-то задумывается, что может ненароком нарушить закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Действительно, речь ведь о коммерческом предприятии, а не о чиновниках.
Но если глубже копнуть даже сам Трудовой Кодекс (а делают это далеко не все эйчары), выяснится, что на основании статьи 64.1 компании при заключении трудового договора и даже гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим обязаны сообщать об этом их бывшим работодателям в течение десяти дней.
Более того, делать это нужно на официальном бланке компании, с подписью руководителя и печатью. И даже это не всё.
Есть обязательный перечень сведений, которые надо сообщить: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность на предыдущем месте, название компании, дата и номер приказа о приёме на работе, новая должность и основные обязанности.
Список приведён в специальном постановлении правительства. Шаг влево от списка — нарушение, предусмотренное статьёй 19.29 КоАП. Сумма штрафа для должностного лица составляет до 50 000 рублей, для компании — до 500 000 рублей.
Нюанс в том, что времени на исправление ошибки может не остаться. 10 дней — это совсем немного. И вряд ли надзорные органы вам сообщат, что вы им что-то должны. Скорее всего, они сразу придут с проверкой или напишут о нарушении постфактум.
В запросе прокуратура часто просит показать приказ о назначении работника, ответственного за соблюдение антикоррупционного законодательства.
Издавать такой документ вы вообще-то не обязаны, а цель запроса проста — выяснить, кому можно выписать «персональный» штраф.
Как правило, штраф ложится на генерального директора, но я советую не подвергать руководителя лишним рискам и внутренним приказом переложить ответственного на кого-то ещё.
К счастью, требования об информировании государства применяются не только к работодателям, но и к соискателям. В ряде случаев госслужащие, желающие перейти в коммерческую структуру, должны получать письменное согласование в своём ведомстве.
А статья 64.1 ТК и закон №273-ФЗ обязывают кандидата сообщить вам, что он был государственным или муниципальным служащим, если с даты увольнения прошло менее двух лет. Даже в том случае, если за это время он сменил нескольких мест работы.
Если бывший чиновник нарушил требование законодательства, ответственность — на нём. Допустим, при трудоустройстве вы завели человеку новую трудовую книжку, так как старая, по его словам, потерялась, а про госслужбу он ничего не сказал. Когда выяснится, что прошлый работодатель не получил уведомления, отвечать по закону придётся сотруднику, а не вам.
Фотография на обложке: Dragon Images / Shutterstock
Принимаем на работу бывшего госслужащего. Что нужно знать?
Требования трудового законодательства и антикоррупционных нормативных актов о соблюдении определенного порядка приема бывшего госслужащего на работу зачастую не соблюдаются работодателями не умышленно, а в силу недостаточности информации относительно данного порядка.
Между тем следовать этому несложно, а ответственность за нарушения достаточно серьезна, штрафные санкции высоки…
Кроме того, механизм привлечения работодателей, не соблюдающих порядок приема на работу бывших госслужащих, к административной ответственности, как показывает практика, уже отработан.
Новшества в законодательстве в области противодействия коррупции тут же повлекли большое количество дел об административных правонарушениях по когда-то редко применяемой ст. 19.29 КоАП РФ.
Учитывая постоянную миграцию кадров из одной организации в другую, ни один работодатель не застрахован от совершения нечаянных ошибок, которые могут привести к значительным административным штрафам.
Наш ликбез поможет этого избежать.
Какие обязанности у бывшего работодателя?
В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.
Еще одна обязанность – реагировать на заявления бывших сотрудников о новом месте работы или заказчике, если планируется заключить договор ГПХ. В таком случае проверяется, нужно ли созывать специальную комиссию и давать разрешение на работу. Как правило, этим занимаются уже не кадровые работники, а администрация и секретариат государственного или муниципального органа.
Рассмотрение поступившего обращения комиссией.
В первую очередь отметим, что комиссия образуется согласно нормативному правовому акту государственного органа, которым утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
В состав комиссии входят председатель, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя.
Комиссия состоит:
-
из заместителя руководителя государственного органа (председатель комиссии);
-
из руководителя подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностного лица кадровой службы государственного органа, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии);
-
из государственных служащих подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемых руководителем;
-
из представителя Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ;
-
из представителя (представителей) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.
Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.
Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц.
Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют. Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.
Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу.
КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?
Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями, ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции(далее — Конвенция).
Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.
Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия
Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя
Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.
Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы
К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.
Санкция статьи предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.
Какие данные указываются в уведомлении?
Существует перечень данных, которые работодатель должен обязательно указать в своём уведомлении предыдущему нанимателю:
- фамилия, имя, отчество (если есть) гражданина (если вдруг они менялись, то указывать нужно прежние);
- дата и место его рождения;
- должность госслужбы, которая замещалась гражданином перед увольнением (эти сведения берутся из трудовой книжки);
- полное и сокращённое (если есть) название организации;
- номер и дата распоряжения/приказа работодателя, на основании которого гражданин принимается на работу;
- дата трудового соглашения и срок его действия (отмечается дата начала трудовой деятельности, если же договор срочный, то помимо срока указываются также причины, которые лежат в основе такого быстрого заключения);
- номинация занимаемой сотрудников должности в полном соответствии с трудовым договором и штатным расписанием, при наличии ещё и сведения о структурном подразделении учреждения;
- должностные обязанности, которые будут соблюдаться на новом месте работы (с указанием основных её направлений).
Может ли бывший госслужащий быть ИП? Об этом далее.
Письмо нужно оформить на бланке данного учреждения, заверить подписью руководителя или другого лица, имеющего такие полномочия, и подписавшим трудовое соглашение в качестве работодателя. Обязательно должна быть поставлена печать организации (её службы кадров). После этого письмо направляется предыдущему работодателю бывшего госслужащего не позднее, чем через десять дней. Вопрос о том, как именно отправлять уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего на предыдущее рабочее место, всё ещё не урегулирован окончательно, поэтому работодатель может отправить его заказным письмом по почте или предоставить с курьером.
Получение сведений о госслужбе
В соответствии с нормами антикоррупционного законодательства, работодатель при неимении сведений о предыдущем месте работы может попросить своего нового сотрудника предъявить его трудовую книжку, чтобы узнать такую информацию. Работник не вправе отказывать в данной просьбе и должен сообщить о том месте, где проходила его госслужба. Если же в трудовой книжке таких сведений нет, то работодатель уже не будет нести ответственность за нарушение норм трудового законодательства.
Однако в случае предъявления трудовой книжки может появиться ещё одно затруднительное обстоятельство. Суть в том, что сообщать о приёме на работу бывшего госслужащего нужно только тогда, когда его предыдущая должность входит в Перечень, утверждённый Президентом, или если его зарплата превышала отметку в сто тысяч рублей. Поскольку такие сведения не фиксируются в трудовой книжке, лучше без лишних выяснений сразу отправить уведомление предыдущему работодателю. Может ли стать бывший госслужащий предпринимателем? Разберемся.
Контролировать нужно далеко не всех бывших служащих. Чтобы человека зачислили в эту особую категорию, должны совпасть два фактора1:
1. Отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления вашей организацией входили в должностные (служебные) обязанности принимаемого бывшего государственного или муниципального служащего.
2. Должность государственной или муниципальной службы включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Впрочем, на практике наличие первого фактора игнорируется. Например, Минтруд России в своих разъяснениях[3] упоминает о наличии обоих факторов, но считает, что включение должности в утвержденный список автоматически означает, что у лица были полномочия по осуществлению «отдельных функций управления организацией».
Соответственно, организации лучше руководствоваться четким критерием: есть должность в списке — сообщаем, нет — можно и промолчать.
КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?
Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями[4], ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции[5] (далее — Конвенция).
Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.
Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе. Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.
Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия[6].
Санкции, налагаемые при выявлении дополнительного трудоустройстве
В отношении работников и государственных и муниципальных структур предусмотрена санкция в соответствии со ст. 19.29 КоАП. К работодателям, привлекшим к работам госслужащих, также применяются административные штрафы аналогичной статьи КоАП.
Пример о наложении штрафов при совместительстве госслужащего
Инспектор В., являющийся госслужащим сферы земельных отношений, получил предложение от коммерческой структуры ООО «Азимут» о совместительстве. Должность требовала использования знаний по основной работе лица. В результате выявления нарушения были выписаны минимальные штрафы:
- Инспектору В. как должностному лицу в размере 20 тысяч рублей.
- Предприятию ООО «Азимут» в размере 100 тысяч рублей.
При выявлении участия должностного лица предприятия в незаконном привлечении госслужащего к работам на сотрудника или руководителя также налагается штраф.
Заключаем с бывшим чиновником гражданско-правовой договор
Сотрудники, ранее трудившиеся на госслужбе, могут работать в организации не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым (ГПД). В этом случае действуют те же правила, что и при заключении трудового договора, но только если стоимость услуг по заключенному ГПД составляет более 100 000 руб. (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Тогда гражданин, с которым заключается ГПД, должен сообщить организации следующие сведения:
- входила или не входила замещаемая им должность в специальный перечень;
- входили или не входили в его служебные обязанности отдельные функции по государственному управлению организацией, с которой заключается ГПД.
Новый работодатель направляет в 10-дневный срок сообщение по последнему месту службы о заключении с бывшим чиновником гражданско-правового договора.
Если в служебные обязанности бывшего чиновника входили отдельные функции по государственному управлению организацией, с которой заключается ГПД, то он должен получить согласие специальной комиссии.
Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего
Если ваш новый сотрудник ранее работал в госорганах, и с момента его увольнения не прошло более 2 лет, вы должны сообщить о найме такого человека его бывшему работодателю-госоргану (ст. 64.1 ТК РФ). Бывший бюджетник должен сам сообщить вам, что ранее трудился на государственной либо муниципальной службе (ст. 12 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Зачем это нужно?
Формальная цель процедуры уведомления госорганов о новом месте работы бывшего сотрудника — противодействие коррупции. На деле за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего для работодателя предусмотрен штраф по ст. 19.29 КоАП:
- 20-50 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
- 100-500 тыс. руб. для юридических лиц.
Согласитесь, внушительная сумма. Разберемся, как не получить штраф.
Процедура найма бывшего госслужащего
Документооборот при найме работника по трудовому договору требуется соблюсти в соответствии с ТК РФ.
Пошаговая процедура приема на работу | Описание |
Обращение соискателя к руководителю предприятия | При собеседовании достигается договоренность об условиях труда |
Предоставление документов | Работник должен подтвердить личность, квалификацию, соответствующую должности |
Выявление наличия предыдущей должности в перечне, необходимом для уведомления | Работодатель должен сразу по получении трудовой книжки определить необходимость уведомления бывшего нанимателя лица |
Ознакомление будущего работника с документами предприятия | Лицу предоставляются локальные акты, регулирующие внутренний распорядок, систему оплаты |
Заключение трудового договора | Документ подписывается обеими сторонами с последующим получением на руки экземпляра |
Издание приказа | О назначении сотрудника работодатель обязан издать приказ в течение 3 дней |
Направление уведомления предыдущему нанимателю лица | Информацию о госструктуре можно получить из трудовой книжки, предоставленных справок |
Прохождение первичного инструктажа по охране труда | Работник должен приступать к исполнению обязанностей после прохождения инструктажа |
Внесение записи в трудовую книжку | Документ предоставляется работодателю для внесения записей и хранения |
Оформление личной карточки | По данным работника открывается карточка Т-2 |