Социальное обслуживание инвалидов и пожилых граждан в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное обслуживание инвалидов и пожилых граждан в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.
Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.
В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:
№ п/п. | Проблема системы социального обслуживания | Причина возникновения проблемы |
1 | Недостаточное финансирование |
|
2 | Плохо развития нормативно-правовая база | Недостаток унификации документации на законодательном уровне. |
3 | Недостаток профессиональных кадров |
|
4 | Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) | Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания. |
Социальное обслуживание на дому может быть предоставлено на условиях 100% оплаты, частичной оплаты или бесплатно:
№ п/п. | Категории получателей услуг | Стоимость услуг |
1 | Лица с ограниченными возможностями здоровья (1, 2, 3 группа) и граждане пенсионного возраста, ежемесячный доход которых менее полутора размеров регионального прожиточного минимума (одиноко проживающие, проживающие с другими пенсионерами и инвалидами).
Федеральные льготники: ● Герои социалистического труда; ● Герои Советского Союза и Российской Федерации; ● жители блокадного Ленинграда; ● бывшие узники концлагерей фашистов; ● ветераны войны; ● инвалиды Великой Отечественной Войны; ● супруги/вдовы участников боевых действий. |
0 рублей |
2 | Лица с ограниченными возможностями здоровья (1, 2, 3 группа) и граждане пенсионного возраста, ежемесячный доход которых менее полутора размеров регионального прожиточного минимума. | Предоставляется скидка |
3 | Инвалиды, пенсионеры и иные лица, имеющие право на социальное обслуживание на дому, не относящиеся к перечисленным выше случаям. | Оплата в 100% размере |
Ошибка: Пенсионер, не относящийся к федеральным льготникам и получающий пенсию, размер которой превышает 1,5 размера прожиточных минимумов по региону, пытается оформить услугу социального обслуживания на дому на безвозмездной основе.
На бесплатное социальное обслуживание на дому могут рассчитывать исключительно федеральные льготники и пенсионеры, чей ежемесячный доход оказывается меньше 1,5 размеров прожиточного минимума в регионе.
Ошибка: Инвалид 3 группы, самостоятельно обслуживающий себя и не имеющий трудностей в быту, претендует на помощь социального работника на дому.
Специалисты органов социальной защиты населения тщательно изучают ситуацию с целью выяснения степени нуждаемости заявителей в помощи социальных работников. Если выясняется, что заявитель самостоятельно ухаживает за собой, выполняет работу по дому и не испытывает трудностей с посещением организаций, магазинов и поликлиник, ему будет отказано в социальной помощи на дому, т.к. социальных работников мало, а претендентов на соц. обслуживание – много.
Чтобы воспользоваться всеми необходимыми услугами социального обслуживания на дому инвалид или пенсионер должен обратиться со специальным заявлением в специальные организации. Специалисты обязаны рассмотреть поступившее заявление и приступить к работе с гражданином.
В целом документы рассматривается несколько дней, и скорость принятия заявки зависит от наплыва желающих получить социальные услуги. Работники социальных служб должны проверить, действительно ли нуждается человек в помощи, как он живет, каковы его условия жизни.
Документы, которые надо подать для получения социальной помощи:
- заявление заинтересованного лица;
- правоустанавливающие документы;
- медицинское заключение о наличии заболевания и об отсутствии заболеваний, при которых социальное медицинское обслуживание не рекомендовано;
- справа о размере пенсии или иных доходов, справка о составе семьи.
Решение о социальной помощи осуществляется при участии приемной комиссии организации, предоставляющей подобные услуги населению. Часто возникает вопрос о том, может ли быть отказано в социальной помощи инвалиду или пенсионеру? Нормативно-правовые акты устанавливают ряд основных положений, при которых указываются причины отказа в содействии с такими категориями граждан.
Важно! Для подачи заявления на получение социальных услуг на дому необходимо обратиться в региональное отделение органов социальной защиты населения.
Прежде чем заявка на получение помощи будет одобрена, сотрудники социальной службы должны проверить документы, чтобы оценить степень нуждаемости гражданина в получении помощи социального работника (поскольку желающих достаточно много, а ресурсов обычно недостаточно), проверить условия проживания обратившегося человека. Законом предусмотрены следующие случаи, когда в социальном обслуживании заявителю могут отказать:
- Если имеются противопоказания к социальной помощи. Здесь имеется в виду наличие факторов, которые могли бы поставить под угрозу жизнь и здоровье социального работника:
- наличие тяжелых психических отклонений,
- наркотическая зависимость,
- алкогольная зависимость,
- прием психотропных препаратов,
- наличие карантинных болезней,
- наличие тяжелых инфекционных патологий;
- наличие открытой формы туберкулеза;
- наличие любых заболеваний, требующих специализированного лечения.
- Обращение заявителя в УСЗН в нетрезвом или неадекватном состоянии.
- Высокая занятость организации, отсутствие свободных социальных работников.
- Заявитель является лицом без определенного места жительства.
В силу своих возрастных особенностей пожилые люди составляют самую незащищенную категорию населения. Именно поэтому им нужна помощь государства.
Гражданским Кодексом РФ регулируются мероприятия по предоставлению социальной помощи людям пожилого возраста, в частности, предусмотрены:
-
оказание социальной помощи пожилым людям на дому;
-
обслуживание в стационарах (пансионатах, интернатах и тому подобных заведениях);
-
оказание полустационарной помощи в различных учреждениях дневного пребывания;
-
оказание срочной социальной помощи разового характера;
-
социально-консультативная помощь, облегчающая приспособление инвалидов в общественной среде.
Для получения помощи на дому пенсионер заполняет заявление определенной формы, предоставленной работником центра социального обслуживания населения.
Затем старик собирает пакет документов, а именно необходимо предоставить:
-
оригинал и копию паспорта заявителя;
-
документ, подтверждающий право заявителя на получение социальной помощи (удостоверение инвалида и т. д.);
-
доверенность, если оформлением социальной помощи пожилым людям на дому занимается третье лицо или близкий родственник нуждающегося в государственной поддержке;
-
выписку из паспортного стола о прописке по месту жительства;
-
медицинскую справку о состоянии здоровья, заверенную главврачом, и программу реабилитации (при необходимости);
-
, если нуждающийся в социальной помощи пенсионер дополнительно к пенсии получает доходы, с которых платит налоги.
Социальная помощь на дому пожилым людям может оказываться на бесплатной и на платной основе.
С начала 2015 года определены некоторые категории льготников, а также малоимущие заявители, которым полагается бесплатное социальное обслуживание. Малоимущими считаются лица, которые получают доход, равный или меньше прожиточного минимума в конкретном регионе.
Кроме того, бесплатно оказывают социальную помощь пожилым участникам и инвалидам ВОВ.
Остальные категории граждан должны будут оплатить услуги социального работника. Независимо от количества и видов предоставляемой помощи, ее стоимость не превышает 250 рублей.
Цель
социального обслуживания на дому — улучшить условия жизни клиента при сохранении привычной среды, места проживания человека. Потому
результатом
таких услуг будет улучшение условий жизни человека, обратившегося за услугами.
Чаще всего социальные работники, приходящие в дом, решают такие задачи
, как:
— приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости,
— оплата жилищно-коммунальных услуг,
— приобретение лекарств по рецепту в аптеке,
— помощь в написании писем и заявлений,
— уборка жилья,
— в сельских районах – помощь на приусадебном участке,
— другие.
Если социальный работник считает, что для решения конкретной задачи необходима помощь профильного специалиста, например, юриста, он обращается за консультацией к специалистам ЦСО.
По причине физиологических особенностей граждане пожилого возраста относятся к наиболее слабой группе населения. В связи с этим им просто жизненно необходима государственная поддержка.
Оказание социальной помощи гражданам пожилого возраста регулируется действующим законодательством и предусматривает
- оказание помощи на дому;
- оказание стационарного обслуживания (к нему относятся: пансионаты, дома-интернаты и так далее);
- оказание полустационарной помощи. К этому относится: получение гражданами пожилого возраста в учреждениях дневного пребывания;
- предоставление срочной помощи разового характера;
- предоставление социально-консультативной помощи. Данная разновидность помощи, прежде всего, направлена на адаптацию инвалидов, включая граждан пожилого возраста в обществе.
Для того чтобы внедрить возможность предоставления этих разновидностей помощи по всей территории Российской Федерации были сформированы специальные территориальные центры, которые не только оказывают помощь, но и определяют пожилых граждан, которым необходима одна из таких видов помощи.
Граждане, отвечающие требованиям закона, предъявляемым к получателям социальных услуг на дому, могут рассчитывать на следующие виды помощи:
- сопровождение до мест отдыха, санаториев, лечебных учреждений, государственных и муниципальных учреждений;
- помощь в оплате коммунальных услуг;
- помощь в организации быта, обустройстве жилья, в проведении косметического ремонта, стирке вещей, уборке дома;
- доставка воды, топка печи (при проживании льготника в частном доме без центрального водоснабжения и отопления);
- приготовление еды, организация быта и досуга, поход в магазин за продуктами и в аптеку.
Если человек не может самостоятельно обслуживать себя, социальный работник должен помощь. Также могут быть предоставлены следующие услуги в зависимости от состояния здоровья гражданина:
- совместные походы в поликлиники;
- психологическая поддержка, содействие в санаторно-курортном лечении, госпитализации и уходе в условиях стационара;
- помощь в проведении социальной и медицинской реабилитации, в прохождении МСЭ;
- содействие в получении медицинских услуг;
- осуществление медицинских процедур и манипуляций, гигиенических процедур;
- помощь в оформлении документов;
- правовые и юридические услуги;
- помощь в получении среднего и высшего образования (людям с ограниченными возможностями).
Нуждающийся в социальной помощи подает стандартное заявление, в составлении которого ему помогает социальный работник. К заявлению пожилой человек прилагает следующие документы:
- копию паспорта (для ее сверки нужен оригинал);
- справку о прописке, выданную Федеральной службой миграции, либо свидетельство о жилищной собственности;
- подтверждение размера доходов (исключая пенсию);
- справку о получаемых льготах;
- документ подтверждающий, что пожилой человек является участником или инвалидом ВОВ;
- справка о том, что человек признан инвалидом;
- для людей с ограниченными возможностями нужны данные из медицинского учреждения о необходимости реабилитации;
- прочее.
Доверенный представитель пожилого человека подает доверенность (первый экземпляр). К тому же нужно будет документально подтвердить родственные связи (например, дети должны предоставить свидетельство о рождении).
Совет: данные о размере пенсии государственный орган запросит сам. В качестве дополнительных доходов могут выступать:
- заработная плата (если пенсионер работает);
- доход от сдачи имущества в аренду;
- авторский гонорар и т. д.
Порядок и условия заключения договора
Для оказания социальных услуг пенсионерам и инвалидам потребуется заключить договор. Сторонами соглашения являются сам льготник и орган социальной защиты. Договор начинает действовать со дня подписания до конца календарного года. Повторно заключать договор на следующий период нет необходимости – он автоматически пролонгируется, но только если ни одна из сторон не заявила о его прекращении.
В документе обязательно прописываются:
- перечень оказываемых услуг, который утверждается специально созданной комиссией после изучения всех аспектов жизни и деятельности физлица;
- частота посещения заявителя, определяемая с учетом нуждаемости гражданина и помощи, оказываемой родственниками или другими людьми.
Уход за пенсионерами на дому, равно как и помощь инвалидам, осуществляется работниками соцслужб после заключения договора. Для подписания соглашения необходимо подать заявление в территориальный орган соцзащиты и предоставить следующие документы:
- паспорт или свидетельство о рождении;
- пенсионное удостоверение;
- документ, подтверждающий место жительство по заявленному адресу;
- справку с заключением медико-социальной экспертизы;
- справку о доходах всех совместно проживающих граждан;
- программу реабилитации.
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.
N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в дальнейшем по тексту — Федеральный закон N 442-ФЗ) путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
- Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
- Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, согласно статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ.
- Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
- Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
- Перечень надомных социальных услуг устанавливается договором о предоставлении социальных услуг и может включать:
- Организацию питания, включая доставку продуктов на дом.
- Помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости.
- Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации.
- Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями.
- Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг.
- Содействие в организации ритуальных услуг.
При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг может включено содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Кроме этого гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты:
- наблюдение за состоянием здоровья;
- оказание экстренной доврачебной помощи;
- выполнение медицинских процедур;
- оказание санитарно-гигиенических услуг;
- кормление ослабленных больных;
- проведение санитарно-просветительной работы.
Порядок социального обслуживания на дому определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.