Паспорт сделки от какой суммы в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Паспорт сделки от какой суммы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При оформлении импортных договоров с общей суммой сделки свыше 50 000 долларов США необходимо было оформлять паспорт сделки. Этот документ заказывался в банке, его подготовка занимала от одного до трех рабочих дней. Порядок его оформления можно было уточнить у сотрудника банка, в котором был открыт валютный счет.
Какие документы требовались для получения паспорта сделки?
Перечень документов, которые запрашивал банк для открытия паспорта импортной сделки для ООО и ИП, согласно Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. №138-И:
- Заполненный бланк паспорта сделки в одном эземпляре согласно Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. №138-И
- Документы или информация, содержащие сведения, которые отражены в бланке паспорта сделки;
- Контракт (кредитный договор), исполнение обязательств по которому требует оформления паспорта сделки, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления паспорта сделки, а также информацию об условиях расчетов по контракту;
- Другие документы, которые могут являться неотъемлемой частью контракта, описывать важные условия сделки, условия расчетов между сторонами и т. п.;
- Банковское уведомление, принятое налоговыми органами по месту вашего учета, об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов, либо о наличии счета(вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, в случае проведения операций по договору (кредитному договору) через ваши счета, открытые в банке-нерезиденте.
По одному контракту или кредитному договору мог быть только один паспорт сделки. Вы могли производить расчеты с контрагентами только через собственные счета в банке оформившем этот паспорт сделки. В отдельных случаях расчеты могли производиться в другом банке.
Резиденты и нерезиденты
Резидентами в соответствии с положениями пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ являются:
1. Физические лица – граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года.
2. Постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
3. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
4. Находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.
5. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом №173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезиденты в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ это:
1. Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ.
2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
Что нужно сделать для оформления ПС
Вы должны обратиться в банк, через который будут проходить расчеты по контракту (или их часть) (Пункты 6.1, 11.1 Инструкции).
Если все расчеты идут через счета, открытые в банке за пределами территории РФ (банке-нерезиденте), то ПС нужно оформлять через территориальное учреждение Банка России по вашему юридическому адресу.
Для оформления ПС нужно представить в банк следующие документы (Пункт 6.6 Инструкции):
— один экземпляр ПС по форме 1 (или по форме 2 для кредитных договоров). Формы ПС можно найти в Инструкции Банка России, также там подробно разъяснен порядок их заполнения (Приложение N 4 к Инструкции).
По каждому договору оформляется один паспорт (Пункт 6.4 Инструкции);
— договор или выписку из него. Если вы представляете лишь проект договора, то в срок не позднее 15 рабочих дней после даты подписания договора его нужно представить в банк.
В определенных случаях могут потребоваться и иные документы. Например, при ввозе и вывозе декларируемых товаров банку может потребоваться таможенная декларация.
При представлении в банк документов на бумажном носителе они подписываются лицами, наделенными правом первой и второй подписи, заявленной в банковской карточке, и заверяются печатью (Пункт 17.3 Инструкции). Если вы направляете документы по «электронке», то они подписываются электронной подписью (Пункт 17.4 Инструкции).
Порядок оформления паспорта сделки
В целях учета указанных внешнеторговых и кредитных валютных операций резидент представляет в уполномоченный банк, в котором открыт его валютный счет, паспорт сделки и документацию по соответствующей экспортной, импортной или кредитной сделке. С этого момента соответствующий уполномоченный банк начинает выполнять функции агента валютного контроля. Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк следующие документы:
-
Два экземпляра паспорта сделки;
-
Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);
-
Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ;
-
Иные документы.
Оформление паспорта сделки между резидентом и нерезидентом необходимо по внешнеторговым сделкам, предусматривающим (гл.5 Инструкции №138-И):
- вывоз с территории России или ввоз на территорию России товаров (за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме);
- продажу (приобретение) на территории России (за пределами территории России) ГСМ (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств;
- выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав на них), передачу движимого и (или) недвижимого имущества;
- получение или предоставление кредита (займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом кредитов (займов).
Кто осуществляет валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка |
Юридические лица |
Должностные лица и ИП |
---|---|---|
до 10 дней | от 5 до 15 тыс. руб. | от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней | от 20 до 30 тыс. руб. | от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней | от 40 до 50 тыс. руб. | от 4 до 5 тыс. руб. |
Это документ, используемый для валютного контроля, который содержит информацию по контракту, предусматривающему экспорт товаров (услуг, работ, информации, интеллектуальной деятельности) с территории России и их оплату в инвалюте. Паспорт сделки оформляется также по контрактам, предусматривающим оплату резидентом экспортного товара в российских рублях через уполномоченный банк или банк-нерезидент. На каждый заключенный договор оформляется 1 ПС. Для этого экспортер представляет оригинал или заверенную нотариально копию экспортного контракта в банк, где у него открыт транзитный счет в валюте, на который поступает валютная выручка. На основании сведений, содержащихся в контракте, сотрудники банка оформляют 2 экземпляра ПС. Оригинал паспорта сделки с экспортным договором возвращается экспортеру. Каждый ПС регистрируется работниками банка в специальном журнале, а на валютный контракт заводится досье, куда подшивается второй экземпляр паспортов. Документ валютного контроля оформляется в соответствии с правилами, предписанными Федеральным Законом № 173-Ф3, Инструкцией Банка РФ № 117-И.
Подготовка продукции к экспорту
Если компания имеет большой номенклатурный ряд продукции, то для начала лучше выбрать несколько товаров для подготовки к экспортным продажам, учитывая анализ конкурентов в этой области и конкурентные преимущества продукции предприятия.
Практика экспорта — определить линейку продукции для экспорта.
Приборы, станки и другая техника должны будут иметь английскую панель управления.
Подготовить и адаптировать инструкции по эксплуатации, паспорта на продукцию, техническое описание на английском языке, учитывая лингвистические особенности предполагаемых рынков сбыта.
Продумать правильное название товара.
Составить каталоги, презентационные письма, Company profile – на английском языке.
Определить код ТН ВЭД экспортируемой продукции.
Если код вам неизвестен, то лучше определить его в таможенных органах или в специальных экспертных организациях.
Практика экспорта -определить попадает ли ваш код ТН ВЭД под ограничение экспорта (товары военного назначения, товары двойного назначения и т.д.)
Поиск потенциальных клиентов и дилеров.
Существуют несколько способов организации системы экспортных продаж:
- прямые продажи через свой сайт
- продажа через дилеров и дистрибьюторов в зарубежных странах
- прямые продажи конечным покупателям
- работа через иностранные представительства компании
В начале пути, когда предприятие не имеет никаких выходов на зарубежный рынок, нужно использовать как можно больше возможностей для рекламы продукции своей компании:
- привлечение клиентов через англоязычный сайт компании
- размещение информации на всех международных В2В площадках в качестве свободного экспортера или платного пользователя
- поиск зарубежных торговых компаний, занимающихся реализацией подобной или смежной продукции, и направление им предложений о сотрудничестве
- участие в международных профильных выставках
- поиск конечных покупателей на В2В площадках (в разделах — Buyers) или в Интернете
Например, если Ваша компания продает строительное оборудование, то его можно будет предложить напрямую иностранным строительным компаниям, разметить объявления на строительных форумах, сайтах для строителей-профессионалов, связаться с зарубежными интернет-магазинама по продаже строительного оборудования и т.д.
При работе на новых рынках в адрес компании могут поступать предложения от зарубежных партнеров стать эксклюзивным дилером в той или иной стране. К таким предложениям нужно относится с осторожностью, так как, подписав подобный контракт на эксклюзивность прав, Вы будете обязаны продавать продукцию только через данного дилера.
Но данный контракт не будет гарантировать больших продаж, так как такие компании просят время для исследования рынка и не хотят фиксировать объемы продаж. Поэтому, можно на первых порах ограничиться выдачей простого свидетельства о том, что данная компания является Вашим представителем на оговоренной территории, что не будет Вас ограничивать в работе с другими компаниями из этой страны.
Минусы нововведений для участников ВЭД
Однако есть и негативные последствия: эксперты сошлись во мнении, что отмена единой формы при подаче информации в банк, может вызвать сложности у клиентов.
Марина Фролова, Росбанк: «При явном положительном эффекте для резидентов-участников ВЭД изменения валютного законодательства имеют ряд последствий в части отсутствия унифицированных форм при обмене информацией с уполномоченными банками. Таким образом, в случае обслуживания в нескольких уполномоченных банках или переходе из одного банка в другой на стороне резидента потребуется оперативно перестраиваться и учитывать особенности форм документов каждого уполномоченного банка при обмене информацией и взаимодействии в процессе обслуживания».
Гульфира Равилова, Энергобанк: «Минусом для клиентов может стать то, что, несмотря на упрощение процесса подачи документов валютного контроля, исчезла унификация порядка представления различной информации в банк, которой тоже осталось еще не мало (код валютной операции, сведения о контракте, ожидаемые сроки поступления товара или возврата авансового платежа и т.д.). Клиентам, имеющим счета в нескольких банках, приходится учиться заполнять многообразие форм, которые банки были вынуждены разработать в связи с нововведениями».
Станислав Фоминых, Райффайзенбанк, поддержал коллег: «Что касается минусов, то любое изменение нормативно-правовой базы на начальном этапе порождает сложности, связанные с необходимостью адаптировать внутренние процессы субъектов внешнеэкономической деятельности к новым правилам. А при существующем уровне автоматизации любые изменения в требованиях регулятора связаны с необходимостью доработок IT-систем. Это актуальная проблема для крупных клиентов, у которых их внутренние бухгалтерские приложения передают и принимают данные от систем Банк-Клиент различных финансовых организаций. Соответственно, любые изменения форм документов, которыми клиенты должны обмениваться с банками, воспринимаются крайне болезненно. В данном случае при вступлении в силу Инструкции №181-И была изменена форма справки о подтверждающих документах (изменения внешне незначительные, но они потребовали существенных доработок)».
Глядя на данные таможенной статистики разных стран создается впечатление, что кроме Турции и Китая, за год значительно нарастивших объемы экспорта в Россию, других крупных партнеров у России так и не сложилось.
Однако это не так, утверждает Баландина. Турция и Китай — страны с налаженными в Россию торговыми путями и многолетней сложившейся практикой взаимной торговли. На новых, менее очевидных направлениях, за год так и не успели наладить стабильные пути поставок, но работа в этом направлении ведется.
«Я вижу, что это еще не налаженные поставки, но понемногу вовлекаются нетрадиционные для импорта страны, это и Латинская Америка, и Северная Африка, поэтому все будет зависеть от удобства логистики, условий и возможности банковских расчетов. У них не будет таких же потоков сейчас, как у Турции и Китая, но постепенно они будут нарастать», — считает Баландина.
С какой суммы возможно оформить регистрацию сделок
Согласно новым правилам, ЦБ упраздняет систему паспортных сделок, вместо них вводится регистрация сделок, которые превышают сумму в три миллиона рублей. Для оформления данных сделок понадобится перечень документов, которые ранее не нужны были.
Ранее паспортные сделки осуществлялись для контроля импортных или экспортных сделок, которые предполагали покупку валюты. Система регламентировала исполнение обязательств сторон клиента и банка. После чего сделка закрывалась, и все данные об операции с валютой передавались в Центральный Банк России.
В случае импорта товара, паспорт открывался на ввоз товара в страну. Оформление паспорта помогало производить контроль за финансовыми операциями, связанными с оборотом товара и его ввозом на территорию РФ.
Паспорт на экспорт товара оформлялся в случае, если клиент банка должен был совершить сделку с зарубежным партнером и получить от него финансовое вознаграждение. В обязанности банка входил контроль исполнения обязанностей всеми сторонами контракта.
Основания для отказа банком в принятии документов и в оформлении паспорта сделки
Согласно п. 6.9 Инструкции Центробанка РФ, основаниями для получения резидентом отказа от банка-агента валютного контроля в оформлении ПС могут стать:
- несоответствие указанных в форме ПС данных информации в приложенных документах, в том числе по причине отсутствия в них оснований для оформления ПС;
- нарушение требований, установленных Инструкцией, при заполнении формы ПС;
- непредоставление резидентом документов и информации или предоставление их не в полном объеме, а также предоставление недостоверных документов и сведений;
- наличие оснований предполагать, что валютные операции в рамках сделки могут совершаться для легализации полученных преступным путем доходов или с целью пособничества террористам.
При получении отказа резидент вправе, устранив выявленные недочеты, повторно подать документы для оформления ПС в срок, установленный Энергомашбанком.
Резиденты и нерезиденты
Резидентами в соответствии с положениями пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ являются:
1. Физические лица – граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года.
2. Постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
3. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
4. Находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов.
5. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
6. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом №173-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезиденты в соответствии с пп.7 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ это:
1. Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ.
2. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
3. Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ.
4. Аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях.
5. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ.
6. Находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения юридических лиц – нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами.
7. Иные лица, не указанные в пп.6 п.1 ст.1 закона №173-ФЗ
Справка о валютных операциях
При ведении расчетов, поступлении или списании иностранной валюты по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, нужно подавать справки о валютных операциях. Например, при поступлении иностранной валюты на счет российской организации, открытый в банке-нерезиденте (за пределами России), российская организация должна подать справку о валютных операциях с приложенными выписками в уполномоченный банк, где оформлен паспорт сделки.
Пункты 2.5–2.7, 3.6, 3.10–3.13 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И.
Подробнее о случаях и сроках оформления справки о валютных операциях см. Перечень и порядок представления документов по валютным операциям.