Ответственность за уклонение от уплаты налогов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за уклонение от уплаты налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К организациям относятся: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ (ст. НК РФ).
Комментарии к ст. 198 УК РФ
1. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему государства. Уклонение от уплаты налогов является преступлением, причиняющим вред финансовым интересам государства, нарушающим функционирование его налоговой системы.
О понятии налога и сбора см. ст. 8 НК РФ.
2. Объективная сторона уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица включает два способа совершения деяния: а) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно; б) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
Неуплата налога без использования названных в законе способов считается налоговым правонарушением (ст. 122 НК РФ).
3. Ответственностью по ст. 198 охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели (налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
4. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Сроки представления декларации и сроки уплаты налога устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому из существующих видов налогов.
5. Перечень иных документов, представление которых обязательно и включение в которые заведомо ложных сведений может повлечь уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, зависит от вида налога. Как указал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» , «под иными документами, указанными в статьях 198 и 199 УК РФ, следует понимать любые предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствие с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов» (п. 5).
———————————
БВС РФ. 2007. N 3.
6. Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в обязательном порядке представляется только налогоплательщиками — физическими лицами, указанными в ст. ст. 227 и 228 НК РФ: во-первых, физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой; во-вторых, физическими лицами, получающими вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды; физическими лицами, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ; физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физическими лицами, получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. Эти категории налогоплательщиков обязаны уплатить общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации, в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
7. Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками: для лиц, являющихся налоговыми резидентами России, учитывается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и вне ее, а для не являющихся налоговыми резидентами РФ принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации. При налогообложении учитываются все доходы, полученные в денежной и в натуральной форме, в том числе и в виде материальной выгоды.
В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде (календарном году) доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
8. Заведомое искажение данных, включенных в декларацию о доходах, может выражаться в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размеров доходов, полученных из этих источников, завышении размеров стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, которые должны быть произведены из облагаемого налогом дохода или вообще их необоснованном применении, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов, и др.
Уклонение физического лица от уплаты налога на доходы физических лиц, равно как и уклонение от уплаты других налогов (сборов), считается оконченным преступлением с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
9. Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее возраста 16 лет и обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы). По мнению Пленума Верховного Суда РФ, субъектом преступления может быть также физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. ст. 26, 27 и 29 НК РФ, и лицо, фактически осуществляющее предпринимательскую деятельность через подставное лицо (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
10. Преступление совершается с прямым умыслом. Несвоевременная подача налоговой декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности по ст. 198 .
———————————
БВС РФ. 2003. N 5. С. 1 — 15.
11. Понятие крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов определены в примечании к ст. 198. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов в пределах трех финансовых лет подряд. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (ст. 12 Бюджетного кодекса РФ). Необходимый для уголовной ответственности крупный размер неуплаты налогов и сборов может исчисляться суммами, превышающими 600000 или 1,8 млн. руб. Если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 600000 руб., но не превышает 1,8 млн. руб., размер неуплаты признается крупным при условии, что сумма неуплаты превышает 10% от суммы всех подлежащих уплате за соответствующий период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов. Если же сумма неуплаты превышает 1,8 млн., крупный размер неуплаты имеет место даже при условии, что эта сумма менее 10% всех подлежащих уплате за этот период налогов и сборов. Соответственно, особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 9 млн. руб., либо 3 млн. руб., но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.
Указание на три финансовых года вовсе не исключает, что необходимая для уголовной ответственности сумма уклонения от уплаты налогов и (или) сборов может образоваться и в пределах одного финансового года, по одному или нескольким налогам, в течение одного налогового периода (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).
Второй комментарий к Ст. 198 УК РФ
1. По составам налоговых преступлений действует ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
2. Предметом выступают налоги, сборы, страховые взносы.
Под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Страховые взносы представляют собой обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования, а равно взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
3. Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов, совершенном в крупном размере.
4. Уклонение представляет собой умышленные действия (бездействие) лица, направленные на неуплату налогов (сборов) в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ (п. 3 ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).
5. Уголовно наказуемыми способами уклонения закон называет: непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; включение в указанные документы заведомо ложных сведений.
6. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, и (или) страховых взносов путем непредставления декларации (расчета) или иных документов имеет место, когда лицо умышленно с целью неуплаты налогов (сборов, страховых взносов) по истечении законодательно установленных сроков не подало декларацию (расчет) или иные документы в соответствующий орган.
7. Включение в налоговую декларацию (расчет) или иные документы заведомо ложных сведений есть умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов, сборов или страховых взносов.
8. Существуют две разновидности крупного размера налогов, сборов, страховых взносов:
— превышающая 900 тыс. руб.: в этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось в течение трех финансовых лет подряд и доля неуплаченных налогов, сборов или страховых взносов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности;
— превышающая 2 млн 700 тыс. руб.
9. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (сборов, страховых взносов) может наступить как в случае уклонения в течение одного налогового периода (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), так и при уклонении за период в пределах трех финансовых лет подряд (п. 11 ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).
10. Преступление окончено с момента фактической неуплаты налогов, сборов или страховых взносов за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
11. Субъект:
— уклонения от уплаты налогов и (или сборов) — достигшее 16-летнего возраста физическое лицо, на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации (расчета) и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным (например, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет);
— уклонения физического лица-плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов — индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (примечание 1 к статье).
12. Субъективная сторона — прямой умысел и цель неуплаты налогов, сборов, страховых взносов.
13. Квалифицирующие признаки (ч. 2 ст. 198 УК) — совершение деяния в особо крупном размере.
14. В примечании 2 к ст. 198 УК предусмотрена возможность специального освобождения от уголовной ответственности.
Другой комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК РФ.
2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.
3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.
Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.
Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера
Состав правонарушения и норма УК РФ |
К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания: |
Наказание может быть дополнено |
||
штраф |
арест |
лишение свободы |
||
Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ): — непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*; — включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ): — собственником или руководителем организации; — иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 5 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений
Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов с физического лица и организации соответственно.
ИП несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.
Для налогоплательщиков — физлиц (в том числе ИП) уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает за уклонение от уплаты налогов в размере более 2 млн. 700 тыс. рублей за период в пределах 3 финансовых лет подряд.
Для налогоплательщиков — юрлиц уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает в случае неуплаты в пределах 3 финансовых лет подряд 15 млн. рублей.
Подчеркиваем, что суммы налогов и страховых взносов, от которых уклонилась организация, могут суммироваться.
До 12.04.2021 Уголовный кодекс предусматривал дополнительные критерии: уголовная ответственность наступала, если сумма неуплаченных налогов (сборов, взносов) была меньше (900 тыс.руб. для физических лиц и ИП и 5 млн.руб. для юридических лиц), но только при условии, что сумма уклонения превышала 10 % (или 25 % — для юридических лиц) от совокупного размера подлежащих уплате сумм налогов конкретным налогоплательщиком.
С 12.04.2021 этот «относительный» критерий убрали, оставив только абсолютную сумму допущенных нарушений.
Меры наказания за преступление, выразившееся в неуплате налогов (сборов, страховых взносов), существенно отличаются в зависимости от того совершено оно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или юридическим лицом. В первом случае максимальный срок лишения свободы составляет 3 года, а во втором, при условии, что преступление совершено в «особо крупном размере» — 6 лет.
И здесь важно отметить, что преступления с наказанием до 3 лет лишения свободы относятся к преступлениям «небольшой тяжести», а преступление с наказанием от 5 до 10 лет — «тяжкое». А в зависимости от категории тяжести преступления УК РФ по-разному определяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Это значит, что индивидуальный предприниматель, если прошло 2 года с момента окончания им совершения налогового преступления, может в принципе спать спокойно, поскольку срок привлечения к уголовной ответственности за преступления «средней тяжести» истекает в указанный срок. А с руководителем организации ситуация будет совершенно иная: при признаках состава преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в «особо крупных размерах»), срок давности привлечения к уголовной ответственности составит 10 лет с момента окончания совершения преступления. Т.е. директора сегодня могут еще вздрагивать за те действия, которые были совершены в годах так в 2010, 2011.
Важно! Новые изменения 2021 года, внесенные в Уголовный кодекс РФ, улучшили положение тех налогоплательщиков, которые привлекались к ответственности по «относительному» критерию. Поэтому, если неуплата налогов, которая имела место до 12.04.2021, не дотягивает до новых значений, то уголовное дело подлежит прекращению.
Например, если по состоянию на 12.04.2021 ИП привлекается к уголовной ответственности за неуплату более 900 тыс. рублей (и более 10% от суммы налогов, подлежащих уплате), но менее 2 млн. 700 тыс. рублей, то к уголовной ответственности его привлечь не смогут.
За неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ответственность по ст. 199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 УК в случае возмещения им до момента назначения судебного заседания причиненного вреда.
Но, к сожалению, при этом сохраняется коллизия материальных и процессуальных норм, которая появилась еще аж в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов,(ст. 199.2 УК РФ) то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба.(ст. 76.1 УК РФ) Отметим, что указанный «множитель» для определения дополнительной платы до 15 июля 2016г. имел пятикратный размер.
Меры наказания в рамках НК
Если уклонение от налогов является правонарушением, так как сокрыта небольшая сумма средств, представленная доходом, то применяется наказание в виде штрафов. При этом нарушитель обязан в любом случае перечислить в ФНС неуплаченный налог. К основным мерам наказания относятся следующие:
- если в установленные сроки не была передана декларация в налоговую службу, то уплачивается 5% от размера налога, но не меньше 1 тыс. руб. и не больше 30% от размера сбора;
- если налогоплательщик случайно занизил размер платежа или неверно рассчитал налог, то уплачивается штраф в размере 20%;
- если имеются доказательства того, что размер сбора был занижен намеренно, то увеличивается размер штрафа до 40%.
После уплаты штрафа придется заново произвести расчеты, чтобы внести положенную сумму средств в бюджет государства.
Статья 199 УК РФ является наиболее применяемой из всех имеющихся на сегодня налоговых составов. Однако схема выявления данного преступления излишне зарегулирована и неэффективна. Должным образом разделить полномочия между налоговой службой, полицией и следственным ведомством не удалось, да и вряд ли было возможно. Материалы налоговых органов, только на основании которых можно возбудить уголовное дело, формируются посредством контрольной работы, в них не проработаны вопросы установления умысла, противоправной схемы, соучастия иных лиц, сокрытия следов противоправного деяния и т.д. А имеющиеся ограничения в полномочиях налоговых органов по проведению повторных налоговых проверок одной организации практически не позволяют учитывать выявленные оперативным или следственным путем новые эпизоды противоправных деяний в сфере налогообложения и, соответственно, корректировать итоговую сумму крупного или особо крупного размера уклонения. Кроме того, в ходе реформирования органов внутренних дел отдельное направление по борьбе с налоговыми преступлениями было ликвидировано. Таким образом, сегодняшний «механизм» противодействия налоговой преступности — разрозненные остатки некогда единой системы, единого цикла от выявления налогового преступления до направления дела в суд.
Уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом
Юридические лица при несдаче деклараций или умышленном искажении данных в отчетности также являются нарушителями налогового законодательства. При определении меры уголовного наказания учитывается, что для предприятий размеры крупного и особо крупного ущерба государству могут быть больше, чем для физических лиц (ст. 199 УК РФ):
- Крупный размер – от 5 млн руб. задолженности за трехлетний период при доле неуплаченных налогов более 25%.
- Уклонение от уплаты налогов УК РФ квалифицирует как нанесение крупногоущерба бюджету, если размер урона превысил 15 млн руб. без дополнительных условий.
- Особо крупный объем ущерба – от 15 млн руб. за три года, идущих подряд в календарном исчислении (дополнительное условие – доля неуплаченных обязательств более 50%).
- Особо крупным ущербом (без оговорок) считается неуплата в бюджет налогов и сборов на сумму от 45 млн руб.
Возможные схемы уклонений
Если говорить о физических лицах как об уклонистах, то они используют стандартные способы. Чаще всего преступление совершается следующим образом:
- налогоплательщик скрывает получение дохода;
- игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
- незаконно использует предоставляемые льготы;
- не встает на учет;
- представляет ФНС ложные сведения.
Юридические лица, то есть организации, также имеют свои методы, позволяющие им уклоняться от выплаты налогов и сборов. Самыми распространенные способы представлены в таблице:
Правонарушение | Ответственность |
Осуществление деятельности без постановки на учет. | Ст. 117 НК РФ |
Нарушение правил ведения учета. | Ст. 120 НК РФ |
Занижение налоговой базы. | Ст. 122 НК РФ |
Несоблюдение сроков подачи документов в ФНС. | Ст. 126 НК РФ |
Кроме этого, юридические лица часто используют фиктивные фирмы-посредники, «серую» заработную плату для сотрудников и т. д. Подобные схемы могут уменьшить сборы и налоги с организации, которые она обязана платить. Но так как это незаконно, рано или поздно налоговая инспекция раскроет такой способ уклонения от уплаты и привлечет нарушителя к ответственности. Злостные уклонисты нередко вынуждены платить большие штрафы или даже жертвовать своей свободой, садясь в тюрьму.
Санкции за уклонение от уплаты налогов
Налоговый кодекс РФ
Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов. Такое наказание увеличивает поступления в бюджет, а это важно для государства. Если же налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов по-крупному, ему также грозит уголовная ответственность. Но это не означает, что он освобождается от перечисления необходимых средств в бюджет и уплаты штрафа.
В НК РФ есть две статьи, где речь идет об уклонении от уплаты налогов:
- Размер штрафа за непредставление декларации (ст. 119 НК РФ) равен 5 % суммы, которую нужно было уплатить в бюджет в качестве налога. При этом есть ограничение: штраф не может быть меньше 1 000 руб. и больше 30 % от неуплаченного налога.
- Если налогоплательщик занизил налоговую базу или неправильно рассчитал сумму налога (ст. 122 НК РФ), с него будет взыскан штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы. Если же это было сделано умышленно, то штраф увеличится до 40 %.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
КоАП РФ предусмотрена ответственность только за несвоевременную подачу декларации. А наказано может быть только должностное лицо. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ на него налагается штраф в размере 300–500 руб.
Под уклонением от уплаты налогов в уголовном праве подразумевается неподача декларации или включение в декларацию заведомо ложных сведений. За такое преступление физлица-налогоплательщики и физлица — уполномоченные работники организаций несут разную ответственность.Причем состав преступления при уклонении от уплаты налогов возникает только в том случае, если неуплата была зафиксирована в крупном и особо крупном размере.
Сами санкции выглядят следующим образом:
- Если уклонение от уплаты налогов совершено физлицом, а неуплата в бюджет квалифицируется как совершенная в крупном размере, физлицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. или лишить свободы на срок до 1 года.
- При неуплате в особо крупном размере предельная сумма штрафа увеличивается до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.
- Если уклонение от уплаты налогов совершено организацией в крупном размере, то ответственное лицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. Срок лишения свободы в данном случае может составить до 2 лет. Плюс к этому виновному лицу могут запретить занимать определенные должности или вести определенную деятельность.
- При неуплате налогов в особо крупном размере или группой лиц по сговору штраф вырастает до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.
Какие именно применить санкции, решает суд. При этом играет роль размер ущерба, причиненного бюджету, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств и степень вины обвиняемого.
Не все налоговые отчисления, например, вычеты по НДФЛ, физическое лицо делает самостоятельно. Если гражданин официально трудоустроен, то за него взносы делает налоговый агент, которым выступает работодатель. Согласно закону, налоговый агент – это лицо, уполномоченное вносить налоги за других лиц и нести ответственность перед ФНС. Агентами выступает организация или ИП. Закон предусматривает налог на доходы физических лиц.
Ставка платежа составляет 13 % от полученных сумм для резидентов России. Также налоговый резидент — это физическое лицо, которое постоянно проживает на территории других стран. Доход, полученный в РФ, облагается налогом 30 %. Эти правила действуют вне зависимости от получаемых сумм: введение прогрессивной шкалы (увеличение отчислений для крупных доходов) пока не планируются.
Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом в 2020 году составляет от 5% суммы удержания за просроченный месяц. Максимальный размер пени исчисляется 30 % при минимальном штрафе в 1000 рублей. Наказание за неуплату налогов ждет ИП за не вовремя поданную налоговую декларацию. 1000 рублей за пропущенный месячный период и 500 рублей за неверные сведения – такие цифры установлены в НК РФ. Налоговый период по НДФЛ приравнен к календарному году.
Уголовный кодекс N 63-ФЗ / Статья 198 УК РФ
1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги. О понятиях налога и сбора см. ст. 8 НК РФ.
2. Уклонение от уплаты налога и (или) сбора влечет уголовную ответственность только в случае, если оно совершается одним из двух перечисленных в законе способов:
- непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно;
- включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в форме, порядке и в сроки, установленные этим законодательством (п. п. 2, 6 и 7 ст. 80 НК РФ).
Под иными документами следует понимать любые предусмотренные Налоговым кодексом РФ документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К ним, в частности, относятся:
- выписки из книги продаж;
- книги учёта доходов и расходов хозяйственных операций;
- копия журнала полученных и выставленных счетов — фактур;
- расчёты по авансовым платежам и расчетные ведомости;
- справки о суммах уплаченного налога;
- годовые отчёты;
- документы, подтверждающие право на налоговые льготы.
3. Под включением в налоговую декларацию или иные документы, представление которых является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчёте налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов, а также неотражение данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения и т.д.
4. Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога в крупном размере за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»).
5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК, является лицо, достигшее возраста 16 лет (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы).
Уклонение от уплаты налогов (статьи 198-199 УК РФ)
Занятие предпринимательской деятельностью сопряжено с многочисленными трудностями разного порядка — от простой рыночной конкуренции за клиентов до противодействия со стороны недобросовестных или просто не в меру придирчивых чиновников. Одной из самых потенциально опасных проблем для рядового предпринимателя является вопрос уплаты налогов.
В то время как во многих странах Европы представители налоговых служб реально помогают предпринимателям, советуя им как избежать ошибок при уплате налогов, отечественные чиновники действуют с точностью до наоборот.
Нередко они прикладывают максимум усилий, чтобы отыскать малейшую неточность или ошибку в налоговых документах и оштрафовать предприятие на большую сумму или даже возбудить уголовное дело против его руководства.
Преступления в сфере уплаты налогов рассматриваются 198-й и 199-й статьями УК РФ. Это одни из самых молодых и потому наиболее качественных статей в отечественном уголовном кодексе.
В 198-й статье регламентируется мера ответственности за неуплату налогов на доходы физических лиц. Преступным деянием может выступать неподача налоговой декларации либо других документов, которые необходимо представлять согласно требованиям закона. Кроме того, преступное деяние может состоять во внесении в указанные документы заведомо недостоверной информации.
Уголовная ответственность по этой статье наступает при неуплате в крупном либо особо крупном размере, под которыми понимается соответственно 900 тыс. рублей и 4 млн. 500 тыс.
рублей при условии, что это число составляет более 10% и 20% соответственно от суммы, которую преступник обязан был уплатить в течение трехлетнего финансового периода, либо сумма, превышающая 2 млн. 700 тыс.
рублей и 13 млн. 500 тыс. рублей соответственно.
В 199-й статье рассмотрены преступления в сфере неуплаты налогов на доходы предприятий. Преступное деяние здесь также будет состоять в неподаче налоговых документов либо указании в них недостоверной информации.
Уголовная ответственность здесь также наступает при неуплате в крупном либо особо крупном размере, под которыми понимается соответственно 5 млн. рублей и 15 млн.
рублей при условии, что это число составляет более 25% и 50% соответственно от суммы, которую предприятие обязано был уплатить в течение трехлетнего финансового периода, либо сумма, превышающая 15 млн. рублей и 45 млн. рублей соответственно.
Во всех прочих случаях предусмотрена административная ответственность.
Задача существования этих двух статей уголовного кодекса состоит в охране законного порядка налогообложения физических и юридических лиц, т.е. в обеспечении исполнения ими одной из своих главных обязанностей перед государством. Действие этих статей распространяется на все виды деятельности (в том числе коммерческой), предполагающие получение доходов, подлежащих налогообложению.
Согласно российским законам, для наступления ответственности за неуплату налогов необходимо наличие у подозреваемого прямого умысла на это путем неподачи или фальсификации соответствующих документов.
Суть преступного деяния состоит в наступлении общественно опасных последствий, а именно в том, что госбюджет не получит значительную сумму денег, необходимых для выполнения государством своих обязательств перед гражданами и предприятиями.
В связи с тем, что одним из ключевых элементов налогового преступления считается его результат — неуплаченный налог — такого рода деяния имеют в своем составе материальный аспект.
Иными словами, вина злоумышленника состоит не в фальсификации налоговых документов или их неподаче, а в намерениях таким способом избежать уплаты положенных ему налогов.
Отсюда следует, если злоумышленник сначала не предоставил налоговую декларацию либо внес в нее недостоверные данные, но потом всё же уплатил налог, в таком случае уголовной ответственности для него не будет. Такая ситуация трактуется законом как отказ от совершения преступного деяния.
Непосредственным объектом преступления в обеих статьях УК выступают общественные отношения в сфере уплаты налогов, но с некоторыми отличиями. Так, если в 198-й статье объект — это налогообложение физлиц, то в 199-й статье им является налогообложение уже предприятий и организаций.
В обеих статьях предметом злодеяния выступает налог, сборы и страховые взносы, выплат которых стремится избежать преступник. При этом применяется сложный порядок расчета значимости суммы налога, которая не была уплачена. А уже от того, каков был размер этой суммы, зависит мера наказания.
Собственно сам размер налога для физических лиц определяется на основе подаваемой им декларации о доходах.
В свою очередь декларация представляет собой официальное заявление налогоплательщика о тех доходах, которые он получил, а также о другой важной налоговой информации, от которой зависит размер налога.
Каждый налогоплательщик обязан заполнять декларацию, если только законом не предусмотрен другой порядок подачи налоговой информации.
С точки зрения закона, доходом является получение отнюдь не только денежных средств, но вообще любых материальных ценностей.
Причем не важно, был ли доход результатом физического или умственного труда, либо материальное имущество и денежные средства были получены в качестве подарка, наследства или иным законным способом.
Таким образом, доход — это вообще любая экономическая выгода, которую налогоплательщик получил деньгами или в натуральной форме, подлежащей оценке.
Вопросы налогообложения отдельных видов доходов физлиц регламентируются Налоговым Кодексом. Соответственно уклонения от уплаты положенных по ним налогов и подпадает под действие 198-й статьи УК РФ.
А если имеет место ведение незаконной предпринимательской деятельности, прибыль от которой скрывается от государства, то такой гражданин привлекается к ответственности сразу по двум статьям УК — 171 (занятие бизнесом в нарушение закона) и 198 (неуплата налогов физлицами).
Налоговая сумма, причитающаяся юридическому лицу, определяется на основе его бухгалтерской документации, где должна быть отражена информация обо всех его доходах, расходах и объектах налогообложения.
Закон требует от предприятий строгого соблюдения определенных правил ведения бухгалтерии и внесения в финансовые документы только достоверной информации в объеме, необходимом для правильного расчета налоговой суммы.
В то время как для физлиц формой налогового преступления будет неподача декларации или внесение в нее недостоверных данных, для предприятий и организаций формой преступления будет нарушение правил бухучета. Эти правила указаны в специальном законе, который так и называется — «О бухгалтерском учете».
Когда бухучет ведется согласно всем правилам, предусмотренным законом, такая документация квалифицируется как достоверная. А вот допущение грубых нарушений в бухгалтерских документах, внесение в них недостоверных сведений, в том числе умалчивание истинных размеров дохода, обычно считается признаком умысла на уклонение от налогов.
Данные, внесенные в бухгалтерские документы, считаются заведомо недостоверными и искаженными, если такие документы оформлены согласно всем требованиям закона и подготовлены для подачи в налоговые органы. Также заведомо недостоверными признаются данные, базирующиеся на сознательном игнорировании либо искажении объективных фактов, к примеру, прямое занижение кассовой выручки.
В то же время не будут считаться заведомо недостоверными те данные, которые были получены из-за спорного трактования правовой природы соответствующих фактов или спорного толкования соответствующих правовых актов. В таких ситуациях решение о том, как следует трактовать факты/правовые акты, выносит суд.
Моментом окончания преступлений, описанных 198-й и 199-й статьями УК РФ, считается момент, когда истек предусмотренный законом срок уплаты налога за соответствующий финансовый период. Таким образом, еще раз подчеркивается, что преступление состоит именно в неуплате налога, а не в подаче ложной налоговой информации или ее неподаче в принципе.
Этот момент является принципиальным, так как сроки уплаты налогов всегда отличаются от сроков подачи деклараций и прочих финансовых документов. Таким образом, чтобы подозреваемый был признан виновным, он должен не только фальсифицировать налоговые документы либо уклониться от их подачи, но также уклониться от непосредственной уплаты самого налога.
Обвинения в уклонении от уплаты налогов являются одной из самых больших опасностей, с которыми могут столкнуться современные российские предприниматели. Как минимум такие обвинения могут обернуться крупным штрафом, а нередко — и тюремным сроком.
Профессиональная юридическая помощь налоговых адвокатов фирмы «I.D.E.A. Legal Group» вам может понадобиться, если:
- Ваше предприятие или один из ваших контрагентов стал объектом повышенного внимания со стороны налоговых органов, что выражается в:
- направлении налоговыми органами официального запроса на предоставление финансовых документов,
- проведении обыска либо выемки финансовых документов,
- вызове руководителей, бухгалтера или других работников предприятия в органы следствия для дачи объяснений по финансовым делам предприятия,
- направлении налоговыми органами запроса в обслуживающий банк о траниях на счетах предприятия.
- На вашем предприятии проходит выездная налоговая проверка с привлечением представителей правоохранительных органов.
- Налоговые органы инициировали в отношении вашего предприятия процедуру банкротства.
- Против руководства и главного бухгалтера вашего предприятия возбуждено уголовное дело в связи с подозрением в уклонении от уплаты налогов.
- В отношении руководства или работников вашего предприятия начат судебный процесс по налоговому делу.
Наши юристы и адвокаты готовы оказать юридическую поддержку и защиту на любом этапе развития проблемы. В частности мы:
- подготовим юридически выверенный ответ на поступивший от налоговых органов запрос или требование;
- проконсультируем руководство и рядовых работников предприятия по вопросам подготовки к предстоящей или возможной проверке;
- подготовим руководство и рядовой персонал предприятия к возможным и запланированным допросам по налоговым делам;
- срочно выедем на место проведения обыска, выемки или иного следственного/проверочного мероприятия;
- обучим ваших сотрудников соблюдению требований налогового законодательства;
- проанализируем вашу финансовую документацию и проконсультируем вас на предмет юридической чистоты используемых вами бизнес-схем, порекомендуем варианты устранения возможных налоговых рисков;
- обеспечим адвокатскую защиту на этапе следствия и судебного процесса.
Преимуществом обращения в компанию «I.D.E.A. Legal Group» является возможность получить поддержку по-настоящему компетентных юристов, специализирующихся именно на экономических и налоговых преступлениях.