Как проиндексируют возмещение вреда чернобыльцам в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проиндексируют возмещение вреда чернобыльцам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Люди, пострадавшие от радиации при взрыве атомной электростанции на Чернобыле и при содействии ликвидации последствий аварии, относятся к льготной категории граждан. В связи с этим им полагаются различные пособия и льготы. Давайте выясним, какие можно оформить компенсации Чернобыльцам за вред, причиненный их здоровью.

Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Ликвидаторы Чернобыльской Аварии Льготы Выход На Пенсию

  • Ликвидаторы – лица, которые непосредственно принимали участие в устранении последствий взрыва. Возраст выхода на пенсию для них уменьшается на 10 лет, то есть, мужчины могут уходить на отдых уже в 50 лет, а женщины – в 45. Дополнительно на 3 года может быть уменьшен этот возраст в том случае, если у заявителя имеется стаж (10 лет для мужчин и 7,6 лет для женщин) на работе по списку 1. Граждане должны были работать на ЧАЭС в периоды – с даты аварии до 01.07.1986 любой срок, а также с 01.07.1985 по 31.12.1986 года не меньше 5 дней.
  • Для лиц, отработавших минимум 2 недели за 1987 год, возраст выхода на пенсию уменьшается на 8 лет. Дополнительно он может быть уменьшен при наличии стажа (12,6 лет/10 лет для мужчины/женщины) по списку 2 на 1 год.
  • «Чернобыльцы»-ликвидаторы, работавшие в зоне катастрофы в период 01.071986–31.12.1986 менее 5 дней могут уйти с работы раньше на 5 лет и еще уменьшить этот возраст при наличии стажа 12,6/10 лет на 1 год.
  • Если было отработано менее 1 месяца за 1988 год, выход на пенсию возможен на 5 лет раньше.
  • Работа в течение 2 недель подряд в 1986 году на строительстве и/или непосредственно в пунктах санобработки дает право на уменьшение возраста на 5 лет.

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Результат рассмотрения жалобы

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).

Пенсионное обеспечение и социальные выплаты чернобыльцев ко Дню памяти аварии на Чернобыльской АЭС

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

26 апреля 2022 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

Чернобыльская» пенсия: на каких условиях она назначается

Размер пенсий «чернобыльцев» России в 2022 году следующий: с 01.04 текущего года – 11922 рубля; в случае потери кормильца члену семьи полагается ежемесячная выплата в размере 8961,36 рублей (планируется повышение в 2022 году). По потере кормильца пенсия может быть назначена только в том случае, если претендующий на нее является неработоспособным – пенсионером, инвалидом и так далее.

Читайте также:  Пособия для беременных и родителей в 2023 году: полный список новых выплат

Законодательной базой пенсионного обеспечения в данном случае являются законы №№ 173-ФЗ, 166-ФЗ, прочие НПА. Всего «чернобыльцам» сегодня устанавливаются два типа пенсий – по инвалидности и старости. Осуществляется также материальное обеспечение членов семьи, если произошла потеря кормильца. Пенсия по старости может быть назначена раньше срока абсолютно всем гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Расчёт страховой пенсии ликвидатору аварии на чаэс 1986 года

Как пояснила заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома, начальник управления пенсионного обеспечения Нина Колымага, занятые на работах в пределах 10-километровой зоны от ЧАЭС в 1986 году или не менее 10 суток в 1987-м имеют право на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет. Одно из условий для возникновения такого права – документальное подтверждение факта и периода работы в этой зоне, куда входят 13 населенных пунктов, расположенных на территории Украины.

В справках, полученных от работодателей и из архивных учреждений, должны быть указаны периоды работы, названия населенных пунктов, где она проходила, зона радиоактивного загрязнения, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для ее выдачи могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.

Какая пенсия положена чернобыльцам в 2022 году

Пенсии вдовам в чернобыльской зоне в 2022 году имеют два вида — основные выплаты и второй вид материальной помощи. Последний тип государственной поддержки относится к супругам лиц, занимавшихся ликвидацией последствий на АЭС. Выплаты по старости лет назначаются в момент достижения женщиной возраста 55 лет.

  • лица, находящиеся в городской черте на момент возникновения взрыва на Чернобыльской АЭС;
  • добровольцы, оказывающие помощь, а также военнослужащие;
  • граждане, занимающиеся расчисткой территории после катастрофы;
  • люди, ставшие вынужденными переселенцами;
  • граждане, получившие группу инвалидности в связи с этими обстоятельствами;
  • лица, получившие сильную дозу радиации;
  • люди, которые до сих пор проживают в зоне Припяти;
  • при потере кормильца;
  • дети, не рожденные на момент катастрофы, но находящиеся в утробе матери.

Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

Нередко обе дотации положены одному человеку. Вследствие регулярных обновлений следует раз в 5 лет подавать документы на перерасчет пенсии – возможно, добавились новые выплаты для граждан каким-либо образом связанных с чернобыльской катастрофой.

Вследствие природной особенности радиации – снижение уровня по прошествии времени – каждые 5 лет происходит пересмотр территорий, которая относится к Чернобыльской зоне. Пенсионная реформа претерпевает изменения также каждые 5 лет. Последние изменения подписаны 8 октября 2022 года. Реформирование в большей степени затрагивает снижение размеров льгот или их полное прекращение согласно проведенному пересмотру экологической ситуации в районах, входящих в число Чернобыльской зоны.

Как выплачиваются пенсии чернобыльцам

Пенсионное обеспечения данной категории граждан рассчитывается в соответствии с законодательством РФ. Так, в каждом конкретном случае, размер таких выплат будет отличаться. Основой для начисления пенсий чернобыльцам является установленная величина социального пособия, которая подлежит ежегодному увеличению.

  • удостоверение ликвидатора;
  • выписка, доказывающая факт трудоустройства или проживания на территориях, определенных Разделом 2 ФЗ №1244-1;
  • справка, свидетельствующая о перенесенных заболеваниях, спровоцированных аварией на ЧАЭС;
  • документ, подтверждающий наличие нетрудоспособности гражданина и установление группы инвалидности, которая стала следствием негативного воздействия радиации на организм человека.

Размер пенсии чернобыльцам 1987 в 2022

  • Налоговые льготы родителям на детей
  • Социальные льготы ветеранам
  • Социальные льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма
  • Социальные льготы инвалидам
  • Социальные льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Социальные льготы гражданам, имеющим особые заслуги и выдающиеся достижения
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
  • Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «Маяк»
  • Социальные льготы гражданам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
  • Социальные льготы гражданам из подразделений особого риска
  • Налоговые льготы пожилым гражданам (пенсионерам)
  • 18.03.2022 г. Пенсионерам объяснили, почему в марте они получили меньше

    Многим пожилым людям показалось, что в марте у них уменьшился размер пенсии. Специалисты Омского отделения Пенсионного фонда РФ объяснили, в чем причина разницы в выплатах.

  • 17.03.2022 г. Силуанов рассказал о перспективах новой индексации пенсий

    Пенсионеры — это одна из тех групп населения страны, за благополучием которых государство намерено и дальше пристально следить. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силанов в программе «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия 1».

  • 11.03.2022 г. Путин подписал закон о мерах поддержки граждан и бизнеса

    Президент России Владимир Путин подписал закон, который содержит комплекс социально-экономических мер поддержки граждан и бизнеса в условиях санкций. Документ, который разработали в правительстве РФ, должен защитить национальные интересы страны от недружественных действий иностранных государств и международных…

Граждане, которые проживают или работают в зоне отселения на данный момент, могут претендовать на максимальное сокращение пенсионного возраста на 7 лет. Если будущие пенсионеры проживают в зоне с правом на отселение, они могут подать документы раньше на 5 лет.

  • для близкой родни умершего чернобыльца — 125%;
  • для лиц, проживающих и трудящихся в зоне отчуждения в соответствии с Законом № 1244-1 — 200%;
  • для тех, кто занимался ликвидацией аварии, а также дети матерей-одиночек, сироты и инвалиды I и II степени, в т. ч. граждане с инвалидностью III категории, имеющие нетрудоспособных подопечных — 250%.
  • тем, кто из-за катастрофы или участия в ликвидационных работах пострадал от лучевой болезни, – пенсия в этом случае равна 250% социальной;
  • лицам, которые оказались проживающими либо работающими на территории с повышенной радиацией (величина обеспечения – 200% указанной выше социальной выплаты).
  1. Ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС 1986-1987 гг; Граждане, эвакуированные из зоны отчуждения или ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС — мужчины в 50 лет, женщины в 45 лет.
  2. Ликвидаторы последствий катастрофы на ЧАЭС 1988-1990 гг.Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с катастрофой на ЧАЭС; Работники ЧАЭС и зоны отчуждения. Мужчины в 55 лет, женщины в 50 лет.
  3. Работники зон отселения; Граждане, переселенные из зоны отселения или постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы. Возраст выхода на пенсию снижается на 3 года и дополнительно за 1 год проживания или работы в данной зоне, снижается на полгода. Снижение может быть не более чем на 7 лет.
  4. Постоянные жители зоны проживания с правом на отселение, а также добровольно покинувшие данную зону, имеют право на снижение возраста на 2 года. Дополнительно — за 3 года работы, проживания в данной зоне, возраст будет уменьшен на 1 год, но не более чем на 5 лет в общем.
  5. Граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Снижение возраста будет на 1 год и дополнительно на 1 год за 4 года проживания или работы в указанной зоне. Но не более 3 лет в общей сложности.
Читайте также:  27.12.2022 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

Размер Пенсии Ликвидаторам Чаэс 198687 В России В 2022 Году

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

  • дополнительный отпуск не более 14 дней, который можно оформить в социальной службе;
  • снижение стоимости коммунальных услуг на 50% для тех, кто потерял здоровье и не может полноценно работать;
  • пострадавшие получают преимущество при получении медицинской помощи, при трудоустройстве.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

  1. Обеспечение лекарствами (на оплату услуги 863,75 р.).
  2. Санаторно-курортное лечение (на оплату услуги 133,62 р.).
  3. Поездки на пригородном железнодорожном транспорте, проезд на междугородном транспорте на лечение (на оплату услуги 124,05 р.).

Начатая в России реформа предполагает изменение существующего порядка в части повышения возраста завершения трудовой деятельности. Чернобыльцев это нововведение не коснется. Порядок расчета возраста для них будет происходить по прежним стандартам. Предоставляемые чернобыльцам льготы и пенсии будут сохранены.

С 1 февраля также будет произведена очередная корректировка размеров доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и отдельным категориям работников угольной промышленности. Размер доплаты к пенсии пересматривается ежеквартально и индивидуален для каждого.

Ввиду особого характера льготы и крайне тяжелых последствий радиационного воздействия, размеры выплат по данному виду гособеспечения будут существенно выше стандартных пенсионных платежей.

Как оформить чернобыльскую пенсию лицам, у которых не зафиксирована полная или частичная потеря трудоспособности, т.е. не установлена инвалидность? Наличие у гражданина официально подтвержденного статуса пострадавшего от воздействия радиации от аварии на ЧАЭС дает возможность обратиться за назначением пенсионной выплаты с уменьшением установленного возраста.

  • родители, если подтвержден факт нетрудоспособности (неважно, имело ли место нахождение на иждивении);
  • дети (общепринятым для окончания выплат является возраст 18 лет, но для поступивших после школы в другие учебных заведениях по очной форме делается исключение – возраст увеличивается до момента окончания обучения, но не более чем до 25 лет);
  • супруг (жена, муж), который заботится о детях умершего, пока тем не исполнится 14 лет (при этом неважно, какая у супруга работа и есть ли она вообще);
  • супруг умершего – неважно, был ли он на иждивении. Вдове чернобыльца выплата предоставляется по достижении 50 лет, вдовцу – 55 лет, либо до подтверждения инвалидности. Время, истекшее после гибели супруга, не имеет значения.
  • на 2 года – для получивших право на отселение из соответствующей зоны, плюс за каждые 3 года проживания в этой местности добавляется 1 год, но без превышения 5 лет;
  • на 1 год – для живущих в особой по статусу социально-экономической зоне с дополнительным вычетом 1 года за каждые 4 постоянного проживания, не переходя в целом границы 3 лет;
  • на 3 года был уменьшен возраст для тех, кто был переселен из зоны отселения, дополнительно вычитается за год проживания по полгода, но без превышения 7 лет.
  • 125% — для близких родственников погибшего «чернобыльца»;
  • 200% — для граждан, работающих и живущих в зонах радиоактивного загрязнения согласно Закону № 1244-1;
  • 250% — ликвидаторам катастрофы, детям матерей одиночек или сиротам, инвалидам 1 и 2 групп вследствие радиоактивного облучения, инвалидом 3 группы, если есть несовершеннолетние иждивенцы.
  • 500 руб. — на одного человека при переезде из зоны радиоактивного загрязнения;
  • 8 тыс. руб. на похороны в случае смерти;
  • 10 тыс. руб. единовременно при потере кормильца вследствие катастрофы;
  • компенсацию за инвалидность;
  • больничный лист оплачивается в соответствии со средним заработком;
  • доплату в размере разницы между предыдущей и новой зарплатой, если был переведен на нижеоплачиваемую должность по рекомендации врачей.

Пенсия ЧАЭС в 2022 году с 1 апреля

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Часть вторая. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ)

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

Читайте также:  Штраф за просроченные водительские права 2023 год

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
    • инвалидам I группы — 33930,80 руб.
    • инвалидам II группы — 23751,58 руб.
    • инвалидам III группы — 16965,45 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
    • семьям, потерявшим кормильца — 33930,80 руб.
    • родителям погибшего — 16695,45 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

Решение о порядке предоставления НСУ можно изменять путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в срок до 1 октября. Порядок, указанный в заявлении, будет действовать с 1 января следующего года после обращения в ПФР. То есть, если обратиться до 1 октября 2022 г., порядок оказания социальных услуг изменится с 1 января 2022 года.

Согласно вышеуказанному документы к зоне отчуждения относятся некоторые поселения Брянской области, а именно Заборский, Медведевский и Барсуковский сельсоветы, а также поселки Барсуки, Князевщина, Прогресс и Нижняя Мельница (Красногорский район).

  • получившие или перенесшие заболевания в результате событий на ЧАЭС;
  • получившие инвалидность вследствие вышеупомянутой катастрофы;
  • ликвидировавшие последствия аварии в период с 1986 по 1990 год;
  • трудящиеся в зоне отчуждения;
  • эвакуированные и переселенные, в том числе дети, находящиеся на этапе внутриутробного развития;
  • живущие или трудящиеся в зоне проживания с правом отселения или зоне со льготным статусом;
  • покинувшие зону проживания с правом отселения в добровольном порядке;
  • являющиеся нетрудоспособными родственниками погибшего кормильца;
  • пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф.
  • несовершеннолетних детей;
  • совершеннолетних детей в возрасте до 25 лет при соблюдении определенных условий;
  • супруга, на иждивении которого есть ребенок в возрасте до 14 лет;
  • нетрудоспособного супруга;
  • нетрудоспособных родителей;
  • нетрудоспособных бабушку и дедушку.

Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *