Имущество которое может находиться исключительно в федеральной собственности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущество которое может находиться исключительно в федеральной собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.
Комментарий к статье 214 ГК РФ
1. В п. 1 комментируемой статьи рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.
Какими компаниями владеет Росимущество?
Реестровый номер федерального имуществаНазваниеПрямая доля РосимуществаКоличество акцийДоля в уставном капиталеП21000002796«Транснефть»569446978,55%П21000000222«АЛРОСА»243232195333,03%П21000005817«Сбербанк России»1129347400150% +1 акцияВ21140000001, П21000002825«Газпром»75000 + 908434464438,37%П21000002791«Аэрофлот — российские авиалинии»140166867257,3%П21000002060«РусГидро»27116153560661,73%П21000003914«Российские сети»17687503733788,04%П21000002811«Банк ВТБ»2930127442529212,13%П21000004835«Ростелеком»125418956435,91%П21000002089«Новороссийский морской торговый порт»385198130020%П21000003618«ФСК ЕЭС»75112186560,59%
Понятно, что доли могут заметно изменится в будущем, но общее представление таблица дает. При этом доля государства в «Роснефти» всего одна акция или 0,000000009%. Дело здесь в том, что Росимущество может владеть компаниями не только напрямую, но и через другие акционерные общества.
Так, в полном владении Росимущества находится ПАО «РОСНЕФТЕГАЗ». Сама компания не ведет операционной деятельности, но ей принадлежат крупные пакеты акций «Роснефти» (40%), «Газпрома» (11%) и «Интер РАО» (27%).
Разберем некоторые другие интересные случаи. Прямая доля Росимущества в «ФСК ЕЭС» составляет всего 0,59%, однако она на 80,13% принадлежит компании «Российские сети», которые в свою очередь на 88,04% принадлежат Росимуществу. Таким образом, федеральное агентство все равно является фактическим владельцем контрольного пакета акций «ФСК ЕЭС».
С «Банком ВТБ» ситуация другая. По факту государству принадлежит не 12,13%, а 92,2% акционерного капитала, так как еще 32,88% принадлежит Минфину напрямую, а 47,22% корпорации «Агентство по страхованию вкладов». При этом Росимущество, как указывалось выше, является агентством в составе Минфина.
Также Росимущество имеет долю в 538 обществах с ограниченной ответственностью, 59 из них принадлежат Росимуществу на 100%. Вот некоторые из них:
- Экологические технологии
- Царскосельская Янтарная Мастерская
- Центр компетенций и обучения
- Инновационно-внедренческий центр института земной коры
- Арктик Лизинг-13
- Малое инновационное предприятие «Мониторинг автомобильных дорог и дорожные технологии» и др.
❌ В результате ареста имущества Федеральной службой судебных приставов во владение Росимущества может попасть любая мелкая компания. Однако агентство не будет заниматься ее управлением, а просто продаст на аукционе.
Возникновение федеральной собственности
Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:
- Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
- Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.
Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.
Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:
- После принятия решения об изъятии земель для муниципальных или государственных нужд государственные структуры отправляют письменное уведомление владельцу в период не позже одного года до осуществления выкупа.
- При этом обеспечиваются определенные гарантии гражданам, согласно которым участок не может изыматься без соответствующей воли субъекта по любым причинам в установленный период.
- Затем выполняется процедура торгов, при которых государственные органы и собственник надела земли выкупают интересующую территорию.
Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.
Право собственности на имущество бюджетного учреждения.
Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.
А потому необходимо отдавать себе отчет в том, что никакого разделения имущества бюджетного учреждения на государственное (муниципальное) и некое «собственное, негосударственное (немуниципальное)» не может быть в принципе, как не может быть у бюджетного учреждения какого-то имущества, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления. Это обстоятельство определяет ответы на многие вопросы, которые возникают у учреждений по поводу того, как они могут распоряжаться своим имуществом.
Что такое Росимущество?
Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.
Предок агентства – Госкомимущество РСФСР – был создан еще в июле 1990 года. В первый год комитет занимался разграничением федерального и регионального имущества. Затем в ходе перехода от плановой экономики к рыночной на него возложили обязанности по осуществлению политики приватизации.
В ходе политических и экономических преобразований 1990-ых и 2000-ых годов данный комитет еще не раз переименовывался: Мингосимущество, Министерство имущественных отношений, Росимущество. Однако основной целью этого органа власти все время было владение, распоряжение и управление государственными активами.
Защита права собственности и иных вещных пpaв
Под гражданско-правовой защитой права собственности и других вещных прав понимается совокупность предусмотренных гражданским законодательством средств, применяемых в связи с совершенными против этих прав нарушениями и направленных на восстановление или защиту имущественных интересов их обладателей.
Средства защиты права собственности подразделяются на четыре самостоятельные группы.
1. Вещно-правовые средства. Они направлены непосредственно на защиту права собственности как абсолютного субъективного права, не связаны с какими-либо конкретными обязательствами и имеют целью либо восстановить владение, пользование и распоряжение собственника принадлежащей ему вещью, либо устранить препятствия или сомнения в осуществлении этих правомочий. К вещноправовым искам относятся иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений, не соединенных с лишением владения, и о признании права собственности.
2. Обязательственно-правовые средства. К ним относятся, например, иски о возмещении причиненного собственнику вреда, о возврате неосновательно приобретенного или сбереженного имущества, о возврате вещей, предоставленных в пользование по договору.
Обязательственно-правовые средства охраняют право собственности не прямо, а лишь в конечном счете. Когда вещь погибла, а значит, и прекратилось право собственности на нее, они направлены на защиту не права собственности, а имущественных интересов.
3. Средства, которые не относятся ни к вещно-правовым, ни к обязательственно-правовым, но вытекают из различных институтов гражданского права. К ним в соответствии с ГК РФ относятся: правила о защите имущественных прав собственника, признанного в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленного умершим, в случае его явки (ст. 43 и 46), о защите интересов сторон в случае признания сделки недействительной (ст. 167—180), об ответственности залогодержателя (ст. 344), о праве наследства и управления им (ст. 1171) и т.д.
4. Средства, направленные на защиту интересов собственника при прекращении права собственности по основаниям, предусмотренным в законе. К ним, в частности, относятся гарантии, установленные государством на случай обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация). Национализация может производиться только на основании закона. Собственнику имущества гарантируется возмещение стоимости этого имущества и других убытков, которые он несет в связи с его изъятием. В качестве лица, обязанного возместить убытки, выступает государство, а споры о возмещении убытков разрешаются судом (ст. 306 ГК РФ).
Обязательная выплата стоимости имущества предусматривается законом также при его изъятии в интересах общества по решению государственных органов в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (реквизиция), при изъятии у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК РФ), при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279—283 ГК РФ) и т.д.
Защита права собственности осуществляется путем обращения в суд, арбитражный и третейский суды с предъявлением иска, который может быть трех видов: виндикационный, негаторный и о признании права собственности.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения называется виндикационным иском (от лат. vindicere — объявлять о применении силы), под которым понимается внедоговорное требование невладеющего собственника к фактическому владельцу имущества о возврате последнего в натуре. Для предъявления виндикационного иска необходимо одновременно наличие ряда условий.
1. Собственник должен быть лишен фактического господства над своим имуществом, которое выбыло из его владения. Если имущество находится у собственника, но кто-то оспаривает его право или создает какие-либо препятствия в пользовании или распоряжении имуществом, применяются иные средства защиты, в частности иск о признании права собственности или иск об устранении препятствий, не связанных с лишением владения.
2. Необходимо, чтобы имущество, которого лишился собственник, сохранилось в натуре и находилось в фактическом владении другого лица. Если имущество уничтожено, переработано или потреблено, право собственности на него прекращается. В этом случае собственник имеет право лишь на защиту своих имущественных интересов, в частности, с помощью иска из причинения вреда или иска из неосновательного обогащения.
3. Истребовать из чужого незаконного владения (виндикация) можно лишь индивидуально определенную вещь. Различия между индивидуально определенными и родовыми вещами достаточно относительны и зависят от конкретных условий гражданского оборота, поэтому в случае индивидуализации могут быть виндицированы и вещи, обладающие едиными общими свойствами для всех вещей данного вида, например, зерно, корнеплоды, строительные материалы. Если же выделить конкретное имущество собственника из однородных вещей фактического владельца невозможно, должен предъявляться не виндикационный иск, а иск из неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ).
Виндикационный иск носит внедоговорный характер и защищает право собственности как абсолютное субъективное право. Если собственник и фактический владелец вещи связаны друг с другом договором или иным обязательственным правоотношением по поводу спорной вещи, последняя может отыскиваться лишь с помощью соответствующего договорного иска.
Право на виндикацию принадлежит собственнику, утратившему владение вещью (ст. 301 ГК РФ). Однако наряду с ним виндицировать имущество в соответствии со ст. 305 ГК РФ может также лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом в силу закона или договора. Таким лицом, именуемым обычно титульным владельцем имущества, может быть арендатор, хранитель, комиссионер и т.д., а также обладатель вещных прав на имущество (права пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления и т.д.).
Защита против неправомерного завладения имуществом обеспечивается и давностному владельцу. Он до истечения соответствующего срока не может считаться титульным владельцем имущества, ибо его владение не имеет правового основания. Однако такое владение не является и юридически безразличным фактом, ибо при определенных условиях (добросовестность, открытость, непрерывность владения) и по истечении установленных законом сроков фактический владелец имущества может стать его собственником. В случае посягательства на имущество со стороны третьих лиц, не имеющих права на владение им, давностный владелец на основании п. 2 ст. 234 ГК РФ может добиваться восстановления своего владения.
В качестве ответчика по виндикационному иску выступает фактический владелец имущества, незаконность владения которого подлежит доказыванию.
Предметом виндикационного иска является требование о возврате имущества из незаконного владения. Если истец ставит вопрос о предоставлении ему равноценного имущества либо выплате денежной компенсации, он должен добиваться этого с помощью иных средств защиты, в частности, иска из причинения вреда.
Собственником в юридическом праве называют физическое или юридическое лицо, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом на основании подтверждающего данное право документа. При этом предмет пользования может находиться в единоличной или общей собственности, что влияет на регламент его отчуждения.
Владельцем в рамках правового поля считается лицо, которое обладает вещью фактически, но при этом может и не иметь на неё документально подтверждённое право собственности.
В юридической практике так именуют в основном граждан, имеющих право пользования имуществом с возможностью его передачи. Например, автомобилем можно владеть в рамках генеральной доверенности, но при этом не являться его собственником.
Правообладателем считается физическое или юридическое лицо, обладающее правом владения имуществом на основании договора о переходе прав. Арендаторы — лица, владеющие и пользующиеся имуществом по договору аренды или субаренды.
Основания приобретения и прекращения права собственности
Приобретение и прекращение права собственности происходят в соответствии с требованиями закона при наступлении определенных юридических фактов. В их качестве могут рассматриваться как действия лиц, так и совершенно не зависящие от воли людей обстоятельства.
К первым относятся сделки (договоры), акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, иные действия граждан и юридических лиц, ко вторым — различные события, например природные катаклизмы или смерть гражданина, с которой связывается возникновение наследственных правоотношений.
Традиционной классификацией оснований приобретения права собственности на вещь, иное имущество в науке частного права является разграничение на первоначальные и производные.
К первоначальным способам относятся такие, при которых право собственности на вещь возникает впервые и независимо от прав на это имущество других лиц.
1. Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь (п. 1 ст. 218 ГК РФ). Собственником вещи становится тот, кто изготовил ее для себя с соблюдением закона и иных правовых актов (вновь изготовленная или созданная вещь может быть как движимой, так и недвижимой).
2. Приобретение права собственности на плоды, продукцию и доходы от имущества лицом, использующим это имущество на законном основании (ст. 135 и 218 ГК РФ).
3. Переработка вещи (ст. 220 ГК РФ). Право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов, если договором не предусмотрено иное.
Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя. Собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить переработку осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь это лицо обязано возместить собственнику материалов их стоимость. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещение причиненных ему убытков.
4. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей (ст. 221 ГК РФ). Сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей или животных становятся первоначальным способом приобретения права собственности для любого собравшего или добывшего их лица при условии, что они осуществлены в соответствии с законом, по разрешению собственника или в соответствии с местным обычаем.
5. Приобретение права собственника на бесхозяйные вещи (ст. 225 ГК РФ). Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Порядок возникновения права собственности на движимые и бесхозяйные недвижимые вещи различен.
Бесхозяйные движимые вещи становятся объектом собственности их фактических владельцев лишь при наличии условий, прямо установленных законом для конкретных ситуаций (брошенные вещи, находка, безнадзорные животные, клад).
Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными (ст. 226 ГК РФ).
Нашедший потерянную вещь (находку) обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу (ст. 227 ГК РФ).
Нашедший вещь может приобрести на нее право собственности, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления (ст. 228 ГК РФ). Нашедший вещь имеет право на возмещение расходов по хранению этой вещи либо от ее законного владельца, либо от органа местного самоуправления, в собственность которого поступила найденная вещь, а также право на вознаграждение за находку от лица, управомоченного на получение вещи (ст. 229 ГК РФ).
Кто управляет федеральной собственностью?
На федеральном уровне в Российской Федерации действует множество самых разных органов власти. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Свою работу осуществляет глава государства, парламент, правительство и суды. Все эти инстанции в той или иной степени имеют отношение к управлению федеральной собственностью.
Основная роль — у главы государства. Именно президент осуществляет управление федеральной собственностью. Заключается это в согласовании действий всех властных институтов. Глава страны издает приказы и распоряжения, на основании которых и реализуется управление общегосударственной собственностью.
Особой ролью обладает и правительство — центральный орган исполнительной ветви власти. По Конституции именно эта инстанция наделена рядом полномочий, связанных с управлением государственным имуществом. Правительство состоит из множества министерств. Особую роль здесь играет Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Именно это министерство занимается координацией различных учреждений, обществ и предприятий. Про агентство будет рассказано далее.
Федеральная собственность РФ: право, объекты
Понятие о разграничении земли возникло в 2001 году, в 2021 году оно осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса страны. Ст. 17 Земельного Кодекса определяет основания, по которым земля может быть в федеральной собственности. Земля может либо приобретаться государственными органами, либо становиться федеральной собственностью по результатам разграничения.
Порядок разграничения выглядит следующим образом:
Федеральные земли также могут передаваться в собственность местным властям или муниципалитетам. Такая передача возможна в ряде случаев:
- при наличии на участке строений муниципальной собственности;
- в рамках реализации местных или региональных программ;
- при реализации плана застройки или развития территории.
Для получения участка в собственность муниципальные органы передают заявление в федеральные органы и ждут их решения. Направленное в федеральные органы заявление о передачи земли в муниципальную собственность рассматривается в течение 30 дней.
Если принимается положительное решение, сначала проводятся кадастровые работы по определению границ участка. Муниципальное право собственности на землю регистрируется в органах Росимущества.
Возникнуть федеральная собственность может через национализацию или изъятие земельных участков, принадлежащих частникам.
Управление федеральной собственностью
Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. На федеральном уровне действуют органы власти, между которыми установлены взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т.д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.
Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.
В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы. Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер.
1. Минэкономразвития. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:
- Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
- Составление планов реформирования и методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
- Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
- Прогнозирование объемов производства и формирование приватизационной политики.В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.
2. Счетная палата. Обеспечивает постоянный финансовый контроль. Формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.
3. Росимущество. Находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Функции Росимущества:
- Управление государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им.
- Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
- Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
- Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
- Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.
4. Территориальные подразделения. Входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение контролирует:
- Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
- Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
- Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
- Учет арендных договоров федеральной собственности.
- Согласование сдачи в пользование объектов в хозяйственном ведении.
- Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
- Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.
Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОСТЬ И СДЕЛОК С НЕЙ
Право собственности представлено специальным законным правом определенного человека или компании распоряжаться конкретным имуществом по своему усмотрению. Данное распоряжение преследует личные цели собственника, но не допускается нарушение законодательства в процессе.
Как оформить вещь, ограниченную в обороте, в наследство? Пошаговая инструкция тут.
Важно! Владелец обладает правом требовать в судебном порядке и с участием правоохранительных органов отсутствия каких-либо противозаконных действий к своей собственности со стороны третьих лиц, не имеющих право на ценности. У человека или фирмы, имеющей право собственности на определенный объект, имеется три полномочия:
- владение имуществом;
- использование данных ценностей по своему усмотрению;
- распоряжение им, поэтому допускается продавать, обменивать, дарить,завещать или выполнять другие действия, связанные со сменой владельца.
Как классифицируется право собственности? Узнаете из видео:
Наиболее значимыми считаются виды собственности:
- Частная. По-другому она называется индивидуальной. Она принадлежит физическим лицам или компаниям. Не имеется каких-либо ограничений в отношении этой собственности, поэтому гражданину или фирме могут принадлежать разные комбинаты, большое количество зданий или домов.
Кто может быть субъектом наследственных правоотношений? Читайте по ссылке.
Таким образом, каждый вид собственности обладает своими особенностями, в которых должны разбираться собственники.
Госсобственность представлена специальным имуществом, принадлежащим государству и его субъектам. Она считается неоднородной, так как к ней относятся:
- средства, имеющиеся в государственном бюджете;
- государственные банки;
- алмазный, валютный и золотой фонды;
- разные культурные ценности, обладающие государственным значением;
- земельные и водные ресурсы;
- дороги, предназначенные для федерального применения;
- художественные ценности;
- оборонные объекты;
- муниципальные бюджеты.
Госсобственность непременно закрепляется за разными региональными государственными органами.
Независимо от того, было ли деление принудительным или добровольным, в любом случае имущество перестанет быть совместным. После этого на него будут действовать все те правила, которые касаются долевого вид. То есть, один из супругов сможет при желании продать свою часть, да и платить за дом нужно будет отныне раздельно.
Должны быть оформлены права на недвижимость, и необходимо, чтобы доли были чётко разграничены и официально подтверждены. Тогда подобное владение будет считаться законным. Если же деление произошло только лишь на словах и не было зарегистрировано в государственном органе, то тогда оно не будет считаться действительным.
Д олевая собственность подразумевает под собой владение имуществом одновременно несколькими лицами. При этом важно понимать, что собственность делится на определенные доли. Например, муж может иметь 50%, как и его супруга. Однако соотношение также может быть и другим, например, 75% и 25%, 60% и 40% и так далее.
Особое внимание стоит уделить тем случаем, когда имущество делят супружеские пары, в которых растет несовершеннолетний ребенок. Органы опеки тщательно следят за подобными процессами, ведь ребенок ни на день не должен оставаться без жилплощади. Именно поэтому любая договоренность между бывшим мужем и женой должна фиксироваться письменно.
По сути доли каждого из многочисленных участников существуют, но они не выделены и не определены конкретно. Это означает, что и документов отдельно на свою часть каждый собственник не имеет. Именно поэтому распоряжение и пользование осуществляется с согласия всех владельцев.
Это самое ключевое отличие, так как, если с пользованием и владением проблем обычно не возникает, то желание распорядиться частью целого вызывает недовольство или несогласие других владельцев. Именно поэтому важно четко соблюдать порядок отчуждения в зависимости от конкретного вида права.
Наличие права собственности на имущество, прежде всего, позволяет распоряжаться им любыми способами, разрешенными законом. В этом заключается отличие собственности от других вещных прав, которые дают возможность только владеть и пользоваться имуществом.
В перечень практических действий, которые статья 209 ГК РФ включает в понятие распоряжения, входят:
- продажа имущества третьим лицам за цену и на условиях, устраивающих собственника;
- совершение безвозмездных сделок по усмотрению собственника (например, дарение);
- передача имущества во временное владение, пользование или ограниченное распоряжение третьим лицам;
- использование имущества в качестве залога для обеспечения обязательств.
Установление законным способом права собственности на конкретную вещь или объект дает возможность установить защиту от необоснованных претензий со стороны третьих лиц.
Установление собственности на результаты интеллектуальной деятельности предоставляет автору исключительные права на использование, распоряжение и охрану от незаконных посягательств третьих лиц. Право на интеллектуальную собственность носит временный характер.
В состав интеллектуальной собственности входят права, относящиеся к:
- художественным, литературным и научным трудам;
- исполнительной деятельности;
- изобретениям;
- промышленным образцам;
- товарным знакам, фирменным наименованиям и т.д.
Установление права на интеллектуальную собственность осуществляется в рамках национальной и международной системы защиты прав авторов. В процессе рассмотрения заявки на оформление прав проводится экспертиза результатов интеллектуальной деятельности на предмет их уникальности в системе авторского права.
[box type=»download»]
Совет эксперта. Право собственности на результаты интеллектуальной деятельности дает возможность использовать его в качестве обеспечения обязательств. Для этого заключается договор залога в порядке, предусмотренном ст. ст. 1232, 1233 ГК РФ.
[/box]
Помимо граждан и юридических лиц, субъектами права собственности могут выступать публичные образования – государство, субъекты РФ и муниципальные образования. Они вправе распоряжаться принадлежащей им собственностью исключительно на условиях, регламентированных законодательством, в том числе путем отчуждения прав в пользу граждан или субъектов предпринимательской деятельности.
Возникновение или переход права собственности на объекты недвижимости связано с наличием следующих оснований:
- приобретение жилых помещений и земельных участков в результате приватизационной сделки на безвозмездной основе;
- приобретение недвижимости в результате совершения гражданско-правовой сделки на платной или безвозмездной основе;
- передача прав на вновь созданный объект в результате ввода дома в эксплуатацию по итогам строительства;
- возникновение прав на вновь сформированный участок из земель государственного или муниципального фонда;
- приобретение в результате наследования;
- образование нового объекта в результате раздела или выделения;
- издание распорядительного акта властных органов;
- судебное решение.
Каждое из указанных оснований может оформляться в дополнительных документах (например, договоры при совершении сделок).