Камеральная таможенная проверка в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная таможенная проверка в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверка таможенной стоимости товара в рамках таможенного контроля таможенной стоимости может быть проведена как ДО выпуска товара, так и ПОСЛЕ выпуска товара. При этом, после выпуска товара таможенный орган имеет право провести таможенную проверку в течение трех лет после даты выпуска. Согласно статистике, с каждым годом количество таможенных проверок снижается, но важно понимать, что возрастает удельный вес таможенных платежей, доначисляемых участникам ВЭД.
Выездная таможенная проверка
Выездные таможенные проверки проводятся таможенными органами значительно реже, чем камеральные, однако их последствия для бизнеса могут оказаться более серьезными. Для минимизации данных последствий необходимо привлечь опытного таможенного юриста.
До 01 октября 2020 г. действовал мораторий на внеплановые выездные таможенные проверки. Внеплановые выездные таможенные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приостановленные из-за пандемии коронавируса, возобновились в России с 1 октября 2020 года.
Таможенный Юрист поможет подготовить необходимые ответы, возражения, письменные пояснения, аргументировать позицию. Юристы таможенной карты смогут при необходимости присутствовать при проведении выездной таможенной проверки и скоординировать действия участника ВЭД.
Распространенные вопросы и ответы
Вопрос 1. Обязана ли таможенная служба уведомлять юридическое лицо о проведение камеральной таможенной проверке?
Организация получает уведомление при получении запроса о предоставлении необходимой информации в таможенную службу. Данный вид проверки обычно является внутренней проверкой для организации? которой нет необходимости иметь существенные основания. Поэтому специально уведомлять таможенная служба не обязана.
Вопрос 2. Имеет ли право юридическое лицо отказаться от предоставления запрашиваемых сведений?
При проведении проверки инспектор в первую очередь запрашивает информацию у сторонних организаций, таких как налоговая служба, банки и т.д. Обращение непосредственно к организации является скорее крайней мере при недостатке информации. Когда организация получает запрос от таможенной службы, она не имеет право проигнорировать его, но для избежания проблем лучше чтобы исполнение сопровождал юрист. Если запрос сформулирован не точно, организация имеет право направить ответ с просьбой уточнить какие сведения необходимы.
Обязанности лиц, подлежащих камеральной проверке
В положениях ст. 135 ТК ТС также фиксируются обязанности лиц, подлежащих таможенной проверке:
- предъявление товаров, которые подлежат проверке на таможне;
- предъявление в установленные сроки информации и документов по требованию сотрудников таможенного органа (вне зависимости от того, на каком носителе они располагаются);
- проставление отметки о получении документа о проведении проверки на оригинале соответствующего документа;
- представление проверяющим лицам таможенного ведомства перевода источников, необходимых для целей проверки, если это необходимо, на государственный язык страны, входящей в ТС;
- определение круга лиц, которые ответственны за предоставление сведений сотрудникам таможни, осуществляющим проверку, в срок не позднее 2 дней с момента предъявления документа о проведении проверки;
- исполнение прочих обязанностей, которые предусмотрены законами ТС и законодательствами стран, которые входят в ТС.
Формы таможенных проверок
Целью таможенного контроля является проверка учета задекларированных таможенных товаров и операций с ними путем сопоставления данных, отраженных в документации на продукцию с отчетными и учетными сведениями проверяемых лиц. К таковым относят:
- Декларантов – юр. лиц и предпринимателей.
- Таможенных перевозчиков и представителей.
- Тех, кто выполняет хранение товаров, обладает различными полномочиями и так или иначе участвует в сделках по товарам, помещенным под таможенную процедуру.
- Уполномоченных операторов данных.
- Собственников таможенных складов, магазинов беспошлинных торговых операций.
- Лиц, использующих товары, незаконно завезенные в страну.
- Иных лиц, принимающих участие в сделках по таможенной продукции.
Как вести себя предпринимателю
Любая проверка заставляет предпринимателя нервничать, даже если скрывать ему нечего. Поговорим о том, как себя вести, если к вам пришли проверяющие, в частности, таможенники и какие последствия могут быть у неправомерного поведения обеих сторон.
В самом начале общения стоит обратить внимание на документы (удостоверение), которые демонстрируют сотрудники таможенных органов. Если документация в порядке, ваша обязанность пустить инспектора на территорию. Если этого не сделать, сотрудники вправе проникнуть на территорию с применением физической силы. Если доходит до такого, то в присутствии понятых об этом уведомляется прокурор в срок 24 часа.
За препятствие проведению проверки, предпринимателю грозит штраф. Предприниматель или руководитель компании будет оштрафован на 2-4 тысячи рублей, другие работники на 500-1000 рублей.
Обязанность проверяющего – вручить вам копию решения о назначении проверки. Вы знакомитесь с ним, задаете вопросы, если что-то непонятно.
Вы, как проверяемое лицо, имеете следующие права:
- Без предъявления документов не пропускать проверяющих на территорию;
- Отказать в предоставлении информации по вопросам, которые не указаны в решении;
- Потребовать разъяснения ваших прав и полномочий;
- Отказать в доступе на территорию тем инспекторам, которые не значатся в решении о проверке.
Основная цель проверок – обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в бюджет. Таможенная проверка – это одна из законодательно установленных форм таможенного контроля. Кроме нее применяются: проверка документов и сведений о товаре, получение объяснений, различные виды таможенного осмотра и досмотра. Таможенная проверка считается основной формой контроля.
Общий смысл таможенной проверки хорошо определен ст. 331 ТК ЕАЭС. В ходе ее сопоставляются сведения из таможенной декларации, документов, предоставленных таможенному органу, со сведениями, содержащимися в бухгалтерском учете и отчетности, счетах, иных аналогичных документах.
Список вопросов, которые могут задаваться в ходе проверки, законодательство содержит в целом. На практике они могут быть конкретизированы. Проверяются:
- достоверность задекларированных сведений;
- исполнение ограничений по товарам, выпущенными условно;
- соблюдение ответственными лицами в сфере ВЭД своих обязанностей;
- соблюдение таможенных процедур и др.
Сведения и источники их получения контролирующими органами также не ограничены каким-то закрытым списком. При проверке определенного лица, участника ВЭД, контролирующие органы, как правило, обращаются ко многим его контрагентам. Среди них:
- участники товарных сделок, деловые партнеры;
- обслуживающие банки;
- транспортные фирмы;
- складские компании.
Под проверяемыми лицами законодатель понимает не только декларанта и перевозчика товара, но и целый ряд других лиц, занятых в указанной сфере (п. 4 ст. 331).
Существует два основных вида таможенной проверки: камеральная и выездная.
На заметку! Таможенная проверка проводится с использованием иных форм и мер таможенного контроля, в комплексе с ними (осмотр помещений, получение объяснений).
Отличия таможенного осмотра от таможенного досмотра
Таможенный досмотр | Таможенный осмотр |
Понятие | |
это полная проверка груза со вскрытием упаковки, вплоть до заводской. Может быть проверено транспортное средство на предмет наличия тайников. | это визуальный осмотр внешнего вида и маркировки груза на соответствие товаросопроводительным документам |
Кто назначает? | |
автоматической таможенной системой управления рисками на основе всех данных импортера, после подачи таможенной декларации.До принятия таможенной декларации досмотр может быть назначен таможенным инспектором в случае если:- поврежден тент или пломбы, установленные на границе;- имеется информация о нарушении таможенного законодательства. | выпускающим инспектором |
Основания для проведения | |
Алгоритм автоматической таможенной системы не разглашается, выявить точные причины назначения досмотра на данный момент невозможно. | ввоз товара в Россию на компанию в первый раз;ввоз товара через таможенный пост на котором импортер не был ранее |
Как проходит досмотр? | Как проходит осмотр? |
Уведомление о досмотреПосле автоматического срабатывания системы управления рисками таможенные органы уведомляют декларанта или грузовладельца о назначении таможенного досмотра.Возможная цель таможенного досмотра:- идентификация товаров;- выборочная проверка. | |
Возможный объем таможенного досмотра:- 10%- 50%- 100% | |
Возможная степень таможенного досмотра:- взвешивание (полное/выборочное)- пересчет грузовых мест (выборочное вскрытие/вскрытие всех грузовых мест)- пересчет количества предметов в грузовых местах (выборочно/во всех)- измерение и определение характеристик товаров (с частичной разборкой/ с полной разборкой):а) без взятия проб и образцовб) с взятием проб и образцов | |
Процедура досмотра Декларант или грузовладелец обязаны присутствовать при досмотре вместе с досмотровым инспектором. Таможенные органы не имеют права досматривать груз без грузовладельца или его представителя.Мероприятия при назначении досмотра в полном объеме:- Вскрытие всех грузовых мест, в том числе заводской упаковки;- Фотографирование всех артикулов, маркировки;- Взвешивание всех товаров. | Процедура осмотра Может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.В зоне таможенного контроля. |
Составление акта досмотра После прохождения таможенного досмотра составляется акт, в котором указываются итоги досмотра с приложением всех необходимых фотографий.В случае нарушения таможенного законодательства составляется акт о нарушении и далее следуют санкции таможни в отношении импортера и/или его груза | Составление акта осмотра Акт составляется, если результаты будут использоваться для таможенных целей.По форме, утверждаемой Комиссией Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 260 «О формах таможенных документов»). Первый экземпляр акта остается у таможенного органа, второй передается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров. |
В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:- сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;- причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;- результаты таможенного досмотра;- иные сведения, предусмотренные формой акта | |
Расходы при досмотре | |
При таможенном досмотре возникают следующие расходы:- Хранение товара на СВХ- Погрузочно-разгрузочные работы на СВХ- Взвешивание товара |
Основное отличие между этими формами таможенного контроля состоит в следующем. Осмотр представляет собой обозрение (внешний визуальный осмотр) товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов и без их вскрытия. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру. А при проведении досмотра может осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации.
Цель таможенного досмотра и таможенного осмотра состоит в установлении законности перемещения через таможенную границу Таможенного союза объектов таможенного контроля.
Объекты и субъекты проверки
Учитывая, что главная задача подобных мероприятий – выявить нарушения, связанные с транспортировкой, оформлением и хранением различных грузов, под контроль попадает довольно широкий круг лиц и практически вся документация, связанная с этими грузами. В частности, проверять могут:
- Перевозчика, который осуществляет транспортировку груза через границу в рамках Таможенного союза.
- Владельца перевозимого имущества.
- Юридическое или физическое лицо, которое осуществило передачу прав на груз на различных условиях.
- УЭО (уполномоченный экономический оператор).
- Любых других лиц, которые косвенно или напрямую связаны с перевозкой груза через границу, а также владельцев временных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д.
Порядок проведения камеральной таможенной проверки
В положениях ст. 135 ТК ТС зафиксированы права лиц, подлежащих камеральной таможенной проверке:
- право на запрашивание у органов таможни информации, касающейся положений законов государств, входящих в ТС, в которых определен порядок проведения соответствующих проверок;
- право на предоставление всех документов и сведений, подтверждающих, во-первых, факт выпуска товаров, а во-вторых, соблюдение требований таможенных законов ТС и законодательства государств, входящих в ТС;
- право на обжалование решений, совершенных действий либо бездействия сотрудников таможенных органов в соответствии с порядком, который установлен законами государств, входящих в ТС;
- право на пользование иными правами, которые предусмотрены законодательством ТС и государства, входящего в ТС.
В положениях ст. 135 ТК ТС также фиксируются обязанности лиц, подлежащих таможенной проверке:
- предъявление товаров, которые подлежат проверке на таможне;
- предъявление в установленные сроки информации и документов по требованию сотрудников таможенного органа (вне зависимости от того, на каком носителе они располагаются);
- проставление отметки о получении документа о проведении проверки на оригинале соответствующего документа;
- представление проверяющим лицам таможенного ведомства перевода источников, необходимых для целей проверки, если это необходимо, на государственный язык страны, входящей в ТС;
- определение круга лиц, которые ответственны за предоставление сведений сотрудникам таможни, осуществляющим проверку, в срок не позднее 2 дней с момента предъявления документа о проведении проверки;
- исполнение прочих обязанностей, которые предусмотрены законами ТС и законодательствами стран, которые входят в ТС.
Порядок проведения камеральной таможенной проверки описан в гл. 19 Таможенного кодекса Таможенного союза. Планируется, что с 2018 года вместо этого документа будет действовать новый документ — Таможенный кодекс ЕАЭС.
Проверка проводится таможенными органами с любой периодичностью без выезда к проверяемому лицу, и для ее начала не нужно решение (предписание).
Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля, проводимая таможенными органами в целях удостоверения о соблюдении лицами таможенного законодательства.
В соответствии со ст. 331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка представляет собой сложный процесс и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и представленных в таможенный орган документах, и (или) иных сведений, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией полученной таможенными органами в порядке контроля за деятельностью юридического лица.
Приказ ФТС РФ от 06.07.2012 N 1373
52. При обнаружении в ходе таможенного контроля таможенной стоимости после выпуска товаров в форме таможенной проверки недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе выбора неправильного метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправильного определения таможенной стоимости товаров, председатель комиссии (должностное лицо уполномоченного подразделения, проводящее таможенную проверку), уполномоченный начальником таможенного органа на принятие от имени этого таможенного органа решений в области таможенного дела в соответствии с положениями статьи 178 Федерального закона, принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров.
При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров должностным лицом уполномоченного подразделения таможенного органа, проводившего таможенную проверку, в соответствии с пунктом 9 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением КТС, проставляются отметки «ТС корректируется» в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляется решение о корректировке таможенной стоимости товаров в 2 (двух) экземплярах по форме, приведенной в приложении N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением КТС (далее — Порядок контроля таможенной стоимости), один из которых приобщается к оригиналу декларации на товары, другой вручается декларанту (таможенному представителю) не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки. Копия решения о корректировке таможенной стоимости товаров приобщается к Акту.
53. Если таможенная проверка проводилась таможенным органом, не являющимся таможней, в регионе деятельности которой производился выпуск товара, то копия Акта, оригинал решения о корректировке таможенной стоимости товаров, документы, подтверждающие факт принятия таможенным органом решения, не соответствующего требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, декларации на товары, а также таможенные документы в установленном порядке направляются с уведомлением соответствующего регионального таможенного управления в таможню, в регионе деятельности которой производился выпуск товара, для производства дальнейших действий в соответствии с положениями Порядка контроля таможенной стоимости, и принятия решения о принятии вновь определенной (скорректированной) таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган, проводивший таможенную проверку, указывает в сопроводительном письме либо уведомляет лицо при вручении ему второго экземпляра Акта и решения (решений) в области таможенного дела о том, в какой таможенный орган лицо может представить документы, предусмотренные пунктом 28 Порядка контроля таможенной стоимости.
54. Если декларантом (таможенным представителем) осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров, должностное лицо уполномоченного подразделения таможни, в регионе деятельности которой производился выпуск товаров, не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем представления декларантом (таможенным представителем) в таможню, в регионе деятельности которой производился выпуск товаров, декларации таможенной стоимости, формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, проверяет правильность осуществления декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости товаров в соответствии с принятым таможенным органом, проводившим таможенную проверку, решением о корректировке таможенной стоимости товаров и проставляет отметки о принятии вновь определенной (скорректированной) таможенной стоимости товаров в соответствии с пунктом 8 Порядка контроля таможенной стоимости.
55. Если декларантом (таможенным представителем) не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров или такая корректировка осуществлена ненадлежащим образом, то корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется должностным лицом уполномоченного подразделения таможни, в регионе деятельности которой производился выпуск товаров.
В этом случае должностное лицо уполномоченного подразделения таможни, в регионе деятельности которой производился выпуск товаров, заполняет в установленном порядке декларацию таможенной стоимости, форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и направляет декларанту (таможенному представителю) соответствующие их экземпляры не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем их заполнения.
56. Должностное лицо уполномоченного подразделения таможни, в регионе деятельности которой производился выпуск товаров, осуществляет корректировку электронной копии декларации на товары в установленном порядке.
Должностные лица могут начать ТК сразу, после того как товар будет ввезён на таможенную территорию. При экспорте ТК может быть начат сразу после регистрации декларации. Что проверяется при ТК: товары и документы; полученные сведения; время и соблюдение сроков проведения таможенных процедур; деятельность лиц, задействованных в операциях.
Таможенному контролю подлежат:
- Товары, перемещаемые через таможенную границу (в том числе коммерческие партии товаров, личные вещи граждан, автомобили, международные почтовые отправления);
- Документы, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Сроки совершения процедур в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, и операций с такими товарами (например, соблюдение перевозчиком установленных сроков транзита грузов);
- Транспортные средства международной перевозки грузов (грузовые автомобили, железнодорожные составы, морские и воздушные суда, различные виды транспортной тары (контейнеры, вагоны и т.д.));
- Сведения, касающиеся товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Деятельность лиц, совершающих таможенные операции (физические лица, юридические лица (перевозчики, таможенные брокеры, уполномоченные экономические операторы, владельцы СВХ и др.)).
Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?
Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.
Проведение таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ) – это действия таможенных органов, направленные выявления и предотвращения нарушений законодательства. Этот вид контроля проводится после пересечения таможенной границы и называется «последующим». Для его проведения в 2012 году образовано специальное таможенное управление. Проверке подлежит:
- достоверность сведений, заявленных при декларировании товаров;
- целевое использование товаров и соблюдение ограничений в случаях, связанных с условным выпуском, с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
Все предоставленные сведения сопоставляются с полученными из бухгалтерских проверок, отчётов, банковских проводок и другой информацией. Согласно ст. 311 ТК ЕАЭС таможенному контролю подлежат не только товары, документы, но и деятельность лиц, оказывающих таможенные услуги, например, декларант или таможенный представитель, а также деятельность СВХ и магазинов беспошлинной торговли. Целью таможенного контроля является выявление нарушений, защита внутреннего рынка РФ, предотвращение незаконного оборота товаров. В ходе контроля выявляются нарушения на значительные суммы, исчисляемые миллиардами, а из незаконного оборота изымаются и уничтожаются тонны товаров. Кроме того, при ТКПВТ проводят другие формы проверки: контролируют выполнение требований законодательства по обязательной маркировке товара. Вводимая в России обязательная маркировка товара позволяет решать задачи, связанные с предотвращением незаконного оборота товаров, контрафакта и контрабанды.
Статья 228. Камеральная таможенная проверка
1. Камеральные таможенные проверки проводятся в порядке, предусмотренном статьей 332 Кодекса Союза и положениями настоящего Федерального закона.
2. Камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами.
3. Таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети «Интернет».
4. При направлении уведомления о проведении камеральной таможенной проверки по почте заказным письмом оно считается полученным:
1) в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении письма адресату либо в других источниках информации, в случае, если такое почтовое уведомление (информация) получено до наступления срока, указанного в пункте 2 настоящей части;
2) на шестой рабочий день со дня направления заказного письма в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения письма адресату.
5. Срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу (вручения руководителю (представителю) проверяемого лица должностным лицом, проводящим камеральную таможенную проверку) требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.
6. Проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на сто двадцать календарных дней при необходимости:
1) проведения таможенной экспертизы;
2) направления требования в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 335 Кодекса Союза;
3) направления (инициирования направления) запроса (требования) в соответствии со статьей 240, 241 или 242 настоящего Федерального закона;
4) направления (инициирования направления) запроса в компетентный орган другого государства — члена Союза или государства, не являющегося членом Союза;
5) направления (инициирования направления) поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств — членов Союза в соответствии со статьей 373 Кодекса Союза.
7. В рамках одной камеральной таможенной проверки продление ее проведения может быть осуществлено однократно.
8. Продление проведения камеральной таможенной проверки осуществляется по решению начальника таможенного органа, проводящего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя начальника таможенного органа либо замещающих их лиц, о чем уведомляется проверяемое лицо с указанием срока и причины продления.
Таможенники осматривают помещения, если получат информацию об утрате товара или о его использовании с нарушением таможенного законодательства (ст. 119 ТК ТС). Цель у такого мероприятия одна – подтвердить, что товар в наличии. Ревизоры вправе инспектировать любые помещения фирмы или предпринимателя, за исключением жилых (ст. 119 ТК ТС). Это мероприятие не может продолжаться более одного дня. Таможенники проводят осмотр и в ночное время, но только в исключительных, не требующих отлагательства, случаях. Например, при получении оперативной информации о том, что на складе временного хранения находятся контрабандные товары, которые планируется вывезти в ближайшие сутки.
Решение об осмотре в ходе выездного контроля руководитель проверяющей группы принимает в устной форме (п. 5 ст. 119 ТК ТС). А вот если таможенники собираются изучать помещения не в рамках проверки, то они обязаны предъявить представителю фирмы служебные удостоверения и предписание, подписанные теми же лицами, что и решение о проведении ревизии (п. 5 ст. 119 ТК ТС). В этом документе должно быть сказано, разрешено ли инспектору пресекать сопротивление и вскрывать запертые помещения. Эти действия контролеры могут проводить только в присутствии понятых (не менее двух). По окончании ревизоры обязаны составить акт и в течение 24 часов уведомить прокурора. В ходе осмотра таможенники могут проводить фото-, кино- и видеосъемку, прибегать к помощи различных специалистов, например, если нужно получить информацию, содержащуюся в компьютере.
Результаты осмотра фиксируют в акте, который составляется в двух экземплярах: первый вручают представителю фирмы или предпринимателю, а второй приобщают к материалам проверки. Вы имеете возможность отразить в акте любые замечания к процедуре осмотра, действиям таможенников. Если в момент составления бумаги сформулировать свои замечания вы не готовы, не подписывайте его.
Таможенники проводят осмотр помещений и в ночное время, но только в исключительных случаях. Например, при получении оперативной информации о том, что в ближайшие сутки со склада временного хранения планируется вывоз контрабандных товаров.
В ходе проверки одно и то же помещение может быть осмотрено несколько раз: ограничений закон не устанавливает. Повторное изучение может быть начато уже на следующий день после первоначального.
Акт по итогам проверки
Закончив ревизию, таможенники составляют акт. В нем они указывают результаты проверки, а также замечания и выявленные нарушения. К документу должны быть приложены все бумаги, связанные с контрольным мероприятием (акты осмотра, наложения средств таможенной идентификации, взятия проб и образцов, заключение экспертов и т. д.).
Сроки составления итогового документа зависят от того, какая ревизия была проводена. Акт камеральной проверки они обязаны оформить на следующий день, а акт выездной – в течение 10 дней после ее окончания.
Данная бумага составляется в двух экземплярах. Первый таможенники приобщают к материалам проверки. Второй – вручают представителю фирмы или предпринимателю под расписку в течение пяти дней.
В ходе досмотра таможенники могут разрывать, ломать, спиливать товары и их упаковку, вскрывать и разбирать транспортные средства. Однако такие действия требуются не всегда. Как правило, инспекторы обходятся частичной распаковкой проверяемого имущества.
Если вы уклоняетесь от получения акта, его вышлют по почте заказным письмом. При этом в таможенном деле должны быть документы, подтверждающие факт направления документа проверяемому лицу. Акт таможенной проверки инспекторы направляют начальнику таможни.
Таможенная проверка после выпуска товаров
Таможенная проверка после выпуска товаров – это эффективный инструмент для контроля соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства. Таможенная проверка после выпуска товаров ТК ЕАЭС в статье 331 определяется как форма таможенного контроля, проводимая таможенными органами наряду с другими формами. Формы таможенного контроля перечисляются в статье 322 ТК ЕАЭС, в том числе указана таможенная проверка. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными, выездные, в свою очередь, могут быть плановыми, внеплановыми и встречными. Срок таможенной проверки после выпуска товаров ограничивается 3 годами, но таможенные документы положено хранить 5 лет.
Выездная таможенная проверка, пример после выпуска товара: среди импортных товаров, продаваемых торговой организацией, проверка выявила товар, имеющий маркировку импортного, но имеющий российское происхождение.
Результативность таможенных проверок после выпуска товаров достаточно высока.В результате их проведения выявляются нарушения и возбуждаются административные и уголовные дела, по результатам которых в федеральный бюджет перечисляются таможенные платежи, штрафы и пени. Результаты проверок должны быть оформлены как акты таможенных проверок после выпуска товаров в законодательно утверждённой форме. Если проверкой установлен факт недостоверного декларирования, то декларанту должна быть направлена копия этого документа.