Сколько квадратных метров по закону положено на человека в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько квадратных метров по закону положено на человека в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.
Учетная норма жилой площади: что это?
Согласно правилам, учетная норма не может быть ниже санитарной. Это значит, что значение показателя должно составлять минимум 6 квадратных метров на человека.
При расчете показателя в учет принимается количество лет, которые живут в помещении совместно. Это значит, что социальная норма тоже принимается во внимание. Учитывается и тип жилплощади.
Когда требуется знание учетной нормы жилой площади?
Когда гражданин выяснил, что минимальная норма жилья на 1 человека составляет 6 кв. м., и узнал, что значение показателя в 2023 году зависит от его типа и ряда других параметров, необходимо разобраться, когда эта информация может понадобиться. Сведения необходимы, если осуществляется расчет количества денежных средств, которые необходимо предоставлять за услуги ЖКХ.
Если по каким-либо причинам гражданин не может самостоятельно вносить денежные средства в полном объеме, государство может оказать помощь в виде субсидий. Их размер рассчитывается в соответствии с тем, сколько квадратных метров жилья приходится на человека.
Информация необходима и в случае, если за услуги ЖКХ образовался большой долг, и семью выселяют с занимаемой жилплощади. В этом случае им будет предоставлено другая квартира с соблюдением норматива 6 кв. м. на человека.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Что делать, если площадь меньше нормативной
Если площадь квартиры не отвечает региональным нормам, подают документы на улучшение жилищных условий. Добиться положительного решения поможет грамотный юрист.
Сверьте площадь квартиры с региональными нормативами. Общая площадь помещения указана в свидетельстве о праве собственности, договоре купли-продажи или выписке из ЕГРН. Если на каждого члена семьи приходится метраж меньше нормы, встаньте на учёт.
Порядок действий:
- Проконсультируйтесь с жилищной инспекцией или соцзащитой по подаче документов.
- Напишите заявление на постановку на учёт. Когда заявление примут, назначат срок проверки жилья. Его оценят на соответствие нормам.
- В назначенное время примите членов комиссии. По возможности не препятствуйте фото- и видеосъёмке.
- Получите акт осмотра и на его основании встаньте на учёт. Документ действителен 30 дней. Если экспертиза не позволяет претендовать на улучшения, её результаты можно оспорить в течение 10 дней.
Нормы жилплощади в Москве и Санкт-Петербурге
Согласно Закону города Москвы № 29 от 14.06.2006г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» устанавливаются следующие нормы жилплощади:
- минимальная нормы учетной пригодной для проживания для отдельны квартир составляет от 10 кв.м. на 1 человека;
- 15 кв.м. жилплощади для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям органов исполнительной власти г. Москвы.
- для семьи из двух супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 кв.м.;
- на 3 граждан — не супругов, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;
- для семьи из 3 граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 кв.м.;
- для семьи из 3 граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.;
В соответствии с указанным законом норма жилплощади на одного гражданина — 18 квадратов, при этом социальная норма не менее 9 кв.м.
На основании Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года №407-65, норма предоставления на 1-го человека составляет 33 кв.метра, на одного гражданина в составе семьи – от 18 кв.метров.
Учетная норма и норма предоставления жилой площади
Понятия этих терминов даны в статье 50 ЖК России.
Нормой предоставления считается наименьшее количество жилых метров для вычисления общей площади помещения, которое предоставят семье по договору соцнайма.
Большинство регионов за основу берут 18 кв. м. площади, они и применяются в качестве нормы предоставления. Этот размер минимальный и может в некоторых случаях быть увеличен:
- предоставляется комната либо квартира с одной комнатой;
- жилье передается лицу с хроническими тяжелыми болезнями.
Увеличиваются нормативы также для сотрудников органов внутренних дел в чине не ниже полковника, а также лицам с ученой степенью. Однако увеличенная норма не может составлять в итоге более двух установленных значений.
Учетной нормой считается тот минимум жилплощади, который принимают для признания семьи нуждающейся в улучшении условий жилья. Граждане, чье помещение окажется менее этой величины, вправе занять соответствующую очередь. Это касается только тех граждан или семей, которые признаны малообеспеченными.
Следует уточнить, что в расчете нуждаемости участвуют все лица, которые прописаны в помещении постоянно и временно. Но прописаться неограниченному количеству людей на одной жилплощади для целей признания семьи нуждающейся в улучшении условий жизни невозможно. Этого не позволят сделать уполномоченные органы. Чаще всего недостаточность квадратных метров возникает с появлением в семье детей, которые по закону должны быть прописаны вместе с матерью.
Власти каждого региона самостоятельно определяют учетный норматив жилплощади, но он не может быть ниже норм предоставления.
Жилищные нормативы применимы при обеспечении жильем ряда категорий граждан, являющихся незащищенными и нуждающимися в помощи государства.
1. Детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения. Этой категории жилплощадь положена:
- по окончании пребывания в специализированных учреждениях, а также при завершении срока нахождения под опекой или в приемных семьях;
- после прохождения службы по призыву;
- по истечении срока пребывания в местах лишения свободы.
Размер передаваемого жилья по договору соц.найма подчиняется региональным нормативам, но может быть и выше их. Договор заключается на пять лет, а затем переводится в личное пользование. Детям-сиротам выделяется обязательно жилье отдельное, представляющее благоустроенную квартиру либо дом.
2. Переселенцы из жилья, признанного ветхим и аварийным. Чаще всего таких жильцов переселяют в муниципальный маневренный фонд, общежития. Здесь обязательно соблюдаются установленные нормы. Хотя новая площадь может оказаться меньше, из которой происходит переселение. В случае приватизации аварийного жилья взамен предлагается то же количество метров, которое было в собственности.
3. Переселение из домов, подлежащих сносу. Изъятие таких квартир подчиняется следующим условиям:
- новое жилье предоставляется при заключении договора социального найма;
- обязательно новое помещение является благоустроенным и в том же поселении;
- площадь нового соизмерима или больше старого жилья.
При этом, если помещение, из которого происходит выселение, менее установленных норм, семья может претендовать на улучшение жилищных условий.
4. Военнослужащим. Данная категория граждан вправе получить жилое помещение от государства. Здесь применяются установленные нормативы, зависящие от состава семьи. Каждому члену семьи должно приходиться по 18 кв. м. жилой площади, а для одинокого военнослужащего помещение должно быть 18-25 квадратов. Для этой категории нормативы установлены региональными органами власти.
Таблица учетной нормы и нормы предоставления жилья по регионам России в 2023 году
Перечислим, какие жилищные нормы по квадратным метрам на 1 человека, будут действовать в регионах в 2023 году.
Регион | Минимальное количество кв.м. на одного человека | |
Учетная норма кв.м. на человека | Норма предоставления кв.м. на человека | |
Москва и Московская область | 10 | 18 |
Ленинградская область (Спб) | 9 кв.м. (в отдельных квартирах и домах); 15 кв.м (в коммунальных квартирах). |
— |
Пермский край | 12 | 15 |
Ярославская область | 12 | 17 |
Омская область | 15 | 18 |
Екатеринбург | 10 | 16 |
Ростовской области | 6-10 | 18 |
Краснодар | 10 | 18 |
Нижний Новгород и Нижегородской области | 10 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 12 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
13 |
Волгоград | 11 | 12-18 |
Красноярск, Ставрополь | 12 | 15 кв. м на каждого члена семьи; 18 кв. м — одиноко проживающего. |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | 13 | 15 |
Новосибирск | 12 | 15 |
Саратов | 10 кв.м. | Семья из:
Проживающий один — 30 кв. м. |
Самара | 11 кв. м. (в отдельных квартирах и домах); 13 кв.м. (в коммунальных квартирах). |
Семье из 2 и более чел. — 14 кв. м. Проживающий один — 26 кв. м. |
Уфа (Республики Башкортостан) | 12 | 14 |
Как видно из приведенных данных, минимальные показатели жилищных норм предоставления практически одинаковы в регионах России. Следует учитывать, что это самая нижняя граница показателей, которая может увеличиваться в зависимости от обстоятельств. Но меньше ее нормы не могут применяться.
Определение понятия «учетная норма площади жилого помещения»
Учетная норма площади жилого помещения — это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
Вместе с тем, в литературе справедливо отмечается, что вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (о том, что учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, перешагнув который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
Следует обратить внимание, что понятие учетной нормы площади жилого помещения, установленное в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, предполагает, что этот норматив используется исключительно в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма площади жилого помещения в Ленинградской области
Учетная норма в Ленинградской области установлена в размере от 9 до 12 кв. м. (и 15 кв. м. для коммунальной квартиры) в зависимости от территории.
Размеры учетной нормы площади жилого помещения, установленные решениями законодательных органов местного самоуправления Ленинградской области на примере некоторых муниципальных образований:
- город Сосновый Бор Ленинградской области — 12 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Собрания представителей муниципального образования «Город Сосновый Бор» Ленинградской области от 28.03.2005 N 35 (ред. от 28.10.2008);
- Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования Бокситогорское городское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 22.02.2006 N 34);
- Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области от 16.02.2006 N 33);
- город Волхов Ленинградской области — 9 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 N 38);
- город Всеволожск — 10 и менее кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 26.05.2020 N 27);
- Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области — 9 кв. м. (Решение Совета депутатов муниципального образования Выборгское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 28.02.2006 N 43);
- город Гатчина — 12,0 кв. м. общей площади на одного человека (Решение Совета депутатов муниципального образования «Город Гатчина» Ленинградской области от 29.06.2005 N 22/1);
- Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области — 9 и менее кв. м. общей площади на одного человека в отдельной квартире, жилых домах и 15 кв. м. и менее общей площади в коммунальной квартире (Решение Совета депутатов муниципального образования Кингисеппское городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области от 10.02.2016 N 158).
Hopмы: учетная и предоставления
Жилищным кодексом выделены два понятия нормативов:
- Учетная норма – минимальное значение квадратуры на человека, применяемое для признания семьи нуждающейся в улучшении условий проживания и постановке на соответствующий учет. В соответствии со статьей 50 ЖК она не может быть менее 12 кв. метров на 1 человека;
- Норма предоставления — значение общей площади помещения, приходящейся на одного человека, когда выделяется помещение из муниципального фонда в случае переселения семьи при наступлении чрезвычайных обстоятельств, например, стихийном бедствии. Эта же норма используется, когда муниципальная квартира предоставляется на арендных условиях при изъятии залогового жилья, по которому семья не смогла погасить ипотеку. Норма предоставления жилья по договору социального найма или в собственность в стандарте:
- для одного человека — 33 кв.м.,
- для семьи из двух человек — 42 кв.м.,
- для семей из трех и более граждан — по 18 кв.м. на каждого.
Средняя стоимость 1 кв.м. жилья по городам РФ в 2022 году
Город |
Стоимость 1 кв.м. жилья, руб. |
---|---|
Адыгея |
|
Майкоп |
89 130 |
Яблоновский |
87 719 |
Алтай |
|
Горно-Алтайск |
109 434 |
Алтайский край |
|
Барнаул |
87 909 |
Бийск |
56 250 |
Новоалтайск |
64 516 |
Рубцовск |
32 727 |
Амурская область |
|
Белогорск |
72 727 |
Благовещенск |
119 408 |
Свободный |
99 190 |
Архангельская область |
|
Архангельск |
86 667 |
Коряжма |
37 954 |
Котлас |
51 672 |
Северодвинск |
96 758 |
Астраханская область |
|
Астрахань |
61 853 |
Башкортостан |
|
Белебей |
42 857 |
Ишимбай |
41 600 |
Кумертау |
34 153 |
Мелеуз |
40 029 |
Нефтекамск |
57 164 |
Октябрьский |
52 709 |
Салават |
36 205 |
Стерлитамак |
64 089 |
Туймазы |
56 416 |
Уфа |
96 529 |
Белгородская область |
|
Белгород |
99 099 |
Губкин |
63 262 |
Старый Оскол |
74 242 |
Шебекино |
58 065 |
Брянская область |
|
Брянск |
69 783 |
Бурятия |
|
Улан-Удэ |
92 739 |
Владимирская область |
|
Александров |
66 594 |
Владимир |
89 109 |
Вязники |
22 368 |
Гусь-Хрустальный |
46 032 |
Ковров |
58 131 |
Кольчугино |
40 877 |
Муром |
54 545 |
Волгоградская область |
|
Волгоград |
70 582 |
Волжский |
59 426 |
Камышин |
32 955 |
Вологодская область |
|
Вологда |
67 986 |
Череповец |
66 667 |
Воронежская область |
|
Борисоглебск |
46 111 |
Воронеж |
82 581 |
Лиски |
47 619 |
Россошь |
38 525 |
Какие документы нужны для переселения
По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:
- заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
- заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
- заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Сколько квадратных метров положено на человека в 2023 году
Действующее законодательство позволяет гражданину рассчитывать на улучшение жилищных условий. Однако это возможно, если учетная норма площади жилого помещения на одного человека меньше установленных требований. Значение показателя также устанавливается в соответствии с законом. Нужно учитывать, что существует санитарная и социальная норма.
Понятие оказывает влияние на количество лиц, которые могут проживать в помещении, а также на возможность претендовать на дополнительные метры. Улучшить жилищные условия могут далеко не все.
Перечень лиц, обладающих подобным правом, отражен в действующем законодательстве.
О том, в соответствии с какими правилами гражданам выдаются дополнительные помещения, о размере норм, в соответствии с которыми человек может претендовать на улучшение жилищных условий, а также о том, кому предоставляются жилищные льготы, поговорим далее.
1. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
2. При обеспечении заявителей жилыми помещениями с учетом размера площади занимаемых жилых помещений суммарная площадь всех жилых помещений должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
3. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
4. Площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению гражданам, совместно принятым на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ решением уполномоченного органа власти города Москвы, определяется как произведение количества заявителей по данному решению и нормы предоставления на одного человека. При этом заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В состав заявителей включаются проживающие совместно с ними их несовершеннолетние дети, родившиеся после подачи заявления, а также граждане, принятые на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, постоянно проживающие по этому же адресу и включенные в установленном порядке в состав этого же учетного дела.
5. Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.
6. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения, определяемый в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не может быть более чем:
1) на семью, состоящую из супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;
2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, — двухкомнатная квартира площадью до 50 квадратных метров;
3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;
4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;
5) на семью из четырех и более граждан — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).
7. Семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. Не подлежат удовлетворению требования о предоставлении дополнительной площади, если указанные лица могут быть обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.
8. Права граждан, состоящих на жилищном учете, на дополнительную площадь, установленные федеральным законодательством, применяются при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, на основании их заявлений и при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы.
9. Жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.
10. Требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат, определенного количества жилых помещений удовлетворению не подлежат.