Чтобы оценить шансы получения золотой медали, необходимо рассчитать итоговую оценку, которая пойдет в аттестат. Некоторые ошибочно предполагают, что это годовая оценка за одиннадцатый класс. Однако все не так просто. Для того, чтобы иметь красный аттестат, придется стараться на протяжении всего обучения в старшей школе, так как рассчитывается среднее арифметическое четвертных оценок за десятый и одиннадцатый классы. Если по результатам обучения получается спорная оценка, то итог выводится по правилам по правилам математического округления: например, если средний балл 4,4, то в аттестат пойдет четверка и золотой медали не будет; если же 4,5 и выше — то в итоге выставится отличная оценка.
Теперь вместо золотых и серебряных медалей выпускник может получить медаль федерального уровня «За особые успехи в учении». Её выдают вместе с аттестатом о среднем общем образовании с отличием. Из-за цвета обложки такой аттестат ещё называют «красным».
Ещё есть региональные и губернаторские почётные медали и знаки. Например, московскую медаль «За особые успехи в обучении» можно получить:
Выпускникам, награжденным серебряной медалью “За особые успехи в учении”, выдаются аттестаты о среднем (полном) общем образовании для награжденных серебряной медалью
2.8. Золотая и серебряная медали «За особые успехи в учении» и похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов» вручаются награжденным выпускникам вместе с документом о соответствующем уровне образования.
3.1.Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» награждаются прошедшие государственную (итоговую) аттестацию выпускники XI класса школы, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, имеющие по ним полугодовые , годовые и итоговые отметки «5» за время обучения в классах третьей ступени общего образования.
3.2.Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» награждаются прошедшие государственную (итоговую) аттестацию выпускники IX класса школы, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, имеющие по ним четвертные , годовые и итоговые отметки «5» за время обучения в классах второй ступени общего образования и получившие по ним отметку «5» на государственной (итоговой) аттестации.
4.1. Обучающиеся переводных классов школы, имеющие по всем предметам, изучавшимся в соответствующем классе, четвертные и годовые отметки «5», награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».
4.2. Решение о награждении обучающихся переводных классов похвальным листом «За отличные успехи в учении» принимается педагогическим советом.
4.3.. Похвальный лист «За отличные успехи в учении» вручается награжденным обучающимся по окончании учебного года.
VIDEO
Как получить золотую медаль в школе в 2022 году
В советское время все было просто: закончи 2 последних класса на пятерки, и ты медалист. В современной России введены новые экзамены, новые предметы, новые стандарты. У родителей и школьников одни вопросы: достаточно ли отличной успеваемости, важны ли олимпиады, что еще нужно? Практически никак, их везде упразднили. Но в Томской и Магаданской областях ещё остались медали старого образца. Условия получения такие: не более двух четверок в аттестате о среднем общем образовании за 11 класс.
Нужна ли золотая медаль современному школьнику? Какие преимущества она дает? Как заполучить эту престижную награду? Давайте разбираться вместе.
Законодательство не стоит на месте – условия получения медали ужесточаются, а ее обладатели получают дополнительные льготы. Главный упор делается на то, чтобы медали выдавали заслуженно и объективно. Все в ваших руках, дерзайте!
Многие родители до сих пор считают, что золотая медаль за отличную учёбу — гарантия поступления в вуз, однако это не совсем так. В сегодняшних условиях школьная золотая медаль — скорее символ успешной учёбы и глубоких знаний, полученных в школе. Разберёмся, что нужно, чтобы получить золотую медаль и какую пользу она может принести своему обладателю.
Сколько же баллов даёт золотая медаль при поступлении?
Если вы рассчитываете на золотую медаль и хотите получить её для того, чтобы было легче поступить в ВУЗ, то вам следует знать пару особенностей:
Каждый код количество баллов, которые даёт золотая медаль при поступлении, меняется.
В каждом высшем учебном заведении назначается свой «вес» золотой медали и везде количество баллов будет разным.
Самым достоверным способом выяснить, сколько баллов даст золотая медаль при поступлении в ВУЗ, в который вы собираетесь пойти учиться, будет самостоятельно обратиться в приёмную комиссию. Ниже мы приведём список «веса» медали в 2022 году в самых популярных ВУЗах:
МГТУ им. Н. Э. Баумана
10
СПбПУ
10
ФУ при Правительстве РФ
8
МГУ им. М. В. Ломоносова
5
МИФИ
5
МГМУ им. И. М. Сеченова
5
МГИМО
3
СПбГУ
3
НИУ ВШЭ
3
МФТИ
2
Большинство остальных учебных заведений при наличии золотой медали во время поступления добавляют также от 2 до 10 баллов. В 2022 году 10 баллов за медаль при поступлении — это максимальный показатель. Это не так уж и много. Но при одинаковых условиях у двух абитуриентов при поступлении, даже небольшой балл сыграет решающую роль. Однако по статистике за 2019 только в 0,1% случаев золотая медаль положительно повлияла на поступление в ВУЗ. Так что сильно рассчитывать на неё не нужно. Это просто бонус.
Для того чтобы получить дополнительный бал при поступлении в ВУЗ, во время сдачи документов абитуриент должен предоставить школьный аттестат. А также указать в заявлении количество баллов при сдаче ЕГЭ, достоверность которых потом будет проверена приёмной комиссией.
Привилегии, которые дает золотая медаль выпускнику
Из определенных преимуществ для обладателей «золотых» медалей можно назвать следующие:
Для вузов с конкурсным отбором на бюджетные места предусмотрены дополнительные баллы за наличие золотой медали. Вам могут начислить от 3 до 10 баллов, в зависимости от правил, действующих в определенных учебных заведениях. Так, в Московском Государственном Университете «золотой» медалист получит 6 баллов к общему числу набранных при поступлении, а в Автодорожном университете или Московском Лингвистическом университете – 10 баллов.
В случае, если несколько абитуриентов набрали одинаковое итоговое количество баллов при поступлении в вуз, преимущество будет отдано тому, у кого имеется золотая медаль. Данный пункт является единственным существенным плюсом медалиста.
VIDEO
Абитуриенты, набравшие сто баллов на ЕГЭ
С точки зрения вузов, стобалльники – это выпускники, отлично знающие школьную программу, усидчивые, внимательные, аккуратные. Максимальная оценка, набранная при сдаче Единого Государственного Экзамена, автоматически прибавит к общему зачету больше набранных баллов, чем пресловутая золотая медаль.
Сдать ЕГЭ по конкретному предмету, профильному для выбранного вуза, в некоторых случаях проще, чем пытаться заработать золотую медаль, получая высшие оценки абсолютно по всем предметам на протяжении многих лет. Особенно это актуально в свете новых правил о получении медалей.
Администрация многих вузов при рассмотрении кандидатов в студенты, обращает внимание именно на набравших 100 баллов. С одной стороны, такие абитуриенты проигрывают перед победителями олимпиад, которые явно отличаются знаниями по конкретно взятому предмету.
Однако, причины отсутствия наград на олимпиадах могут абсолютно не зависеть от самого ребенка. Например, ученики провинциальных школ лишены возможности участвовать в профильных престижных олимпиадах из-за материальных и территориальных ограничений.
«За особые успехи в учении»
С 2014 года награждение золотыми и серебряными медалями заменено вручением новой, специально утвержденной в России, медалью «За особые успехи в обучении». Это награда из драгметаллов с золотым напылением, отчеканенная в святая святых — Монетном дворе Гознака. Медаль для каждого ученика утверждается соответствующим приказом Минобрнауки.
В 2019-м году правила получения награды претерпели изменения: отличный аттестат необходимо подкреплять высокими баллами ЕГЭ – от 70 и выше.
Что должен сделать выпускник для получения медали:
набрать выше 70 баллов ЕГЭ по русскому и математике;
иметь исключительно пятерки в качестве полугодовых, годовых и итоговых оценок по всему перечню школьных предметов;
проявить себя в общественной работе, быть участником конференций и конкурсов;
быть активным участником различных олимпиад.
Награждение медалью должно быть зафиксировано в специальной школьной книге.
Какие баллы ЕГЭ нужны, чтобы получить медаль за особые успехи в учении
В 2021 году золотую медаль в 11 классе необходимо подтвердить одним из вариантов:
Обычно всё проходит немного по другой схеме. Вот она:
Министр образования Ольга Васильева в интервью 5 апреля 2018 года обещала ужесточить требования к медалистам. До этого года результат ЕГЭ на него никак не влиял. А дальше читаем вырезку о новых условиях получения красного аттестата с отличием:
Аттестат о среднем общем образовании с отличием и приложение к нему выдаются выпускникам 11 (12) класса, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования, имеющим итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования…
Это значит, что у учет идет средний балл годовых и полугодовых только за 10 и 11 класс. Аттестат за 9 класс в этой истории значения не имеет.
…успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (без учета результатов, полученных при прохождении повторной государственной итоговой аттестации)…
Это значит, что пересдача (завал) экзамена лишает тебя права получить золотую медаль.
….и набравшим: не менее 70 баллов на ЕГЭ соответственно по русскому языку и математике профильного уровня или 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня; в случае прохождения выпускником 11 (12) класса государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ — 5 баллов по обязательным учебным предметам
Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 (ред. от 17.12.2018) «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов (п. 21).
Утверждены образец и описание медали «За особые успехи в учении»
Ранее обладатели золотых и серебряных медалей получали право внеконкурсного поступления на бюджетные отделения престижных ВУЗов. С 2009 года льготы для них отменены.
Теперь действует другая система – университеты и академии вправе самостоятельно начислять абитуриентам дополнительные баллы. Суммарно их количество не должно превышать 10. Основанием для начисления баллов являются личные достижения поступающего, в том числе наличие федерального или губернаторского знака за отличную учебу. Среднее количество баллов за него – 2-3.
Школьные медали появились в России в 1828 году, когда был принят устав гимназий и училищ. С этого времени до революции 1917 года она не имела статус общенациональной: администрации гимназий принимали решение о ее вручении отдельным выпускникам. Решение гимназистского совета утверждал местный университет, а с 1835 года это право перешло к учебному округу.
Медаль за особые успехи в учении полагается школьникам, у которых все итоговые оценки — «пятёрки». Другим условием, чтобы окончить школу с золотой медалью, является сдача всех предметов ЕГЭ на «отлично». А значит, нужно набрать не менее 70 баллов по обязательным предметам — русскому и математике. Выдвигаются предложения ужесточить требования к медалистам, но пока что оба условия неизменны.
>
Первые медали за отличную учёбу в России стали выдавать ещё во второй половине XVIII века – в Московском университете, единственном в ту пору в России. В 1786 году императрица Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской империи», в котором имелся параграф о награждении учащихся народных училищ.
Тогда же медалями награждали и отличившиеся воспитанники Сухопутного шляхетского корпуса, а затем и выпускники созданных на его основе кадетских корпусов. Так, лучшие воспитанники старших возрастов награждались серебряными и золотыми медалями трёх разных размеров и названий: большая – «Достигшему» (требуемого уровня в науках и просвещении), средняя – «Достигающему» (требуемого уровня), малая медаль – «Успевающему» (в науках и поведении).
При Александре I появились гимназические медали, однако они не были обязательными: в одних гимназиях были, в других – нет, в зависимости от обеспеченности совета гимназии. Именно он выбирал наиболее успешных выпускников, которых утверждал местный университет. Награды изготавливали из настоящего золота и серебра и присуждали выпускникам только мужских гимназий, показавшим отличные результаты по всем предметам курса. Особенно по латинскому и древнегреческому языкам и математике. За остальные дисциплины высчитывали средний балл – не менее 4,5.
В 1835 году Николай I ввёл единую медаль с надписью «Преуспевающему» . Если гимназист с такой наградой поступал в университет и оканчивал его отлично, ему вручали другую медаль – с надписью «Преуспевшему» .
С появлением женских гимназий в 1870 году награждать начали и девушек. При этом особенно подчёркивали, что медали дают «всем достойным» независимо от их происхождения и социального положения.
Впервые школьные медали отменили после Октябрьской революции 1917 года. В этот период некоторые учебные заведения по собственной инициативе отмечали лучших учеников небольшими жетонами. Однако на государственном уровне золотые и серебряные школьные медали утвердили только после окончания Великой Отечественной войны, в 1945-м.
Золотую медаль «За отличные успехи и примерное поведение» первым получил выпускник московской мужской школы № 110 Евгений Щукин . Он поступил без экзаменов на физический факультет МГУ, получил Ленинскую премию, стал профессором Московского университета, академиком Национальной инженерной академии США и Королевской шведской академии инженерных наук.
В разорённой стране, как это ни странно, школьные награды изготавливали из золотого сплава 583-й пробы и серебряного сплава 925-й пробы. И даже сейчас в Интернете можно отыскать предложения о продаже тех самых послевоенных школьных медалей по стоимости от 2 до 25 тыс. рублей. Только в 1959 году награды лучшим ученикам стали делать из недрагоценных металлов.
Их присуждали за примерное поведение, отличные оценки по всем предметам средней школы, кроме пения, рисования, черчения и военно-физической подготовки. Медалистов брали в высшие учебные заведения СССР без вступительных экзаменов.
Елена Коняева, почётный работник общего образования :
«Как правило, количество медалей планируется заранее – за год, а лучше за два, чтобы успеть изготовить необходимое их количество. Школы подают в управление образования списки планируемых медалистов. Это означает, что ученик, неожиданно вырвавшийся вперёд в рейтинге по учёбе, скажем, в последнем году или полугодии, не может рассчитывать на медаль: его просто не запланировали, и, скорее всего, необходимых пятёрок он в итоге не наберёт.
И наоборот, плановые медалисты расхолаживаются и последний год занимаются только подготовкой к ЕГЭ, пренебрегая другими школьными предметами и спокойно заявляя: «Я медалист, вы не имеете права ставить мне плохие отметки». Конечно, это проблемы, которые надо решать. Я считаю, что сегодня российская школьная золотая медаль утратила своё карьерное, практическое значение, но не утратила общественного статуса. И сегодня выпускники и их родители с замиранием сердца выходят на сцену для чествования во время вручения красного аттестата зрелости и золотой медали».
Платят ли детям за медали
Буквально через 7 лет можно будет смело сказать, что практика поощрения учащихся за особые школьные достижения насчитывает не одну сотню лет, ведь первая медаль была выдана еще в 1828 году в бытность Российской империи. С тех пор утекло много воды, и такая награда неоднократно подвергалась упразднению, как малоэффективная и даже бесполезная.
К примеру, в последний раз российское Правительство решило отказаться от медалей в 2013 году, но массовое недовольство привело к тому, что уже через год Президент подписал указ, вернув поощрение за особые достижения в учебном процессе.
Другое дело, что пользы от него не так уж много. Ну разве что моральное удовлетворение от того, что все приложенные усилия увенчались обретением особого статуса.
Так, золотая медаль не дает даже особых преференций при поступлении, прибавляя к результатам ЕГЭ всего лишь несколько баллов. Что же касается денежного вознаграждения медалистов, то этот вопрос вообще не регулируется на законодательном уровне.
Да, такая практика имеет место, но исключительно на региональном уровне и по усмотрению местных властей. Немудрено, что неодинаковым является и размер денежных поощрений. И если в одной школе золотой медалист может получить тысячу, то в другой – 50 тысяч, хотя последние случаи, конечно же, единичны.
Другое дело – золотые медалисты международных олимпиад. Для них с этого года будет предусмотрена государственная премия в размере 1 млн руб. за золото, 500 тыс. за серебро и 400 тыс. за бронзу.
Во всяком случае, такое распоряжение дал Президент, утвердивший еще 24 декабря 2020 года новый перечень поощрений для победителей.
Похожие записи: