Информация о порядке действий ДОУ, если произошел несчастный случай
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация о порядке действий ДОУ, если произошел несчастный случай». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как правило, по поводу незначительных травм родители к администрации сада не обращаются, да и воспитатели не делают «из мухи слона» — дети есть дети. На случай серьезных повреждений существует конкретный алгоритм действий, закрепленный приказом организации, с которым каждый воспитатель ознакамливается под роспись.
Обязанность воспитателя оказать первую помощь ребенку, получившему травму в ДОУ
Одним из главных действий педагога при травме ребенка в ДОУ является оказание первой помощи. В этом случае важно определить, когда нужно оказывать первую помощь, а когда можно и нужно дождаться медиков. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н определил следующие ситуации, когда пострадавшему нужно оказать первую помощь:
- у ребенка отсутствует сознание;
- отсутствует дыхание или кровообращение;
- имеется наружное кровотечение;
- в верхние дыхательные пути попало инородное тело;
- травмированы различные части тела;
- ребенок получил ожог, подвергся тепловому излучению, воздействию высоких температур;
- обморожение или другие последствия воздействия низких температур;
- ребенок отравился.
Обратите внимание! Воспитатель имеет право оказывать первую помощь ребенку только, если прошел специальное обучение. Согласно закону об образовании на сотрудников образовательных организаций возлагается обязанность пройти обучение навыкам оказания первой помощи.
Если ребенок пострадал, то воспитатель должен предпринять следующие действия:
- оценить безопасность обстановки;
- вызвать Скорую помощь;
- определить, находится ли ребенок в сознании;
- провести мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и проверить наличие признаков жизни у ребенка;
- провести мероприятия сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни;
- осуществить мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей;
- произвести обзорный осмотр ребенка и временно остановить наружное кровотечение;
- подробный осмотр ребенка с целью выявления травм, отравлений и других угрожающих жизни состояний и оказание первой помощи при обнаружении таких признаков;
- придать оптимальное положение ребенку;
- контроль состояния ребенка и его психологическая поддержка;
- передача пострадавшего сотрудникам бригады Скорой помощи.
Также необходимо сообщить информацию о травме ребенка в ДОУ его родителям или другим законным представителям.
Обратите внимание! При оказании помощи травмированному ребенку могут потребоваться медицинские изделия для оказания первой помощи, поэтому в ДОУ обязательно должна находиться укомплектованная аптечка. До тех пор пока не будет утвержден специальный перечень медицинский изделий для аптечек в образовательных организациях, можно воспользоваться комплектацией аптечки для работников организации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н.
Дальнейшие действия по расследованию несчастного случая должны производиться в соответствии с нормами ТК РФ, Приказом Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 и внутренними документами ДОУ. В данной ситуации необходимо совершить следующие действия:
- уведомление Управления образования в письменной форме;
- издание приказа о назначении комиссии по расследованию несчастного случая;
- расследование несчастного случая с заполнением необходимых форм документов и получением от воспитателя объяснительной записки о травме ребенка в детском саду.
План действий при травме
Если вы все же не поддались сильным эмоциям – нужно действовать разумно, по плану. В целом в подобных заведениях всегда есть инструкции на случай травм детей и других происшествий. Выглядит все примерно так:
- первым делом ребенка с травмой должны отвести к медсестре, которая оказывает первую помощь. Если ее не оказалось на месте, тогда помочь ребенку должен воспитатель или другой компетентный сотрудник сада. Важно одно – первая помощь всегда должна быть оказана, особенно если ребенок далее нуждается во врачебном вмешательстве;
- пока медсестра занимается ребенком, воспитатель или другой сотрудник детского сада должны сообщить родителям о произошедшем. Вызываются родители, а при необходимости и скорая помощь. Сами же сотрудники без ведома и разрешения родителей не могут заниматься транспортировкой ребенка в больницу или просто в травмпункт;
- уже в больнице или травмпункте медработники оказывают надлежащую помощь ребенку, а при необходимости отправляют его на прием к нужному врачу.
В случае очень серьезной травмы может потребоваться хирургическое вмешательство, но все это проводится исключительно под контролем родителей. Будут ли при этом присутствовать представители детского сада – решать только родителям, при желании они могут отказаться от этого или потребовать подобное.
Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.
Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему. Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании. В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.
Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.
Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.
Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.
В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.
Алгоритм действий педагога:
1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).
2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.
3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.
4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).
5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.
6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.
Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.
Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.
Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.
План действий при травме
Если вы все же не поддались сильным эмоциям – нужно действовать разумно, по плану. В целом в подобных заведениях всегда есть инструкции на случай травм детей и других происшествий. Выглядит все примерно так:
- первым делом ребенка с травмой должны отвести к медсестре, которая оказывает первую помощь. Если ее не оказалось на месте, тогда помочь ребенку должен воспитатель или другой компетентный сотрудник сада. Важно одно – первая помощь всегда должна быть оказана, особенно если ребенок далее нуждается во врачебном вмешательстве;
- пока медсестра занимается ребенком, воспитатель или другой сотрудник детского сада должны сообщить родителям о произошедшем. Вызываются родители, а при необходимости и скорая помощь. Сами же сотрудники без ведома и разрешения родителей не могут заниматься транспортировкой ребенка в больницу или просто в травмпункт;
- уже в больнице или травмпункте медработники оказывают надлежащую помощь ребенку, а при необходимости отправляют его на прием к нужному врачу.
В случае очень серьезной травмы может потребоваться хирургическое вмешательство, но все это проводится исключительно под контролем родителей. Будут ли при этом присутствовать представители детского сада – решать только родителям, при желании они могут отказаться от этого или потребовать подобное.
Ребенок пострадал в детском саду: действия родителя
Если ребенок получил травму в детском саду, администрация детского сада будет нести за это ответственность. Речь идет о презумпции вины детского сада, то есть, учреждение считается виновным, пока не доказано обратное. Нарушением в этом случае является отсутствие необходимого присмотра за детьми.
Из этого правила есть только одно исключение: если администрация детского сада сможет доказать, что она не несет ответственности за ущерб. Например, ребенок получил травму в другом месте, когда его уже забрали родители и он выходил из сада.
Например, девочка получила ушиб из-за того, что мальчик ее толкнул. Дети находились под присмотром работников детского сада. Это означает, что детский сад должен возместить ущерб. Лично учитель ущерб не возмещает.
Как не оставлять детей без присмотра при учете посещаемости в группе?
Для этого удобно использовать программный модуль «Приказы по детям, табеля» системы контроля деятельности образовательного учреждения. Мобильное приложение этого модуля позволяет воспитателям не отлучаться из группы и не оставлять детей без присмотра для того, чтобы отметить их посещаемость. При этом руководство получает оперативную информацию о деятельности детского сада в любой момент.
Подробнее о программе читайте .
Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист
Социализация ребенка — очень важный и не всегда простой процесс. В качестве первого серьезного шага мы обычно приводим ребенка в детский сад, в котором он проводит много времени – развивается, общается с другими детьми, играет. Но время, которое малыш проводит в детском саду, далеко не всегда исключительно положительное. В садике, а позже и в школе, родителей волнует одно и то же – а вдруг ребенок физически пострадает.
Причины могут быть разными, начиная с контакта с другими детьми и заканчивая невнимательностью воспитателей. В итоге малыш приходит домой с травмой. С другой стороны, ребенок тоже может стать инициатором подобных вещей, а потому нужно уметь решать такие проблемы.
Бесплатная консультация юриста по телефону
Задать вопрос юристу
По Москве и области Санкт-Петербург и область Федеральный номер
Поведение при травме ребенка
Первая проблема, которая настигает множество родителей – эмоциональное поведение при травме их ребенка. Для начала стоит успокоиться – да, это ваш ребенок, но вы должны здраво оценить ситуацию, которая сложилась, и выбрать правильный план действий.
Вы можете обратиться в компетентные органы, написать жалобу на преподавателя и отдать его судьбу в их руки. План может и хороший, но лучше к нему прибегать исключительно при явной и серьезной халатности со стороны преподавателя.
Например, если ребенок решил залезть на стол, и при падении с него получил травму. Виноват ли воспитатель в том, что ваш ребенок решил залезть на стол? Скорее всего, он просто не успел снять ребенка или поймать его. Опять же, учитываем то, сколько таких детей в каждой группе, да и подобные моменты в поведении больше ложатся на воспитание родителей.
Написанная жалоба может стоить воспитателю не только рабочего места, но и карьеры, если компетентные органы вдруг не захотят глубоко копаться в проблеме.
Бесплатная консультация юриста по телефону
Задать вопрос юристу
По Москве и области Санкт-Петербург и область Федеральный номер
Рассмотрим один пример. Ребенок получил в садике травму подбородка и пришлось наложить швы. Не так давно сын знакомых во время застолья решил побегать по дивану, возле которого стоял стол. Ребенок споткнулся и падая, бровью ударился о стол. Рана хоть и была небольшой, но крови было довольно много, а потому пришлось накладывать швы.
Если воспитатель проявит сочувствие, будет извиняться – можно спокойно отказываться от претензий. Любая подобная ситуация учитывает человеческий фактор, это всегда надо помнить, ведь оплошность и халатность — не одно и то же. Ребенок также весьма часто виноват в травмах, которые получает.
Многое зависит от поведения сотрудников и представителей детского сада. Сопереживание встречается далеко не всегда – нередко сотрудники сада отрицают свою вину, списывая все на ребенка. В таком случае часто в ответ они получают более серьезную реакцию от родителей и мирно подобные споры решаются редко.
при травме ребенка в ДОУ
Было бы логичным, чтобы порядок действий сотрудников образовательных организаций при травме ребенка регулировался отдельным нормативным актом. Министерство образования РФ уже несколько лет работает над этим вопросом. В настоящее время рассматривается проект Приказа Минобрнауки России «Об утверждении порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (номер ID 01/02/05-17/00066772). Но учитывая, что данный документ пока не утвержден, Минобрнауки РФ порекомендовал сотрудникам образовательных организаций руководствоваться нормами трудового законодательства – ст.ст. 227-231 ТК РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 26.02.2016 года № 12-ПГ-МОН-3527).
Если ребенок получил травму в детском саду, то сотрудникам необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
- ст.41 ФЗ об образовании – Охрана здоровья обучающихся;
- ст. 31 ФЗ об основах охраны здоровья граждан – о первой помощи;
- ст.ст.227-231 ТК РФ – расследование и учет несчастных случаев;
- Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
Также внутри самой образовательной организации должен быть утвержден порядок, алгоритм действий сотрудников, если ребенок получил травму в детском саду.
- Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда ребенок проживает в антисанитарных условиях.
- Пренебрежение медицинской помощью — отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи.
- Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.
- Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.
- Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.
- Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – когда родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
- Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.
Основные травмы у дошкольников
Детские травмы весьма многочисленны и разнообразны. Условно мы их разделили на четыре группы по частоте проявления.
1. Наиболее частыми являются следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда.
2. На втором месте по частоте встречаемости травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр.
3. Третью позицию занимают травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки со стороны воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели.
4. Наименее частотными является травмирование от незакрепленной мебели в группах, травмирование при ДТП, электротравмы.
Первая помощь при переломах
- Наибольшую опасность представляют открытые переломы, когда повреждается кожа, что создает возможность попадания в рану инфекции. Прежде всего, необходимо предотвратить попадание инфекции в рану и одновременно обездвижить поврежденную конечность. Это сделает менее болезненной последующую доставку пострадавшего в лечебное учреждение, а также уменьшит вероятность смещения отломков.
- При открытом переломе кожу вокруг раны необходимо смазать раствором йода, наложить стерильную повязку (последнюю можно смочить раствором антисептика – хлоргексидина), после чего приступить к иммобилизации.
- Транспортную (временную) иммобилизацию на месте происшествия чаще всего приходится осуществлять с помощью имеющихся под рукой средств (Толстый журнал, кусок фанеры, доска, картон, скотч и т.п.), которые могут обеспечить неподвижность поврежденной конечности. При отсутствии шины и подручного материала руку прибинтовывают к туловищу, а ногу – к здоровой ноге. При этом следует придерживаться следующих принципов:
-
- как можно быстрее обездвижить конечность;
- шину из подручного материала накладывают поверх обуви и одежды, чтобы не причинить дополнительной боли и не усугубить травму;
- шину фиксируют бинтом или скотчем, но не слишком туго, чтобы не нарушить кровоснабжение конечности. Если пострадавший жалуется на онемение, а при осмотре пальцы поврежденной конечности имеют синюшную окраску, необходимо ослабить повязку;
- в холодное время года для предупреждения отморожения поврежденную конечность поверх шины необходимо накрыть теплой одеждой.
Что можно делать, а что нельзя
При иммобилизации необходимо фиксировать не менее двух суставов, расположенных выше и ниже области перелома, чтобы исключить подвижность поврежденного сегмента конечности. Так, при переломе предплечья необходимо зафиксировать два смежных сустава – лучезапястный и локтевой, чтобы добиться полноценного обездвиживания поврежденного сегмента конечности.
При переломах конечностей одежду снимают так: сначала освобождают здоровую конечность, затем пострадавшую. При одевании наоборот.
Запрещается исправлять деформацию конечности, так как это может усилить страдания больного. Необходимо зафиксировать ее в том, положении, в котором она находится после травмы.
Перенос и транспортировка пострадавших с переломами без иммобилизации недопустима даже на короткие расстояния!
Перенос и перекладывание пострадавших с подозрением на перелом позвоночника должны осуществлять не менее трех – четырех человек на щите.