Зачем нужен коллективный договор в организации?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужен коллективный договор в организации?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедуру заключения коллективного договора можно назвать достаточно сложной и громоздкой. Конечно, когда такой договор подписывается от имени большого коллектива работников, то объяснение этому есть, но процесс заключения нельзя упростить и в небольших организациях.
Немного о коллективном договоре
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их (ст. 40 ТК РФ ). Такой договор может заключаться в организации в целом, в ее представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44 ).
Отметим, что коллективный договор — это двухстороннее соглашение, и изменять его положения в одностороннем порядке работодатель не может.
Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством, коллективным договором. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не предусмотрено коллективным договором (ч. 2 ст. 39 ТК РФ ). Обычно эти расходы возлагаются на работодателя.
3. Соблюдайте сроки. Стороны должны подписать изменения коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров (ч. 2 ст. 40 ТК РФ ). Если в ходе переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» ТК РФ . Поскольку порядок разрешения трудовых споров довольно сложный, сторонам лучше постараться разрешить все возникшие разногласия путем переговоров.
4. Подписание. После согласования проекта изменений коллективного договора сторонами он подписывается представителями работодателя и работников. Со стороны работодателя его подписывает организации или уполномоченное лицо, а со стороны работников — председатель профсоюзной организации или иной представитель, избранный на общем собрании тайным голосованием.
5. Регистрируем изменения. Как и сам коллективный договор, изменения в него должны быть зарегистрированы в соответствующем органе по труду. Например, в уведомительная регистрация коллективных договоров и их изменений осуществляется комитетом общественных связей Правительства г. Москвы , а в — комитетом по труду и занятости населения. Скажем сразу, что практически в каждом субъекте и административном округе существуют административные регламенты по предоставлению государственной (муниципальной) услуги «Уведомительная регистрация коллективных договоров», которыми определены перечень документов и количество их экземпляров, необходимых для регистрации договора.
Направить на регистрацию изменения в коллективный договор работодатель должен в течение семи дней с момента подписания сторонами изменений.
При проведении регистрации орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Если таковые будут выявлены, об этом сообщают представителям сторон, подписавшим договор, и в соответствующую государственную инспекцию труда (ч. 3 ст. 50 ТК РФ ). Подобные условия признаются недействующими. Вместо них стороны обязаны будут руководствоваться положениями трудового законодательства.
Процедура внесения изменений в коллективный договор не так уж сложна, если строго следовать положениям Трудового кодекса. Не бойтесь корректировать положения договора, если в учреждении есть для этого основания. Ведь если, например, в законодательстве появились новые работникам, а по коллективному договору они не полагаются, велика вероятность возникновения трудовых споров — а это лишняя трата времени, сил и средств.
Довольно часто требуется внести в коллективный договор учреждения изменения. Причиной может стать изменение законодательства, (например, установление новых льгот), утверждение нового отраслевого соглашения, инициатива работников или работодателя. В любом случае необходимо соблюдать определенную процедуру. Кто может инициировать внесение изменений в коллективный договор? Нужно ли проводить коллективные переговоры? Какова процедура согласования изменений? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.
Представители работников и работодателя
Прежде чем рассказывать о процедуре заключения коллективного договора, нужно выяснить, кто может обратиться к работодателю с предложением о заключении коллективного договора. Это важный момент, так как если с таким предложением обратится ненадлежащий представитель, то и последствий никаких не будет. Вот пример из судебной практики. Руководитель организации постановлением инспектора государственной инспекции труда был привлечен к административной ответственности в виде штрафа за уклонение от коллективных переговоров. Решением городского суда постановление оставлено без изменения. А Верховный Суд Республики Карелия, рассматривая жалобу руководителя на ранее вынесенное решение суда и постановление инспектора, указал, что, поскольку на день направления работодателю уведомления о начале коллективных переговоров первичная профсоюзная организация организации не имела полномочий на направление работодателю предложения о начале коллективных переговоров от имени всех работников данного предприятия, привлечение руководителя к административной ответственности необоснованно (Постановление Верховного Суда Республики Карелия от 20.08.2007).
Итак, начнем с представителей работников. На основании ст. 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении коллективного договора представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Что такое профсоюз, знают практически все, а вот кто может быть иным представителем работников, в этом вопросе ясности мало. За разъяснениями обратимся к ст. 31 ТК РФ, в соответствии с которой на общем собрании (конференции) работников для представления интересов коллектива тайным голосованием из числа работников может быть избран представитель (представительный орган). Иными словами, возможно, что представлять интересы работников в коллективных переговорах будет, например, юрист или работники доверят это независимому специалисту, привлеченному по гражданско-правовому договору. Однако избрать иных представителей можно, только если:
- работники данного учреждения не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;
- ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников на локальном уровне.
К сведению. Не допускается ведение коллективных переговоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Отметим, что две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, формирование которого осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора от имени всех работников (ч. 2 ст. 37 ТК РФ).
Но можно обойтись и без создания единого представительного органа, если профсоюз объединяет более половины работников организации.
Ответственность сторон
В ходе переговоров иногда по случайности, а иногда и намеренно работодатель допускает нарушения. Действующим законодательством предусмотрена ответственность для таких случаев. В частности, в случае уклонения работодателя или его представителей от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора ст. 5.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. Такой же штраф взыскивается и в случаях, когда работодателем не соблюдаются сроки проведения переговоров и заключения договора. Кроме этого, штраф возможен и за непредставление в установленный срок информации, необходимой для проведения коллективных переговоров (ст. 5.29 КоАП РФ). Штраф в сумме от 3000 до 5000 руб. предусмотрен ст. 5.30 КоАП РФ за необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора.
Но не только работодатель может подвергаться наказанию. Работники, участвующие в коллективных переговорах и разгласившие сведения, охраняемые законом, также могут быть привлечены к ответственности. В частности, в силу ст. 13.14 КоАП РФ разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к этой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция), влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
- на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.
Соглашение и договор коллективного характера
Коллективные договора и соглашения являются правовой формой социального партнерства. Однако характер, а также сфера его использования отличается от коллективного договора. Коллективный договор контролирует отношения работодателей и работников на уровне предприятия (организации), соглашение регулирует социально-партнерские отношения на более высоком уровне. Соглашение, как и договор занимает в отношении трудового договора законодательства подчиненное место, потому что условия соглашений не вправе противоречить трудовому законодательству и ухудшать по сравнению с ним положение работников, иначе они будут недействительны. Помимо этого, они призваны повышать условия труда и быта работников, а также социальные гарантии.
Генеральное соглашение заключается для установления принципов общего характера, для того чтобы осуществлять контроль над трудовыми отношениями социального характера на федеральном уровне. Соглашение регионального характера устанавливает общие принципы контроля социально-трудовых отношений относящихся к уровню субъекта Российской Федерации.
Соглашения генерального характера между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, а также Правительством Российской Федерации на 2011–2013 годы предусматривает в числе приоритетных целей проведение в предстоящий период политики социально-экономического характера, которая обеспечивает право граждан на на более высокий уровень жизни работников и их семей, достойный труд, уменьшение бедности на основе развития в экономической сфере, повышения конкурентоспособности и повышение финансовых сбережений организаций, производительный рост труда, занятость стабильного характера и гибкий рынок труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей карьерного и профессионального роста.
Соглашение в отраслевой сфере занимается тем, что выявляет общие условия оплаты труда, гарантии трудового характера и рабочие льготы.
Территориальное соглашение устанавливает трудовые условия общего порядка, трудовые гарантии, а также льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Соглашение отраслевой направленности подписывается на региональном, территориальном и федеральном уровне социального партнерства.
Соглашения основанные на договоренности сторон, принявшие участие в переговорах коллективного характера, могут быть как двусторонними, так и трехсторонними.
Другие соглашения имеют возможность подписывать сторонами на любом другом этапе социального партнерства, специализирующегося на конкретных направлениях регулирования отношений социально-трудового характера, а также других отношение непосредственно связанных с ними.
Характер участников соглашений определяется уровнем регулируемых отношений.
Также как и во время заключения договоров коллективной направленности, первой этапом в процедуре по совершению переговоров коллективного характера и формированию соответствующей комиссии представителей имеющих определенные полномочия. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией и ей же выносятся решения.
Все изменения и заключения соглашений, которые требуют бюджетного финансирования, по правилам общего порядка исполняются сторонами, до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Соглашение генерального характера, а также тарифные соглашения по отраслям, организации, которые обеспечиваются финансовой поддержкой из федерального бюджета, обязаны заключаться по правилу общего порядка до момента, когда будет внесен проект федерального закона о бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу.
Территориальные, а также соглашения регионального характера обязаны заключаться по правилам общего порядка до внесения проектов, которые будут соответствовать бюджету в представительных органах субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Соглашение подписывается представителями сторон. Структура этих соглашений определяется по договоренности, которая заключается между представителями сторон.
Процедура заключения коллективного договора
Коллективный договор — локальный нормативный акт, в котором согласовываются интересы работодателя и трудового коллектива. Достигается это путем переговоров лиц, их представляющих.
Трудовой кодекс РФ (ст.ст. 29-31, 33, 35-44, 50, 51) достаточно подробно регламентирует процедуру проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора. Остановимся на наиболее важных моментах.
Инициатива заключения коллективного договора может исходить от любой из сторон социального партнерства — как работодателя, так и работников. Для этого представители соответствующей стороны вначале принять решение о необходимости заключения коллективного договора, а затем — направить письменное предложение о начале коллективных переговоров, а представители стороны, его получившие — вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения.
Здесь важно разобраться, кто может являться представителями сторон в коллективных переговорах, поскольку на полномочия сторон не в последнюю очередь обращают внимание органы, осуществляющие уведомительную регистрацию коллективных договоров, кроме того, как свидетельствует практика, нарушение процедуры заключения договора в этой части может стать поводом для признания его недействительным.
Итак, интересы работодателя при проведении переговоров представляет руководитель организации или уполномоченные им в соответствии с учредительными документами организации и локальными нормативными актами лица. В первом случае (если соответствующие полномочия зафиксированы в учредительных документах) каких-либо дополнительных подтверждений не требуется. Во втором случае, руководитель или иное уполномоченное учредительными документами лицо издает приказ о наделении тех или иных работников полномочиями на ведение переговоров, подписании необходимых документов в ходе коллективно-переговорной кампании. Поручить представлять свои интересы работодатель может и стороннему лицу. В этом случае также издается приказ, кроме того, соответствующие полномочия желательно продублировать в доверенности.
Представителями работников, могут быть:
- первичная профсоюзная организация (если она есть в организации), объединяющая более половины работников;
- единый представительный орган, созданный по инициативе нескольких первичных профсоюзных организаций, объединяющих в совокупности более половины работников;
- иной представитель или представительный орган, избранный тайным голосованием на общем собрании или конференции работников из их числа.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.
Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Делегаты предварительно избираются в структурных подразделениях организации, желательно чтобы численность делегатов от каждого подразделения была пропорциональна численности работников соответствующего подразделения.
Наиболее распространенным примером иного представителя — если в организации нет профсоюза — является Совет трудового коллектива. Для того, чтобы работники могли избрать его в качестве своего представителя для переговоров по заключению коллективного договора, он должен быть предварительно создан, для придания ему большей «легитимности» в процессе переговоров и при заключении коллективного договора, деятельность, процедура избрания членов Совета, их полномочия, внутренний регламент работы и прочие нюансы фиксируются в положении о Совете.
Зачем и кому нужен коллективный договор
Взаимоотношения между работниками и работодателями, направленные на обеспечение согласования их взаимных интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений регулируются через социальное партнерство.
Договорное регулирование социально-трудовых отношений осуществляется путем заключения коллективных договоров в организациях после коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров. Представители работодателя и работников оговаривают, что именно будет прописано в коллективном договоре.
Зачем нужен коллективный договор сторонам трудовых отношений?
Казалось бы, в организации и без того много документов, регламентирующих трудовые отношения, и вполне можно было бы обойтись и без коллективного договора. В конце концов, у работников уже есть трудовой договор! Вместе с тем, согласование оптимального баланса интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений помогает достигать следующих целей:
Данный перечень носит примерный характер и может быть расширен по усмотрению сторон трудовых отношений. Установление показателей премирования, системы доплат и надбавок, предоставление медицинского страхования, займов на обучение и прочих поощрений и льгот позволят избежать текучести кадров и удержать квалифицированных специалистов. Через коллективный договор можно решать вопросы повышения производительности труда, ответственности коллектива и др. Как показывает практика, наличие социальных гарантий зачастую является гораздо большей мотивацией для работника, чем величина его заработной платы.
Заинтересованность работников в заключении коллективного договора очевидна. При этом не только работники, но и работодатели получают немалые преимущества.
Во-первых, трудовое законодательство предоставляет право работодателю установить в коллективном договоре дополнительные трудовые и социальные льготы для работников.
Во-вторых, коллективный договор позволяет существенно сократить объем документооборота по кадровым вопросам.
Коллективный договор относится к срочным договорам. Если по истечении его срока он не будет продлен или заключен заново, то работники не смогут воспользоваться гарантиями, которые были закреплены в этом договоре.
Стороны вправе расширить или сузить перечень положений, определенных в ст. 41 ТК РФ, для их включения в коллективный договор. В первую очередь, в коллективном договоре следует закрепить те условия, которые улучшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством, а также те, которые не нашли отражения в локальных нормативных актах организации.
Прежде чем приступить к разработке коллективного договора, сторонам, его заключающим, рекомендуется:
— изучить нормы трудового законодательства и определить те, в которые могут быть внесены дополнения, не ухудшающие положение работников;
— изучить нормы налогового законодательства и определить улучшающие порядок налогообложения (налоговые льготы) или, напротив, ухудшающие его (расходы, не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, например, оплата дополнительного отпуска сверх того, который гарантирован законодательством);
— определить дополнительные затраты, связанные с исполнением коллективного договора (компенсация расходов на проезд, оплата дополнительного отпуска, обеспечение страховками и т.д.) и контролем над его исполнением.
Эти вопросы, прежде всего, должны быть рассмотрены работодателем, которому необходимо гарантировать обеспечение обязательств по колдоговору. Ему необходимо избегать закрепления в договоре тех положений, соблюдение которых он не может в дальнейшем обеспечить.
Таким образом, работникам следует не просто дополнять колдоговор положениями, улучшающими систему оплаты труда, но и исходить из возможности работодателя гарантировать их соблюдение. Работодателю следует не только отражать собственные интересы, которые ограничены нормами ч. 3 ст. 41 ТК РФ, но и исходить из необходимости и достаточности гарантий для работников организации.
К еще одному преимуществу колдоговора стоит отнести то, что в организации, в которой заключен колдоговор, должен вестись постоянный контроль за его исполнением (ст.51 ТК РФ). Такой контроль осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. С целью обеспечения контроля формируется специальная комиссия.
Несколько слов о природе коллективного договора.
Нормативное определение понятия «коллективный договор» законодатель закрепил в ст. 40 Трудового кодекса РФ. Так, согласно ч.1 ст. 40 ТК РФ под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор, впрочем как и все остальные локальные нормативные акты работодателя, не должен содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Цель, принципы и основа для заключения коллективного договора
- Методические рекомендации по вопросам коллективно-договорного регулирования разработаны на основе Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по заключению, изменению и дополнению коллективного договора, контроля за его исполнением, а также разрешения коллективных трудовых споров в случаях неисполнения условий коллективного договора.
- Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделений (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).
- Коллективно-договорное регулирование отношений между нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях, их обособленных подразделениях.
- Целью принятия коллективного договора является регулирование сторонами трудовых и социально-экономических отношений, направленных на повышение заинтересованности в увеличении производительности труда, эффективной, прибыльной работы организации, установление соответствующего уровня оплаты труда работников, полную и продуктивную занятость работников, создание здоровых и безопасных условий труда, охрану здоровья и установление льгот и гарантий, улучшающих положение работников по сравнению с законодательством.
- Коллективный договор – это локальный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 ТК).
- Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантиях и компенсациях, предоставляемых нанимателем и профсоюзом.
- Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными (статья 362 ТК).
- Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора (статья 353 ТК) являются:
- равноправие сторон;
- соблюдение норм законодательства;
- полномочность принятия обязательств;
- добровольность принятия обязательств;
- учет реальных возможностей принятия реальных обязательств;
- обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;
- отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
- взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.
Подписание и регистрация коллективного договора
- Завершающей стадией заключения коллективного договора является его подписание.
- Коллективный договор подписывается на каждой его странице уполномоченными представителями сторон (статья 369 ТК). Как правило, со стороны нанимателя договор подписывает руководитель организации, со стороны работников – председатель профкома.
При наличии в организации нескольких профсоюзных организаций коллективный договор со стороны работников подписывается уполномоченным представителем наиболее многочисленной профсоюзной организаций, если профсоюзные организации, участвовавшие в заключении коллективного договора, не договорились об ином порядке подписания коллективного договора, а также если не имеется иной практики подписания коллективного договора представителями нескольких профсоюзов. При этом в тексте коллективного договора со стороны работников указываются все профсоюзные организации, представители которых включены в состав комиссии по коллективным переговорам. Данные организации являются участниками заключенного коллективного договора.
Коллективный договор составляется в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон, и отдельного экземпляра для регистрирующего органа.
- Коллективный договор вступает в силу с момента его подписания или со дня, который устанавливается сторонами (статья 367 ТК).
- Подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя (статья 370 ТК).
- Для регистрации коллективного договора в регистрирующий орган представляются следующие документы (статья 371 ТК):
- заявление с просьбой о регистрации с указанием наименования, юридического адреса, фамилии, имени, отчества руководителя организации, контактных телефонов лиц, подписавших от имени сторон коллективный договор; даты подписания договора; отрасли (по основному виду деятельности); формы собственности; общей численности работников организации и членов профсоюза; наименования вышестоящего органа (организации);
- коллективный договор в количестве, соответствующем числу заключивших его сторон, и отдельного экземпляра для регистрирующего органа;
- копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора. Скрепление печатью организации подписи сторон не является обязательным требованием.
- Документы для регистрации коллективного договора направляются в регистрирующий орган нанимателем.
- Изменения и дополнения в коллективный договор (статья 372 ТК) вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, установленном для его заключения, если иное не определено сторонами.
Примерный план мероприятий
профсоюзного комитета по подготовке, ведению
переговоров и заключению коллективного договора
(дополнительного соглашения к коллективному договору)
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок
выполнения |
Ответственный за выполнение | Отметка о выполнении |
1. | Включение в план работы профкома мероприятия по подготовке проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | В год разработки | Председатель профкома | |
2. | Рассмотрение на заседании профкома вопроса о направлении требования нанимателю о проведении переговоров | За 3 – 4 месяца до окончания срока действия колдоговора | Председатель профкома | |
3. | Проведение разъяснительной работы в организации, ее структурных подразделениях | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, цехкома | |
4. | Организация сбора предложений от работников для включения в проект коллективного договора | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, цехкома | |
5. | Анализ и систематизация поступивших предложений от работников | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, члены комиссии от профсоюза (далее – члены комиссии) | |
6. | Подготовка проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, комиссии | |
7 | Доведение подготовленного проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) до сведения каждого работника | В течение 5 рабочих дней после принятия соответству-ющего решения | Члены профкома, цехкома | |
8. | Обсуждение работниками проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 2 – 3 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены профкома, комиссии | |
9. | Доработка проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) по результатам обсуждения | За 1 – 2 месяца | Члены профкома, комиссии | |
10. | Проведение анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, перспектив ее развития (при необходимости) | По мере необходимости | Члены профкома, комиссии | |
11. | Проведение коллективных переговоров по проекту коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | За 1 – 2 месяца до окончания срока действия колдоговора | Члены комиссии | |
12. | Представление проекта коллективного договора в вышестоящую профсоюзную организацию для проведения анализа (экспертизы) | В течение 5 рабочих дней после принятия соответствующего решения | Профком | |
13. | Подготовка к проведению и проведение собрания (конференции) работников организации для обсуждения и одобрения проекта коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) либо в ином порядке, предусмотренном сторонами | В месяце окончания срока действия предыдущего договора | Профком, члены комиссии | |
14. | Подписание коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | Не позднее двух недель со дня проведения собрания (конференции) | Уполномоченный от профсоюза | |
15. | Регистрация коллективного договора (дополнительного соглашения к коллективному договору) | В течение месяца после принятия (подписания) | Наниматель, контроль профкома | |
16. | Контроль выполнения коллективного договора | Постоянно | Профком, комиссия, наниматель | |
17. | Подведение итогов выполнения коллективного договора | Полугодие | Профком, комиссия, наниматель |
Порядок заключения коллективного договора
Также, всем участникам трудовых взаимоотношений будет полезно узнать, как именно должно происходить заключение коллективного договора. Ведь нарушение установленного порядка может быть чревато для работодателей и должностных привлечением к административной ответственности и штрафом. В общих случаях, пошаговая инструкция и порядок заключения трудового договора выглядят следующим образом:
- Одна из сторон подает на имя другой заявление о желании заключить коллективный договор. При этом если на предприятии уже действует коллективный договор, новый не может быть заключен — вместо этого должны быть внесены изменения в действующий документ.
- Работники, при необходимости, избирают своих представителей, которые будут принимать участие в коллективных переговорах.
- Для проведения коллективных переговоров на предприятии формируется специальная комиссия, обязательно состоящая из равного числа представителей каждой из сторон.
- В случае отказа второй стороны от участия в коллективных переговорах, иная сторона может приступить к разрешению данной ситуации в рамках ведения коллективного трудового спора, в том числе вплоть до судебного порядка.
- Если стороны в рамках коллективных переговоров не достигли соглашения, то должен быть в обязательном порядке принят коллективный договор, содержащий только пункты, не вызывающие у сторон разногласий.
Суть коллективного договора
В статье мы расскажем о том, для чего требуется трудовой договор, возможно ли обойтись без него, как составляется документ, где регистрируется и сколько он может действовать. Приходит время, когда все организации понимают необходимость составления коллективного трудового договора. Очень важно знать все значимые моменты, соблюдать законодательные нормы и существующие рекомендации. Соответствие кодексу поможет в будущем избежать возникновения проблем, споров с сотрудниками, претензий, как со стороны сотрудников, так и контролирующих органов.
Сам коллективный договор является удобной формой регулирования трудовых отношений с работником. Определение такого понятия установлено в статье 40 в Трудовом кодексе России. Рассматривая часть 1 вышеупомянутой статьи, приходим к выводу, что подразумевается под договором акт, позволяющий отрегулировать трудовые и социальные отношения в любой организации. Они устанавливаются между работодателем и работником. Работодателя представляют установленные руководящие лица.
В любом коллективном договоре, а также в иных местных актах, не допускаются условия, которые снижают возможные гарантии или ограничивают какие-то права работника, предусмотренные в законодательстве, которое содержит нормы прав по труду.
Возможность изменения и дополнения
Возможность и порядок изменений, вносимых в текущий договор, прописывается обеими сторонами еще при составлении соглашения. Если же этого не произошло, то Трудовой кодекс также предусматривает вариант корректировки контракта путем подачи письменного заявления от имени всего коллектива.
При этом стоит помнить, что групповые отношения могут длиться не более 3 лет. А потому не всегда есть смысл вносить изменения в текущий документ. Иногда проще дождаться срока окончания его действия, и скорректировать нужные пункты уже при повторном его возобновлении.
Если же запрошенные корректировки будут нарушать требования ТК и ФЗ РФ, то их можно отклонить через суд. И в этом случае вовсе не важно, кто является инициатором изменений: руководитель или подчиненные. Ведь закон прописывает одинаковую степень ответственности за игнорирование договора для обеих сторон.
Коллективный договор — это …
Краткая справка: договор – это документ, регламентирующий какие-либо договорные отношения.
Вывод: коллективный договор – это документ, регламентирующий деловые отношения между работодателем и трудовым коллективом.
Коллективный договор (КД) является двухсторонним соглашением – между работодателем и трудовым коллективом. В роли работодателя может выступать как юридическое лицо (через своего представителя), так и индивидуальный предприниматель (ИП) (лично или через представителя).
Коллектив работников (или профсоюз организации) также выделяет для согласования и подписания КД своего представителя.
Дополнительные советы
До момента регистрации дают следующие советы при оформлении:
- Систематизация имеющихся сведений, максимально чёткая. Главные положения должны быть прописаны ясно.
- Ликвидация незначительных аспектов, ликвидация позиций, ставших релевантными.
- Надо устранить все позиции, из-за которых права сотрудников могут быть нарушены, ухудшены.
- Важно проследить за тем, чтобы положения документа образовали систему, исполнялись как положено. При наступлении определенных обстоятельств обеспечивают юридическую помощь и поддержку, консультации.
- Допустимо привлекать сотрудников сторонних компаний в дальнейшем, для проведения оценки сложившихся условий.
Иногда оформление заявлений не происходит, но составитель документа согласен с подобным решением. Вопрос решают и с участием вышестоящих сотрудников.