Учет НДС налогового агента в 1С

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет НДС налогового агента в 1С». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.

В каких случаях налоговый агент может принять НДС к вычету

Компании становятся налоговыми агентами, которые сначала должны самостоятельно исчислить и уплатить НДС, а затем его принять к вычету, при следующих обстоятельствах:

  • товары и услуги у иностранного производителя, не зарегистрированного на территории РФ, приобретались в России (п. 2 ст. 161 НК РФ). При этом нужно иметь в виду, что право на вычет агентского НДС, уплаченного посредником как налоговым агентом, но за счет заказчика (российской компании), принадлежит принципалу, а не посреднику;
  • у органов власти арендуется государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • компания приобретает государственное имущество, не закрепленное за конкретным предприятием (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • ИП или организация купила металлолом, вторичный алюминий или сырые шкуры животных (п. 8 ст. 161 НК РФ). Продавцы таких товаров выставляют счета-фактуры без учета сумм НДС с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом».

Аренда собственности муниципального значения, за последние годы приобрела новый скачек на рынке недвижимости. Для укрепления роста малого и среднего бизнеса «как воздух» были необходимы выгодные предложения о приобретении во временное пользование муниципального имущества.

В 2007 году Госдума приняла ФЗ-209, в котором государство отмечает важность стимулирования отраслей малого и среднего бизнеса с помощью федеральных средств.. Согласно ч. 1 ст. 18 органы государственной власти, а также учреждения местного самоуправления обязаны оказывать содействие учредителям малого и среднего бизнес путем передачи имущественных прав на собственность во временное владение.

В ч. 4 той же статьи уже раскрывается конкретный механизм поддержки. В частности, за административно-территориальной единицей закреплена обязанность по формированию перечня имущества, подлежащего предоставлению субъектом предпринимательской деятельности на условиях аренды. Кроме того, сформированный список необходимо опубликовать в источниках массовой информации, на официальном сайте собственника и в печатных изданиях.

Срок аренды имущества, включенного в льготный список, составляет не менее 5 лет. При этом законодатель оставляет право на сокращение срока при условии, что заявитель успеет подать заявление до подписания договора.

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ для целей налогообложения прибыли расходы признаются при методе начисления в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Если организация арендует помещение либо земельный участок для своей основной деятельности, то расходы по аренде будут учитываться для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Арендная плата признается косвенным расходом и в полной сумме уменьшает согласно ст. 318, 320 НК РФ доходы от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода. При этом каждый налогоплательщик имеет право предусмотреть в своей учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов.

На основании подпункта 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде арендных платежей за арендуемое имущество признается дата расчетов, либо дата предъявления налогоплательщику документов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. Когда именно признаются расходы по аренде государственного имущества, организация должна определить в учетной политике для целей налогообложения.

Одновременно п. 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Такими документами могут быть договор аренды, акт приема-передачи имущества и документы об оплате.

Глава 25 НК РФ не связывает принятие арендных платежей для целей налогообложения прибыли с наличием государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее года.

Некоторые налоговые органы требуют, чтобы арендатор и арендодатель ежемесячно составляли акт приема-передачи услуг в виде аренды. Однако такое требование законодательством не предусмотрено. На это также было обращено внимание в письме ФНС России от 05.09.2005 № 02-1-07/81 «О подтверждении хозяйственных операций первичными учетными документами».

Во избежание споров с налоговыми органами в договор аренды следует внести положение, в соответствии с которым условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с момента подписания договора сторонами. Это положение (пункт договора) можно сформулировать следующим образом: «Стороны договорились, что условия договора применяются к их отношениям, возникшим с момента передачи предмета договора в пользование арендатору по акту приема-передачи».

В договоре аренды должна быть сделана ссылка на документ, подтверждающий право собственности арендодателя на имущество. Это объясняется тем, что договор аренды без указаний на наличие у арендодателя права собственности на сдаваемое в аренду имущество не является согласно письму Минфина России от 27.03.2006 № 03-03-04/1/288 документом, подтверждающим расходы.

В соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ для организаций, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами по налогу на прибыль признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Пример.

Организация, определяющая доходы и расходы по методу начисления, уплатила в апреле 2008 года арендную плату за аренду государственного имущества за август 2008 года. Организация исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

В данном случае расходы на оплату аренды за август 2008 года, произведенные в апреле 2008 года, могут быть учтены при исчислении налога на прибыль за отчетный период – девять месяцев 2008 года.

Если организация применяет кассовый метод учета доходов и расходов, то для целей налогообложения прибыли расходами будут признаваться затраты после их фактической оплаты. При этом в соответствии с п. 3 ст. 273 НК РФ оплатой товара [работ, услуг и (или) имущественных прав] признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком – приобретателем вышеуказанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Учет у лизингодателя. Срок полезного использования предмета лизинга определяется в бухгалтерском учете при принятии имущества к учету и может быть ограничен договором лизинга.

В налоговом учете срок полезного использования предмета лизинга всегда определяется на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, без учета срока договора лизинга.

При приобретении с целью передачи в лизинг не нового, а бывшего в употреблении имущества срок полезного использования предмета лизинга для целей налогообложения прибыли может включать срок эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

При этом установление срока полезного использования имущества с учетом срока эксплуатации у предыдущих собственников никак не влияет на право лизингодателя применять в дальнейшем при амортизации предмета лизинга повышающий коэффициент, предусмотренный договором лизинга.

Начисление амортизации имущества в налоговом учете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его ввода в эксплуатацию. Но бывают исключения из этого правила. Например, амортизация автомобиля не может осуществляться ранее его государственной регистрации в органах ГИБДД.

В бухгалтерском учете лизинговые платежи, получаемые лизингодателем, учитываются в составе доходов от обычных видов деятельности и отражаются по кредиту счета 90, субсчет «Выручка», в корреспонденции с дебетом счета 62.

Часть общей суммы договора лизинга может оплачиваться лизингополучателем авансом при заключении договора лизинга. Согласно п. 3 ПБУ 9/99 полученная от лизингополучателя сумма авансового платежа доходом для лизинговой компании не признается и учитывается в составе кредиторской задолженности на счете 62.

После передачи лизингополучателю лизингового имущества сумма аванса может отражаться в составе доходов будущих периодов на счете 98, субсчет «Доходы, полученные в счет будущих периодов».

Читайте также:  Нужна ли онлайн-касса ИП на патенте при сдаче недвижимости в аренду?

Ввиду того что с 1 января 2006 года налогоплательщики уплачивают НДС по отгрузке, лизингодатель обязан уплачивать НДС в бюджет ежемесячно (с суммы месячного лизингового платежа) независимо от состояния расчетов с лизингополучателем.

Порядок бухгалтерского учета лизинговых платежей не зависит от того, предусмотрен ли в конце договора переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю и, следовательно, присутствует ли в сумме лизингового платежа выкупная цена. Выкупная цена в бухгалтерском учете отражается отдельно только в случае, если она выплачивается по окончании договора лизинга сверх суммы лизинговых платежей. В этом случае выкупная цена отражается как доход от реализации предмета лизинга на счете 91. При этом одновременно в дебет счета 91 списывается остаточная стоимость предмета лизинга (если она к этому моменту еще не равна нулю).

Для целей налогообложения прибыли лизинговые платежи признаются доходом лизингодателя за вычетом суммы НДС, предъявленного к уплате лизингополучателю.

Но если договором лизинга предусмотрена выкупная цена, выкупные платежи должны отражаться в налоговом учете только после того, как имущество перейдет в собственность к лизингополучателю (по окончании срока действия договора). До тех пор выкупные платежи будут учитываться лизингодателем как авансы полученные, с которых следует уплатить НДС в бюджет. Но учитывать ежемесячные выкупные платежи в составе доходов для целей налогообложения прибыли не надо. В составе доходов должна ежемесячно учитываться только сумма лизингового платежа за вычетом ее части, приходящейся на выкупную стоимость.

При этом выкупные платежи признаются доходом от реализации лизингового имущества только в момент перехода права собственности на имущество к лизингополучателю.

Если по условиям договора лизинга предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя после выплаты всех лизинговых платежей без выкупной цены, то в момент перехода права собственности на лизинговое имущество к лизингополучателю его выкупная стоимость будет равна нулю и, следовательно, доход лизингодателя от реализации предмета лизинга тоже будет равен нулю, что может привести к получению убытка от реализации предмета лизинга.

В соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ убыток от реализации амортизируемого имущества учитывается для целей налогообложения не единовременно в том периоде, когда он был получен, а включается в состав прочих расходов лизингодателя равными долями (равномерно) в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации.

Если оставшийся срок полезного использования равен нулю, убыток учитывается в расходах лизингодателя в полном объеме в момент продажи имущества.

По истечении срока действия договора лизинга лизингополучатель либо обязан возвратить предмет лизинга лизингодателю, либо в соответствии с условиями договора право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю.

Если по окончании срока лизинга лизингополучатель возвращает имущество лизингодателю и лизингодатель предполагает в дальнейшем использовать возвращенное имущество для сдачи в аренду (лизинг), в бухгалтерском учете лизингодателя возникает следующая проводка:

Д-т 03, субсчет «Имущество для сдачи в аренду», К-т 03, субсчет «Имущество в лизинге», – отражена в составе доходных вложений первоначальная стоимость возвращенного лизингополучателем имущества.

Если организация не предполагает использовать имущество в дальнейшем для сдачи в аренду, а собирается, например, применять его в своей хозяйственной деятельности, то его стоимость переносится с кредита счета 03 на счет 01.

В этом случае в бухгалтерском учете лизингодателя оформляются следующие проводки:

Д-т 01 К-т 03, субсчет «Имущество в лизинге», – отражена в составе основных средств первоначальная стоимость возвращенного лизингополучателем имущества;

Д-т 02, субсчет «Амортизация предметов лизинга», К-т 02 – отражена сумма начисленной амортизации по возвращенному имуществу.

Если к моменту окончания договора амортизация по предмету лизинга начислена не полностью (не 100 %), лизингодатель продолжает начислять амортизацию в общеустановленном порядке при условии, что возвращенное имущество используется лизингодателем в деятельности, направленной на получение дохода.

Если по истечении срока действия договора предмет лизинга самортизирован не полностью, то при последующем начислении амортизации организация должна отказаться от применения специального повышающего коэффициента, предусмотренного п. 8 ст. 259 НК РФ, так как имущество уже не признается лизинговым.

В случае передачи имущества в собственность лизингополучателю в бухгалтерском учете лизингодателя выбытие предмета лизинга отражается в общеустановленном порядке с использованием счета 91.

Списание предмета лизинга с баланса лизингодателя оформляется проводкой:

Д-т 02, субсчет «Амортизация имущества в лизинге», К-т 03, субсчет «Выбытие имущества в лизинге».

Если на момент перехода права собственности на объект лизинга к лизингополучателю имущество самортизировано не полностью, в бухгалтерском учете лизингодателя оформляется проводка:

Д-т 91 К-т 03, субсчет «Выбытие имущества в лизинге», – отражена остаточная стоимость предмета лизинга.

Если договором лизинга была предусмотрена выкупная цена, выплачиваемая по окончании срока лизинга, то она отражается на субсчете «Прочие доходы» счета 91 в качестве дохода от реализации предмета лизинга.

Объект лизинга учитывался на балансе лизингодателя, и по нему начислялась амортизация как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поэтому для целей налогообложения прибыли передача права собственности на предмет лизинга лизингополучателю является для лизингодателя реализацией амортизируемого имущества, и в расходы лизингодателя списывается остаточная стоимость лизингового имущества (подпункт 1 п. 1 ст. 268 НК РФ), если она есть.

Если договором лизинга предусмотрена выкупная цена, то в момент перехода права собственности на предмет лизинга лизингодатель должен признать доход от его реализации в размере, равном выкупной цене (ст. 249 НК РФ).

Обратимся к арбитражной практике. Она не столь объемна, но все же существует, и, следовательно, споры по рассматриваемому нами вопросу возникают.

Например, самарские налоговики в далеком уже 2003 году доначислили НДС организации, арендующей земельные участки, принадлежащие муниципальному образованию, и уплачивающей арендные платежи в бюджет последнего, указав, что, будучи налоговым агентом, она была обязана исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. ФАС ПО в Постановлении от 03.06.2004 по делу № А55-12122/03-6 не поддержал контролеров, обосновав свою позицию следующим образом: арендные платежи за право пользования землей, уплачиваемые непосредственно в муниципальный бюджет, размер которых устанавливается не по договоренности сторон в ее гражданско-правовом смысле, а в публично-правовом порядке уполномоченным на то органом, следует относить к разряду обязательных платежей, которые согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС. Что касается точки зрения налоговиков относительно возникновения у хозяйствующего субъекта обязанностей налогового агента, арендующего муниципальное имущество, то, по мнению арбитров, она является ошибочной, ибо правовой анализ законодательных актов в их совокупности позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что понятие «имущество», приведенное в диспозиции п. 3 ст. 161 НК РФ, не содержит в себе таких понятий, как «природные ресурсы», а следовательно, и «земля».

Оригинальное суждение: обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм НДС у арендатора не возникает не потому, что операция освобождена от налогообложения, а потому, что земля не имущество…

Аналогичным образом поступили и челябинские контролеры с предпринимателем, арендовавшим муниципальную землю. Только вот решение судьями (Постановление ФАС УО от 22.01.2007 № Ф09-11365/06‑С2 по делу № А76-8016/06) было принято прямо противоположное. Причем арбитрами был отклонен довод налогоплательщика о том, что операции по аренде земельных участков у органов местного самоуправления освобождены от обложения НДС в силу пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, так как основан он, по мнению уральских служителей Фемиды, на ошибочном толковании указанной нормы права.

А вот в спорах, ставших предметом разбирательства ФАС СЗО (Постановление от 02.11.2005 по делу № А56-11276/2005) и ФАС ДВО (Постановление от 14.09.2005 по делу № Ф03‑А51/05-2/2560), налоговики доначислили организациям НДС в связи с неправомерным предъявлением ими к вычету сумм налога, ошибочно уплаченных ими в качестве налоговых агентов в связи с арендой земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. По мнению контролеров, в силу п. 3 ст. 161 и пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ хозяйствующие субъекты в указанном случае не являются налоговым агентом, поэтому не имеют права на налоговые вычеты, применение которых приводит к возникновению недоимки по НДС.

Суды согласились с доводами, что при аренде земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, арендатор согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не является налоговым агентом. Однако действия организаций, ошибочно исполнявших обязанности налогового агента, не привели к образованию недоимки, поскольку суммы налога, необоснованно принимавшиеся ими к вычету, ранее также ошибочно вносились ими же в бюджет. Следовательно, оснований для доначисления налога нет.

Судьи же ФАС МО (Постановление от 02.05.2007 № КА-А41/3222-07 по делу № А41‑К2-16399/06) вообще заявили, что предприниматель не имел права удерживать и перечислять в бюджет НДС с платы за аренду муниципального земельного участка.

О том, что арендные платежи за право пользования государственными земельными участками НДС не облагаются именно на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ,не раз заявляли и ростовские арбитры (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2010 № 15АП-11673/2009 по делу № А53-15353/2009, от 05.11.2009 № 15АП-4469/2009 по делу № А53-1204/2009), а в споре между организацией и городской администрацией, касающемся в том числе размера платы за предоставление земельного участка в аренду (Постановление от 05.02.2013 по делу № А53-7083/2010[19]), сославшись на ту же норму, согласились с доводами организации о неправомерном расчете размера арендной платы на основе рыночной оценки стоимости аренды, включающей НДС.

Читайте также:  Очередь молодая семья Тольятти — алгоритм действий, проверить, список документов

К иному выводу пришел ВАС РФ (Определение от 16.05.2012 № ВАС-4646/12 по делу № А41-23303/10): приравнивание платежей за пользование земельными ресурсами к подлежащей взысканию сумме платы за пользование земельным участком ошибочно в силу п. 3 ст. 161 НК РФ, поскольку при предоставлении органами государственной власти и управления в аренду федерального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом названного налога. Однако необходимо отметить, что в данном случае речь шла о сумме неосновательного обогащения за пользование земельным участком, рассчитанной как размер не полученной за время неправомерного пользования участком арендной платы.

Даже из представленного обзора видно, что и у арбитров нет единого мнения по поводу необходимости исполнения арендатором госземель обязанностей налогового агента по НДС при оплате стоимости аренды, хотя решений, принимаемых в пользу хозяйствующих субъектов, все же больше.

* * *

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Однозначного ответа на вопрос, признается ли налоговым агентом по НДС арендатор государственной земли у органов госвласти (местного самоуправления), мы не нашли.

Конечно, прежде всего следует исходить из условий договора аренды. Тем более что согласно п. 6 ст. 41 БК РФ договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты.

По мнению автора, если в договоре не содержится упоминания об НДС, обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет суммы налога у арендатора не возникает. В качестве обоснования этого разумнее руководствоваться положениями пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. У контролеров могут возникнуть претензии (хотя вовсе не факт), но шанс отстоять свою позицию в суде весьма высок.

Принятие к учету арендованного имущества

Учет арендованного имущества организуется на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по стоимости, указанной в договоре (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н). Аналитический учет ведется по каждому арендованному объекту.

Рассмотрим особенности заполнения документа Операция, введенная вручную по данному примеру:

Если в договоре или в акте приемки-передачи не указана стоимость арендуемого имущества, и она не согласована в дополнительном соглашении, то рекомендуется установить в учетной политике способ определения стоимости арендованного имущества (п. 7 ПБУ 1/2008), например, исходя из рыночной стоимости имущества.

Отражение в учете услуг по аренде

Затраты на аренду нежилого офисного помещения в бухгалтерском учете относятся в состав расходов по обычным видам деятельности и учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (п. 5 п. 7 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94).

В налоговом учете такие затраты будут относиться к косвенным расходам и единовременно учитываться для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (ст. 318 НК РФ).

Рассмотрим особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная) по данному примеру.

При аренде можно не составлять ежемесячный акт, если он не предусмотрен договором.

Для документального обоснования расходов на аренду должен быть:

Поставщик в данной ситуации в первичных документах не будет выделять НДС, но т.к. в 1С в документе Поступление (акт, накладная) устанавливается ставка НДС 18%, то необходимо установить:

Аренда муниципального имущества в 1с 8.3: отражение в учете.

Вопрос – ответ по теме НДС при аренде

Вопрос: В сентябре 2016 АО «Молот» получил в аренду земельный участок, находящуюся в госсобственности. Договор заключен между «Молотом» и Региональным комитетом по управлению имуществом. В ноябре 2016 «Молот» передал землю в субаренду ООО «Серп». Должен ли «Молот» начислять НДС?

Ответ: В данном случае имеют место 2 операции: по получению участка в аренду, а также его субаренда. Так как аренда земли у государства не облагается НДС, «Молот» не выступает налоговым агентом по данной операции. Что касается услуг субаренды, то по ним «Молот» должен начислять НДС в общем порядке.

Вопрос: В апреле 2016 АО «Знамя» принял в аренду помещение, собственником которого выступает ООО «Вымпел». В период май – август 2016 «Знамя» за свой счет осуществил капинвестиции в помещение, которые признаны отделимыми улучшениями. Имеет ли право «Знамя» принять в к вычету сумму НДС от стоимости материалов и строительных работ?

Ответ: «Знамя» может приять к вычету НДС в составе стоимости отделимых инвестиций в общем порядке.

Вопрос: В январе 2016 АО «Пеликан» принял в аренду от ООО «Фламинго» часть нежилого помещения. В марте 2016 «Фламинго» за свой счет осуществил капитальный ремонт помещения, который признаны неотделимым улучшением. Каким образом начисляется НДС в данном случае?

Ответ: Независимо от того, получены ли улучшения на платной или бесплатной основе, обязательства по начислению НДС возлагаются на арендатора АО «Пеликан». Также «Пеликан» должен выставить счет-фактуру.

Налог на дивиденды для физических лиц в 2023 году

Налогообложение дивидендов участников — физических лиц зависит от их статуса: признаются ли они на момент выплаты дохода резидентами РФ. Ставка налога на дивиденды в 2023 году составляет:

  • 13% для физических лиц-резидентов (при доходе до 5 млн рублей в год);
  • 15% для физических лиц-нерезидентов, а также для резидентов с дохода свыше 5 млн рублей в год.

Статус российского резидента зависит от того, сколько календарных дней за последние 12 месяцев участник фактически находился на территории России. Если таких дней не менее 183 (не обязательно подряд), то гражданин признается резидентом РФ. Периоды, проведенные за границей по уважительным причинам, таким как лечение и обучение, в расчёт не принимаются (статья 207 НК РФ).

Гражданство на статус резидента РФ не влияет, поэтому им может быть и иностранный учредитель, если большую часть последних 12 месяцев он фактически находился в России.

Удерживать НДФЛ с дивидендов в 2023 году для перечисления в бюджет обязана сама компания. Для физических лиц, получающих доход от бизнеса, компания является налоговым агентом. Учредителю выплачивают дивиденды уже после налогообложения, поэтому ему не надо самостоятельно рассчитывать и перечислять НДФЛ.

Однако, если дивиденды передаются не в денежной форме (основные средства, товары, другое имущество), то ситуация меняется. Налоговый агент не может удержать сумму налога для перечисления, ведь денежные средства, как таковые, участнику не выплачиваются. В этом случае ООО обязано сообщить в инспекцию о невозможности удержать НДФЛ.

Теперь все обязанности по уплате НДФЛ переходят к самому участнику, получившему дивиденды имуществом. Для этого по итогам года надо сдать в ИФНС декларацию по форме 3-НДФЛ и самостоятельно заплатить налог.

Дополнительные сложности при выплате учредителю дохода не в денежной форме связаны с тем, что ФНС и Минфин долгое время признавали такую передачу имущества реализацией, потому что при этом происходит смена собственника (например, письмо Минфина от 07.02.18 № 03-05-05-01/7294). А при реализации имущества его стоимость должна облагаться налогом, в зависимости от системы налогообложения, на которой работает фирма:

  • НДС и налог на прибыль (для ОСНО);
  • единый налог (для УСН).

Получается действительно абсурдная ситуация, когда имущество, переданное в качестве дивидендов, облагается дважды:

  • НДФЛ, который платит учредитель;
  • налог на «реализацию» в соответствии с режимом, который ИФНС обязывает выплатить саму компанию.

Уплата НДС налоговым агентом (аренда)

Поручение на уплату пеней по НДС оформляют в целом аналогично самому налогу. Но есть разница в КБК и некоторых других полях.

РЕКВИЗИТ (ПОЛЕ, СТРОКА)

КАК ЗАПОЛНИТЬ

Поле 104 КБК для уплаты пеней по НДС (20 цифр) – 182 1 03 01000 01 2100 110 (кроме пеней по НДС при импорте)
Поле 24 «Назначение платежа» Нужно пояснение, что платите пени по НДС. Например:

«Пени по НДС за III квартал 2022 г.»

Покупка санаторием муниципального имущества

Процедура аренды муниципальной собственности заключается в подписании соглашения с муниципалитетом, предметом которого выступает нежилое или иное помещение, передаваемое во временное пользование заинтересованному лицу. Причем в последнее время отмечен активный рост уровня популярности такого способа получения площади для ведения какого-либо вида деятельности.

В большинстве случаев тенденция заключения договора именно с муниципальными властями связана с высокой стабильностью такого рода сделок, а также с особенностями арендной платы, а именно, с более низким ее значением. Отмечено, что аналогичная сделка с той или иной коммерческой организацией влечет за собой намного больше расходов по статье оплаты эксплуатируемой площади. А вот муниципалитет в этом плане более лоялен.

Читайте также:  Детское пособие малоимущим семьям

Подобная благожелательность со стороны органов власти связана с тем, что немалая часть местного бюджета формируется именно за счет обретения выручки за сдачу нежилых помещений. Соответственно правительство как на региональном, так и на местном уровне всеми силами старается продвинуть развитие малого бизнеса на более высокую ступень.

В качестве арендатора муниципальной собственности обычно выступают владельцы малого бизнеса. Под последним подразумевают ведение предпринимательской деятельности в рамках небольших предприятий и фирм, не являющихся при этом объединениями.

Субъектами среднего бизнеса признают:

  • индивидуальных предпринимателей (ИП);
  • различные виды кооперативов (потребительские, производственные, сельскохозяйственные);
  • крестьянские и фермерские хозяйства;
  • партнерства либо сообщества хозяйственного типа.

В большинстве случаев целью потенциальных арендаторов выступает использование муниципального помещения под магазин, офис, склад. Не возбраняется подать заявку на аренду и обычному гражданину.

Независимо от того, какой вариант выбран – торги или же конкурс, прежде всего, органом власти созывается комиссия, которая впоследствии занимается сбором информации об участниках, изучением заявок и выявлением победителя. В свою очередь, претендентам потребуется озвучить желание принять участие в аукционе. Для него следует подготовить письменную заявку и собрать пакет документации.

Типовой список бумаг включает:

  1. учредительные документы предприятия, свидетельство о регистрации юрлица;
  2. бумаги, удостоверяющие статус гражданина, наделенного полномочиями подписания договора об аренде, если фирма выиграет конкурс;
  3. банковские реквизиты кандидата на аренду помещения;
  4. бухгалтерская документация, отражающая информацию о балансе предприятия.

Важно понимать, что порядок процедуры может несколько отличаться в зависимости от места расположения объекта. Соответственно предварительно следует уточнить регламент процесса в местной администрации.

Победителем конкурса либо аукциона будет признан тот участник, который изложил наиболее выгодные условия для исполнения договора сделки. Проще говоря, помещение будет отдано в пользование претенденту, озвучившему самую высокую сумму арендной платы.

Параграф 17.1 правового акта № 135-ФЗ содержит исчерпывающий перечень вариантов, когда допускается передача муниципальной собственности в аренду без предварительного проведения конкурса.

Список включает следующие случаи:

  1. Имеют место государственные либо муниципальные преференции, обладающие действием на основании главы 5 ФЗ № 135.
  2. Конкурс в рамках муниципального контракта уже был проведен ранее. Причем период аренды не должен превышать срок действия соответствующего договора.
  3. Субъект передается в аренду на срок не более 30 суток в течение полугода. При этом не допускается заключение повторного соглашения после завершения указанного периода.
  4. Требуется продление уже действующего соглашения, заключенного между муниципалитетом и предприятием.
  5. Право на аренду предоставляется на основании международного договора РФ, актов Президента РФ, актов Правительства страны, федерального законодательного акта, устанавливающего иной порядок распоряжения объектом, а также специализированных судебных решений.

Вдобавок без проведения конкурса помещение может быть передано в аренду следующим учреждениям и объединениям:

  • религиозные организации;
  • профсоюзы;
  • политические партии;
  • общественные фонды;
  • адвокатские и нотариальные конторы;
  • медицинские и образовательные учреждения;
  • отделения связи, почта.

А также другим органам власти муниципального или федерального значения, внебюджетным фондам, Центробанку и учреждениям лесного, земельного, водного фондов РФ.

Как учесть аренду имущества у государства?

Некоторые компании арендуют государственное или муниципальное имущество. Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ “МИАН”», рассказал об учете и налогообложении офисов и земельных участков, взятых во временное пользование.

Арендованный объект ОС учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды имущества (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). По взятому во временное пользование ОС компания амортизацию не начисляет (п. 50 Методических указаний). А по окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета «Арендованные основные средства».

Плата за аренду помещения под офис признается расходами по обычным видам деятельности, как траты, связанные с управлением, и принимается к бухгалтерскому учету ежемесячно в сумме, установленной в подписанном контракте (без учета НДС) (п. п. 5, 6, 7, 16, 18 ПБУ 10/99). Расходы по арендной плате относятся на общехозяйственные траты (в дебет одноименного счета 26) или на расходы на продажу (в дебет одноименного счета 44) в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет «Расчеты с арендодателем по арендной плате».

Аренда земельных участков

Теперь поговорим об учете земельных участков. По общему правилу траты по аренде такой собственности учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 2 декабря 2011 года № 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета. А платежи в бюджеты за право пользования такими ресурсами не облагаются НДС.

Плата за аренду участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость здания (п. 1.7 Приложения № 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, п. п. 4.78, 4.85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную цену здания как объекта ОС. Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость будущего сооружения. После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как траты по обычным видам деятельности.

Порядок уплаты НДС налоговым агентом

Разберем порядок уплаты НДС налоговым агентом на примере аренды государственного и муниципального имущества. Арендатор признается налоговым агентом, если (п. 3 ст. 161 НК РФ):

  • берет во временное пользование имущество у органов госвласти или местного самоуправления;
  • это имущество находится на территории РФ.

Налоговыми агентами будут и те организации и ИП, которые применяют спецрежимы в виде ЕСХН, УСН, ПСН (п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11, п. 11 ст. 346.43 НК РФ, письмо Минфина РФ от 24.09.2015 № 03-07-11/54577).

Налоговую базу следует определять как сумму арендной платы с учетом НДС отдельно по каждому объекту (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Момент возникновения налоговой базы — это дата перечисления полностью или частично арендной платы (письмо Минфина РФ от 23.06.2016 № 03-07-11/36500).

Для расчета НДС налоговую базу нужно умножить на налоговую ставку. В зависимости от того, указана ли в договоре плата с учетом НДС или без него, налог следует рассчитать так:

  • если по договору арендная плата включает НДС, то сумму налога определяют расчетным методом: сумму арендной платы с учетом НДС умножают на 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ);
  • если арендная плата не включает НДС, то сначала сумму арендной платы увеличивают на НДС по ставке 20 процентов, а затем полученный результат умножают на 20/120 (п. 3 ст. 161, п. п. 3, 4 ст. 164 НК РФ).

Арендную плату следует перечислить в размере, который предусмотрен договором, не удерживая из нее НДС. Уплатить налог в бюджет нужно за счет своих средств.

Пример.

В договоре установлено, что сумма арендной платы составляет 500 тыс. рублей без НДС. Налоговая база будет равна 500 тыс. 500 тыс. х 20 процентов = 600 тыс., а НДС — 100 тыс. рублей (600 тыс. х 20/120). Арендодателю следует перечислить арендную плату по договору 500 тыс. рублей и уплатить в бюджет НДС 100 тыс. рублей.

Компания должна заплатить удержанный НДС по месту своего нахождения в общий срок — не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за кварталом, в котором был удержан налог.

Уплаченные суммы НДС можно принять к вычету в том квартале, в котором был уплачен налог. Для вычета нужно соблюсти следующие условия (п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ, письмо Минфина РФ от 26.01.2015 № 03-07-11/2136):

  • компания или ИП состоит на учете в налоговых органах и является плательщиком НДС. Если они применяют спецрежимы или не платят НДС, то удержанный налог к вычету принять нельзя;
  • у налогоплательщика есть платежные документы, которые подтверждают, что удержанный налог был перечислен в бюджет;
  • компания или ИП использует арендованное имущество для деятельности, облагаемой НДС;
  • налогоплательщик принял услуги по аренде к учету;
  • компания или ИП имеет надлежащим образом оформленный счет-фактуру, выписанный за продавца.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *