Минимальная пенсия в России в 2023 году: таблица по всем регионам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальная пенсия в России в 2023 году: таблица по всем регионам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предусмотрено, что ежемесячная пенсия неработающего пенсионера в 2023 году не может быть ниже прожиточного минимума.Поэтому – величина ПМП, установленная в конкретном субъекте РФ, является фактически минимальной пенсией для всех проживающих в этом регионе пенсионеров. Ежегодно прожиточный минимум для пенсионеров увеличивают, а новые значения ПМП устанавливают с 1 января. Увеличение ПМП с 1 января 2023 года и, как следствие, минимальной пенсии составило не менее 3,3%.
Минимальная пенсия в России в 2023 году: официальная таблица по регионам
Если же сумма пенсии и других назначенных пенсионеру социальных выплат не достигает минимально установленной величины, тогда назначается ежемесячная доплата до уровня ПМП. Сумма этой доплаты определяется как разница между ежемесячным доходом пенсионера и региональным ПМП. Назначение такой надбавки происходит в автоматическом режиме, то без необходимости личного обращения и подачи заявления.
Обратите внимание: доплата может быть федеральной (ФСД) или региональной (РСД). Социальный фонд России обобщил данные по всем регионам с учетом федеральных и региональных выплат и утвердил официальную таблицу минимальных размеров пенсий по всем регионам в 2023 году.
№ пп | Наименование субъекта Российской Федерации | 2023 | СД |
Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (установленная или предполагаемая) (руб.) | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
В целом по Российской Федерации | 12 363 | Х | |
Центральный федеральный округ | |||
1 | Белгородская область | 10 385 | ФСД |
2 | Брянская область | 11 854 | ФСД |
3 | Владимирская область | 11 992 | ФСД |
4 | Воронежская область | 11 261 | ФСД |
5 | Ивановская область | 11 497 | ФСД |
6 | Калужская область | 11 868 | ФСД |
7 | Костромская область | 11 502 | ФСД |
8 | Курская область | 11 036 | ФСД |
9 | Липецкая область | 10 665 | ФСД |
10 | Орловская область | 11 497 | ФСД |
11 | Рязанская область | 11 015 | ФСД |
12 | Смоленская область | 11 992 | ФСД |
13 | Тамбовская область | 11 763 | ФСД |
14 | Тверская область | 11 992 | ФСД |
15 | Тульская область | 12 239 | ФСД |
16 | Ярославская область | 11 868 | ФСД |
17 | Москва | 16 257 | РСД |
18 | Московская область | 14 858 | РСД |
Северо-Западный федеральный округ | |||
19 | Республика Карелия | 15 374 | РСД |
20 | Республика Коми | 15 158 | РСД |
21 | Архангельская область | 14 341 | РСД |
22 | Ненецкий а.о. | 23 063 | РСД |
23 | Вологодская область | 12 486 | РСД |
24 | Калининградская область | 12 733 | РСД |
25 | г. Санкт-Петербург | 12 981 | РСД |
26 | Ленинградская область | 12 733 | РСД |
27 | Мурманская область | 20 188 | РСД |
28 | Новгородская область | 12 116 | ФСД |
29 | Псковская область | 12 239 | ФСД |
Северо-Кавказский федеральный округ | |||
30 | Республика Дагестан | 11 250 | ФСД |
31 | Республика Ингушетия | 11 621 | ФСД |
32 | Кабардино-Балкарская Республика | 13 228 | РСД |
33 | Карачаево-Черкесская Республика | 11 374 | ФСД |
34 | Республика Северная Осетия-Алания | 11 127 | ФСД |
35 | Чеченская Республика | 11 868 | ФСД |
36 | Ставропольский край | 11 127 | ФСД |
Южный федеральный округ | |||
37 | Республика Адыгея | 10 632 | ФСД |
38 | Республика Калмыкия | 11 744 | ФСД |
39 | Краснодарский край | 11 868 | ФСД |
40 | Астраханская область | 11 992 | ФСД |
41 | Волгоградская область | 10 660 | ФСД |
42 | Ростовская область | 11 621 | ФСД |
43 | Республика Крым | 11 992 | ФСД |
44 | г. Севастополь | 12 486 | РСД |
Приволжский федеральный округ | |||
45 | Республика Башкортостан | 11 990 | ФСД |
46 | Республика Марий Эл | 10 879 | ФСД |
47 | Республика Мордовия | 11 021 | ФСД |
48 | Республика Татарстан | 10 508 | ФСД |
49 | Удмуртская Республика | 11 003 | ФСД |
50 | Чувашская Республика | 10 632 | ФСД |
51 | Кировская область | 11 358 | ФСД |
52 | Нижегородская область | 11 621 | ФСД |
53 | Оренбургская область | 10 755 | ФСД |
54 | Пензенская область | 10 660 | ФСД |
55 | Пермский край | 11 374 | ФСД |
56 | Самарская область | 11 621 | ФСД |
57 | Саратовская область | 10 385 | ФСД |
58 | Ульяновская область | 11 003 | ФСД |
Уральский федеральный округ | |||
59 | Курганская область | 11 621 | ФСД |
60 | Свердловская область | 12 116 | ФСД |
61 | Тюменская область | 12 363 | ФСД |
62 | Челябинская область | 11 808 | ФСД |
63 | Ханты-Мансийский а.о.-Югра | 16 951 | РСД |
64 | Ямало-Ненецкий а.о. | 17 994 | РСД |
Сибирский федеральный округ | |||
65 | Республика Алтай | 11 621 | ФСД |
66 | Республика Тыва | 12 486 | РСД |
67 | Республика Хакасия | 12 610 | РСД |
68 | Алтайский край | 12 065 | ФСД |
69 | Красноярский край | 13 722 | РСД |
70 | Иркутская область | 13 105 | РСД |
71 | Кемеровская область | 11 250 | ФСД |
72 | Новосибирская область | 12 666 | РСД |
73 | Омская область | 11 348 | ФСД |
74 | Томская область | 12 441 | РСД |
Дальневосточный федеральный округ | |||
75 | Республика Бурятия | 13 475 | РСД |
76 | Республика Саха (Якутия) | 18 667 | РСД |
1 зона: 21 840 | |||
2 зона: 18 294 | |||
77 | Приморский край | 14 711 | РСД |
78 | Хабаровский край | 16 486 | РСД |
79 | Амурская область | 14 660 | РСД |
80 | Забайкальский край | 14 464 | РСД |
81 | Камчатский край | 22 694 | РСД |
82 | Магаданская область | 21 511 | РСД |
83 | Сахалинская область | 16 813 | РСД |
84 | Еврейская авт.обл. | 17 148 | РСД |
85 | Чукотский а.о. | 30 906 | РСД |
86 | г.Байконур | 12 363 | ФСД |
87 | Донецкая Народная Республика | 9 643 | ФСД |
88 | Луганская Народная Республика | 9 643 | ФСД |
89 | Запорожская область | 10 014 | ФСД |
90 | Херсонская область | 10 014 | ФСД |
Северяне получают больше
Надбавки за труд на Севере имеют ту же функцию и механизм действия, что и РК. Но эти показатели несколько отличаются. Крайний Север стоит особняком в ряду регионов со специальным финансовым статусом, отличаясь особыми климатическими условиями. Именно так интерпретируются законодательные нормы, принятые еще в советское время и оставшиеся практически неизменными.
«Северная надбавка» – доплата постоянного процента к окладной части зарплаты, осуществляющаяся за труд в отдельных регионах РФ, отличающихся суровыми климатическими условиями (Крайний Север и аналогичные районы). Ее размер не отличается для всех территорий, входящих в этот перечень:
- 10% за первые трудовые полгода;
- каждые 6 месяцев происходит 10% увеличения до установленного лимита в 80%, а в отдельных областях – до 100%;
- территории, приравненные к Крайнему Северу, позволяют увеличивать надбавку на 10% только после года работы и делать это 1 раз в год с возрастанием до 50% (в некоторых регионах до 30%);
- особые нормы актуальны для молодых специалистов (до 30-летнего возраста) – они получают двойную надбавку (20%) ускоренно, начиная с первого рабочего дня, если до начала работы прожили в данном регионе 5 и более лет.
Досрочный выход на пенсию
В текущем году это означает стать пенсионером раньше 58/62.
Первая такая категория – по выслуге лет, но независимо от наличия страховой пенсии (по старости):
- гос. граждан. служащие – лица, работающие по служебному договору с федеральными властными органами РФ; их должности содержатся в спецреестре, их труд оплачивает федеральный бюджет, они ходят в форме, соответствующей их классному чину;
- гражданские служащие субъектов Федерации, муниципальные служащие;
- военные, проходящие контрактную службу в ВС, ФСБ, Росгвардии, прочих силовых структурах и уже отслужившие 20 лет, включая льготные (когда 1 год считается, например, за полтора);
- оговоренные категории космонавтов, отработавшие на своих должностях 25/20лет.
Вторая группа досрочников – уходящие на пенсию по старости за 2 года до срока. Обязательно наличие достаточного стажа – 42/37, и возраста – 60/55.
Третья большая категория – работающие во вредных условиях по списку 1. Они могут уходить на пенсию в 50/45, если имеют соответствующий стаж во вредных условиях (10/7,5) и страховой стаж (20/15). В зависимости от количества лет, не хватающих до 10/7,5, мужчины могут уходить на пенсию в 51-55 лет, а женщины – в 48-52.
Досрочниками являются и работающие во вредных условиях по списку 2, если имеют достаточный стаж работы в этих условиях и общий страховой стаж.
Районный коэффициент по регионам
Размеры коэффициентов военных пенсий по регионам России представлены в приложении к постановлению Правительства РФ № 58. Надбавки для северян в разных районах отличаются в зависимости от условий. Самая высокая величина РК (от 1,6 до 2) предусмотрена для регионов Крайнего Севера:
Регион | Коэффициент |
---|---|
|
2 |
|
1,8 |
|
1,7 |
|
1,6 |
Как узнать величину будущих пенсионных накоплений в 2020 году
Рассмотрим способ расчета на наиболее популярной выплате – по достижении определенного возраста. Она складывается из двух частей – страховой и накопительной. И так как посчитать размер своей пенсии по старости можно самостоятельно, нужно заранее подготовить определенную информацию о себе или своем пожилом родственнике.
- Величина трудового стажа в годах и месяцах. В это значение входит не только фактическое пребывание на месте работы, но и больничные, отпуска, в том числе по уходу за ребенком или престарелым родственником, а также период пребывания на бирже труда, пока сотрудники подыскивают соответствующее опыту трудоустройство.
- Размер оклада и всех надбавок, причем подоходный налог не минусуется.
- Год, когда человек уходит на заслуженный отдых. Это тем более важно для тех, кто продолжает работать и после достижения пенсионного возраста.
- Индивидуальный пенсионный коэффициент и его стоимость.
- Величина фиксированной выплаты – она может быть разной в связи с ежегодной индексацией.
Районный коэффициент по регионам
Рассмотрим размеры коэффициента в разных регионах. Например, в Алтайском крае на всей территории действует единый коэффициент – 1,4. То же самое касается Республики Башкортостан, но здесь он меньше – 1,4.
В ЯНАО коэффициент применяется в Салехарде и прилегающих территориях – 1,8, а в Ханты-Мансийском автономном округе он равен 1,7.
Таким образом, величина коэффициента во всех регионах колеблется: если в одном он может составлять 2, то в другом – всего 1. Это связано с тем, что на разных территориях действуют разные климатические условия.
«Мы должны создавать оптимальные условия жизни для граждан. Пенсии и другие социальные пособия постоянно индексируются. Кроме того, для жителей Севера применяются районные коэффициенты – цифровые значения, позволяющие повысить размер выплат по сравнению с остальными гражданами, которым не приходится жить и работать в тяжелых погодных условиях».
Д.А. Медведев, Председатель Правительства РФ.
В роли индивидуального коэффициента в начислении пенсии выступают баллы, положенные гражданину за работу в календарном году.
Справка! Расчет ИПК (общий) = (ИПКс + ИПКн) × К. ИПКс – коэффициент, полученный до начала 2015 г., ИПКн – коэффициент, начисленный после 01.01.2015. К – повышающий коэффициент, предусмотренный для отсроченного заявления на пенсию.
Объем ИПК за конкретный год варьируется с учетом перечислений взносов от работодателя в ПФР. Для подсчетов используют формулу: ИПК = (СВ/НСВ) × 10, в которой СВ – взносы, перечисленные работодателям, а НСВ – норма страховых взносов. Норма рассчитывается умножением предельной величины базы по взносам на 16 %. Предел выводится правительством РФ на каждый год.
Величина прожиточного минимума пенсионера с 1 января 2023 года
в разных регионах РФ
Прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ |
|||
с 1.01.2023г |
с 1.06.2022г |
до 1.06.2022г |
|
РФ |
12 363 |
11 970 |
10 882 |
Что такое «районный коэффициент»?
Районный коэффициент представляет собой показатель (множитель) относительного увеличения зарплаты сотрудников, который обязаны учитывать работодатели при начислении оплаты труда. Он позволяет компенсировать дополнительные расходы (физиологические, материальные) граждан, проживающих на Крайнем Севере России и территориях, которые приравнены к нему по климатическим и другим факторам. Его размер колеблется в зависимости от тяжести рабочих условий и условий проживания от 1.1 до 2.0. Если речь идет о работниках антарктических экспедиций, тогда этот показатель возрастает до 3 пунктов. Эта гарантированная государством доплата применяется к:
- заработной плате (количество отработанных дней не считается, начисление проводится с момента получения должности);
- надбавкам (только тем, которые установлены актуальным положением о тарифных разрядах и ставках). Например: за высокое мастерство, ученую степень, классность профессии;
- оплате служащему за сезонную работу;
- доплате за выслугу лет и другим совокупным доплатам;
- оплате деятельности по совместительству;
- годовому вознаграждению;
- компенсациям за опасные/вредные условия работы (сюда включаются и ночные смены);
- выплатам по больничному листу;
- оплате труда за неполную ставку.
Районный коэффициент не применяется к таким видам выплат, как:
- материальная помощь и вознаграждение, но при условии, что выплаты имеют разовый характер и не учтены в трудовом договоре;
- отпускные (сумма рассчитывается от оклада, который получен при применении районного коэффициента);
- северные надбавки (начисляются за работу на территории КС). Северные выплаты и множитель не взаимозаменяемые выплаты, не влияют друг на друга.
Районный коэффициент окажет влияние и на выплаты материального довольствия у военнослужащих. Гражданам некоторых районов со сложными климатическими (трудовыми) условиями, которым начислялась заработная плата с районным коэффициентом, будут в дальнейшем получать и увеличенную пенсию. Однако это касается не всех категорий граждан.
За работу на cевере государство увеличивает размер пенсии
За работу в особо тяжелых климатических условиях, к которым в нашей стране относят районы крайнего Севера и приравненные к ним местности, государство поощряет граждан повышенным размером заработной платы, устанавливая к ней специальные коэффициенты. Перечень таких районов утвержден Правительством РФ.
Пенсионное обеспечение граждан, выработавших требуемый стаж в районах Крайнего Севера, всегда было выше, чем в среднем по стране. В разное время это регулировалось целым рядом отдельных, плохо увязанных друг с другом, нормативных актов. Преимущественно они предусматривали льготное исчисление стажа работы 1 к 1,5 и уменьшение возраста выхода на пенсию на 5 лет. С введением в действие закона «О трудовых пенсиях» в 2002 году, эта часть пенсионного законодательства была приведена в относительно стройную систему.
«Это бессмысленно». В Госдуме признали недостаточной индексацию пенсий с 1 января
Парламентарий Сергей Миронов заявил, что систему расчета уровня индексации пенсий следует поменять. По его словам, потребности пенсионеров нельзя приравнивать к потребностям трудоспособного населению страны.
«При расчете инфляции учитывается несколько сотен позиций, но подавляющее большинство этих товаров и услуг пенсионерами не востребованы. Соразмерять уровень жизни старших поколений с этой абстрактной цифрой бессмысленно», – объяснил свою точку зрения Миронов.
По мнению политика, рассчитывать индексацию пенсий следует на основе стоимости продуктов питания, величины тарифов ЖКХ, а также цен на медикаменты. Также Миронов отметил недопустимость подсчета инфляции в вопросе увеличения пенсий на основе данных прошедшего года.
«Если даже показатель инфляции реально отражает рост цен и затрат наших пожилых граждан, это ведь результат 2022 года. Между тем, проиндексированные на основе его итогов выплаты пенсионеры будут получать весь 2023 год, а там уже будет новая инфляция», – подчеркнул депутат.
С его точки зрения, к реальному росту уровня жизни пожилых россиян может привести лишь учет прогноза на инфляцию на предстоящий год.
Ранее в Министерстве труда и социальной защиты РФ сообщили, что страховые пенсии неработающих пенсионеров по старости проиндексируют с 1 января на 4,8%, их размер увеличится в среднем на одну тысячу рублей. Таким образом, средний размер пенсий неработающих пенсионеров с января составит 21 864 рубля.
Если смотреть инфляцию, то для пенсионеров нужно рассчитывать выплаты по продуктовой инфляции, которая в 2-3 раза выше, чем инфляция на яхты и дорогие автомобили. Далее это должны быть выплаты, а не индексация, которую выдумали либерасты во времена Ельцина. Выплаты, вернее доплаты к пенсии и всем пенсионерам одинаковые суммы, независимо от размера пенсии. Что заработал, при выходе на пенсию, это твое, а дальше доплаты от государства, одинаковые для всех. А то сейчас получается — кому то не хватает на еду- после выплат коммунальных и покупке лекарств. А кто то на средства, полученные от индексации, отдыхает за рубежом. И где здесь справедливость? Или у нас государство не социальное?
На какие выплаты влияет районный коэффициент?
Районный коэффициент влияет на следующие выплаты:
- МРОТ и все выплаты, использующие его
- Заработную плату (оклад и другой доход от трудовой деятельности)
- Доплату к заработной плате (премии, надбавки, доплаты за квалификацию, за выслугу лет, компенсации)
- Доплату за труд во вредных условиях (после специальной оценки условий труда)
- Выплату по больничному листу при временной нетрудоспособности
- Оплату труда сезонным работникам, совместителям, сотрудникам на гибком графике, либо режиме неполного дня
- Пенсионные выплаты
- Иные перечисления получаемые сотрудником на основании трудового или коллективного соглашения
Индексация вышеперечисленных выплат, действует пока человек проживает в этом регионе. При смене места жительства меняется и районный коэффициент.
Перспектива отмены ограничений
После того как было объявлено о пенсионной реформе, пошли разговоры об отмене ограничения коэффициента соотношения заработков, соответственно, пенсии должны подлежать перерасчету, исходя из реальных коэффициентов. Однако пока такая информация лишь на уровне слухов.
Официальных решений по этому поводу не принималось, хотя в Думу неоднократно вносился законопроект, направленный на отмену ограничения или хотя бы повышение коэффициента с 1,2 до 2.
Но его отклоняли уже в ходе первого чтения, всякий раз ссылаясь на дефицит бюджета Пенсионного фонда. К доводу о том, что этот дефицит можно преодолеть за счет выгодного гражданам изменения налоговых схем, думское большинство не прислушивается.
Да и наши аналитики считают, что отмена ограничительного коэффициента 1,2 при назначении пенсии может привести в дестабилизации пенсионной системы. Ведь, отменив коэффициент, необходимо будет индивидуально пересчитать пенсию каждому пенсионеру, размеры которой будут обусловлены величиной его реальной заработной платы того времени.
Более того, учитывая рост пенсий из-за отмены коэффициента, бюджет Пенсионного фонда не сможет обеспечить всех пенсионеров… а ведь это позволило бы многим пожилым гражданам, работающим в то время, получить приличную надбавку к существующему размеру пенсии, увеличив ее, как во многих странах, до 40–70% от получаемого заработка и значительно улучшив благосостояние многих семей…
Думаю, даже если и произойдет когда-нибудь отмена коэффициента, то будет введена новая система «уравниловки», которая, как всегда, будет ориентирована на прожиточный минимум регионов…
Или решение об отмене будет приниматься так медленно, что число пенсионеров, которым необходимо будет сделать перерасчет, успеет значительно уменьшиться…
В 2021 базовая пенсия для неработающих составила 5796,76 рублей. Каждый год проводится индексация, после которой сумма немного увеличивается. Пересматривают объем пособия, как правило, в апреле. Минимальная пенсия неработающего пенсионера в 2022 году может быть начислена женщинам после момента достижения 65 лет, а мужчинам — после 70.
Так как пособие по старости для неработающих пенсионеров небольшое, существует механизм, который помогает довести объем средств до установленного прожиточного минимума. Тем, у кого соцпомощь меньше, чем ПМ в регионе, устанавливают федеральную или региональную доплату. Надбавки прекращают выплачивать, если пенсионер официально трудоустраивается.
Регион | Размер, руб. |
Адыгея | 8 540 |
Алтай | 9 539 |
Алтайский край | 9 573 |
Амурская обл. | 10 699 |
Архангельская обл. | 11 403 |
Астраханская обл. | 9 621 |
Башкортостан | 8 649 |
Белгородская обл. | 8 659 |
Брянская обл. | 9 860 |
Бурятия | 10 372 |
Владимирская обл. | 9 302 |
Волгоградская обл. | 8 719 |
Вологодская обл. | 10 221 |
Воронежская обл. | 8 750 |
Дагестан | 9 020 |
Еврейская АО | 13 526 |
Забайкальский край | 10 683 |
Ивановская обл. | 9 521 |
Ингушетия | 8 846 |
Иркутская обл. | 10 540 |
Кабардино-Балкария | 9 679 |
Калининградская обл. | 9 850 |
Калмыкия | 8 973 |
Калужская обл. | 10 002 |
Камчатский край | 18 148 |
Карачаево-Черкесия | 8 920 |
Карелия | 12 249 |
Кемеровская обл. | 9 147 |
Кировская обл. | 8 872 |
Коми | 12 645 |
Костромская обл. | 9 734 |
Краснодарский край | 9 922 |
Красноярский край | 10 963 |
Крым | 9 060 |
Курганская обл. | 8 765 |
Курская обл. | 9 144 |
Ленинградская обл. | 10 359 |
Липецкая обл. | 8 811 |
Магаданская обл. | 17 560 |
Марий Эл | 8 561 |
Мордовия | 9 020 |
Москва | 13 496 |
Московская обл. | 10 648 |
Мурманская обл. | 15 066 |
Ненецкий АО | 19 353 |
Нижегородская обл. | 9 360 |
Новгородская обл. | 10 096 |
Новосибирская обл. | 10 378 |
Омская обл. | 8 932 |
Оренбургская обл. | 8 561 |
Орловская обл. | 9 409 |
Пензенская обл. | 9 020 |
Пермский край | 9 124 |
Приморский край | 12 119 |
Псковская обл. | 10 113 |
Ростовская обл. | 9 445 |
Рязанская обл. | 9 321 |
Самарская обл. | 8 846 |
Санкт-Петербург | 10 280.3 |
Саратовская обл. | 8 278 |
Саха | 15 438 |
Сахалинская обл. | 12 912 |
Свердловская обл. | 9 521 |
Севастополь | 9 862 |
Северная Осетия | 8 565 |
Смоленская обл. | 9 460 |
Ставропольский край | 8 297 |
Тамбовская обл. | 9 396 |
Татарстан | 8 423 |
Тверская обл. | 9 875 |
Томская обл. | 9 905 |
Тульская обл. | 9 997 |
Тыва | 9 485 |
Тюменская обл. | 9 958 |
Удмуртия | 8 917 |
Ульяновская обл. | 8 777 |
Хабаровский край | 12 653 |
Хакасия | 9 478 |
Ханты-Мансийский АО | 14 044 |
Челябинская обл. | 9 794 |
Чечня | 9 496 |
Чувашия | 8 466 |
Чукотский АО | 19 000 |
Ямало-Ненецкий АО | 13 510 |
Ярославская обл. |
9 231 |
Пенсионеров будет меньше, дохода у ПФР — больше
Среднегодовое число получателей страховых пенсий по старости будет уменьшаться, предполагает документ Минтруда. Там заложено снижение на 0,5 млн человек за прогнозный период: с 38,23 млн человек в 2023 году до 37,73 млн в 2025-м. Расчеты учитывают поэтапное повышение пенсионного возраста. РБК напоминает, что в 2021 году количество пенсионеров в России уменьшилась почти на 1 млн человек, помимо пенсионной реформы такая динамика была обусловлена пандемией коронавируса.
Документ Минтруда предполагает профицит бюджета ПФР в 2023–2025 годах. Рост доходов фонда будет обеспечен увеличением федерального трансферта, при этом собственные доходы ПФР за счет поступающих страховых взносов также, как ожидается, будут расти.
Изменение макропрогноза МЭР и дополнительные меры поддержки граждан в условиях санкций могут повлиять на параметры бюджета ПФР, следует из проекта Минтруда.
Профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов называет проектировки Минтруда довольно оптимистичными. Так, он видит несколько тенденций, которые могут обусловить сокращение поступления страховых взносов в фонд: рост числа самозанятых, не делающих пенсионных отчислений, сокращение выхода молодых специалистов на рынок, смертность от COVID-19, в том числе среди трудоспособных россиян, потенциальный рост неформальной занятости на фоне кризиса.
А что с работающими пенсионерами?
Из нового проекта бюджета ПФР следует, что прописанная там на ближайшие три года индексация пенсий не коснется работающих пенсионеров.
Директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв не исключает дополнительных разовых выплат для пожилых граждан при ухудшении экономической ситуации. При этом он считает целесообразной индексацию пенсий и работающих пенсионеров, которые часто имеют невысокие зарплаты.
С учетом ожидаемого опережающего роста зарплат в России по сравнению с пенсиями отношение страховой пенсии неработающих пенсионеров к зарплатам будет уменьшаться и составит 29,6% в 2025 году против 30,7% в 2023-м, следует в числе прочего из документа Минтруда.
Минимальная пенсия в России в 2023 году: официальная таблица по регионам
Предусмотрено, что ежемесячная пенсия неработающего пенсионера в 2023 году не может быть ниже прожиточного минимума.Поэтому – величина ПМП, установленная в конкретном субъекте РФ, является фактически минимальной пенсией для всех проживающих в этом регионе пенсионеров. Ежегодно прожиточный минимум для пенсионеров увеличивают, а новые значения ПМП устанавливают с 1 января. Увеличение ПМП с 1 января 2023 года и, как следствие, минимальной пенсии составило не менее 3,3%.
Если же сумма пенсии и других назначенных пенсионеру социальных выплат не достигает минимально установленной величины, тогда назначается ежемесячная доплата до уровня ПМП. Сумма этой доплаты определяется как разница между ежемесячным доходом пенсионера и региональным ПМП. Назначение такой надбавки происходит в автоматическом режиме, то без необходимости личного обращения и подачи заявления.
Обратите внимание: доплата может быть федеральной (ФСД) или региональной (РСД). Социальный фонд России обобщил данные по всем регионам с учетом федеральных и региональных выплат и утвердил официальную таблицу минимальных размеров пенсий по всем регионам в 2023 году.
Новая пенсионная формула
Общая сумма пенсии складывается из страховой пенсии и, если выбран соответствующий вариант пенсионного обеспечения в системе ОПС, накопительной пенсии. В 2023 году независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов.
Формула расчета страховой пенсии по старости:
СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ВАШИХ ПЕНСИОННЫХ БАЛЛОВ * СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОГО БАЛЛА в году назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА
или
СП = ИПК * СПК + ФВ, где:
- СП – страховая пенсия
- ИПК – это сумма всех пенсионных баллов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии
- СПК – стоимость пенсионного балла в году назначения страховой пенсии.
В 2023 году = 71,41 руб. Ежегодно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции.
- ФВ – фиксированная выплата.
На 1 января 2023 года = 4383,59 руб. Ежегодно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции.
Таким образом, расчет страховой пенсии в 2023 году осуществляется по формуле:
СП = ИПК*71,41 + 4383,59
Вне зависимости от того, какова будет действующая пенсионная формула, не следует забывать, что трудовая пенсия напрямую зависит от рабочего стажа и других факторов. Накопительная часть пенсии – это не единственная её составляющая. Когда вы используете новый пенсионный калькулятор 2023 года, то одновременно применяются:
- пенсионный калькулятор Минтруда, чтобы узнать, сколько составит трудовая пенсия (с учётом срочной военной службы, ухода за ребёнком и других социально важных факторов);
- пенсионный калькулятор ПФР – он рассчитывает, каков будет фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии.
Таким образом, у вас появляется возможность узнать актуальный размер пенсии для 2023 года. Ведь он зависит не только от того, где и в течение какого срока вы работали. Пенсия 2023 года рассчитывается также, исходя из того, какие страховые взносы гражданин уплачивает в ПФР в рамках ОПС – системы обязательного пенсионного страхования. От этого напрямую зависит базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в 2023 году.
Когда используются актуальные на сегодняшний день формулы ПФР, пенсионный калькулятор отображает размер пенсии, которую вы получали бы в 2023 году. С одной стороны, вы узнаете минимальный размер пенсии по старости в 2023 году, с другой – вам будет известна максимальная пенсия по старости в 2023 году в рублях, которая доступна вам.
Пенсионный калькулятор 2023 года позволит также определить оптимальный размер трудового стажа, который понадобится, чтобы накопительная пенсия была как можно больше, а общий размер пенсии был оптимальным. Используя пенсионный калькулятор Минтруда, вы узнаете, как сделать так, чтобы получилась максимальная пенсия по старости в 2023 году в рублях.
Обратите внимание, что пенсионный калькулятор ПФР 2023 года не следует использовать, чтобы рассчитать размер пенсии следующих категорий граждан:
- инвалидов;
- военнослужащих;
- индивидуальных предпринимателей;
- работников опасных и вредных предприятий;
- действующих пенсионеров и граждан, которым осталось менее 3 лет до выхода на пенсию.