Работники с семейными обязанностями как специальные субъекты трудового права
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работники с семейными обязанностями как специальные субъекты трудового права». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В трудовом праве это воплощается в принципе равенства прав и возможностей работников (ст.2 ТК). Этот принцип лежит в основе трудовой правосубъектности, которая одинакова для всех граждан, независимо от возраста, пола, национальности, расы и других признаков. Равенство как принцип, способствующий единству трудового права, обеспечивается также общими основаниями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
1) запрет на применение труда женщин на определенных работах (ст. 253 Трудового кодекса РФ);
Важно! Запрещен труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимы нормы (кроме женщин-спортсменов во время их участия или подготовке к спортивным мероприятиям, если это не запрещено женщине по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением).
Предельно допустимые нормы установлены постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.
Важно! Запрещено применение труда женщин в возрасте до 35 лет, а беременных женщин любого возраста в растениеводстве, животноводстве, звероводстве, с применением ядохимикатов, пестицидов, дезинфицирующих средств (постановление ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1).
2) ограничение применения труда женщин на определенных работах (ст. 253 Трудового кодекса РФ);
Важно! Работодатель не вправе применять труд женщин на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, за исключением нефизических работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию, обучения и прохождения стажировки.
Перечень таких работ утвержден приказом Минтруда России от 18.07.2019 N 512н.
3) установление сокращенной продолжительности рабочего времени;
Важно! Сокращенное рабочее время — менее 40 часов в неделю — работодатель обязан установить женщинам, работающим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним (ст. 320 Трудового кодекса РФ), являющимися медицинскими работниками (ст. 350 ТК РФ), а также женщинам, работающим в сельской местности (ст. 263.1 ТК РФ).
Указанная продолжительность рабочей недели устанавливается, если по характеру работы для женщины не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели.
Важно! Работодатель обязан оплачивать труд женщин при сокращенной рабочей неделе как при полной (нормальной) 40 часовой рабочей неделе.
При любом режиме рабочего времени женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, имеют право на дополнительные перерывы для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ).
4) установление неполного рабочего времени
Работодатель не вправе отказать в установлении неполного рабочего времени следующим категориям работников по их просьбе (ст. ст. 93, 256 ТК РФ):
- беременным женщинам;
- одному из родителей (опекуну, попечителю), имеющему ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
- лицу, воспитывающему детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) без матери. Подробнее о том, кто относится к лицам, воспитывающим детей без матери, см. п. 4 настоящего материала;
- лицу, осуществляющему уход за больным членом семьи в соответствии с выданным в установленном порядке медицинским заключением;
- женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отцу ребенка, бабушке, деду, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком, при их желании работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
Данные особенности также продиктованы особой заботой государства о физическом и нравственном здоровье подрастающего поколения, поэтому они имеют немало общих черт с рассмотренными в предыдущем параграфе. Однако ограничения здесь, как правило, строже. Так, применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах не ограничивается, а запрещается. Кроме того, запрещается использование труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Дополнительные льготы предоставляются несовершеннолетним при установлении режима труда и отдыха. Рабочее время сокращается на: 16 часов в неделю – для работников в возрасте до шестнадцати лет и 4 часа в неделю – для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. Причем пропорционально сокращаются и нормы выработки. Ранее сокращенное рабочее время несовершеннолетних оплачивалось как полное, Трудовой кодекс РФ (ст.271) такую гарантию не предусматривает.
Понятие «лица с семейными обязанностями»
Государственная защита семьи базируется на двух основных принципах: добровольности брачного союза женщины и мужчины и полного равноправия супругов в семейных отношениях. Государство должно способствовать дальнейшему укреплению семьи, основанной на чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; воспитанию детей, охране интересов матерей и детей и обеспечению счастливого детства каждому ребенку. Государственная защита семьи обеспечивается такими материальными гарантиями, как совершенствование службы быта и общественного питания, выплата пособий, предоставление льгот и помощи семье. В каждом государстве при определении семейной политики учитывается социальная и медицинская защита материнства и детства в дородовый и послеродовый периоды, предоставление родительских отпусков в связи с рождением детей и пр.
Статья 254. Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет
Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.
Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.
Статья 258. Перерывы для кормления ребенка
Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.
При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.
По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.
Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
Статья 259. Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни
Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Гарантии, предусмотренные частью второй настоящей статьи, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.
Гарантии беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, и лицам, воспитывающим детей без матери, при расторжении трудового договора
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при представлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, представлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.
Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пп. 1, 5 — 8, 10 или 11 п. 1 ст. 81 либо п. 2 ст. 336 ТК РФ):
- с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет;
- с одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет);
- с другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери;
- с отцом, являющимся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.
1) запрет на применение труда женщин на определенных работах (ст. 253 Трудового кодекса РФ);
Важно! Запрещен труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимы нормы (кроме женщин-спортсменов во время их участия или подготовке к спортивным мероприятиям, если это не запрещено женщине по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением).
Предельно допустимые нормы установлены постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.
Важно! Запрещено применение труда женщин в возрасте до 35 лет, а беременных женщин любого возраста в растениеводстве, животноводстве, звероводстве, с применением ядохимикатов, пестицидов, дезинфицирующих средств (постановление ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1).
2) ограничение применения труда женщин на определенных работах (ст. 253 Трудового кодекса РФ);
Важно! Работодатель не вправе применять труд женщин на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, за исключением нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Перечень таких работ утвержден приказом Минтруда России от 18.07.2019 N 512н.
3) установление сокращенной продолжительности рабочего времени;
Важно! Сокращенное рабочее время — менее 40 часов в неделю — работодатель обязан установить женщинам, работающим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним (ст. 320 Трудового кодекса РФ), являющимися медицинскими работниками (ст. 350 ТК РФ), а также женщинам, работающим в сельской местности (ст. 263.1 ТК РФ).
Указанная продолжительность рабочей недели устанавливается, если по характеру работы для женщины не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели.
Важно! Работодатель обязан оплачивать труд женщин при сокращенной рабочей неделе как при полной (нормальной) 40 часовой рабочей неделе.
4) установление неполного рабочего времени
работодатель не вправе отказать в установлении неполного рабочего времени следующим категориям работников по их просьбе (ст. ст. 93, 256 ТК РФ):
- беременным женщинам;
- одному из родителей (опекуну, попечителю), имеющему ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
- лицу, воспитывающему детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) без матери. Подробнее о том, кто относится к лицам, воспитывающим детей без матери, см. п. 4 настоящего материала;
- лицу, осуществляющему уход за больным членом семьи в соответствии с выданным в установленном порядке медицинским заключением;
- женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отцу ребенка, бабушке, деду, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком, при их желании работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия.
Описание гарантий, прав и льгот
Материнство и особенности рабочих условий – главные основания, по которым работающие женщины получают дополнительные гарантии.
Один из примеров – право работать с сокращенными рабочими днями. Он особенно актуален для педагогических, медицинских сфер. То же касается сельской местности, условий Крайнего Севера. Общая длительность рабочей недели в таких ситуациях не должна превышать 36 часов.
При этом заработную плату выплачивают, как будто рабочая неделя была полноценной. Один раз в месяц сельские работницы имеют право получить дополнительный неоплачиваемый выходной. Выделяют такой отдых после составления заявления.
Основные нормы и правила по охране труда обязательны для всех работодателей. Есть дополнительные гарантии вместе с компенсациями, которые устанавливают в отношении матерей.
Государственная защита семьи базируется на двух основных принципах: добровольности брачного союза женщины и мужчины и полного равноправия супругов в семейных отношениях. Государство должно способствовать дальнейшему укреплению семьи, основанной на чувствах взаимной любви, дружбы и уважения всех членов семьи; воспитанию детей, охране интересов матерей и детей и обеспечению счастливого детства каждому ребенку. Государственная защита семьи обеспечивается такими материальными гарантиями, как совершенствование службы быта и общественного питания, выплата пособий, предоставление льгот и помощи семье. В каждом государстве при определении семейной политики учитывается социальная и медицинская защита материнства и детства в дородовый и послеродовый периоды, предоставление родительских отпусков в связи с рождением детей и пр.
Забота о семье, о гражданах, осуществляющих свои семейные обязанности, а также вопросы регулирования их труда всегда находились в поле зрения зарубежных и отечественных ученых в области науки трудового права и права социального обеспечения.
Выбранная тема достаточно актуальна в современное время, так как несмотря на закреплённые в законодательстве нормы, защищающие право на труд лиц с семейными обязанностями, в реальной жизни эти права не всегда реализовываются.
Цель написания работы – изучить и дать оценку современному состоянию регулирования труда лиц с семейными обязанностями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- дать определение понятию лица с семейными обязанностями;
рассмотреть выделяемые законодательством категории лиц с семейными обязанностями;
изучить особенности трудовых правоотношений различных категорий лиц с семейными обязанностями.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН И ЛИЦ С СЕМЕЙНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ.
Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До предоставления беременной женщине другой работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.
Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже чем через каждые 3 ч продолжительностью не менее 30 мин каждый.
При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее 1 ч. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня с соответствующим его сокращением. Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до 14 лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней.
Работа в ночное время
Исходя из необходимости охраны здоровья женщин, Конвенция МОТ N 89 «О ночном труде женщин в промышленности» (пересмотренная в 1948 году) предусматривает нормы и предложения по ограничению труда женщин в ночное время.
В соответствии с этим международным правовым актом женщины независимо от возраста не привлекаются к работам в ночное время, за исключением семейных предприятий и случаев форс-мажора (непреодолимой силы) или угрозы потери находящихся в процессе обработки скоропортящихся материалов.
Конвенция МОТ N 89 не распространяется на женщин, занимающих ответственные посты административного характера, а также работающих в системе здравоохранения и социального обеспечения, которые обычно не занимаются физическим трудом. Запрещение ночного труда для женщин может быть временно отменено правительством, если в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств этого требуют национальные интересы.
В этом контексте важно обратить внимание на Конвенцию МОТ N 171 «О ночном труде» (1990 года) и Рекомендацию МОТ N 178 «О ночном труде» (1990 года). В отличие от Конвенции МОТ N 89 ночная смена определяется как работа продолжительностью не менее семи часов подряд, включая промежуток между полуночью и 5 часами утра.
Согласно ст. 7 Конвенции N 171 необходимо принять меры, обеспечивающие наличие альтернативной ночному труду работы для трудящихся женщин, которые в противном случае были бы вынуждены выполнять работу в ночное время:
А) до и после рождения ребенка в течение периода продолжительностью, по крайней мере, 16 недель, из которых не менее 8 недель должно предшествовать предполагаемой дате рождения ребенка;
Б) в течение дополнительных периодов, в отношении которых выдается медицинское свидетельство, удостоверяющее, что это необходимо для здоровья матери или ребенка:
В) во время беременности;
Г) в течение определенного времени сверх периода после рождения ребенка, устанавливаемого в соответствии с указанным подп. «а», продолжительность которого определяется компетентным органом после консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся.
Рекомендация N 178 предусматривает, что в любой момент в течение беременности, как только это станет известным, трудящиеся женщины, работающие в ночное время, назначаются, по их просьбе, на работу в дневное время, если это практически осуществимо.
В случаях сменной работы при решении вопроса о составе ночных смен следует учитывать особые обстоятельства трудящихся с семейными обязанностями (п. 19-20).
Согласно п. 4 ст. 8 Европейской социальной хартии (1996 года) стороны обязуются регулировать работу в ночное время беременных женщин, женщин, недавно перенесших роды, и женщин, ухаживающих за своими грудными детьми.
Нельзя не отметить, что КЗоТ РСФСР 1922 года ограничивал работу в ночное время для всех женщин, допуская ее как временную меру, если это вызывалось особой необходимостью. КЗоТ РСФСР 1971 года предусматривал аналогичную норму (ст. 161).
К сожалению, в Трудовом кодексе РФ такой нормы нет, что представляется не совсем правильным.
В отличие от норм международного трудового права ст. 259 ТК РФ не устанавливает акцент на регулирование работы в ночное время, а предусматривает гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Так, запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин (ч. 1 ст. 259 ТК РФ).
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 2 ст. 259 ТК РФ).
Гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 259 ТК РФ, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ч. 3 ст. 259 ТК РФ).
Очевидно, следовало бы привести ст. 259 ТК РФ в соответствие с международными стандартами в сфере труда.
Типичным нарушением норм ТК РФ является привлечение женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, и работников, имеющих детей-инвалидов с детства, до достижения ими возраста 18 лет, к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без письменного согласия и медицинских рекомендаций.
В ст. 96 ТК РФ указана еще одна категория работников — опекуны детей в возрасте до 5 лет, которые могут привлекаться к работе в ночное время на условиях, названных ранее.
Перерывы для кормления ребенка
В Конвенции МОТ N 103 «Об охране материнства» предусмотрено, что, если женщина кормит своего ребенка грудью, она имеет право прерывать работу для этой цели на один или несколько перерывов в день, продолжительность которых устанавливается законодательством страны.
Перерывы в работе для кормления ребенка считаются рабочими часами и оплачиваются как таковые в тех случаях, когда это регулируется законодательством или в соответствии с ним; в тех же случаях, когда этот вопрос регулируется коллективными договорами, положение определяется соответствующим договором.
Согласно Конвенции МОТ N 183 «О пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства» (2000 года) кормящей грудью женщине предоставляется право на один или несколько перерывов в день или на повседневное сокращение рабочего времени для кормления своего ребенка грудью. Срок, в течение которого допускаются перерывы или повседневное сокращение рабочего времени для кормления грудного ребенка, их количество и продолжительность, а также процедура повседневного сокращения рабочего времени определяются в соответствии с национальным законодательством и практикой. Эти перерывы или повседневное сокращение рабочего времени засчитываются как рабочее время и оплачиваются соответствующим образом (ст. 10).
В соответствии с Рекомендацией МОТ N 191 от 15.06.2000 «О пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства» по представлении медицинской справки или иного соответствующего документа, предусмотренного национальным законодательством и практикой, количество и продолжительность перерывов для кормления грудного ребенка должны устанавливаться с учетом конкретных потребностей.
По мере возможности и с согласия работодателя и заинтересованной женщины следует предусмотреть возможность объединять перерывы, выделяемые для ежедневного кормления грудного ребенка, с целью сокращения продолжительности рабочего времени в начале или в конце рабочего дня.
По мере возможности, следует предусмотреть выделение помещений на рабочем месте или вблизи от него для кормления грудного ребенка в надлежащих санитарно-гигиенических условиях (п. 7-8).
В п. 3 ст. 8 Европейской социальной хартии (пересмотренная) закреплено: стороны обязуются обеспечить, чтобы матери, которые должны ухаживать за своими грудными детьми, имели достаточные для этого перерывы в работе.
На основании ст. 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 мин. каждый. При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.
По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.
Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.
Согласно ст. 264 ТК РФ перерыв для кормления ребенка должен предоставляться отцу, воспитывающему ребенка без матери, а также опекуну.
Если женщина, имеющая ребенка в возрасте до полутора лет, работает неполное рабочее время (неполный рабочий день и/или неполная рабочая неделя) или на условиях скользящего (гибкого) графика работы, ей также предоставляются перерывы для кормления ребенка. Основное условие, чтобы продолжительность ежедневной работы превышала три часа (Положение о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.04.1980 N 111/8-51, далее — Положение о порядке и условиях применения труда женщин).
Как показывает судебная практика, нередко поводом для обращения в суд служит непринятие Фондом социального страхования России к зачету расходов, произведенных организацией-работодателем на выплату пособия по уходу за ребенком работнице, осуществлявшей свои должностные обязанности на условиях неполного рабочего времени.
При определении, являлось ли рабочее время неполным, ФСС России ссылается на п. 8 Положения о порядке и условиях применения труда женщин, и трактует его таким образом, что сокращение рабочей недели на 1 ч не является неполным рабочим временем. В свою очередь, работодатели руководствуются ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», согласно которой право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 10.12.2008 г. N Ф09-9217/08-С2 по делу N А71-2756/08).
Следует обратить внимание на то, что формулировка п. 8 указанного Положения о порядке и условиях применения труда женщин относительно нижнего предела продолжительности неполного рабочего времени носит в большей мере рекомендательный характер, поскольку предусматривает примерное (а не точное) количество рабочих часов в неделю. Кроме того, указано, что в зависимости от конкретных производственных условий может быть установлена иная продолжительность рабочего времени.
Важно учитывать, что перерывы для кормления ребенка нельзя относить к институту времени отдыха, так как они являются целевыми, связанными с выполнением женщиной функции материнства и, естественно, должны быть отнесены к рабочему времени (что, собственно, и следует из смысла ст. 258 ТК РФ).
В соответствии с п. 5 Рекомендации МОТ N 95 «Об охране материнства» национальное законодательство должно установить, что рабочее время беременных и кормящих грудных детей женщин должно быть распределено таким образом, чтобы обеспечить им достаточные перерывы для отдыха.
Вместе с тем специальные перерывы для отдыха ТК РФ не установлены.
В данном контексте интересна и ст. 17 Приложения I к Директиве Совета европейских сообществ от 30.11.1989 N 89/654/ЕС, согласно которой беременным женщинам и недавно родившим женщинам во время таких перерывов должна предоставляться возможность полежать, для чего необходимо создать соответствующие условия.
В связи с этим полагаю целесообразным закрепить в гл. 41 Трудового кодекса РФ соответствующую норму, предусматривающую специальные перерывы для отдыха беременным женщинам и матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет.
Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями
Международно-правовое регулирование защиты женщин и лиц с семейными обязанностями на работе.
В рамках международного права по защите трудовых прав женщин действуют различные международно-правовые документы Конвенция 156 Международной организации труда о равных возможностях и равном обращении для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями. Так, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) устанавливает следующие гарантии в области трудовых прав женщин. Статья 11 Конвенции предусматривает, что государства-участники принимают все необходимые меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин одинаковые права, в частности:
- Право на труд как неотъемлемое право каждого человека;
- Право на равные возможности трудоустройства, включая применение равных критериев отбора в вопросах трудоустройства;
- Право на свободный выбор профессии и работы, право на продвижение по службе, гарантии занятости и все льготы и условия труда, а также право на профессиональную подготовку и переподготовку, включая ученичество, непрерывную профессиональную подготовку и периодическую переподготовку;
- Право на равную оплату труда, включая пособия по социальному обеспечению, и на равное обращение в отношении труда равной ценности, а также на равное обращение при оценке качества работы;
- Право на социальное обеспечение, в частности, в случае выхода на пенсию, безработицы, болезни, инвалидности, старости и другой нетрудоспособности, а также право на оплачиваемый отпуск;
- Право на охрану здоровья и безопасность труда, включая сохранение репродуктивной функции.
В целях предотвращения дискриминации в отношении женщин по признаку брака или материнства и обеспечения их эффективного права на труд государства-участники принимают соответствующие меры:
- Запретить под страхом наказания увольнение по причине беременности или декретного отпуска или дискриминацию по признаку семейного положения при увольнении;
- Предоставлять оплачиваемый отпуск по беременности и родам или отпуск по беременности и родам с сопоставимыми социальными льготами без потери прежней работы, стажа или социальных льгот;
- Содействовать предоставлению необходимых дополнительных социальных услуг, чтобы родители могли совмещать свои семейные обязанности с работой и жизнью в обществе, в том числе путем создания и расширения учреждений по уходу за детьми;
- Обеспечить особую защиту женщин в период беременности на работах, которые, как было доказано, могут нанести вред их здоровью.
Законодательство, защищающее вышеуказанные права, периодически пересматривается в свете научных и технических знаний и при необходимости пересматривается, отменяется или расширяется.
Конвенция МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин»: Трудящиеся с семейными обязанностями» (Женева, 3 июня 1981 года) была принята в качестве последующей меры по выполнению этой Конвенции.
Конвенция применяется к трудящимся мужчинам и женщинам с семейными обязанностями в отношении детей-иждивенцев, когда эти обязанности ограничивают их способность обучаться, получать доступ, участвовать или продвигаться в экономической деятельности. Для обеспечения подлинно равного обращения и равных возможностей для трудящихся мужчин и женщин одной из целей национальной политики каждого члена является то, что лица с семейными обязанностями, которые занимаются или хотят заниматься оплачиваемой работой, должны иметь возможность осуществлять свое право на это без дискриминации и, насколько это возможно, в соответствии с профессиональными и семейными обязанностями.
При этом термин «дискриминация» означает дискриминацию в области труда и занятий по смыслу статей 1 и 5 Конвенции 1958 года о дискриминации в области труда и занятий.
В соответствии с вышеупомянутыми стандартами термин «дискриминация» включает:
- Любое различие, исключение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, которое имеет своим следствием уничтожение или нарушение равенства возможностей или обращения в сфере труда или занятий;
- Любое другое различие, исключение или предпочтение, которое имеет своим следствием уничтожение или нарушение равенства возможностей в сфере труда или занятий, как это определено заинтересованным членом на Консультативной конференции.
Любое различие, исключение или предпочтение в отношении конкретной работы, основанное на специфических требованиях этой работы, не считается дискриминацией.
В целях достижения реального равенства обращения и возможностей между трудящимися мужчинами и женщинами принимаются все меры, совместимые с национальными условиями и возможностями, чтобы:
- Позволить трудящимся с семейными обязанностями осуществлять свое право на свободный выбор работы;
- Учитывать их потребности в отношении условий труда и социального обеспечения.
Принимаются все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, включая профессиональную ориентацию и обучение, для того чтобы работники с семейными обязанностями могли начать или продолжить работу и возобновить работу после отсутствия на работе по причине таких обязанностей.
Конвенция МОТ № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности. Термин «вознаграждение» включает обычную, базовую или минимальную заработную плату или любое другое вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое работодатель прямо или косвенно предоставляет работнику за его труд. (b) Термин «равная оплата мужчин и женщин за труд равной ценности» относится к ставкам оплаты, установленным без дискриминации по признаку пола.
Методы такой оценки могут зависеть либо от решений органов, ответственных за установление ставок заработной платы, либо от решений сторон коллективных договоров, если последние устанавливают ставки заработной платы. Различия в ставках вознаграждения, которые, независимо от пола, соответствуют различиям, вытекающим из такой объективной оценки выполненной работы, не рассматриваются как противоречащие принципу равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности.
Во исполнение вышеуказанной Конвенции была принята Рекомендация N 90 Международной организации труда от 29 июня 1951 года о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности. Статья 30 Конвенции о равной оплате мужчин и женщин за труд равной ценности, которая предусматривает, что в консультации с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся принимаются меры для скорейшего применения принципа равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности во всех других профессиях, для которых ставки оплаты устанавливаются законодательством или управляются государственными органами, в частности в отношении (a) установления минимальных или других ставок оплаты труда в отраслях промышленности и сферы услуг, для которых такие ставки устанавливаются под руководством государственного органа; (b) отрасли и предприятия, находящиеся в собственности или под контролем государственных органов; (c) в соответствующих случаях работы, выполняемые по контрактам, заключенным с государственными органами.
Компетентные органы должны принять все необходимые и надлежащие меры для обеспечения того, чтобы работодатели и работники были полностью информированы об этих требованиях Закона, и, при необходимости, консультировать их по вопросам выполнения этих требований.
Если немедленное осуществление принципа равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности считается практически неосуществимым в отношении определенных профессий, то в консультации с заинтересованными организациями трудящихся и работодателей, где таковые существуют, в кратчайшие сроки принимаются соответствующие меры для его постепенного осуществления, в частности путем: (a) сокращения различий между ставками оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности; (b) при наличии системы премий установления равных надбавок для мужчин.
В целях содействия применению принципа равной оплаты труда мужчин и женщин за труд равной ценности, при необходимости принимаются меры для повышения эффективности работы женщин, такие как:
- Обеспечение того, чтобы работники обоих полов имели равные или эквивалентные возможности в отношении профессиональной ориентации, получения необходимой профессиональной ориентации, обучения и трудоустройства;
- Принятие соответствующих мер для поощрения женщин к использованию возможностей профессиональной ориентации, обучения и трудоустройства;
- Предоставление социальных и бытовых услуг, отвечающих потребностям трудящихся женщин, особенно в связи с семейными обязанностями, и финансирование этих услуг из общих государственных фондов или из фондов социального обеспечения или из фондов благосостояния трудящихся в промышленности, т.е. фондов, созданных путем уплаты взносов от имени трудящихся, независимо от пола;
- Поощрение равного обращения с мужчинами и женщинами в отношении доступа к различным профессиям и должностям без ущерба для положений международных конвенций и национальных законов об охране здоровья и благополучия женщин.
О ночном труде женщин — Конвенция Международной организации труда «О ночном труде женщин в промышленности» № 89 (пересмотренная в 1948 году) (Сан-Франциско, 17 июня 1948 года), не ратифицированная Россией. Однако Россия ратифицировала Конвенцию Международной организации труда № 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах всех видов . Вышеупомянутый международный правовой акт устанавливает особенности работы женщин в подземных шахтах. В частности, он предусматривает, что термин «шахта» означает любое предприятие, государственное или частное, по добыче минеральных ресурсов. Ни одна женщина, независимо от возраста, не может быть занята на подземных работах в шахтах.
Национальное законодательство может освободить от рассматриваемого запрета: (a) женщин, занимающих руководящие должности и не выполняющих физическую работу; (b) женщин, занятых в сфере санитарного и социального обслуживания; (c) женщин, проходящих обучение, которым разрешено спускаться в подземные части шахты с целью профессионального обучения; (d) других женщин, которым время от времени приходится спускаться в подземные части шахты для выполнения нефизической работы.
В области охраны труда женщин — Рекомендация № 4 Международной организации труда от 29 октября 1919 года об охране женщин и детей от насыщения, в котором говорится, что Генеральная конференция рекомендует членам Международной организации труда исключить женщин и детей в возрасте до 18 лет из определенных профессий из-за их риска для материнства и физического развития детей и женщин.
Роль центров занятости в обеспечении прав женщин на труд
Женщинам детородного возраста, обратившимся в службу занятости за содействием в поиске работы, предоставляется следующая информация:
- О состоянии рынка труда в соответствующей области;
- Наличие вакансий, оплата труда и другие условия работы для выбора работы
- Порядок работы службы занятости и виды предоставляемых услуг
- Возможности для дальнейшего профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации
- Способы получения правовых и справочных документов в области содействия занятости и защиты от безработицы
- Порядок и условия регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработного