Налоги на электромобили в России в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги на электромобили в России в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Почти двукратный рост количества ввозимых в Россию электромобилей за последний год многие эксперты связывают с обнулением пошлины на импорт таких машин. Сегодня нулевая ставка действует и для юридических, и для физических лиц, в силу такая норма вступила с 4 мая 2020 года, а действовать она должна минимум до 31 декабря 2021 года.
Налог на электромобили и “растаможка”
К сожалению, отмена пошлины не избавила от уплаты прочих сборов. На сегодня это платеж за таможенное оформление автомобиля (порядка $100), уплата акциза, НДС (20% от стоимости), а также плата за Свидетельство СБКТС и систему ЭРА-ГЛОНАСС при ее отсутствии. Вместе с тем, благодаря нулевой ставке на практике удается сэкономить около 30-40 тыс. руб., если ввозить подержанный Nissan Leaf ZE0 2011 года, и до 160 тысяч в случае привоза из-за границы более свежей модификации ZE1 2019 г. в.
Самыми популярными новыми электрокарами, ввозимыми в Россию в 2021 году стали:
- Nissan Leaf – 105 шт.,
- Tesla (3, S, X) – 104 шт.,
- Audi E-tron – 61 шт.,
- Jaguar I-Pace – 57 шт.,
- Hyundai Ioniq – 7 шт.
ТОП-5 подержанных электрокаров в 2021 году:
- Nissan Leaf – 3541 шт.,
- Tesla (3, S, X) – 85 шт.,
- Mitsubishi I-MiEV –64 шт.,
- Jaguar I-Pace – 26 шт.,
- BMW I3 – 24 шт.
Возможна ли отмена налога для электротранспорта?
Если внимательно изучить теоретическую базу, то можно прийти к такому выводу: транспортный налог направляется на улучшение экологии и очистку загрязненной окружающей среды, которая терпит последствия использовать огромного количества машин. К чему здесь электромобили, вред которых для природы минимальный?
Вопрос остается открытым, даже несмотря на систематическое обсуждение. Конечно, пока прецедента обращения в суд не было, но люди уже начинают негодовать.
Другой отрицательный момент: нужно вспомнить о налоге на роскошь, который по сути увеличивает транспортный налог на некий повышающий коэффициент при условии, что ТС стоит более 3-х миллионов рублей. Если проанализировать стоимость электромобилей, то их цена однозначно выше указанного порога. Получается, что владельцы электрокары еще платят и больше владельцев обычных машин. Спорный вопрос.
Но пока нужно запомнить: никаких льгот в России не предусмотрено для граждан, владеющих электромобилями.
Что делать, если положенная льгота раньше не была предоставлена
Если для вас предусмотрена льготная помощь, но по каким-то причинам раньше они не предоставлялись, в 2022 году все можно вернуть, а не только снизить основную сумму. Возврат касается сумм за 2017, 18 и 19 годы. Для этого необходимо подать заявление на возврат денег. Но в заявлении нужно указать причины просрочки оформления льготы и прикрепить документы, подтверждающие её наличие. Эта процедура доступна онлайн. Рассматривать заявление будут 10 дней, а ещё через 5 владельцу транспорта поступит решение, и переведут нужную сумму.
Получить юридическую помощь по вопросам налога на автомобиль можно на нашем сайте.
Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год
В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.
Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:
- Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
- Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.
Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:
- с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
- расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.
Региональные власти наделили следующими правами:
- предоставлять льготы по уплате налога;
- изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
- изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).
В НК РФ (статье 357) сказано, что транспортный налог распространяется на все автомобили, относящиеся к объектам налогообложения. Если исходить из того же НК РФ (статьи 358), в эту категорию входит следующий транспорт — автобусы, легковые авто, квадроциклы, мотоциклы и так далее. Начисление транспортного налога происходит после регистрации транспортного средства в органах автоинспекции.
Что касается особенностей электрического транспорта, еще 10-15 лет назад такие машины казались нечто недостижимым, автомобилями будущего. Но с развитием технологий и повышением объемов производства все больше электрокаров появляется на улицах крупных городов. Особенность транспорта — способность работать от электрического двигателя, который питается от специальной батареи. Классический ДВС здесь отсутствует.
Первый электрические авто появились в Москве еще в 2007 году, когда действующий в то время мэр поручил закупить два автобуса и восемь грузовых машин для осуществления грузовых и пассажирских перевозок. Со временем легковые электромобили появились у обычных граждан, и стало понятно, что такая тенденция сохранится и в будущем. Главными производителями техники выступают компании Ниссан, Рено, Тесла и Митсубиси.
Со временем стартовал выпуск электрокара отечественного производства под названием Лада Эллада. Несмотря на более низкую цену, люди отдают предпочтение зарубежной продукции. Недавно Минэнергетики РФ заявило, что концу 2020 года в РФ будет эксплуатироваться больше 200 тысяч авто с электрическим мотором. Сегодня такие цифры, по меньшей мере, вызывают сомнение.
Интересная инициатива
Власти в разных странах по-разному стимулируют покупку электрокаров, так в большинстве европейских стран вводится либо льготная ставка по налогу, либо авто вообще не облагается налогами, как в Беларуси. Другие государства стимулируют льготное кредитование для покупателей электрокаров, как в Норвегии. В Германии и Франции намерены запретить авто с ДВС до 2040 года, а в Норвегии — к 2025 году.
В России же это пока имеет исключительно популистский характер. Учитывая, что на начало текущего года в пользовании россиян находилось немногим больше 3,5 тысяч таких машин, министерство энергетики РФ с гордостью заявило о том, что к 2021 году на дорогах страны будут ездить порядка 200 тысяч электрокаров, во что даже самые оптимистичные эксперты верят с трудом.
Документация, предоставляемая при пересечении границы
Оформлением электромобиля занимаются таможенные органы, территориально привязанные к месту постоянного проживания осуществляющего ввоз гражданина. На это время транспортное средство помещается на склад, где может находиться не более 2-х месяцев. Данного периода достаточно для разрешения всех организационных вопросов, так как обычно процедура занимает около 2-3 недель.
Первая проверка документов на предмет соответствия законодательным нормам РФ проводится при пересечении границы, поэтому до въезда на территорию страны автовладельцу следует позаботиться о наличии:
- паспортов (заграничного и гражданина России);
- заявления, в котором должно быть указано точное время прибытия груза на конкретный пропускной пункт;
- декларации по форме ТД-6. Если транспортировка осуществляется в контейнере, то проставляется отметка о несопровождаемом багаже, а если электромобиль передвигается своим ходом, то о сопровождаемом;
- таможенной расписки, подтверждающей факт внесения на счёт ведомства залоговой суммы, и заверенной инспектором. Если средства вносит не собственник, а его представитель, то понадобится прошедшая нотариальную заверку доверенность;
- комплекта документации на ТС (техпаспорт, гарантийный сертификат, договор о приобретении в собственность, страховой полис).
После тщательного осмотра электромобиля и изучения предоставленных документов сотрудник таможни внесёт запись в журнал и выдаст разрешение на въезд. Дальнейшие действия сводятся к обращению в соответствующий таможенный орган по месту пребывания для завершения регистрации, а также расчету и оплате установленных государством взносов.
Ассоциация европейского бизнеса обеспокоена
Обеспокоенность в связи с возможным введением пошлин на ввоз в РФ электромобилей выразила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в своем традиционном автомобильном пресс-релизе, который вышел накануне.
«Разумеется, растущий сегмент электромобилей может со временем быть занят моделями местного производства. Это положительное развитие может быть серьезно подорвано отказом от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на ближайшие годы, что приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей», — отметила АЕБ со ссылкой на главу комитета автопроизводителей ассоциации Томаса Штэрцеля.
От лица комитета Штэрцель заявил, что «продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству».
При пересечении границы на экологическом транспорте, для всех физических и юридических лиц предусматривается единый алгоритм, который состоит из четырех простых этапов:
- Внесение залога (данный сбор взымается в качестве некой гарантии того, что гражданин пройдет все последующие процедуры, и вносить его нужно не на самой границе, а по безналичному расчету, еще за несколько дней до ввоза авто в РФ);
- Проезд контрольно-пропускного пункта (при появлении на пограничном посту, сотрудники таможенной службы проводят тщательный досмотр ТС и сопутствующие документы);
- Регистрация автомобиля (на этом этапе владелец электрокара предоставляет все необходимые бумаги и справки для подсчета общей стоимости налога и внесения его транспортного средства в базу ГИБДД. На данную процедуру ему дается не более 2 недель. Если же за это время он не успевает оплатить все пошлины, этапы растаможки придется проходить по новой. Поэтому рассчитывать точную сумму к оплате и собирать пакет документов нужно еще до того, как купить авто);
- Получение ПТС российского образца (при постановке машины на учет, Госавтоинспекция выдает водителю новую корочку, которая также свидетельствует о наличии его ТС в базе ГИБДД. Это финальная процедура, не требующая никаких финансовых затрат).
Исходя из этого следует вывод, что ввоз электромобиля в Россию (2021 год) происходит по тем же правилам, что и для обычных, бензиновых или дизельных агрегатов. Единственная привилегия, предусмотренная для владельцев экологического транспорта – это пониженная ставка по таможенному сбору.
Физические лица и индивидуальные предприниматели оплачивают налог по данным, которые указаны в письмах, ежегодно рассылаемых ФНС в срок до 1 декабря текущего года. Если этот день приходится на выходной, последний срок оплаты налога переносится на следующий рабочий день. После 1 декабря на сумму неоплаченного налога начисляются штрафные пени. Платеж производится одной суммой один раз в год.
Юридические лица рассчитывают сумму налога своими силами, по данным бухгалтерского учета транспортных средств. Организации обязаны в течение года оплатить авансы налога на транспорт, сроки оплаты авансов устанавливаются органами власти на уровне регионов, в их же компетенции полная отмена авансовых платежей. Производить расчет налога самостоятельно организации перестанут с 2020 года, оплата будет производиться согласно данным ФНС, аналогично физическим лицам.
Насколько популярен в России
Хоть данный вид транспорта и до сих пор является инновационным, все же его количество из года в год со временем увеличивается. В Москве по распоряжению мэра в 2007 г. была введена разработка электромобиля. А именно – правительство закупило 8 не очень больших грузовиков и 2 автобуса для предоставления перевозки пассажиров по городу и транспортировки грузов.
Лишь со временем незначительное количество электрокаров стало приобретаться гражданами для их личного применения. Тенденция к сохранению окружающей среды пришла из Европы и Японии, в связи с этим и модели подобных транспортных средств в основном принадлежат производителям Nissan, Mitsubishi, Renault и Tesla.
После этого был изобретен и отечественный электромобиль – Лада Эллада. Хотя стоимость на автомобиль отечественного автопрома и поменьше, но все же пользователи отдают предпочтение непосредственно автомобилям иностранных производителей.
Прошлой осенью в Министерстве энергетики предусматривали, что к завершению 2021 года на территории Российской Федерации будут введены в эксплуатацию 200 000 электрокаров. Если проводить параллель с существующей тенденцией на данный момент, то цифра выглядит утопически.
При пересечении границы на экологическом транспорте, для всех физических и юридических лиц предусматривается единый алгоритм, который состоит из четырех простых этапов:
- Внесение залога (данный сбор взымается в качестве некой гарантии того, что гражданин пройдет все последующие процедуры, и вносить его нужно не на самой границе, а по безналичному расчету, еще за несколько дней до ввоза авто в РФ);
- Проезд контрольно-пропускного пункта (при появлении на пограничном посту, сотрудники таможенной службы проводят тщательный досмотр ТС и сопутствующие документы);
- Регистрация автомобиля (на этом этапе владелец электрокара предоставляет все необходимые бумаги и справки для подсчета общей стоимости налога и внесения его транспортного средства в базу ГИБДД. На данную процедуру ему дается не более 2 недель. Если же за это время он не успевает оплатить все пошлины, этапы растаможки придется проходить по новой. Поэтому рассчитывать точную сумму к оплате и собирать пакет документов нужно еще до того, как купить авто);
- Получение ПТС российского образца (при постановке машины на учет, Госавтоинспекция выдает водителю новую корочку, которая также свидетельствует о наличии его ТС в базе ГИБДД. Это финальная процедура, не требующая никаких финансовых затрат).
Исходя из этого следует вывод, что ввоз электромобиля в Россию (2021 год) происходит по тем же правилам, что и для обычных, бензиновых или дизельных агрегатов. Единственная привилегия, предусмотренная для владельцев экологического транспорта – это пониженная ставка по таможенному сбору.
Зарубежная практика начисления налога
В РФ сегодня по-прежнему взимается транспортный налог с владельцев электромобилей, несмотря на то, что вопрос об его отмене все чаще обсуждается в обществе и Правительстве. В других странах ситуация с транспортным налогом обстоит не так. В большинстве зарубежных государств такого налога нет вовсе, но имеются альтернативные:
- Имущественный налог, налоговая база которого завязана на стоимости авто;
- Дорожный налог, поступления в бюджет от которого расходуются на восстановление имеющихся и строительство новых магистралей;
- Экологический налог, который призван стимулировать население переход на автомобили с меньшим уровнем загрязнения окружающей среды, либо вовсе отказ от собственного транспорта в пользу общественного.
При этом такие налоги могут применяться как по отдельности, так и комбинироваться, либо устанавливаться открыто и уплачиваться самостоятельно, либо же взиматься скрыто (например, включение в стоимость топлива как в США и т.д.), а в некоторых странах и вовсе отсутствуют. Скрытое взимание, как, например, в США, многими признается оправданным и целесообразным, поскольку это позволяет экономить на численности госслужащих (их требуется меньше и не требуется дополнительно печатать и рассылать квитанции и т.д.), а также размер налога напрямую привязан к интенсивности использования авто, что является справедливым. Сборы с электромобилей в США не производится, поскольку ТН включен в стоимость углеводородного топлива. В Великобритании электромобили также не облагаются налогом.
Китай пошел по стопам США, хотя еще совсем недавно ТН был полноценным самостоятельным сбором. Сейчас он включен в стоимость топлива и составляет 20%. Дополнительно приобретатели транспорта в Китае уплачивают пошлину в размере 10% или 40% от стоимости авто в зависимости от того, где он произведен. Местные автомобили, конечно же, облагаются по меньшему тарифу. Все вырученные деньги от подобных сборов расходуются на строительство и развитие дорожной инфраструктуры.
Во Франции система похожа на китайскую. В момент постановки транспорта на учет владелец платит разовый единовременный платеж, который зависит от объема и мощности двигателя, плюс ежегодно платит налог, который рассчитывается исходя из количества выбросов СО2 на каждые 100 км согласно информации производителя. Если количество производимых выбросов на 100 км меньше 200 грамм, то владелец освобождается от налога, аналогично и с владельцами электромобилей, которые не платят данный ежегодный сбор. Единовременные платежи при регистрации идут на развитие дорожной сети, ежегодные платежи — на поддержание и восстановление окружающей среды.
Дорог ли электромобиль в обслуживании?
Подталкивает россиян на покупку электрокаров не только желание сберечь окружающую среду от вредоносных выхлопных газов, но и экономия. Так, стоимость зарядки авто электричеством выходит дешевле, чем покупка бензина на то же количество километров. Скажем так, на 100 км на Nissan Leaf вам понадобится около 30 рублей, чтобы подзарядить свой авто, а вот на бензин придется потратить в зависимости от потребления машины порядка 400 рублей на такое же расстояние. Причина столь низкой стоимости заправки заключается в том, что киловатт в России стоит около 2 рублей, а литр бензина АИ-95 46 рублей.
Помимо этого, электромобиль не нуждается в постоянном техническом обслуживании и техосмотре. Дело в том, что двигатель такого авто состоит из меньшего числа подвижных частей, которые подвергаются быстрому износу. В результате, авто служит дольше, не требуя от владельца постоянных дополнительных трат на ремонт.
Таким образом, покупая электромобиль вы можете быть уверены, что будете тратить на него куда меньше денег в год, нежели на любую другую машину с двигателем внутреннего сгорания. Кроме того, все мы знаем про неприятные запахи бензина в машине после заправки, с электрокарами таких проблем вы не встретите.