Как обучить работников требованиям охраны труда по новым правилам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обучить работников требованиям охраны труда по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В п. 2.1.1. Порядка обучения по охране труда установлено, что работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда для всех лиц, которых принимают на работу, а также для работников, которых переводят на другую работу.

Инструктаж на рабочем месте

После трудоустройства в организацию руководитель структурного подразделения проводит работнику первичный инструктаж на рабочем месте до начала его самостоятельной работы.

Первичный инструктаж на рабочем месте также проводится по программе проведения инструктажа на рабочем месте. Действующим законодательством не установлено лицо, которое разрабатывает программу. Считается, что разрабатывать её необходимо тому, кто проводит инструктаж на рабочем месте, т. е. руководителю структурного подразделения. Программа обязательно должна включать:

  • информацию об имеющихся опасных или вредных производственных факторах;
  • изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по ОТ, технической, эксплуатационной документации;
  • применение безопасных методов, приемов выполнения работ.

По итогам инструктажа ответственный за его организацию проводит устную проверку знаний по охране труда, включая навыки безопасных приемов работы, у работников.

Освобождаются от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте сотрудники, чья деятельность не связана с:

  • эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом оборудования;
  • использованием электрифицированного или иного инструмента;
  • хранением, применением сырья и материалов.

Подготовка специалистов по охране труда

На предприятии, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда, или вводится должность специалиста по охране труда. Он несет персональную ответственность за организацию и состояние техники безопасности на всех производственных участках. Такие специалисты не должны бояться рутинной работы.

Они обязаны самым внимательным образом анализировать любое нарушение требований охраны труда, организовывать системный подход в создании действенного контроля над безопасностью каждого рабочего места. Такие сотрудники должны иметь специальное образование и регулярно проходить обучение по охране труда для повышения квалификации.

В рамках своих должностных обязанностей специалист по охране труда выполняет следующие функции:

  1. Проводит вводный инструктаж и ведет всю необходимую документацию по ОТ.
  2. Определяет, контролирует номенклатуру и количество средств индивидуальной защиты.
  3. Проверяет состояние освещенности, вентилирования, наличие загазованности, шума на рабочих местах.
  4. Проводит сертификацию рабочих мест.
  5. Участвует в расследовании несчастных случаев.
  6. Проверяет техническое состояние грузоподъемных машин, сосудов работающих под давлением, оборудования с повышенной опасностью.

Правовая основа СУОТ

В соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ, система управления охраной труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Положение о системе управления охраной труда должно быть разработано на основе требований охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России №776н от 29.10.2021 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» и статьи 217 Трудового Кодекса РФ.

Разработайте и утвердите положение о системе управления охраной труда, для этого используйте типовое положение, которое утвердил Минтруд (Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н). Чтобы система в компании эффективно функционировала, не копируйте стандартные формулировки. Подготовьте документ с учетом специфики предприятия. Уделите особое внимание части положения о распределении ответственности должностных лиц. На всех уровнях управления детально пропишите, какие обязанности в области охраны труда будут у каждой конкретной должности, задействованной в СУОТ.

Составьте перечень локальных документов, которые должны быть в вашей организации. Этот перечень зависит от численности работников, видов деятельности предприятия, наличия вредных условий труда и других факторов. Унифицированного списка нет.


Пример. На предприятии, где электротехнический персонал обучают внутри организации, должен быть приказ «О создании комиссии для проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации» (п. 1.4.30 ПТЭЭП, утв. приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6). А компании, где в штате нет электротехнического персонала, этот документ не нужен.


Для подготовки перечня документов можете воспользоваться чек-листами ГИТ. Из них вы узнаете, какие документы запросят у организации при проверке (формы проверочных листов, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655).

В список документации войдут:

  • положения;
  • инструкции;
  • программы обучения;
  • приказы;
  • журналы.

Периодичность проведения проверки знаний требований охраны труда

Аттестация руководителей и специалистов на знание норм проводится каждые три года или чаще, рабочих – ежегодно. Если сотрудник не смог с первого раза успешно ответить на все вопросы, он должен повторить попытку в течение месяца.

Ответственность за соблюдения графиков и качество этой работы в полной мере несет работодатель. Каждый инструктаж, независимо от типа, завершается опросом, позволяющим оценить, насколько хорошо проверяемый усвоил правила и нормы.

В комиссию, проверяющую знания работников по охране труда, входит не меньше трех человек. Обычно это руководитель предприятия либо структурного подразделения, специалист, отвечающий за проведение работ, и сотрудники, прошедшие специализированное обучение.

Результаты такой аттестации заносят в протокол, а сам факт обучения и последующей проверки знаний фиксируют в специально для этого заведенных журналах. Их сшивают, нумеруют и хранят, как предписано правилами и стандартами.

Сроки проведения первичной и повторных проверок знаний по охране труда

Первичный экзамен для нового работника должен быть организован до того, как специалист приступит к выполнению своих обязанностей, обычно – после обучения и стажировки, при переводе на новую должность, при повышении или расширении функционала.

Чтобы закрепить имеющиеся знания и оценить, насколько хорошо усвоил информацию работник, проводят повторное обучение и экзамен. Для рабочих – каждый год, для специалистов и руководителей – раз в три года. Для тех, кто работает с оформлением наряда допуска норма – это ежедневные инструктажи.

В отдельных случаях, вне зависимости от даты предыдущего экзамена, может быть организована внеочередная проверка. Основанием для ее проведения может стать изменение в законодательстве или нормативах, окончание срока действия инструкции по ОТ, инициатива ГИТ и других контролирующих структур, дополнительные функции, возложенные на персонал, установка нового оборудования, произошедшие на производстве аварии и т.д.

Что такое инструктажи по охране труда

Инструктаж по охране труда представляет собой устное или письменное изложение инструктором работнику необходимых для выполнения трудового функционала положений, связанных с безопасностью осуществляемых работ. Правила проведения регулируются Постановлением 1/29 и специальным ГОСТом.

ГОСТ «Организация обучения безопасности труда», изменения 2017 года, который ввели с 01.03.2017 в действие как национальный стандарт РФ, определяет форматы:

Формат

Категория

Срок

Кто проводит

Вводный (имеет базовый характер, минимален для любого вида деятельности)

Все принимаемые, переводимые на иное рабочее место, командированные на предприятие, сотрудники сторонних учреждений, работающие на выделенном участке, учащиеся, проходящие производственную практику, любые лица, которые принимают участие в деятельности производственного характера.

При поступлении.

Специалист по ОТ, иногда работник, определенный распорядительным документом руководителя.

Первоначальный (первичное минимальное для безопасного исполнения конкретных видов работы)

На рабочем месте с:

  • вновь принятыми работниками;
  • переведенными из иного подразделения сотрудниками;
  • командированными в учреждение.

Перед началом работы в самостоятельном режиме.

Обучившийся и прошедший проверку полученных знаний начальник работ.

Сотрудники, не эксплуатирующие оборудование и не использующие электроинструмент, могут не проходить (при наличии в организации утвержденного начальником перечня освобождаемых от инструктажа должностей и профессий).

Повторный (для того же конкретного вида деятельности в целях восстановления рабочего функционала)

Проводится на рабочем месте с:

  • вновь принятыми работниками;
  • переведенными из иного подразделения сотрудниками;
  • командированными в учреждение.

Не реже 1 раза в полугодие по программам, аналогичным программам первичного инструктажа.

Обучившийся и прошедший проверку полученных знаний начальник работ.

Внеочередной (при изменениях условий работы любого характера)

Для сотрудников, подпадающих под следующие условия:

  • обновление нормативной базы по ОТ;
  • нововведения в процессах технологии и производства, которые воздействуют на уровень безопасности;
  • нарушения установок в сфере ОТ, повлекших наступление угрозы для здоровья и жизни;
  • наличие требования контрольно-надзорных органов;
  • наличие перерыва в трудовой деятельности больше 1 месяца (на работах с вредными, опасными условиями) или больше 2 месяцев (на остальных работах);
  • наличие решения нанимателя.

По возникающей потребности.

Обучившийся и прошедший проверку полученных знаний начальник работ.

Целевой

Для сотрудников, которые работают:

  • с высокой степенью опасности, для которых оформляется наряд, разрешение;
  • разового характера;
  • иного характера при наличии угрозы опасных воздействий на сотрудника;
  • связанных с ликвидацией ЧС, аварий и т. д.

Необходим в преддверии мероприятий массового характера, запланированных на территории предприятия, являющегося организатором учебы.

Конкретный список видов работ и мероприятий определяется самим организатором учебы.

По возникающей потребности исходя из установленных условий.

Обучившийся и прошедший проверку полученных знаний начальник работ.

Читайте также:  Форма № М-15. Накладная на отпуск материалов на сторону

Инструктаж по охране труда. Виды инструктажа

Всего видов инструктажей 5 — вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж по охране труда проводится:

  • для всех вновь принятых сотрудников;
  • для тех, кто переведен внутри организации на новое место;
  • для работников, командированных из других организаций и участвующих в производственном процессе;
  • для практикантов из различных учебных заведений.

Программа инструктажа разрабатывается на предприятии с учетом нормативных документов РФ.

Первичный инструктаж проводится до начала самостоятельной работы. Обязателен для сотрудников, которые занимаются любыми работами с оборудованием, электроприборами и другими инструментами, а также хранением и применением различного сырья и материалов. Остальные работники предприятия от первичного инструктажа могут освобождаться. Работодатель составляет и утверждает список сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа, но, если вдуматься, то на сегодняшний день освобождать практически некого.

Повторный инструктаж проходят все работники, проводится он 1 раз в 6 мес.

Внеплановый инструктаж связан:

  • с изменениями в законодательстве, которые касаются вопросов охраны труда;
  • со сменой оборудования на предприятии, внесением изменений в технологии производства;
  • с несчастными случаями и авариями, если они происходят из-за нарушений требований охраны труда;
  • по требованию организаций госконтроля или решению работодателя.

Также внеплановый инструктаж нередко связан с перерывом в работе сотрудника. Обязателен, если перерыв при вредном и/или опасном производстве составил 30 дней, в остальных случаях, если превысил срок в 2 месяца.

Целевой инструктаж необходим при разовых работах, при участии человека в ликвидации последствий аварии или стихийного бедствия и т.п.

Все виды инструктажа проводит сотрудник предприятия, который непосредственно руководит работами. Для этого он должен пройти обучение и проверку знаний. Информация о проведении инструктажа записывается в специальный журнал.

Проведение обучения и инструктирование работников по охране труда (ОТ)

Согласно норме закона, каждый работник организации должен быть обеспечен такими трудовыми условиями, которые отвечают всем требованиям по его безопасности, являясь при этом гарантией того, что рабочая деятельность сотрудника находится под охраной (ст. 219 ТК РФ). В связи с этим государство выдвигает ряд требований по ОТ, которые работодатель обязан строго соблюдать, а условия по их исполнению закреплять в трудовых договорах с каждым сотрудником (ч. 1,2 ст. 220 ТК РФ).

Обязанность работодателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний зафиксирована, как и предыдущие требования, в ТК РФ (ст. 212 и 213).

Нарушения в подобных ситуациях грозят:

  • травмами работников или даже смертью (несчастным случаем на производстве), наступившими в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
  • административной ответственностью за нарушение законодательства о труде.

Выделить наиболее злостных нарушителей здесь не получится, поскольку работодатели, независимо от сфер деятельности, часто забывают о подобном требовании закона.

Организация охраны труда

Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.

Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Читайте также:  Как узнать о существовании судебного иска по фамилии

Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.

Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.

Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.

Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.

Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.

В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

Обязанности работодателя и работников в области охраны труда

Статьи 22 и 212 ТК содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда, которые являются базой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

Кроме того, эти обязанности дополняются и конкретизируются как ТК (ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Поэтому следует отметить установление чрезмерно широкого круга обязанностей работодателя в области охраны труда, причем не сгруппированных по ситуациям. К 23 абзацам ст. 212 ТК следует добавить еще 12 абзацев другой статьи, посвященной правам работника на безопасный труд, которые порождают соответствующие обязанности работодателя (ст. 219). Причем отдельные абзацы названных статей содержат до четырех самостоятельных правомочий.

Такое (порой требующее одномоментного исполнения) количество обязанностей работодателя в данной сфере явно избыточно. Поэтому такая правовая ситуация в области охраны труда на практике нередко приводит к игнорированию требований законодателя. Вместе с тем невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (ст. 220 и 379 ТК), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.

Поэтому, исходя из анализа ст. 212 ТК, представляется необходимым выделить три группы основных обязанностей работодателя.

Первую группу составят обязанности, связанные с заключением (изменением) трудового договора. Прежде всего выделим обязанности работодателя, связанные с информированием работника об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях и полагающихся ему компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Кроме этого, для всех поступающих и переводимых на другую работу работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, а также организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим на производстве. Для лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ должно сопровождаться стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов (ч. 2 ст. 212, ч. 2 и 3 ст. 225 ТК).

Работодатель обязан обеспечить социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а в случаях, предусмотренных ст. 213 ТК, организовать проведение за счет собственных средств предварительные и периодические медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования.

Во вторую группу входят обязанности работодателя, посвященные организации работ по обеспечению безопасных условий труда. Отметим обязанности по созданию локальных систем управления охраной труда; установлению режимов труда и отдыха; разработке и утверждению правил и инструкций по охране труда; расследованию и учету несчастных случаев; выполнению предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и государственного надзора и рассмотрению представлений органов общественного контроля; проведению специальной оценки условий труда.

К третьей группе работодательских обязанностей следует отнести обязанности по обеспечению конституционного права на безопасный труд. Так, работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты работников; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку заболевших в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

Обязанности работника в области охраны труда сформулированы в ст. 214 ТК.

Другой комментарий к Ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Процедуры и сроки проведения инструктажей по охране труда определены Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденным Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 12 января 2003 г. N 1/29 (БМТ РФ. 2003. N 3).

Порядок обучения по охране труда обязателен для исполнения для всех работодателей и работников. На основе данного Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций, не противоречащие требованиям Порядка.

Читайте также:  Варианты перевода земель под ЛПХ и их особенности

2. Предусмотрены следующие виды инструктажей.

Вводный инструктаж проводится со всеми работниками при приеме на работу, а также с работниками, командированными в организацию, с практикантами и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж проводится на рабочем месте до начала самостоятельной работы с теми же лицами, индивидуально с показом безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж проводится для проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда — не реже чем через шесть месяцев работы.

Внеплановый инструктаж проводится при введении в действие или изменении правил по охране труда, замене оборудования, изменении технологического процесса и других факторов, влияющих на безопасность труда.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы, а также при проведении и организации массовых мероприятий.

О проведении первых трех видов инструктажей и о допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п., фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

3. Для работников рабочих профессий работодатель обязан организовать в течение месяца после приема на обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также переводимых на другую работу.

При приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов. В процессе трудовой деятельности для этих работников необходимо проводить периодические обучения по охране труда с проверкой знаний требований охраны труда.

4. Обучение руководителей и специалистов по охране труда проводится в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, а далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам как в самой организации, так и в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности.

5. Проверка теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводится непосредственно руководителями работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Руководители и специалисты организаций проходят проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.

Объем и порядок процедуры внеочередных проверок определяется стороной, инициирующей ее проведение.

Внеочередные проверки проводятся: при введении новых или при внесении изменений и дополнений в действующие нормативные акты по охране труда; при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда; при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда; по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления и работодателя при установлении нарушений требований охраны труда; после аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками требований нормативных актов по охране труда; при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Проверка знаний проводится комиссией в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение. Повторная проверка знаний возможна в срок не позднее одного месяца.

Планирование работ по охране труда — это организационный управленческий процесс, осуществляемый с целью обеспечения безопасных условий труда работников на основе эффективного использования средств, выделяемых на улучшение условий и охраны труда.

Составление планов по охране труда представляет собой разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием исполнителей и средств, необходимых для реализации мероприятий.

Согласно Основам законодательства РФ об охране труда экономи­ческий механизм обеспечения охраны труда включает в себя планиро­вание и финансирование мероприятий по охране труда (статья 16), предприятия должны ежегодно выделять необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями (статья 17).

Согласно этим Рекомендациям мероприятия по охране труда обеспечиваются соответствующей проектно-конструкторской и технологической документацией, оформляются разделом в коллективном договоре и соглашении по охране труда на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам экспертизы технического состояния производственного оборудования, а также с учетом работ по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда.

Соглашение по охране труда (в дальнейшем—соглашение) — правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда с указанием сроков выполнения и ответственных лиц. Соглаше­ние вступает в силу с момента его подписания сторонами (работодателями и уполномоченными работниками представительными органами) либо со дня, установленного в соглашении. Внесение изме­нений и дополнений в соглашение производится по взаимному согла­сию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представите­лями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся информацию.

Отчет о фактических затратах на мероприятия по охране труда составляется по форме, утвержденной Государственным комитетом

Обучение по охране труда в строительных организациях производится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя является обучение работников безопасным методам и приемам труда.

Работодатели должны перед допуском работников к выполнению работы, а в дальнейшем периодически в установленные сроки и в установленном порядке проводить обучение и проверку знаний правил охраны и безопасности труда, учитывая их должностные инструкции либо инструкции по охране труда

Работодатель (уполномоченное им лицо) организует проведение периодического обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Такое обучение проводится не реже одного раза в год. Вновь принимаемые на работу проходят это обучение в сроки, установленные работодателем (уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.

Согласно пункту 2.3.1. Постановления №1/29 (Заменило Постановление от 24 декабря 2021 г. N 2464 01.09.2022) руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца в объеме своих должностных обязанностей, а далее – по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Руководители и специалисты организации, вновь назначенные на должность, допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, с действующими в организации локальными нормативными актами, устанавливающими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Примерная программа обучения работников для строительных организаций будет выглядеть следующим образом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *