Тема 3. Брак и семья в современном мире.
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 3. Брак и семья в современном мире.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей.
Понятие семьи и брака.
Понятие семьи и брака – объект изучения социологов, психологов, религиоведов, правоведов и даже ведущих ток-шоу. Нас, конечно же, интересует семья не в понимании Андрея Малахова, а с точки зрения обществознания.
«Семья — ячейка общества», — произносит ведущая церемонии в ЗАГСе и даже не подозревает, что это основной тезис социологии семьи, то есть отрасли социологии, которая изучает брак и семейные отношения. На самом деле, определение семьи несколько сложнее. Семья – это малая социальная группа, а еще – это социальный институт. Каждый человек в обществе имеет какой-то семейно-брачный статус (холост, разведен, женат, замужем, вдовец, вдова и т.д.; в активном поиске, кстати, — это не семейно-брачный статус). Таким образом, каждый житель нашей планеты имеет какое-то отношение к институту брака и семьи.
Брак (он же – брачный союз или супружество) – это обусловленная исторически, санкционированная обществом и (почти всегда) государством форма договора между женщиной и мужчиной, цель которого – создание семьи. Брак выводит семью на официальный уровень: у членов семьи появляются права и обязанности. Брачный союз охраняется государством, имеет ограничения и влечет за собой юридические последствия в случае нарушения семейного кодекса. Кодекс о браке и семье создан с целью защиты членов семьи со стороны государства на правовом уровне.
В специализированной литературе неоднократно упоминается партнерский тип семьи. О чём идёт речь? Так принято называть брачные отношения, построенные на равноправии женщины и мужчины, на одинаковом объёме прав и обязанностей. Некоторые считают, что это регулирует закон.
На самом деле законодательство делает акцент только на добровольности союза. То есть каждый супруг может в любой момент при желании подать на развод. Однако о равноправии отдельно не говорится. Поэтому считается, что такой момент регулируется негласно.
Какие ещё могут быть варианты? Встречается патриархальный тип семьи, в котором мужчина считается главой, за ним остаются все основные решения. Он же долгое время был традиционным. Бывают матриархальный, здесь роль ведущего полностью переходит к женщине.
И, наконец, социология семьи и брака также выделяет конкурентный, в котором муж и жена заняты активным перетягиванием одеяла на себя. В этом случае брак либо переходит в партнёрский (который ещё называют демократическим), также, как вариант, кто-то может победить в этой борьбе, либо союз распадается.
Коммуникативная функция
В благополучной семье больше всего её члены общаются друг с другом. А когда человек плохо чувствует себя, то у него остаются силы только на то, чтобы поддерживать контакты с самыми близкими. Впрочем, здесь есть свои нюансы: далеко не всегда в числе этого ограниченного круга лиц оказываются именно кровные родственники. Периодически речь идёт о лучших друзьях.
Психологи обращают внимание на то, что коммуникация внутри семьи сказывается также и на том, как именно человек относится к окружающему миру, как выстраивает с ним отношения. Если ему хорошо, он счастлив, он получает от партнёра, детей, родителей полное принятие, доверие, любовь, то он будет больше уверен в себе, мягче, добрее, открытее. И наоборот.
Впрочем, нельзя взваливать ответственность в деле выстраивания контактов с окружающим миром только на семью. Во-первых, в любом случае выбор того, как относиться к остальным, делает только сам человек.
Во-вторых, отношение к окружению зависит ещё и от последнего. Если у человека всё хорошо в семье, но остальной мир воспринимается опасным и враждебным, то это будет влиять на его поведение. То есть он станет стараться защищаться и защищать своих близких. Например, мирное население в стране, где началась война. Этот пример из числа крайностей, но он очень наглядный.
И в правоведении также существует свое понятие брака и семьи. Оно отличается от социологического тем, что юридически союз двух людей возникает только там, где есть закрепленные законом права и обязанности между двумя людьми. То есть если мужчина и женщина живут вместе в любви и согласии, воспитывают детей, но их союз нигде не зарегистрирован, с юридической точки зрения семьей они не являются. «Член семьи» – понятие, обозначающее в правоведении супругов и их детей, а также пожилых родителей.
Брак – это добровольный союз двух людей. Его заключают по определенным правилам с целью создания семьи. Регистрация проводится уполномоченными государственными органами. При необходимости стороны подписывают договор, в котором обозначаются права и обязанности мужа и жены.
Как узнать, состоит ли человек в браке
Все брачные отношения регистрируются через один и тот же орган. После того как супруги распишутся, информация об изменении семейного статуса сохраняется в ЗАГСе, а в паспортах молодоженов ставится соответствующий штамп.
Отметка о наличии супруга в паспорте может отсутствовать только в случае замены документа. После выдачи удостоверения личности в нем указывается только основная информация. Отметки о семейном статусе, наличии детей и прохождении военной службы ставятся только после предоставления соответствующих доказательств. Поэтому паспорт не всегда может дать актуальную информацию.
Единственный способ узнать достоверную информацию о семейном положении человека — обратиться в ЗАГС. Сведения могут быть предоставлены только определенному кругу лиц:
- официальный супруг;
- нотариус: при расследовании дел наследственного характера;
- попечитель или опекун;
- наследник;
- доверенное лицо, имеющее нотариально заверенное разрешение.
Протестантский ритуал бракосочетания.
Протестантский обряд бракосочетания отвергает сакраментальный характер (таинство), считая брак союзом жизни. Протестанты рассматривают брак как личный выбор двух лиц, которые решили создать семью. Протестантская церемония очень проста и указывает на духовную глубину выбора пары. Во время церемонии, пара объявляет о своем выборе жизни и веры. Только тогда, пастор произносит благословение супругов.
Православный ритуал бракосочетания.
Православный обряд является одним из самых запоминающихся свадебных обрядов из-за своего сценографического и символического характера. Брак можно отмечать только в некоторый дни (об этом написано на моем сайте на страничке: венчание по православному обряду). Будущие супруги должны прибыть вместе в ту церковь, где будет проводиться таинство венчания. Перед началом церемонии, жених идет в дом невесты и за символическую плату, «покупает» свою невесту у родственников мужского пола. А невеста, в свою очередь, дарит своему будущему супругу одежду сшитую ею.
Церемония бракосочетания состоит из двух моментов: обручение и коронация. Венчание по православному обряду подразумевает, что жених и невеста обручаются и женятся в один и тот же день. Первый момент церемонии представлена как обручение, во время которого жених и невеста входят в храм со своими свидетелями. Священник благословляет жениха и невесту трижды и предлагает им зажженную свечу, чей свет (символически) будет направлять их к алтарю, где они найдут свои кольца: золотое для жениха, серебряное для невесты. Священник подарит эти кольца молодоженам, после того, как перекрестит по три раза голову жениха и невесты.
Вторая часть церемонии представлена коронацией, которая отмечается рядом с «Tetrapodion» или небольшой комод, где молодожены найдут чашу вина и две короны из цветов или листьев. В некоторых случаях они могут быть украшены золотом и драгоценными камнями. Эти короны будут одеваться свидетелями на голову супругов, в то время как священник благословляет чашу с вином. Затем священник даст пригубить супругам по три раза бокалы с вином и после того, как они огласят свое «да», должны будет обойти три раза вокруг алтаря. После этого пара будет соединена лентой, которая символизирует объединение и супруги должны станцевать символический танец. В конце этого танца, священник приглашает пару целоваться. Брак православному обряду брак в Италии будет считаться действительным, но только необходимо чтобы супруги были зарегистрированы в гражданском браке.
Модели отношений в семье
Давайте остановимся на моделях отношений внутри семьи, которые выделил в отдельную группу Д. Р. Олсон.
- Традиционная: члены придерживаются норм, общепринятых в обществе. В целом, отношения между людьми благоприятные, нацеленные на сохранение семейных ценностей.
- Сбалансированная: члены семьи имеют разные договорённости, касающиеся разных сфер жизни, что исключает возникновение конфликтов.
- Гармоничная: предполагает наличие полного понимания между членами пары, распределение ролей.
- Полноценная: отличается полным совпадением мыслей и движений супругов во всех направлениях.
- Безжизненная: не отличается благополучием, супруги имеют трудности в самореализации, построении карьеры. Такая модель развивается при ранней женитьбе, скором рождении первенца, при котором члены семьи ещё не успели получить образование или выстроить карьеру.
- Конфликтная: отличается наличием постоянных споров в паре, возникающих по разным поводам. Причина возникновения такой ситуации заключается в постоянно растущем раздражении друг к другу, агрессии, недовольстве по отношению к партнёру.
- По расчёту: семья создаётся в целях материальной заинтересованности.
Взаимоотношения мужа и жены
Семью можно считать таковой с того момента, как два человека вступили в брак. Опорой, на которой строится этот союз, считают любовь, чувственное влечение одного человека к другому. С годами чувства могут видоизменяться, им на смену приходит совместное прошлое, дети, пережитые моменты. Всё это удерживает людей вместе.
Гармония в семье не возникает просто так, она невозможна без внимания друг к другу, взаимного уважения. Если этого не будет, в отношениях появляются ссоры. Постоянное недовольство друг другом будет нарастать, что может стать причиной расторжения брака. Поэтому мало выйти замуж или жениться, нужно поступательно учиться жить в союзе с другим человеком. Если не подходить к вопросу брачных отношений с умом, то не первый, не второй, не третий брак, не окажутся удачными.
Мужчины часто не имеют достаточного количества дипломатических навыков, чтобы улаживать возникающие проблемы. Поэтому играть роль миротворца, чаще всего, приходится женщине. Именно женское мышление, склад характера, позволяют сглаживать острые углы, заниматься воспитанием и развитием детей.
Ещё одним недостатком мужской натуры является чрезмерная вспыльчивость. Поэтому мужья плохо управляют своими чувствами, не могут держать эмоции под контролем. И снова на помощь приходит чуткая и мудрая женская натура, от которой зависит атмосфера спокойствия в доме.
Семейная жизнь никогда не идёт плавно и спокойно. В ней, как и в любой другой сфере жизни, неизбежны кризисы. Они выражаются в следующем:
- взаимное раздражение: пережить этот период без терпения, желания сберечь пару, некоторого времени – не удастся;
- отсутствие доверия к партнеру – к этому может привести агрессивность мужа, скрытность жены. Женщина может закрыться, если от партнера исходит слишком много негативных эмоций. Это провоцирует увеличение гнева от партнера, что рождает замкнутый круг. Для его разрыва требуется разговор мужчины и женщины;
- мелочность и скупость – возникает чаще у мужчин под влиянием отдаления женщины.
Для выхода из кризиса нужно сначала понять причины, из-за которых он развился. Для этого не обойтись без спокойного разговора, выяснения отношений и желания эти отношения восстановить.
Роль семьи в жизни человека
Семья играет в жизни человека ключевую роль. Каждый хочет, придя домой с работы, ощутить семейное тепло и уют, поделиться успехами и неудачами с близкими и понимающими людьми. Особое влияние семейная атмосфера производит на детей. Отношения отца и матери накладывают отпечаток на всю последующую жизнь ребёнка. Маленький человек с неокрепшей психикой впитывает в себя модель родительской семейной организации и в будущем переносит её на свою собственную семью.
Семья помогает ребёнку определиться с жизненными приоритетами, она формирует его самооценку, принципы и взгляды. Люди, родители которых жили в дисгармонии, не могут навести лад в собственной личной жизни, выбирают недостойных партнёров. Материальное положение семьи также имеет огромное значение. Известно, что дети из бедных семей закомплексованны и неуверенны в себе, им трудно отвоевать своё место под солнцем.
Семейное право разных стран
В различных странах семейное право существенно отличается, поэтому его практически невозможно унифицировать.
В США брачный и семейный статус, а также его особенности регулируются правовой системой штата.
В немецком материальном праве понятие брак означает союз между женщиной и мужчиной, заключенный официально с соблюдением необходимых формальностей, для создания семьи и совместного проживания. Немецкое коллизионное право также рассматривает как брак сожительство, которое носит временный характер и официально не оформлено.
Для немецких законов, иностранное право (статут последствий брака или статут места совершения брака) может включать в понятие «брака» временное сожительство, которое с точки зрения немецкого материального права браком не является.
В Кодексе МЧП Бельгии прописана глава IV «Отношения сожительства». Данный термин подразумевает ситуацию сожительства, которая не создает равной браку связи и не требует регистрации в органах государственной власти. В Бельгии может совершаться регистрация отношения сожительства в том случае, если стороны имеют совместное обычное проживание в Бельгии во время регистрации. Право государства, на территории которого была совершена регистрация в первый раз, регулирует отношение сожительства. Это же право определяет условия и причины прекращения отношений, последствия отношений для имущества сторон и условия установления отношений. В законодательстве Нидерландов и Македонии установлено похожее регулирование.
На основании закона существа отношения решается вопрос о том, какую форму совместной жизни признавать как брак.
Семья и брак (основные понятия)
В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социального воздействия на индивида, процесса воспитания (Трапезникова Т. М., 1987).
Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» (Харчев А. Г., 1979, с. 66).
Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. (Голод С. И., 1984).
В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, ной ихдетей, атакже других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей (Харчев А. Г., 1979, с. 66).
По определению А. И. Антонова, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Антонов считает, что лишь наличие такого триединого отношения позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине взросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующихся только супружеством, но не родительством и кровным родством).
Для всех этих фрагментарных, «осколочных» форм семьи лучше подходит термин «семейная группа», под которой понимается группа людей, ведущих совместное домохозяйство и объединяемых только родством или супружеством (Антонова. И., Медков В. М., 1996).
Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова (Гребенников И. В., 1991), являются:
■ репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
■ экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
■ воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
■ коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
М. С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.
Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г., 1968; Антонова. И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.