Можно ли управлять скутером с категорией B или без прав?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли управлять скутером с категорией B или без прав?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Категория прав на скутер
Разрешается также управлять скутером с любой другой открытой категорией в водительском удостоверении для дорог общего пользования.
Запрещается водить скутер при отметке ML, так как она указывает на наличие ограничений, которые не позволяют управлять этим транспортным средством.
Запрет касается также тех граждан, у которых в наличии имеется водительское удостоверение на управление трактором.
Как получить права на мопед?
Для того, чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо подать заявление, пройти медицинское и психиатрическое освидетельствование, заплатить пошлину и сдать экзамен.
Первое, что необходимо сделать – это выбрать автошколу, где присутствует программа обучения вождению. Как правило, она состоит из 72 часов теории и 30 часов практики, где непосредственно на вождение выделяется 18 часов.
Обучение происходит на платной основе. Выбирая автошколу, стоит уделить внимание наличию у нее государственной лицензии и отзывам в сети.
Получить права на скутер или мопед может человек, соответствующий таким требованиям:
- возраст старше 16 лет;
- наличие российского гражданства или вида на жительства в РФ;
- отсуствие медицинских противопоказаний;
- успешная сдача итогового экзамена.
Медицинское освидетельствование необходимо для выявления возможных противопоказаний и ограничений на управление мопедом. Права на скутер не выдадут при ряде ограничений. К ним относятся:
- болезни эндокринной системы;
- эпилепсия;
- моторные дисфункции;
- психические расстройства;
- серьезные нарушения слуха и зрения;
- алкоголизм и наркомания.
На начальном этапе получения прав на мопед с объемом ДВС не более 50 кубов кандидат должен собрать следующие документы:
- Заявление на специальном бланке ГИБДД (заполненное по образцу).
- Удостоверение личности (паспорт).
- Справка из психиатрического и наркологического диспансера.
- Медицинское освидетельствование с положительным заключением.
- Две фотографии размером 3×4.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Строгие запреты для водителя мопеда
На основании правил, запрещается водителям, которые управляют велосипедами или мопедами, нарушать несколько основных норм. Речь идет в первую очередь об управлении: недопустимо отпускать хотя бы одну руку, обязательно держаться обеими. Важно, что при перевозе груза он не должен выступать более чем на полметра и каким-либо образом мешать управлению, — это важные правила безопасности.
Кроме того, с точки зрения запретов, отмечается невозможность разворачиваться и поворачиваться на трамвайных путях или дорогах, если есть более одной полосы для движения, но могут быть предусмотренные исключения.
Наконец, водители мопеда обязательно должны двигаться в застегнутом шлеме и не мешать пешеходам переходить дорогу в отведенных для этого местах, а также перемещаться по жилым зонам.
Основной особенностью водителя скутера является то, что он может слезть со своего транспортного средства и везти его руками. В такой ситуации человек приравнивается к пешеходу, что дает ему право пересекать по пешеходному переходу проезжую часть. Возможность сменить свой статус участника дорожного движения может быть полезной непосредственно для обеспечения удобного перемещения в городских условиях.
Отдельно нужно учитывать, что в рамках велосипедных зон или же пешеходных дорожек движение на мопедах и скутерах запрещено. Стоит четко осознавать, что в случае спешивания водитель становится пешеходом, но стоит ему опять сесть на мопед, как он подчиняется иным правилам — для транспортных средств.
Шлем необходим для каждого водителя, это основа безопасности, иначе даже легкая авария или случайное падение могут обернуться трагедией. Именно поэтому в правилах четко прописано, что шлем должен быть застегнут и зафиксирован на голове.
Штраф для водителя без шлема
На скутере обязательно должен быть шлем у водителя. В той ситуации, когда подобным правилом пренебрегают, предусмотрена ответственность в законодательстве. На момент 2022 года это ответственность в виде штрафа в 1000 рублей. Это регламентировано на основании КоАП РФ.
В результате можно сделать вывод о том, что мопед или же скутер и другие подобные двух- и трехколесные транспортные средства мощностью до 50 кубов являются отдельным транспортом. При этом в правилах предусмотрены достаточно простые нормы. Для безопасности стоит всегда включать ближний свет, надевать шлем, а также контролировать свое положение на дороге. Указано, что это обочина, велосипедные выделенные полосы, правая полоса. При этом важно, что для перевозки пассажиров есть отдельный регламент, стаж более 2 лет и конструктивные особенности.
Обязательным требованием для получения водительского удостоверения будет сдача экзамена в ГИБДД. Однако до этого придется пройти обучение, которое состоит из теории и практики.
Порядок прохождения обучения регламентирован на федеральном уровне. Поэтому вне зависимости от места его прохождения, будущий водитель как минимум получит 70 часов теории и 30 часов практики.
ВАЖНО !!! Теоретическая основа мало чем отличает от той, что проходят для получения других категорий. Это общие правила дорожного движения, законодательство, основы оказания медицинской помощи.
Практика проходит на автодроме, где ученик выполняет определенные упражнения. В городе обучение не происходит. Поскольку управление мопедом не является сложным, сама программа осваивается довольно быстро.
ВНИМАНИЕ !!! После прохождения всего курса обучения, ученика допускают к сдаче экзаменов в ГИБДД. Однако некоторые автошколы вводят внутренний экзамен. Чаще всего ученику придется пройти тестирование, аналогичное тому, что будет в ГИБДД.
В зависимости от региона и конкретных условий обучения, стоимость всего курса может варьировать от 10 до 15 тысяч рублей. Время обучения – около 1 месяца.
Чем грозит езда без прав
Сотрудник ДПС имеет право остановить владельца скутера на любом участке пути и попросить документы. Штрафные меры различаются в зависимости от нарушения:
- Если ВУ оформлено, но у вас его нет при себе, то ограничитесь штрафом 500 руб.
- Поездки на скутере без удостоверения караются штрафом до 15 000 рублей. Сам электрический транспорт в этом случае отправится на штрафную стоянку. Вернуть его вы сможете только при предъявлении удостоверения.
- Если же права с собой, но их категория не соответствует мощности транспорта, штраф все равно придется платить, как за вождение без прав. Рекомендуем всегда иметь при себе технический паспорт скутера, где указаны его точные характеристики. Это поможет объясниться с инспектором, если возникнут недовольства с его стороны.
Требования для получения водительского удостоверения
В 2020 году список может меняться в зависимости от категории необходимого водительского удостоверения на скутер. Перечень требований отражен в статье 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортным средством.
Дополнительно потребуется пройти профессиональное обучение. Категорию М и А1 можно получить с 16 лет. Для прав категории А нужно достичь совершеннолетия. Перечень медицинских противопоказаний к управлению скутером в 2020 году закреплен в Постановлении Правительства РФ №1604 от 29 декабря 2014 года. Основными из них считаются:
- наличие психических расстройств или расстройств поведения;
- болезни нервной системы и заболевания глаза и его придаточного аппарата;
- отсутствие конечностей или их деформация;
- снижение слуха ниже разрешённого уровня.
Со скольки лет в России можно ездить на мопеде? В нашей стране езда на мопеде узаконена для граждан с 16 лет. При этом нужно понимать, что если водителю уже исполнилось 14 лет, то любые проблемы с законом ложатся на его плечи. До достижения 14-летнего возраста все претензии правосудия будут направлены на родителей водителя.
Много где можно увидеть информацию о том, что учиться на категорию «М» можно с 14 лет, а сами права на мопед получить с 16. Это не совсем так, поскольку в законе прописано, что осуществление обучающей езды по дорогам общего пользования допустимо только для лиц от 16 лет. Поэтому автошколы изначально набирают учеников, достигших этого возраста. Существуют специальные детские автошколы, которые работают с детьми от 6–8 лет и проводят практику на закрытых автодромах, но получить права на мопед все равно можно будет не раньше 16 лет.
Важно знать, что с 16 лет можно управлять лишь теми транспортными средствами, которые относятся к категориям «М» и «А1». Мотоциклы объемом двигателя от 125 кубических сантиметров требуют категории «А», которая выдается с 18 лет.
На каких ТС можно ездить без прав
В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).
Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.
Теоретический экзамен
В п. 9 Постановления Правительства РФ №1097 от 24 октября 2014 года говорится, что для получения водительского удостоверения категории А1 в 2022 году необходимо сдать теорию и экзамен по первоначальным навыкам управления транспортным средством. Выезд в город не осуществляется.
В первую очередь сдается теория. Проверка знаний экзаменуемого проводится посредством ответа на вопросы за компьютером. На экране отображаются билеты и время, оставшееся до конца экзамена. На проведение процедуры даётся 20 минут. В билете содержится 20 вопросов. На каждый из них присутствует от 2 до 5 вариантов ответов. Правильный из них лишь один. Гражданин может самостоятельно выбирать последовательность ответов на вопросы билета. По результатам выставляется оценка «сдал» или «не сдал».
Экзамен на получение водительского удостоверения категории А1 считается проваленным, если человек:
- допустил три ошибки;
- не ответил на 2 вопроса в одном тематическом блоке или ответил на них неверно;
- допустил одну ошибка при ответе на дополнительные вопросы;
- отказался от прохождения тестирования;
- пользовался литературой, помощью других лиц, спец. средствами.
Если гражданин не успел дать ответ на один вопрос или допустил ошибку, предоставляются дополнительные 5 минут и добавляются 5 вопросов. Если человек успевает ответить на них правильно, выставляется оценка «сдал». Когда допущены две ошибки, или в установленное время не удалось ответить на два вопроса из разных тематических блоков, предоставляются дополнительные 10 минут. В течение вышеуказанного времени нужно ответить еще на 10 новых вопросов. Если все ответы правильные, выставляется оценка «сдал».
Какая категория прав разрешает управлять скутером
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 октября 1993 года под № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), скутер можно отнести к разновидности мопедов. Это обусловлено тем, что в постановлении мопедами признаются двух- или трехколесные механические транспортные средства, способные развивать скорость до 50 км/ч.
Легкие мопеды и скутеры (мотороллеры) оснащаются двигателями имеющими рабочий объем не более 50 кубических сантиметров. В случае, когда такое транспортное средство оснащается электрическим мотором его мощность должна варьировать в пределах от 0,25 до 4 кВт. Аналогично оснащенные трициклы и квадроциклы также приравниваются к мопедам.
Официально скутеры и мопеды, в соответствии с ч. 1 статьи 25-Ф3 № от 10 декабря 1995 г. № 196-Ф3, относят к ТС категории «М». В эту категорию включаются разные модели квадроциклов и легких мопедов.
Таким образом ответом на вопрос нужны ли права на скутер становится часть 7 статьи 25 Федерального 3акона № 196-Ф3 — подтверждением права на управление скутером является водительское удостоверение российского национального образца с открытой категорией М.
Какая категория нужна
Подкатегория М1 делится на следующие группы:
Группа | Значение |
L1 | Мопеды 2-х колесные, мокики, скутеры |
L2 | Мопеды 3-х колесные, мокики, скутеры |
L3 | 2-х колесные:
|
L4 | Мотоциклы, имеющие прицепное устройство – коляску |
L5 | Любые другие с симметричным расположением колес |
L6 | Мотоцикл 4-х колесный |
Мой первый мопед — Honda Super Cub C50
Покупка. В 2016 году я путешествовал по Владивостоку и увидел у знакомых Honda Super Cub C50. Там его называли крокодилом. Меня зацепил его классический вид, к тому же знакомые рассказали, что для Honda Super Cub C50 подойдут права любой категории, кроме тракторных. А у меня как раз уже были права категории «Б». Вот я и решил купить себе такой мопед.
Я не знал, что мопеды продаются и в Москве, поэтому попросил знакомых во Владивостоке помочь с покупкой. У меня было только одно требование — чтобы мопед не перебирали и не красили. Боялся, что на продажу его покрасят как попало, и краска быстро обдерется.
Мопед был инжекторный — с электронным блоком, который сам определял, сколько топлива и когда подавать. Это удобно: самому не нужно ничего регулировать под разную погоду и высоту, как на карбюраторе. Но друзья предупредили: если заливать плохое топливо, система быстро выйдет из строя. И если я собираюсь экономить на бензине, лучше искать карбюраторный мопед: он не такой прихотливый. Но я не собирался.
Я отправил деньги знакомому, а тот передал их продавцу. Договор купли-продажи они толком не заполнили — свою подпись я потом добавил сам.
Состояние и ремонт. Когда я осмотрел мопед, то немного расстроился. Краска была родная, но парус — белая пластиковая защита ног — был в плохом состоянии. Он должен был быть кремового цвета, а оказался с желтыми разводами и непонятными вмятинами, как от дроби. Седло тоже болталось, а ручки, подножки, коробки передач и лапка тормоза выглядели изношенными. Новыми оказались только пара китайских зеркал и аккумулятор — продавец бесплатно дал их в придачу к мопеду.
я потратил на ремонт первого мопеда
А однажды мопед просто перестал ехать — забилась сетка топливного фильтра. Но к тому времени я уже немного разбирался в мопедах, попросил у друзей инструменты и сам почистил сетку.
В общем, мопед буквально рассыпался. Тогда я и выяснил, что на такой модели в Японии ездят курьеры, и он не подходит для долгих поездок, особенно по лесам. Я догадался, что пробег у мопеда был больше 11 990 км. Скорее всего, это вообще был второй круг спидометра после 100 000 км.
Чем грозит езда без прав
Сотрудник ДПС имеет право остановить владельца скутера на любом участке пути и попросить документы. Штрафные меры различаются в зависимости от нарушения:
- Если ВУ оформлено, но у вас его нет при себе, то ограничитесь штрафом 500 руб.
- Поездки на скутере без удостоверения караются штрафом до 15 000 рублей. Сам электрический транспорт в этом случае отправится на штрафную стоянку. Вернуть его вы сможете только при предъявлении удостоверения.
- Если же права с собой, но их категория не соответствует мощности транспорта, штраф все равно придется платить, как за вождение без прав. Рекомендуем всегда иметь при себе технический паспорт скутера, где указаны его точные характеристики. Это поможет объясниться с инспектором, если возникнут недовольства с его стороны.
Нельзя ездить на электроскутере по тротуарам, газонам, велосипедным дорожкам и прочим зонам для пешеходов. За это административное нарушение также полагается штраф в размере 2 тыс. руб, несмотря на наличие ВУ.
Выезжая в город на электрическом скутере, первым делом проверьте, взяли ли с собой водительское удостоверение. На дорогах в общем потоке машин обязательно соблюдайте ПДД. Так вы предотвратите разборки с инспекторами и убережете себя от аварийных ситуаций.