отказали в признании безработным что делать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «отказали в признании безработным что делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с действующим законодательством к числу государственных гарантий социальной поддержки безработных относится выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
Ответственность за незаконное получение пособия по безработице
В последнее время участились случаи получения пособия по безработице обманным путем.
Так, в целях получения пособия по безработице обманным путем, граждане не только предоставляют в службу занятости заведомо недостоверные сведения о себе, но и скрывают факты трудоустройства и другие обстоятельства, влияющие на размер, продолжительность выплаты пособия по безработице или на возможность его назначения.
Нередки случаи, когда состоящие на учете в службе занятости ошибочно полагают, что имеют право на получение пособия по безработице при отсутствии официально оформленных трудовых отношений.
Также надзорной практике известны случаи незаконного получения пособия по безработице при исполнении лицом обязательств по договору о приемной семье на возмездной основе.
Такие действия не соответствуют законодательству, т.к. занятыми, по смыслу абз. 5 ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», признаются, в том числе, граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
Таким образом, лица, выполняющие работы без официального трудоустройства не могут быть признаны безработными по смыслу Закона о занятости населения и, соответственно, не имеют права получать пособие по безработице.
Получение пособия по безработице обманным путем влечет за собой ответственность:
– материальную – гражданин, получивший пособие по безработице обманным путем обязан вернуть его в полном объеме, независимо от применения к нему иных мер ответственности (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). При уклонении от возврата незаконно полученных сумм пособия возможно принудительное их взыскание в судебном порядке с процентами по правилам ст. 395 Гражданского кодекса РФ;
– административную – за мелкое хищение чужого имущества, стоимость которого не превышает одну тысячу рублей (ч. 1 ст. 7.27 КоАП РФ), либо стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей (ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ) предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, административного ареста либо обязательных работ;
– уголовную – действия по получению пособия по безработице обманным путем в сумме, превышающей 2 500 рублей квалифицируются как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием и наказываются штрафом, обязательными работами, исправительными работами, ограничением свободы, либо лишением свободы на срок до двух лет.
В случае выявления фактов получения или попытки получения пособия по безработице обманным путем предпринимаются все меры к возмещению причиненного ущерба и привлечению лиц к предусмотренной законом ответственности.
Пособие по временной нетрудоспособности в период судебного разбирательства
Предположим, что в период судебного разбирательства работник заболел. Оплатит ли работодатель листок временной нетрудоспособности, и если да, в каком порядке?
На вопрос отвечает Н.З. Ковязина:
Пособие по временной нетрудоспособности положено не только работающим в организации, но и уволенным работникам, утратившим трудоспособность вследствие заболевания или травмы. Законодательство разрешает уволенному сотруднику обратиться к работодателю по последнему месту работы за оплатой больничного листа, если заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня увольнения. Об этом сказано в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Это значит, что работнику не нужно дожидаться вынесения судебного решения в его пользу. Получить пособие по временной нетрудоспособности он вправе и в период судебного разбирательства.
Работодатель не согласен с решением суда Обращение в кассационную инстанцию
Если работодатель не согласен с решением суда первой инстанции, он может обжаловать его в кассационной инстанции. Для этого в течение десяти календарных дней с момента принятия решения судом первой инстанции через этот же суд нужно подать кассационную жалобу.
Обратите внимание: подача кассационной жалобы не приостанавливает исполнение судебного решения о восстановлении сотрудника на прежнем месте работы, подлежащего немедленному исполнению (ст. 211 ГПК РФ).
Согласно ст. 337 ГПК РФ кассацию на решение районного суда подают соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области или автономного округа. Если работодатель снова не согласится с вынесенным решением, кассационную жалобу нужно будет подавать в Верховный Суд Российской Федерации.
Об ответственности граждан за получение пособия по безработице обманным путем
В соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным гражданам выплату пособий по безработице в период поиска работы, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, выплату стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Большинство граждан, получающих пособие по безработице, как правило, добросовестно пользуются предоставленными им правами и выполняют свои обязанности. Однако в практике работы службы занятости нередки случаи предоставления гражданами недостоверных сведений о себе, сокрытия факта трудоустройства или других обстоятельств, влияющих на размер, продолжительность выплаты пособия по безработице или возможность его назначения. Иногда состоящий на учете безработный гражданин, считает, что если он работает без оформления, то он имеет полное право быть зарегистрированным в качестве безработного и работать. Но это является большим заблуждением и неисполнением Уголовного Кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», нарушение которых влечет за собой уголовную и административную ответственность.
Под попыткой получения либо получением пособия по безработице, стипендии, досрочной пенсии, материальной помощи и иных социальных выплат обманным путём следует понимать такие действия гражданина, в результате которых у него появляется возможность незаконно получать выплаты за счёт федерального бюджета.
К основным случаям получения пособия по безработице обманным путем относятся:
— предоставление справки с завышенным средним заработком;
— сокрытие гражданином факта занятости при постановке на учёт в качестве безработного либо в период получения пособия по безработице;
— предоставление поддельных документов – трудовой книжки с поддельными записями; документов, оправдывающих неявку в установленный срок на прохождение очередной перерегистрации (например, поддельный лист временной нетрудоспособности) и т.п.;
— сокрытие факта назначения пенсии, обучения по очной форме в различных учебных заведениях и других обстоятельств, которые влияют на возможность получения пособия по безработице.
Работающие по гражданско-правовым договорам
Также нельзя регистрироваться на бирже труда людям, которые регулярно оказывают платные услуги по договорам гражданско-правового характера. Те, кто постоянно выполняет разовые заказы по таким договорам, считаются трудоустроенными. Если вы получаете деньги за свои услуги, то фактически заключаете договор, даже если его нет в письменном виде.
Например, биржа труда в Республике Татарстан отказалась регистрировать безработного из-за того, что он заключил с одной фирмой бессрочный договор оказания услуг.
Незаконное получение пособия могут признать преступлением. При этом сумма незаконно полученного пособия значения не имеет — даже за тысячу рублей могут привлечь к ответственности. За это могут выписать штраф в размере до 120 000 рублей или отправить на принудительные работы на срок до 2 лет.
Кому выплатят пособие
В 2023 году пособие по безработице выплачивают гражданам:
- которые официально получили статус безработного, то есть зарегистрировались в установленном порядке;
- отработавшим не менее 26 недель за прошедший, то есть 2022 календарный год. Наличие работы — одно из основных условий, как получить 12 000 по безработице от государства на протяжении нескольких месяцев;
- у которых бывший работодатель до того, как увольнять сотрудников, прилежно выплачивал за них страховые отчисления;
- являющимся трудоспособными и не имеющим противопоказаний к трудовой деятельности;
- реально ищущим работу.
Некоторые категории граждан нельзя оформить как безработных:
- лиц, проходящих воинскую службу;
- студентов очных отделений;
- несовершеннолетних и пенсионеров по старости;
- осужденных граждан и приговоренных к исправительным работам, лишению свободы;
- граждан, у которых отсутствуют необходимые документы для постановки на учет.
Аналитика законодательства
Штрафы работнику. Какие законны, какие нет. Взыскание ущерба |
Обзор ответственности предпринимателей за «продажу» наличных денежных средств из оборота розничной торговли |
О разъяснении вопросов в рамках ФЗ 44: единственный производитель. Обязанность предоставить расходы по договору |
Налогообложение после распределения имущества при ликвидации юридического лица (ООО) |
Обзор спора при продаже кафельной плитки разного тона(цвета) |
Административный штраф безработному
В своем заявлении ссылайтесь вот на эту статью закона:
Статья 31.5 КоАП РФ. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания
1. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
2. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Безработный гражданин: статус, права и обязанности
Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.
Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.
- Статус безработного в трудовом законодательстве
- Является трудоспособным
- Не имеет заработка и работы
- Ищет подходящую работу и готов приступить к ней
- Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства
- Права безработного гражданина
- Обязанности безработного
- Государственные гарантии
Как составить жалобу, что в ней написать
Указываете:
- Наименование организации, фамилию имя руководителя и сотрудника на действие или решение которого подается жалоба.
- Вашу Фамилию, Имя, Отчество, адрес проживания, контактный телефон, электронную почту;
- Краткую суть вопроса и данные о действиях, решениях на которые подается жалоба, доводы заявителя. Можно предоставить документы или их копии, подтверждающие ваши доводы.
По результатам рассмотрения жалобы, заявителю в письменной или электронной форме должен быть отправлен развернутый ответ.
- при удовлетворении – описываются действия по исправлению выявленных нарушений
- при отказе – аргументированное разъяснение о причинах отказа и информация по обжалованию данного решения.
Сроки и порядок оформления выплат по безработице
Законным правом на оформление пособия по безработице в нашей стране обладают граждане, не имеющие текущего места трудоустройства. Это означает, что у данных лиц отсутствует постоянный денежный доход. Этот факт, в свою очередь, и ставится основанием для оформления регулярной денежной поддержки.
Полномочия по назначению данной выплаты имеются у такой организации, как Центр занятости. Именно туда необходимо обратиться заинтересованному лицу по месту регистрации или проживания. Предварительно гражданину нужно будет подготовить перечень обязательных документов. Сюда входят следующие бумаги:
- Паспорт физического лица для подтверждения его личности.
- Трудовая книжка гражданина, в которую включается основная информация о его профессиональной деятельности в течение всей жизни.
- Заполненное заявление. Оформить его можно прямо во время первого визита в уполномоченную инстанцию. Как правило, у центров занятости уже имеется свой готовый образец, в который необходимо лишь вписать индивидуальные сведения.
- Справка о среднем размере заработной платы за последний расчетный период. Такой показатель, как средний заработок, будет необходим специалисту для последующего установления точного размера пособия.
- Диплом, а также иные документы, подтверждающие наличие у человека того или иного образования.
Период невыплаты пособия и приостановления – отличия
В законе о занятости населения вниманию представлен перечень условий, при которых материальная поддержка не выдается. Сюда относятся:
- декретный отпуск;
- выезд на обучение в иной регион;
- призыв молодого человека в армию.
В перечисленных ситуациях период приостановления не включается в общее время положенных выплат.
Также не запускается процесс сокращения суммы, которая положена безработным. Говоря иными словами, основания для невыплаты никак не связаны с совершенными проступками человека.
Для этого есть только одна причина – невозможность безработного найти новую работу. Как только данная причина перестает оказывать влияние на ситуацию, начисление положенного пособия автоматически возобновляется.
Важно! Прекращение выплаты начинается с даты, которая следует за днем наступления события, способствующего невозможности выйти на работу.
На основании данной информации становится понятно, что разница между невыплатой и официальной приостановкой начисления пособий заключается в таких факторах:
- Финансовая поддержка не перечисляется по уважительной причине. В этом случае человек не имеет возможности трудоустроиться на работу. А приостановка начислений осуществляется по причине нарушения установленных правил.
- Время отсутствия начисления не входит в общий срок положенных перечислений. Если же осуществляется приостановка, человек по результату теряет часть положенной ему поддержки.
Говоря иными словами, для невыплаты необходимых начислений требуется объективный фактор. Для временной же приостановки нужен просто доказанный факт нарушения установленных правил.
Ситуаций, когда сотрудники службы занятости лишают человека права начислять пособия, существует много. Максимальный срок временного приостановления составляет ровно месяц.
После этого сотрудники центра занятости обязаны возобновить начисление финансовой поддержки. Если этого не произошло, если работники биржи труда не дают согласие на материальную помощь, гражданин имеет право и возможность обжаловать решение через суд или в административном порядке.
Вопросы занятости населения по-прежнему сохраняет свою актуальность. Эта экономическая и серьезная социальная проблема приводит к сокращению производства, потере работниками своей квалификации, человек теряет возможность зарабатывать и обеспечить достойную жизнь своей семье. По данным Росстата в России уровень безработицы за первый квартал 2017 года составлял 5,6%, данный показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом на 0,2%[1].
В некоторых регионах, в частности в Республике Тыва, этот показатель еще выше. Эта аграрная республика находится вдали от магистральных транспортных линий и экономических центров, на границе с МНР. Географическое положение и резко-континентальный климат, отсутствие железной дороги сказались на том, что до настоящего времени территория республики остается слабо освоенной. Если уровень общей безработицы в Российской Федерации в среднем за III квартал 2015 года составил 5,3 процента, Сибирском федеральном округе –7, то в Республике Тыва -16,3 процента (в ноябре 2015 года -21,7). Тува входит в тройку территорий с напряженной ситуацией на рынке труда после Ингушетии с уровнем безработицы -30,7 процента и Чечни -17,1 процента[2].
Согласно ст. 7 Конституции Россия — социальное государство, одной из важнейших задач которого является социальная защита, обеспечение условий для достойной жизни граждан[3]. Поэтому при потере гражданами работы государство берет на себя обязательство оказывать соответствующую социальную помощь. Одной из форм социальной поддержки граждан, признанных безработным по закону, является пособие по безработице. Это денежная сумма, которая периодически выплачивается из соответствующего государственного фонда. Этот вид социальной поддержки безработных был введен еще в СССР в 20-егг. В последующем, когда в стране развернулись стройки первой пятилетки, потребовавшие большое количество рабочей силы, безработица была ликвидирована. В 1930году была закрыта последняя биржа труда, с ее закрытием прекратили и выплату пособий. С переходом в 90-е годы российского общества к рыночной экономике, с тем, что предложения рабочей силы превышали их спрос и возможность трудоустройства граждан, в стране вновь встала проблема занятости, и вновь вернулись к введению пособия как социальной поддержки безработных. В принятом в апреле 1991 года Законе РФ No1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации», определены понятие безработного, условия получения пособия по безработице, его размер.
Объект курсовой работы – общественные отношения, возникающие в связи с признанием гражданина безработным и назначением ему пособия по безработице.
Предмет курсовой работы – нормативно-правовые акты, регулирующие условия назначения пособия по безработице
Цель курсовой работы – исследовать нормативно-правовые акты, научную и учебную литературу, регулирующие условия назначения пособия по безработице.
Задачи исследования:
— изучить понятие пособия по безработице;
— исследовать правовое регулирование признания гражданина безработным, назначения и выплаты пособия по безработице;
— рассмотреть условия назначения пособия по безработице;
— рассмотреть проблемы, связанные с выплатой пособия по безработице.
Согласно ст. 3 Закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и готовые приступить к ней. Согласно п. 3 ст. 31 того же Закона, пособие по безработице начисляется службой занятости с первого дня признания граждан безработными на основании их заявления.
В соответствии со ст. 30 пособие выплачивается, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы. При этом время, когда работник получал пособие по беременности иродам, не работал в связи с простоем по вине работодателя, не имел возможности выполнять свою работу в связи с забастовкой, исключается. Размер пособия устанавливается в первом (12-месячном) периоде выплаты: первые три месяца—в размере 75% их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; в следующие четыре месяца—в размере 60%; в дальнейшем—в размере 45%. При этом сумма не может быть выше максимальной и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 Закона о занятости).
Во втором (12-месячном) периоде выплаты—пособие выплачивается в минимальном размере, увеличенной на размер районного коэффициента. Пособие по безработице начисляется: в первом (6—месячном) периоде выплаты—в размере минимальной величины пособия по безработице; во втором (6—месячном) периоде—в размере минимальной величины пособия по безработице. Пособие не может выплачиваться более 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Законом предусмотрена и минимальная, и максимальная величина пособия, которая ежегодно определяется Правительством Российской Федерации. Так, в 2018 году минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальный—4900 рублей. Следует указать, что указанные размеры пособия остаются неизменными, начиная с 2009 года. Что касается Республики Тыва, то она еще в 1994 году Указом Президента РФ была приравнена к районам Крайнего Севера, поэтому здесь на величину пособия начисляется северный районный коэффициент —1,4. С учетом этого минимальный размер пособия в целом по Туве в 2018 году составит 1190 рублей, максимальный –6860 рублей. В Туве есть три района -Монгун-Тайгинский, Тоджинский и Тере-Хольский, которые отнесены к Крайнему Северу и коэффициент равен 1,5. Минимальный размер пособия в этих районах составляет 1275 рублей и размер максимального -7350 рублей. Следует отметить, что пособие выплачивается не постоянно, ее выплата может быть прекращена. Это в том случае, если гражданин снят с учета как безработный, или же его приостановили на срок до трех месяцев, если безработный дважды отказался от подходящей работы или нарушил условия и сроки перерегистрации как безработный.
Изучение и анализ практики выплаты пособия по безработице показывает, что до 2005года его минимальный размер составлял 20 процентов величины прожиточного минимума, а максимальный размер был не выше, чем величина прожиточного минимума в том или ином субъекте Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Тыва No 537 от 07.12.2017 года величина прожиточного минимума определена в размере 10257 рублей в месяц, что значительно меньше размера пособия по безработице. Конечно, такая незначительная сумма не может обеспечить гражданину и его семье достаточный жизненный уровень, то есть нормально питаться, покупать все необходимое из одежды, содержать свое жилище, что противоречит ч. 1 ст. 7 Конституции РФ.
Чтобы устранить это противоречие следует установить размер пособия по безработице в процентах от прожиточного минимума (который регулярно увеличивается), исчисленного в субъекте Российской Федерации. Такая мера позволит учесть специфику условий проживания населения в различных субъектах страны. При этом нельзя допустить, чтобы размер пособия по безработице и величина прожиточного минимума были одинаковы, ибо это не будет стимулировать трудоустройство безработного. Таким образом, несмотря на имеющиеся недостатки, в стране создана система социальной поддержки лиц, оставшихся без работы. Она оказывается в виде пособия по безработице. Изменений в этой системе пока не предвидится, хотя в экономически сильных регионах, на наш взгляд, можно было на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки. Это позволит усилить социальную защищенность безработных, ибо пособие по безработице важно не только само по себе, оно имеет социально-экономический характер, являясь одной из государственных гарантий обеспечивающих социальную безопасность населения страны.
Обращение взыскания на пособия
Законодательство Российской Федерации предусматривает различные виды пособий для разных категорий граждан во многих сферах жизнедеятельности.
Как правило, взысканием задолженностей занимаются судебные приставы-исполнители, которые обладают широкими полномочиями и инструментами для эффективного взыскания долгов. К одному из таких относится обращение взыскания на доходы должника. Согласно закону, пособия признаются видом доходов.
Однако законодатель предусмотрел некоторые ограничения, в соответствии с которыми взыскание задолженностей с выплаченных пособий невозможно либо допускается только по решению суда в исключительных случаях.
Перечень доходов, на которые взыскание не может обращено, содержится в ФЗ «Об исполнительном производстве». К таким пособиям относятся различные пособия, выплачиваемые в связи с рождением ребенка, с потерей кормильца, пособия для отдельных категорий граждан и другие.
Но на практике судебные приставы-исполнители накладывают аресты на банковские счета, на которые перечисляются пособия, и обращают на них взыскание. Происходит это в связи с тем, что должностным лицам не известны источники поступлений, вид и характер находящихся на счетах денежных средств.
Чтобы не допустить незаконное взыскание, необходимо подготовить подтверждающие документы и направить их в Федеральную службу судебных приставов вместе с заявлением о прекращении или отмене взыскания на пособия.
Однако, не все пособия защищены от взыскания. Так, например, из страхового обеспечения, на который не может быть обращено взыскание, исключено пособие по временной нетрудоспособности. В связи с чем за его счет может быть погашен долг.
Чтобы обезопасить выплаты от взыскания, можно получать причитающиеся суммы наличными денежными средствами. Если же взыскания производятся на суммы, на которые согласно закону, оно производится не может, то в этом случае следует обращаться к судебным приставам-исполнителям с соответствующим заявлением.