Продление сроков выездной проверки: суды на стороне налоговиков
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продление сроков выездной проверки: суды на стороне налоговиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.
Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.
Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.
Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Особенности приостановления мероприятия
Порядок приостановления указан в статье 89 НК РФ. Решение о паузе принимается руководителем ФНС или его заместителем. Форма этого решения содержится в Приложении №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-2/189@ от 8 мая 2015 года. Однако эта форма не является обязательной. Если документ будет составлен в произвольном виде, это не будет правонарушением.
В пункте 9 статьи 89 НК РФ указано, что приостановка предполагает постановку на паузу этих процессов:
- Истребование документов. В процессе приостановки компании возвращаются все подлинники бумаг, которые были отправлены на проверку ранее. Исключение – бумаги, полученные в ходе выемки.
- Операции, проводимые на территории проверяемой компании. Все действия на площади фирмы останавливаются.
В законе указаны только эти действия. То есть все остальные операции в процессе приостановки проводить можно. Осуществляются они в стандартном порядке.
Последствия приостановки
Постановка проверочных процедур на паузу влечет эти последствия:
- Стандартный срок проверки, равный двум месяцам, останавливается. К примеру, проверка проводилась в течение 1 месяца и 3 недель. После этого принимается решение о паузе, равной 2 неделям. Соответственно, по окончании приостановки у налоговиков остается еще неделя на завершение мероприятия.
- Налоговики покидают площадь фирмы, которая проверяется. То есть по месту нахождения компании налоговики больше не могут проводить операции.
- Инспектор больше не может требовать документы у компании.
- Те бумаги, которые были истребованы ранее, возвращаются обратно.
- Не осуществляется выемка бумаг и предметов.
- Не выполняется осмотр площади и документов.
- Представители ФНС также не имеют прав на инвентаризацию.
На протяжении паузы налоговики могут запрашивать документы у контрагентов фирмы. Они также могут вызывать руководителей компании для предоставления объяснений. Возможен запрос свидетелей.
Приостановка невыгодна проверяемой фирме. Именно поэтому в решении указываются точные сроки паузы. В обратном случае права налогоплательщика будут нарушены. Рассмотрим негативные последствия приостановки для компании:
- Неопределенность статуса.
- Угроза стабильности финансового положения фирмы.
- Затруднения при планировании операций.
- Нарушение кредитоспособности.
- Проблемы в отношениях с контрагентами.
То есть налогоплательщику выгодна быстрая выездная проверка.
Какой период может быть охвачен проверкой?
«Глубина» проверки – это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (Определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).
То есть, при принятии решения в 2016 году проверкой могут быть охвачены периоды 2013, 2014, 2015 годов и периоды 2016 года, истекшие до месяца принятия решения.
Более того, период проверки может включать и месяцы года принятия решения о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, обязанность которого в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым, возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.
Также следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.
Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).
Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (Постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).
Основания продления выездной налоговой проверки
Налоговые органы могут увеличивать срок проводимой выездной проверки компании-налогоплательщика несколько раз. Основания продления проведения проверочных мероприятий прямо прописаны в законодательстве. В их число входят следующие факты:
-
Проверяемое юрлицо относится к числу крупнейших налогоплательщиков;
-
Во время проверки инспекторы получили требующие дополнительного изучения и подтверждения сведения о нарушениях фирмой налогового законодательства;
-
На территории, где проходит проверка, действуют форс-мажорные обстоятельства;
-
Проверяемое предприятие имеет несколько обособленных подразделений. Если у компании 10 и более таких подразделений, срок контрольных мероприятий может быть увеличен до 6-ти месяцев;
-
Компания нарушила сроки представления истребуемых инспекторами документов.
Выездная налоговая проверка может продлеваться и по иным основаниям. При решении вопроса о необходимости продления проверки учитываются такие факторы, как:
-
Протяженность проверяемого периода;
-
Объем истребуемой документации налогоплательщика, подлежащей анализу;
-
Количество налогов и сборов, по которым проходит проверка;
- Число видов деятельности налогоплательщика;
-
Организационная структура и внутренние технологические процессы в проверяемой фирме.
Сроки проведения выездной проверки
Общий порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется положениями ст. 89 НК РФ. Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
В случае продления сроков выездной проверки налогоплательщик получит соответствующее решение, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281@ «Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Прежде чем говорить об основаниях продления срока выездной проверки, отметим, что согласно п. 8 ст. 89 НК РФ срок ее проведения исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.
Согласно п. 9 ст. 89 НК РФ выездная проверка может быть не только продлена, но и приостановлена в определенных НК РФ случаях.
Соответственно, с учетом приостановления и продления выездная налоговая проверка может продолжаться год и более. Налогоплательщикам это, конечно, не нравится.
Что могут проверять в ходе выездной проверки
В ходе выездной проверки (далее будем сокращать – ВП) инспектора могут смотреть правильность расчета и уплаты налогов, сборов, взносов. Единственное условие – они должны относиться к промежутку времени, охватываемому ВП (п. п. 4, 17 ст. 89 НК РФ).
ВП может быть тематической – когда проверяют один налог или взнос или комплексной – когда делают ревизию всех, имевших место в периоде, платежей в бюджет.
Что конкретно будут смотреть — укажут в решении о проведении ВП. Поменять предмет уже начатой ВП или выйти за рамки указанного в решении инспекторам нельзя (п. 2 ст. 89 НК РФ, п. 1.2 Письмо ФНС от 25.07.2013 N АС-4-2/13622).
Для некоторых ВП есть дополнительные нюансы.
Например, у участников региональных инвестиционных проектов (РИП),в том числе бывших, сверх обычного предмета могут смотреть:
- соответствие показателей реализации РИП требованиям НК РФ и региональным НПА;
- выполнение обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе в части финансов, направленных на капвложений РИП.
Периодичность выездных проверок
В течение календарного года у одного субъекта допускается организовывать не больше двух ВП, а также не более двух отдельных проверок филиала или представительства (п. п. 5, 7 ст. 89 НК РФ). Но и из этого правила есть исключения.
Например, ИФНС провела в году ВП по налогу на прибыль за 3 года. Затем в этом же году она приняла решение о проведении ВП по НДС за последний квартал предыдущего года, так как за этот период подали уточненку. Больше ВП в этом году быть не может.
При этом может быть и так, что в одну ВП рассмотрели правильность уплаты сразу всех налогов и взносов. Тогда дополнительных проверок могут и не назначать.
И, говоря о периодичности, нельзя не вспомнить о такой вещи, как критерии риска. Налоговики в 2021 году применяют риск-ориентированный подход. Что означает, что если у вас есть выход за «контрольные» значения, которые анализирует ФНС – вас будут проверять, если же все в пределах нормы – не будут. И второе положение может длиться по нескольку лет.
Ограничения на проведение выездных налоговых проверок
Законодательные ограничения, установленные в отношении выездных проверок, касаются как количества их проведения, так и временного периода, за который они могут проводиться. Так, налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ).
Это значит, что если в 2021 году налоговики уже проводили в компании проверку, скажем, по налогу на прибыль организаций, то следующая такая проверка может быть не ранее, чем в следующем году.
Общее количество выездных проверок в течение календарного года также ограничено и составляет не более двух (увеличение данного количества осуществляется в исключительных случаях и только на основании решения ФНС России). К примеру, если в 2021 году налоговиками уже были проведены выездные налоговые проверки по НДС и налогу на прибыль, то следующая выездная проверка может быть проведена опять же не ранее, чем в 2022 году.
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки
Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.
По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.
Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:
-
налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
-
убытки в течение 2-х лет подряд;
-
высокая доля вычетов НДС (более 89%);
-
расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);
-
среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе
-
частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);
-
расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;
-
всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;
-
непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);
-
смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;
-
существенное отклонение уровня рентабельности;
-
ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).
На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.
А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить
Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.
Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.
Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.
В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…
Когда нарушение сроков выездной налоговой проверки выгодно налогоплательщику
Если выше мы говорили об отмене решения налоговой в случае нарушения сроков проверки, то сейчас речь о том, когда решение отменять нет необходимости. А нарушенные сроки — это неожиданный «козырь» для компании.
А именно: пока налоговая затягивает сроки, она может потерять право на принудительное взыскание недоимки.
Например, в деле №А13-14512/2018 налоговая нарушила сроки рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, принятия решения по итогам проверки, направления требования, принятия решения о взыскании. Компания обратилась в суд, чтобы отменить решение о взыскании и выиграла в трех инстанциях, потому что «…несоблюдение налоговиками сроков, предусмотренных Налоговым кодексом не увеличивает срок на принудительное взыскание недоимки.Это гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика».
Но тот факт, что инспекция потеряла право взыскивать недоимку принудительно, не лишает инспекцию права идти за этой недоимкой в суд.
Однако, в нашей практике есть дело, когда по результатам проведённой проверки мы признали взыскание с налогоплательщика налоговой задолженности с нарушением сроков давности на обращение в суд. Заметьте, в той истории дело было именно в нарушении срока давности на обращение в суд, а не принудительного взыскания недоимки. Но таких прецедентов в последнее время не много.