Можно ли управлять скутером до 50 кубов, имея В категорию?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли управлять скутером до 50 кубов, имея В категорию?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Водительское удостоверение на мотоцикл как оформить в Донецке в 2022 году
В стоимость обучения в автошколе входит теория, практика и последующее сопровождение в ГИБДД. Однако цена получения прав на скутер существенно различается. На показатель оказывают влияние:
- регион, в котором проходит обучение;
- востребованность услуги;
- состав пакета услуг;
- категория прав, которые гражданин хочет получить.
Показатель стоимости получения прав на скутер в 2022 году варьируется от 10000 до 30000 руб.
Точную цену удастся узнать, обратившись непосредственно в выбранное учебное заведение.
В Беларуси действуют примерно такие же нормы, как и в РФ. Для управления скутером любого типа потребуется наличие удостоверения. Если объём двигателя меньше 50 кубических сантиметров, потребуется удостоверение АМ.. Для максискутера необходимо наличие прав категории А.
На Украине также требуется получение удостоверения для управления скутером. Если рабочий объем двигателя меньше 50 кубических сантиметров, потребуются права А1. Во всех остальных случаях необходимо удостоверение А. Другие категории не дают право водить скутер.
Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.
Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».
Как уже было упомянуто ранее, для управления мопедом или скутером необходимы права категории «М». Однако подойдут не только они. Согласно законодательству, управлять этими видами транспортных средств могут водители, имеющие права любой открытой категории. То есть, если у владельца мопеда имеется водительское удостоверение категории «В», то категория «М» в его правах открывается автоматически. А значит сдавать дополнительно экзамены на категорию «М» нет необходимости.
Поездка на мопеде или скутере при отсутствии водительских прав является нарушением и карается штрафом в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Также водителя, не имеющего при себе подтверждения регистрации ТС, могут отстранить от управления транспортом и забрать мопед на штрафную стоянку.
Единственный «транспорт» с ДВС, которым можно управлять без прав – это питбайк. Однако он относится к категории спортивного инвентаря, поэтому не допускается для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Для того, чтобы получить права на мопед или скутер, необходимо подать заявление, пройти медицинское и психиатрическое освидетельствование, заплатить пошлину и сдать экзамен.
Первое, что необходимо сделать – это выбрать автошколу, где присутствует программа обучения вождению. Как правило, она состоит из 72 часов теории и 30 часов практики, где непосредственно на вождение выделяется 18 часов.
Обучение происходит на платной основе. Выбирая автошколу, стоит уделить внимание наличию у нее государственной лицензии и отзывам в сети.
Получить права на скутер или мопед может человек, соответствующий таким требованиям:
- возраст старше 16 лет;
- наличие российского гражданства или вида на жительства в РФ;
- отсуствие медицинских противопоказаний;
- успешная сдача итогового экзамена.
Медицинское освидетельствование необходимо для выявления возможных противопоказаний и ограничений на управление мопедом. Права на скутер не выдадут при ряде ограничений. К ним относятся:
- болезни эндокринной системы;
- эпилепсия;
- моторные дисфункции;
- психические расстройства;
- серьезные нарушения слуха и зрения;
- алкоголизм и наркомания.
На начальном этапе получения прав на мопед с объемом ДВС не более 50 кубов кандидат должен собрать следующие документы:
- Заявление на специальном бланке ГИБДД (заполненное по образцу).
- Удостоверение личности (паспорт).
- Справка из психиатрического и наркологического диспансера.
- Медицинское освидетельствование с положительным заключением.
- Две фотографии размером 3×4.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Сам экзамен сдается в ГИБДД. Первая часть – это проверка теоретического материала (ПДД, оказание помощи, конструкционные особенности ТС, конфликты на дороге). Проверка проводится в форме тестирования.
С 2014 года требования к водителям скутеров и мопедов значительно ужесточились. Согласно последним поправкам, на данный вид транспорта теперь требуется оформлять не только права, но и полис ОСАГО. Вот тут-то и начинаются трудности.
Освидетельствование происходит в следующем порядке:
- получение диагностической карты в техцентре;
- предоставление ее в страховую компанию и последующее получение документов.
При этом сразу стоит уточнить, что мопедам и скутерам со сроком службы менее 3 лет освидетельствование не требуется.
Диагностическую карту для получения делают непосредственно в процессе техосмотра. Для этого владелец мопеда должен предоставить ПТС или свидетельство о государственной регистрации. Однако ПТС на мопеды не существует в принципе, а государственной регистрации в ГИБДД мотороллеры не подлежат, поэтому пройти техосмотр владельцу мопеда просто невозможно. А раз так, то и оформить страховку вряд ли получится.
Нужны ли права на скутер (мопед) в 2020 году?
Все это стало причиной и основанием для принятия решения на законодательном уровне обязанность получения прав на управление мопедами. Они не должны превышать по скорости 50 км/час.
Экзамен, который станет основанием для получения водительского удостоверения на управление мопедом, состоит из теории и практики.
Перед обучением требуется не только узнать стоимость данного процесса, но обратить внимание на выбор подходящего педагога.
Это важно, так как от этого будет зависеть общее качество обучения.
Но получить полис ОСАГО можно в случае заинтересованности водителя в данном процессе. Соответственно, полис проверке инспектором не подлежит, и штраф в случае его отсутствия не накладывается.
Взимание штрафа за повреждение автомобиля или другого ТС мопедом может происходить лишь в суде или при согласии сторон-участников ДТП. Кто не может получить права на скутер Если в ВУ в графе, предназначенной для отметок по категории М, стоит «МЛ» — это значит, что управление скутером или мопедом данному водителю запрещено по медицинским показаниям.
Получить права на скутер не могут лица, которые меньше месяца назад перенесли хирургическое вмешательство на глаза, имеют нарушения вестибулярных функций, неподвижность межфалангового пространства, паралич, а также те, у кого зрение видящего глаза ниже 0,2, а второго — 0,6. Это подтверждается медицинской комиссией.
Для управления скутерами (мопедами) подходят только российские национальные водительские удостоверения (пункт 7 статьи 25 закона «О БДД»).
При управлении нельзя использовать удостоверение тракториста-машиниста.
Нужно ли получать права на электроскутер и электросамокат по новым правилам
В конце 2013 года в водительских правах появилась новая категория – «М». У инспекторов ДПС появились полномочия тормозить водителей, которые передвигаются даже на маломощных скутерах для предъявления водительских прав на управление ТС. Управлять электроскутером без прав также стало невозможно, особенно моделями, укомплектованными мотором мощностью 0,25-4 кВт.
Для управления скутером с электромотором необходимо в обязательном порядке получить водительское удостоверение, если его можно отнести в относительно новую категорию транспортных средств – мопедов. Предписания на законодательном уровне разъясняют ключевые моменты. Термин «мопед» актуален для транспортного средства с такими характеристиками:
- ТС имеют двухколесную или трехколесную конструкцию;
- средняя скорость – 50 км в час;
- агрегаты оснащены двигателем внутреннего сгорания или электромотором;
- мощность мотора варьируется от 250 кВт до 4 кВт.
Нужны ли права на мопед 50 кубов?
Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.
Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».
На какой мототехнике в 2021 году можно ездить без прав
Главным образом, такое маленькое средство передвижения предназначается для спортивной езды на различных треках. На российском рынке можно найти экземпляры с объемом двигателя 50, 110, 125, 150 кубических сантиметров. Поэтому права нужны для любого из них.
Для самого маленького питбайка будет достаточно категории «М». Для других вариантов данного мотоциклетного транспорта нужно обязательно получить права «А».
Со стороны представителей дорожной полиции к таким средствам передвижения повышенное внимание, поскольку их водители больше всего склонны к нарушению ПДД. Зарегистрировать питбайк в ГИБДД довольно сложно, поскольку для этого требуется установить спидометр, отражатели, указатели поворота. В противном случае ездить на них можно только по спортивным трассам.
Это транспортное средство является наиболее экономичным, экологически чистым.
Объем двигателя здесь редко превышает 50 «кубиков», а мощность – 250-4000 Вт. Для управления этим электрическим средством передвижения нужно получить права категории «М».
Более мощные экземпляры нужно регистрировать, оформлять страховку ОСАГО. Если этого не делать, то электрический скутер может попасть на штрафную стоянку, а водитель лишится 15000 рублей, которые придется заплатить в виде штрафа.
Регистрация скутера осуществляется в территориальном подразделении ГИБДД по месту жительства владельца.
С 2013 года малолитражные транспортные средства появились в перечне средств, для использования которых необходимо специальное право управления. Получить права на скутер должен каждый владелец мопеда до 50 кубиков. Кроме того, данный перечень включает ТС:
- имеющие электродвигатель (мощность 0,25 – 4 кВт);
- оснащенные двигателем с объемом до 50 кубов.
- развивающие скорость не больше 50 км/ч;
Правам на скутер присвоена категория М.
Эта категория включает электроскутеры, мопеды и небольшие квадроциклы.
Вождение скутера требует наличия документа, подтверждающего право управления.
Вес последних перечисленных транспортных средств не должен превышать 400 кг. Важно! Возраст лиц, которые допускаются к обучению вождения мопеда, должен быть не меньше 14 лет.
Лица, которые обучают такой езде, обязаны быть аттестованными специалистами соответствующей категории. Такой сертификат выдает дорожная инспекция. Вопрос о том, нужны ли права на мопеды, не единственный вызывает ажиотаж вокруг себя.
Ещё один популярный вопрос – какие существуют требования к водителям скутеров и мопедов.
В первую очередь, роль играет возраст.
Поэтому почти год теоретически закон существовал, но не действовал. В связи с этим, людям, которые хотели управлять скутерами, нужно было получать более высокую категорию управления. По закону мопедом принято считать , обладающее такими характеристиками, как:
- Объем двигателя внутреннего сгорания не должен быть больше 50 куб. см или электродвигатель от 0,25 кВт до 4 кВт.
- Максимальная скорость движения не должна превышать 50 км/ч.
Мопед может иметь два или три колеса, а также к мопедам приравнивают квадроциклы.
К мопедам могут причислить даже велосипед, у которого имеется двигатель, подходящий под характеристики скутера.
С апреля 2014 года каждый тот, кто управляет скутером, обязан обладать соответствующими документами. По просьбе сотрудников ГИБДД водитель обязан предъявить права.
Также необходимо наличие шлема у водителя скутера. Если водитель мопеда не достиг возраста 16 лет, управление скутером запрещено.
Упоминание вида транспорта в правилах дорожного движения означает, что они распространяются на упомянутые транспортные средства в полной мере.
А значит, ответ на вопрос о том, нужны ли права на мопед, однозначен – нужны! Чтобы законно передвигаться по дорогам общего значения на скутере или мопеде, водителю необходимо получить водительские права категории А1 или открыть существующую категорию в имеющемся водительском удостоверении.
или электромотором мощностью до 4 кВт.
Однако это касается только техники, купленной до 23 декабря 2009 года (тогда вступило в силу Постановление № 1371, регламентирующее регистрацию данных ТС), для всех остальных такие документы обязательны. На зарегистрированные мопеды и скутеры выдаются номерные знаки и техпаспорт.
Лица, имеющие водительские удостоверения, выданные до 20 мая 2009 года (тогда вступило в силу Постановление № 511, которым введены новые категории прав)
Они обязаны знать и выполнять Правила дорожного движения, иметь водительское удостоверение соответствующей категории, транспортное средство должно быть зарегистрировано в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Для мотоциклов и мопедов с объемом двигателя не более 150 кубических сантиметров (кроме квадроциклов), изготовленных и ввезенных на территорию ДНР до 1 января 2015 года, которые не имеют регистрации, первая государственная регистрация в МРЭО ГАИ МВД ДНР может быть проведена по упрощенной процедуре», – сообщили в пресс-службе Госавтоинспекции. Так отметили, что на мототранспорт, зарегистрированный по упрощенной процедуре, выдаются временные регистрационные документы сроком на два года. Стоимость временной регистрации составляет 587 российских рублей (без стоимости услуги банка).
«Мототранспорт до 150 кубических сантиметров, изготовленный и ввезенный на территорию ДНР после 1 января 2015 года без документов, подтверждающих их приобретение, регистрации в МРЭО по упрощенной процедуре не подлежит»
, – подчеркнули в ГАИ.
С этим всё ясно, идём дальше.
В ст.34 ЗУ «О дорожном движении» говорится о необходимости регистрации мопедов, эксплуатируемых на дорогах госзначения. Поясним, что это далеко не все дороги, а лишь некоторые автотрассы, список которых утверждён Постановою КМУ № 865 від 24.06.2006 року
«Про затвердження переліку автомобільних доріг загального користування державного значення»
В случае , если инспектор ДПС оштрафует владельца мопеда за отсутствие регистрации на дороге НЕ госзначения, смело подавайте иск в суд .
Суды обычно такие штрафы отменяют.
Основным международным документом в сфере дорожного движения является Конвенция о дорожном движении (г.Вена). Нас интересует в этом документе ст.1 (пункты m, n , o ) , пункт 2 ст.54 и приложение 6 (водительское удостоверение). текст Конвенции в п.m)
Так же как мотороллеры и мопеды, скутеры считаются особой категорией мотоциклов. Такие транспортные средства характеризуются следующими признаками:
- Наличие 2 колес.
- На них можно ездить по дорогам, которые предназначены для общего пользования.
- Конструкция средства передвижения предполагает расположение двигателя в специальном закрытом отсеке, находящимся непосредственно под сидением.
- Имеется площадка, предназначенная для размещения ног лица, управляющего скутером.
При этом с юридической точки зрения мотоциклы и скутеры – разные виды транспорта. Первые принадлежат к категории А, а вторые – к категории М (в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 196-ФЗ они могут быть классифицированы как мопеды и легкие квадрициклы).
Отличительной особенностью скутера является малый объем двигателя. Он составляет не более 50 куб. см. При этом его мощность не превосходит 4 киловатт. В связи с техническими ограничениями, скорость передвижения такого вида транспорта не может составлять более 50 км/ч.
Нужны ли права на скутер до 50 кубов в 2021 году
По своей сути скутер является механическим видом транспорта. В соответствии с нормами отечественного законодательства для управления таким средством передвижения требуется получение водительских прав. А из п. 2 ст. 26 Закона № 196-ФЗ следует, что управлять скутером при движении по дорогам общего пользования могут лица не младше 16 лет при условии наличия у них действительного водительского удостоверения.
Нужны ли права на маломощный скутер с объемом двигателя до 50 кубов? С правовой точки зрения – однозначно да, поскольку данный вид транспорта относиться к категории М. А управление им законно только при наличии водительского удостоверения.
Будут ли нужны права такой же категории на вождение 50-кубового скутера? Да, для его вождения потребуются права, позволяющие управлять транспортом категории М. 50 куб. см. – максимально возможный объем двигателя, позволяющий классифицировать транспортное средство как скутер.
Для ответа на вопрос, нужны ли права на скутер с двигателем в 49 кубов, каких-либо дополненных пояснений давать не требуется. Достаточно внимательно прочитать предыдущий абзац, и все станет понятно.
Чтобы стать обладателем удостоверения, вначале потребуется пройти курс обучения в автошколе. Обучающимся предстоит изучить теоретические основы вождения и освоить навыки управления транспортным средством.
Теоретическая подготовка учащихся автошкол включает в себя:
- Изучение правил дорожного движения и закрепление полученных знаний.
- Рассмотрение вопросов, касающихся устройства и функционирования средства передвижения.
- Ознакомление с правилами оказания первой медицинской помощи при нахождении на дороге.
- Раскрытие правовых аспектов дорожного движения (нужны ли права на скутер 50 кубов и менее, юридическая ответственность за несоблюдение правил дорожного движения и т.д.).
Теоретическая подготовка учащихся занимает 72 часа. После изучения каждого блока информации будущим водителем предлагается проверить качество усвоения знаний путем сдачи зачетов. Затем рассматриваются новые темы. На практические занятия отводится 30 ч. За этот период учащиеся должны освоить главные навыки, необходимые для вождения скутера в условиях реального дорожного движения.
Все обучение занимает не более 3 недель. После его окончания инструктор проводит внутренний экзамен, на котором проверяет знания и умения учащихся. В случае его успешного прохождения выпускник автошколы сдает экзамен в ГИБДД. Ему также потребуется предъявить справку об отсутствии медицинских противопоказаний к вождению транспортного средства категории М.
Чтобы получить права, экзаменуемый должен вначале успешно сдать теоретическую часть на компьютере, а затем продемонстрировать экзаменатору навыки вождения скутера. Если сдача теории будет провалена, повторный экзамен состоится через неделю. После третье неудачной попытки пересдача возможна через месяц.
Успешно сдавшему экзамен гражданину вручаются водительское удостоверение при условии оплаты им государственной пошлины. При получении документа старого образца ее сумма составляет 2000 руб., а нового – 3000 руб. (п. 43.1 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ). Удостоверение действует на протяжении 10 лет.
Скутеры относятся к транспортным средствам категории М. На основании п. 7 ст. 25 Закона № 196 ФЗ управлять им можно при наличии водительского удостоверения отечественного образца на вождение транспортного средства практически любой категории. Проще говоря, если у вас уже есть права на вождение автомобиля или мотоцикла, еще одно водительское удостоверение получать не потребуется.
Но здесь следует учитывать некоторые моменты. Многие интересуются, нужны ли права на скутер при наличии удостоверения тракториста-машиниста. Данный вид водительского удостоверения для вождения скутера не подходит. Это означает, что его владельцу придется получать отдельные права. Также на управление скутером может быть наложено ограничение, обусловленное определенными проблемами со здоровьем (в таком случае на оборотной стороне удостоверения проставляется отметка ML).
Управление транспортным средством категории М в случае отсутствия водительского удостоверения расценивается как правонарушение административного характера. При определении меры ответственности подлежат применению положения ст. 12.7 КоАП РФ. И не важно, знал ли нарушитель, что для управления скутером с двигателем не более 49-50 кубов нужны права.
За вождение без прав гражданин может быть оштрафован на сумму 5000-15000 руб. В случае передачи управления лицу, у которого прав на вождение скутера не имеется, допустившему это гражданину грозит штраф величиной 30000 руб.
Особенность категории «М» состоит в том, что она включена в любую другую существующую категорию и подкатегорию водительских прав. Другими словами, если у гражданина есть права «В» (для автомобилей), «А» (для мотоциклов) или любой другой категории, то он автоматически получает разрешение на управление мопедами.
Но есть исключение, когда водитель не может управлять скутером, хотя имеет права другой категории. Оно связано с медицинскими ограничениями: некоторые водители могут управлять автомобилями, но не могут справятся с двухколесным транспортом.
Если мопед, а точнее легкий мотоцикл, необходимо регистрировать в ГИБДД, то водителю придется пройти несколько несложных процедур. Для начала необходимо собрать все требующиеся документы: паспорт, договор купли-продажи или чек, ПТС или ГТД.
Если скутер покупался с рук, то у предыдущего владельца нужно узнать, ставили ли его на учет. Без ПТС транспортное средство, стоявшее на учете, переоформить на себя не выйдет. Если продавец говорит, что потерял ПТС, то перед продажей ему следует восстановить этот документ в ГИБДД. Отказ выдавать ПТС будет тревожным сигналом о том, что мопед может быть ворованным. Если же скутер покупается в салоне или у человека, еще не ставившем ТС на учет в Госавтоинспекции, то следует просить не только чек, подтверждающий покупку, но и грузовую таможенную декларацию (ГТД).
Остальные процедуры постановки на учет не отличаются от тех, что проводятся с автомобилями. Покупателю нужно оформить полис ОСАГО, записаться в МРЭО ГИБДД, оплатить гос. пошлины, прийти с необходимыми документами на регистрацию и предоставить ТС на осмотр. После всех процедур новому владельцу мотоцикла выдадут СТС и номерные знаки.
Если документы на мопед были утеряны, то, по сути, ничего страшного в этом нет. Проблемы могут возникнуть, только если предыдущий владелец мопеда напишет заявление об угоне. Если у него сохранились чеки, а у нового владельца нет договора купли-продажи, то судебный процесс может затянуться на долгое время, пока покупатель не докажет факт совершения сделки. В остальных же случаях документы на мопед не требуются. Однако хранить их стоит в любом случае, так как неизвестно, какие нововведения будут внесены в законодательство в будущем.
- Автокредитование
- Все о ОСАГО
- Все о КАСКО
- Автострахование
- Налоги на авто
- ДТП — что делать?
- Все о каршеринге
- Штрафы
- Регистрационные действия
- Общение с ГИБДД
- В помощь водителям
- Купля-продажа
- Тонировка
- Лишение прав
Штраф за езду на скутере без прав 2019
За управление мопедами без водительского удостоверения предусмотрен штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, при этом мопед помещается на специализированную стоянку.
Наличие прав — обязательное правило для всех водителей. Документ выдают после прохождения обучения в автошколе и сдачи экзаменов. «Корочку» нужно всегда иметь при себе, садясь за руль: сотрудник ГИБДД имеет полное право остановить автомобиль или мотоцикл, а его водителя попросить предъявить документ.
Это обусловлено тем, что совсем недавно для вождения данного транспорта не было необходимости получения водительских прав.
Как упоминалось выше, регистрация обязательна для езды по дорогам государственного значения, соответственно тогда же необходимо иметь страховой полис Интересно! Принятие законов о том, что для вождения мопеда или скутера необходимо иметь права и регистрировать транспортное средство, в народе встретили с возмущением.
Какая требуется категория?
Если сила двигателя – 49 кубов, удостоверение должно содержать спецкатегорию – «М», тогда права подойдут на мопед 49 кубов. Но законодатель учел простоту вождения мопедом и разрешил правомерно управлять им при наличии в правах и других открытых категорий.
Согласно п. 7 статьи 25 ФЗ №196, любые водительские удостоверения категорий А, В, С, D и с иными подкатегориями (А1, В1 и так далее), дают право на управление транспортными средствами, признаваемыми мопедами.
Как видно, все достаточно просто: так как М – это низшая водительская категория, езда на мопеде допустима с любым удостоверением, независимо от категории ТС, на вождение которыми такое в/у дает право. Даже в случае, когда непосредственно категория М в нем и отсутствует.
Обратите внимание! Это не касается водителей, которые имеют медицинские противопоказания к езде на мопеде. Такие противопоказания и ограничения обозначаются отметкой «ML» в 12 столбце водительской «корочки» и прямо запрещают водителю управлять скутером, какой бы рабочей мощностью тот не обладал, и какие бы водительские категории в удостоверении не были указаны. Если такая отметка внесена в права по ошибке – обратитесь в подразделение ГИБДД с заявлением на внесение исправлений. Но для этого, скорее всего, придётся получить новую медсправку, в рамках которой врачи убедятся в действительном отсутствии таких противопоказаний.
Почему именно скутер?
Напомним, со скольки лет можно ездить на скутере — с 16. Особо нетерпеливым соискателям на права можно начинать обучение с более раннего возраста. Скутер — оптимальное решение для подростка, решившего освоить управление двухколесным транспортом. Перечислим несколько причин:
- Максимальное сходство управления с мотоциклом. В отличие от мопеда, скутер оснащен коробкой передач, позволяющей регулировать скорость передвижения.
- Простота управления. Все органы управления расположены на руле, не требуют приложения больших усилий.
- Максимальный комфорт. Во время движения ноги водителя располагаются на удобной широкой подставке.
- Экономичность. Скутер — очень неприхотливая машина в плане расхода топлива. Агрегаты, выпущенные заводами мировых брендов, не требуют частого обслуживания и замены дорогостоящих запчастей.
- Привлекательный внешний вид и багажник. Каркас и силовая установка закрыты пластиковыми обводами, которые снижают воздействие потоков воздуха, придают машине современный облик. В заднюю часть скутера часто встраивают достаточно объемный отсек для полезных грузов.
С какого возраста можно управлять мотоциклом
Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.
Скутеры, мопеды | Объем двигателя не выше 50 кубов | С 16 лет |
Легкие мотоциклы | Объем двигателя до 125 кубов | С 16 лет |
Мотоциклы | Объем двигателя больше 125 кубов | С 18 лет |
Трициклы, квадроциклы | Объем двигателя от 50 кубов | С 18 лет |
Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.
Особенности сдачи экзаменов
- При достижении 18-летнего возраста и при наличии в/у категории «B» и «C» обучение и сдачу экзамена проходит не нужно, категория присваивается автоматически. При обмене прав на новом бланке ее проставляют без просьбы заявителя.
- В случае неудачи дается время на дополнительную подготовку, после чего ему разрешается сдать экзамен повторно. Сделать это можно не раньше, чем через 7 дней с момента предыдущей попытки.
- Сдача практической части по дорогам общего пользования для водителей категории «М» не предусмотрена.
- После успешной сдачи экзамена нужно обратиться в ГАИ. Права по нынешним требованиям выдаются в день обращения человека.
- Если теоретическая часть сдана, а практика нет, то при повторной сдаче билеты по теории не сдаются.
Чем грозит езда без прав
Сотрудник ДПС имеет право остановить владельца скутера на любом участке пути и попросить документы. Штрафные меры различаются в зависимости от нарушения:
- Если ВУ оформлено, но у вас его нет при себе, то ограничитесь штрафом 500 руб.
- Поездки на скутере без удостоверения караются штрафом до 15 000 рублей. Сам электрический транспорт в этом случае отправится на штрафную стоянку. Вернуть его вы сможете только при предъявлении удостоверения.
- Если же права с собой, но их категория не соответствует мощности транспорта, штраф все равно придется платить, как за вождение без прав. Рекомендуем всегда иметь при себе технический паспорт скутера, где указаны его точные характеристики. Это поможет объясниться с инспектором, если возникнут недовольства с его стороны.
Закон о получении водительского удостоверения на скутер
Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.
Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.
Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).
Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
Нужны ли права на мопед
Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.
С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.
Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.
То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.
Существуют экстремалы, готовые отправиться в международное турне на двухколесном друге. В зависимости от тех стран, по которым планируется проехать, у водителя могут возникнуть различные проблемы. Например, в Евросоюзе любые скутеры и мопеды (даже до 50 кубов) должны иметь техпаспорт, номера и страховку. В России же аналогичный транспорт можно вообще не регистрировать в ГИБДД.
Если говорить о том, какая категория прав нужна на мопед или скутер в ЕС, то категория «М» однозначно не подойдет. ПДД в Европе регулируются положениями Венской и Женевской конвенций, а там графа «М» просто-напросто отсутствует. Для того чтобы иметь право передвигаться по Европе на таком транспорте, в зависимости от мощности ТС вам потребуется следующая категория:
- А, А1 или В – для скутера или мопеда до 50 кубов
- А, А1 или В – для легкого мотоцикла до 125 кубов
- А – для мотоцикла свыше 125 кубов
Что касается проката, то здесь на расторопность служащих контор надеяться не стоит. Вам вполне могут выдать мопед, не обратив внимание на отметки в правах и даже полностью закрыв глаза на их отсутствие. Но если полиция вас остановит, вы огребете по полной. Если в лояльной Италии за такое нарушение придется заплатить 400 евро, то во Франции с нарушителя могут содрать до 15’000 евро, а это, внимание! – 1,2 миллиона рублей.
Лучше, если сами права будут международными (МВУ), для этого придется обратиться в российскую ГИБДД. По идее большинство стран по решению конвенции обязуется принимать от туристов национальные ВУ (выданные на родине), однако далеко не все из подписавших конвенцию стран ратифицировали документ. Чтобы избежать заморочек с местной полицией, лучше все-таки иметь и международные права на мопед.
Например, во Вьетнаме для управления мопедом до 50 кубов права не требуются вовсе, а на более мощные скутеры и мотоциклы нужны вьетнамские права. Несмотря на подписание конвенции, Вьетнам неохотно принимает международные ВУ. Получить ВУ непосредственно во Вьетнаме трудно, особенно туристу без знания местного языка. В Греции достаточно российских прав, в Европе тоже практически везде принимают российские ВУ. В каких-то странах страховка и номера нужны, в каких-то нет, и в этом главная сложность. В странах, не входящих в ЕС, правила периодически меняются, поэтому будет нелишним уточнить информацию перед поездкой.