Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.
Назначение трасологической экспертизы при ДТП
Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.
Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.
Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом
При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.
- По принадлежности следов от транспортных средств:
- Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
- Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
- Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
- Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
- Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
- Восстановление целостности картины по частям:
- К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
- Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
- Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
- Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
- Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
- Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
- Выявление конкретного места ДТП:
- На какой полосе произошло столкновение?
- В каком ряду стояли машины?
- Как располагались автомобили во время столкновения?
Что такое трасологическая экспертиза
Важно разобраться, что это такое. В общем смысле трасология в переводе означает «наука о следах». Это один из подходов криминалистики, основанный на изучении закономерностей образования следов, отражающих механизм преступления, и их исследовании с целью выяснения важных для расследования обстоятельств.
Данная экспертиза может назначаться следственными, судебными органами или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц на любой стадии рассмотрения дела. Однако оптимальный вариант – проведение проверки в ходе дознания (предварительного расследования). Именно на этой стадии требуется установить виновника аварии.
После ДТП транспортно-трасологическое исследование проводится в рамках автотехнической экспертизы и предполагает изучение следов ТС, по которым выясняется направление движения, тип, марка ТС или его шин.
Это позволяет восстановить картину происшествия и выяснить его причины.
Объектом изучения становятся отделившиеся в ходе аварии детали, части/цы (осколки стёкол, пластика, элементов внешней и внутренней отделки, частицы краски и так далее). А также биологические следы, оставленные водителями, пешеходами, пассажирами и прочими участниками ДТП.
Проведение трасологической экспертизы
Трасологическое исследование включает несколько этапов:
- Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
- Ознакомление с имеющейся документацией.
- Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
- Осмотр ТС.
- Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
- Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
- Подготовка и передача заказчику заключения.
Стоимость и порядок оплаты • Стоимость услуги определяется в соответствии с действующими тарифами
• Оплата в форме наличного и безналичного расчета (на основании выставленного Счета по указанным в нем реквизитам по безналичному перечислению или наличным платежом)
Процедура 1. Первичное (общее) консультирование об условиях проведения технико-криминалистической экспертизы документов
2. Рассмотрение заявления с приложенным комплектом документов, необходимых для проведения экспертизы и выдачи Заключения эксперта
3. После предварительного согласования оформление договора, в котором оговариваются порядок и условия работы, сроки выполнения заказа, оплата и отчет о выполненной работе
4. Выставление счета на оплату услуги
5. Подтверждение оплаты
6. Выдача Заключения эксперта
7. После выполнения услуги Исполнителем подписание сторонами акта об оказании услуг
• Заключения эксперта выдается в срок, оговоренный с Заказчиком.
Основание для отказа • Не предоставление полного комплекта документов, необходимых для проведения экспертизы • Не произведена оплата
- идентификационные;
- диагностические;
- классификационные;
- ситуационные.
Идентификационные – установление групповой принадлежности, индивидуального тождества по отображенным в следах свойствам и признакам, целое по частям.
Диагностические – реконструкционные (наличие следов, механизм их образования, свойства объектов, наличие навыков, пригодность следов для идентификации; реконструкция объектов по частям).
Классификационные – отнесение представленных объектов к определенному общепринятому классу.
Ситуационные – комплексное изучение следов и механизма их образования, направленное на реконструкцию события.
К трасологической экспертизе относятся:
- экспертиза следов зубов человека;
- экспертиза следов ног и обуви;
- экспертиза следов транспортных средств;
- экспертиза повреждений одежды;
- экспертиза следов орудий взлома и инструментов;
- экспертиза замков и предохранительных устройств;
- экспертиза пломб, запорно-пломбировочных устройств (зпу), закруток;
- экспертиза установления целого по частям;
- экспертиза изделий массового производства;
- экспертиза монет;
- экспертиза узлов и петель;
- экспертиза по установлению уничтоженных (измененных) рельефных знаков;
- экспертиза следов ног (лап) животных;
- экспертиза пробирных клейм на изделиях из драгоценных металлов и их сплавов (ювелирные изделия).
- идентификационные;
- диагностические;
- классификационные.
Идентификационные – решение вопроса, не оставлен ли представленный след конкретным предметом.
Диагностические – решение вопросов по установлению групповой принадлежности орудий; о механизме, времени образования следов, пригодности их для идентификации, способе действий и профессиональных навыках лиц, свойствах следообразующего объекта.
Классификационные – решение вопроса об отнесении объекта к определенному стандартизированному классу, установление типа орудия по оставленным следам.
Требования к материалам, направляемым на экспертизу
На экспертизу следов орудий взлома и инструментов следует представить предметы или части со следами, орудия и инструменты. При исследовании следов распила и сверления экспертам необходимо направить также опилки или стружки. На частях предметов со следами необходимо сделать надписи, ориентирующие их положение, например: «верх», «низ», «наружная сторона», «внутренняя сторона».
Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов орудий взлома и инструментов
- Каков механизм образования следов (отжим, сверление, пролом, разруб, распил)?
- Каким предметом образованы следы?
- С какой стороны (внутренней или наружной) произведен взлом?
- Каково было положение орудия, инструмента относительно следовоспринимающей поверхности?
- Пригодны ли следы, обнаруженные на месте происшествия, для идентификации орудия, их оставившего?
- Не оставлены ли следы проверяемым предметом?
Транспортно-трасологическое исследование назначается в целях установления фактических обстоятельств при аварии. Эта процедура помогает воссоздать картину ДТП посредством изучения его следов — схемы и траектории движения автомашин, их взаиморасположение, угол и характер столкновения, наличие повреждений и их отношение к данной аварии.
Транспортно-трасологическая экспертиза необходима в таких случаях:
- когда страховая компания необоснованно отказывает в выплате аварийного убытка;
- если виновное лицо упорно отрицает факт своей вины и отказывается ее признавать, а прямые доказательства данного факта отсутствуют;
- в случае, когда участника аварии пытаются обмануть, навязывая материальную ответственность за ДТП, которое было совершено не им.
Назначение транспортно-трасологической экспертизы при ДТП осуществляет судья или иное уполномоченное лицо следственного органа, занимающегося расследованием аварии. Основанием для проведения процедуры служат:
- судебное решение;
- постановления следственных органов;
- заявление о назначении экспертизы, поступившее от участников аварии или их уполномоченных представителей.
Как проводится транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП?
Процедура проводится компетентными экспертами – трасологами. Для проведения транспортно-трасологической экспертизы специалистам могут потребоваться:
- сами машины, между которыми произошло столкновение;
- схематический план аварии, который обычно составляют работники автоинспекции;
- видеоматериалы и фото ДТП — если есть;
- протокол ГИБДД об осмотре места аварии;
- талоны техосмотра обеих автомашин;
- выданная автоинспектором справка о ДТП.
Эксперт может попросить представить и иные относящиеся к существу трасологической экспертизы документы и вещественные доказательства.
Проведение транспортно-трасологического исследования заключается в следующем:
- после предоставления всех требуемых документов, специалисты подвергают их тщательному изучению;
- затем они выезжают на осмотр транспортных средств, где изучают и фотографируют все повреждения;
- далее специалист знакомится с материалом административного производства, заведенным сотрудниками ГИБДД;
- может быть осмотрена одежда участников ДТП, изучены фото- и видеоматериалы и т. д.
Этапы проведения экспертизы
Деятельность государственных экспертных учреждений подчиняется ФЗ «О государственной экспертной деятельности» от 31.05.2001 № 73-ФЗ и ведомственным нормативным актам (приказ МВД России «Вопросы организации производства судебных экспертиз…» от 29.06.2005 № 511, приказ Минюста РФ от 20.12.2002 № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций…»).
Исследование чаще всего включает в качестве этапа проведение осмотра транспортных средств. Вызываются участники процесса, владельцу предлагается представить автомобиль для осмотра. Эксперт проводит осмотр, фотографирование, измерения, взятие образцов. Результаты всех действий заносятся в акт осмотра, который подписывается всеми участниками процедуры.
Дальнейшая работа состоит в аналитической деятельности по сопоставлению полученных материалов (схемы ДТП, протоколы допроса участников, акт медицинского освидетельствования, фотографии, образцы, слепки и т. д.). При необходимости идентификации исследуются образцы на предмет установления тождества материалов.
Экспертная деятельность завершается составлением экспертного заключения, которое включает вводную часть, описание, исследовательскую часть и выводы — ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Заключение в виде документа за подписью эксперта, заверенной печатью экспертного учреждения, направляется в суд или выдается заказчику.
Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии
Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.
Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:
1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.
2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.
3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.
4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.
5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.
6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.
7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.
8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.
Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.
Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.
Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.
В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.
Результаты экспертизы
После проведения осмотра эксперт составляет отчет на основании полученных документов, фактических материалов дела, вещественных доказательств, свидетельских показаний. Итоговая рецензия состоит из вводной, исследовательской, заключительной части.
Важно знать! В отчете указываются сведения специалиста, перечень исходных данных, ответы на представленные вопросы, инженерные расчеты с учетом справочной информации. Автовладельцы вправе оспаривать решение и подавать ходатайство по образцу на дополнительную или повторную экспертизу при противоречивости или неоднозначности выводов, нарушении законодательства, предоставлении неполных сведений.
Транспортно-трасологическая экспертиза направлена на изучение следов, оставленных на месте аварии. Установление причинно-следственной связи между действиями автовладельцев и автомобильными отпечатками позволяет восстановить обстоятельства инцидента, определить степень вины каждого участника ДТП в суде.