Педагог дополнительного образования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Педагог дополнительного образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коммуникабельным, способным найти общий язык с разными людьми, уверенным в себе. На ваши занятия будут приходить и застенчивые дети, которых трудно вытащить из «скорлупы», и гиперактивные ребята, не способные спокойно усидеть на месте пять минут подряд. К каждому из них нужен свой подход. То же касается и родителей — вам могут встретиться папы и мамы, для которых важнее всего первые места на соревнованиях и отличные оценки, но могут встретиться и те, кто вообще не интересуется успехами ребенка и его увлечениями.
Чем занимается педагог дополнительного образования?
- Комплектует кружок/секцию. Проверяет таланты и способности ребят — в первую очередь это касается групп дополнительного музыкального образования, изучения ИЗО и ДПИ, спортивных секций.
- Выбирает подходящие методы, приемы и технологии работы с детьми.
- Планирует работу — на год, на месяц, на каждое занятие. Проводит уроки, анализирует результаты и корректирует планы при необходимости.
- Организует дополнительное углубленное образование для одаренных детей. С некоторыми ребятами педагог работает в индивидуальном порядке, в том числе при подготовке к соревнованию, конкурсу, выступлению.
- Привлекает своих учеников к участию в мероприятиях, соревнованиях и пр. Иногда организует такие мероприятия сам или договаривается об их проведении с представителями администрации города, руководством театров, картинных галерей и пр.
- Консультирует родителей. Объясняет, как продолжать дополнительное образование в домашних условиях, дает рекомендации по дальнейшему развитию талантов ребенка.
Участие в профессиональных конкурсах
Призовые места в профессиональных конкурсах — отличная заявка на высокую оценку в квалификационной аттестации. Среди заданий на соревнованиях сегодня в приоритете мастер-классы, открытые занятия и круглые столы. Наиболее популярными заданиями в профессиональном конкурсе являются эссе, кредо и обобщение опыта.
Эссе педагога дополнительного образования — это небольшой очерк на заданную тему со свободной композицией. Формат произведения не ограничивается. Допускается стиль дневника, философских размышлений, лирических воспоминаний, полемики с другими авторами и т. д. Главная особенность этого жанра — использование аналогий и ассоциаций, символичность образов, индивидуальная манера и ярко выраженная позиция автора. Цель написания эссе — демонстрация способностей участника к общению в письменной форме.
Своеобразной визитной карточкой является педагогическое кредо педагога дополнительного образования. В нем в краткой форме должно быть выражено отношение конкурсанта к профессии и детям, обозначены идеи, жизненные приоритеты, используемые в повседневной практике.
Обобщение опыта педагога дополнительного образования — это краткое описание оригинальных приемов, методов и средств обучения, которые преподаватель использует в работе. К нему прилагаются планы занятий, дидактические материалы, контрольные задания и т. п. Главное — показать новаторскую идею, дать ее практическую и теоретическую интерпретацию.
Педагогическая работа — один из наиболее сложных и важных видов человеческой деятельности. Правительство Российской Федерации ценит труд учителей. Поэтому законодательством РФ предусмотрена льготная пенсия педагогам дополнительного образования, продолжительный летний отпуск, сокращенное рабочее время, компенсации, доплаты к ставке.
Профессиональные обязанности педагога дополнительного образования
Педагог дополнительного образования — это специалист, который проводит индивидуальные и групповые занятия для взрослых и детей в клубах по интересам, кружках, секциях.
Большинство педагогов специализируются на конкретном виде деятельности в сфере педагогики дополнительного образования, но есть и те, кто проводят общеразвивающие занятия или преподают несколько дисциплин.
В обязанности педагога дополнительного образования входит:
- исследование способностей и уровня подготовки, индивидуальных особенностей ребенка или взрослого для занятий конкретным видом деятельности;
- комплектация групп и организация образовательного процесса;
- разработка и реализация образовательной программы и уроков с учетом ФГОС, половозрастных, культурных и личностных особенностей учащихся;
- создание безопасной и комфортной атмосферы на занятиях;
- анализ эффективности работы и при необходимости корректировка программы, плана занятий;
- оценка эффективности усвоения программы учениками.
В отличие от основного образования, от дополнительного можно отказаться в любой момент. Мотивацией для обучения в вузах, колледжах и школе служит возможность получить знания, навыки и, конечно, документы, с помощью которых можно устроиться на работу. Но для тех, кто посещает кружки, секции и факультативы, такая мотивация не действует. И преподавателю важно об этом помнить — если его уроки не будут нравиться и приносить пользу, ученик просто не придет на следующее занятие. Именно поэтому учителю стоит уделить максимум внимания индивидуальной работе с каждым ребенком, созданию и поддержанию хорошей атмосферы на уроках, развитию талантов и поиску тех плюсов, ради которых ученики будут ходить на занятия на постоянной основе.
В отличие от учителей школ и преподавателей вузов, педагоги дополнительного образования не могут давать ученикам объемные домашние задания — иначе у учащихся просто не останется времени на основную учебу и на отдых. Нужно соблюдать баланс между навыками, которые оттачивает ученик, и временем, которое он тратит.
Обучение на педагога дополнительного образования
Существует две возможности для получения квалификации преподавателя ДО:
- обучение в педагогическом колледже;
- прохождение курсов в центре ДПО, которые готовят данных специалистов.
Первой могут воспользоваться молодые люди, не закончившие ни одного учебного заведения. Вторая подходит для обладателей документов о получении СПО или любого высшего образования.
Курс «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности»
Программа разработана согласно изменениям ФГОС, вступившим в силу с 01.09.2022.
Длительность занятий: 36–248 часов.
Цель: повышение квалификации педагогов ДО в области оформления процесса образования в контексте характеристик нового допобразования.
Требования к квалификации педагогического работника: образование среднее профессиональное или высшее педагогическое/психологическое.
Категория слушателей: педагоги допобразования, методисты ДО и общего образования, осуществляющие дополнительные общеобразовательные программы.
Где получать образование
Для успешной работы педагогом дополнительного образования, необходимо любить детей и хорошо планировать. Не получится развиваться в области музыкального искусства или хореографии, не имея профильного образования и компетенции.
Существует несколько направлений обучения:
- Колледж. На обучение можно поступить после 9 или 11 класса школы. Второй вариант предпочтительнее благодаря полному среднему образованию. Обучение длится от 2 лет и 10 месяцев до 3 лет и 6 месяцев. Все зависит от предыдущего уровня образования и выбранной программы.
- Вуз. Это дополнительное преимущество для педагога, но не является обязательным уровнем обучения.
- Среднее профильное или высшее образование с законченным курсом профессиональной переподготовки. Вариант подходит, если уже имеется среднее профессиональное или высшее образование.
- Профессиональная переподготовка, когда имеется среднее специальное или высшее образование.
- Наличие педагогического образования, но без навыков в конкретном предмете. В качестве последнего может выступать робототехника или шахматы.
Профессиональная переподготовка привлекает возможностью дистанционного обучения. В этом случае можно учиться без потери места работы. Также можно совмещать интересующую программу с получением других видов образования.
Трудовые функции педагогов дополнительного образования
Функции педагогов дополнительного образования разделены на 3 подуровня в рамках одного уровня квалификации. Специалисты данного профиля соответствуют шестому уровню квалификации.
1 подуровень: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Сюда относятся педработники:
|
Педагоги данной квалификации должны заниматься организацией образовательной деятельности обучающихся, досуговой деятельности в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы. Обеспечивать взаимодействие с родителями, осуществлять педагогический контроль освоения программы допобразования. Разрабатывать программно-методическое обеспечение. |
2 подуровень: организация методического сопровождения при реализации программ дополнительных общеобразовательных программ. Сюда относится методист и старшиий методист |
Иными словами, речь идет о методистах. Педагоги данного уровня квалификации должны осуществлять организационно-методическое сопровождение, проводить мониторинг и оценку качества реализации программ педагогами допобразования. |
3 подуровень: педагог-организатор, организация педагогического обеспечения программ дополнительного образования детей и взрослых Сюда относится педагог-организатор |
Это специалисты, которые должны организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия, развивать социальное партнерство и продвигать услуги допоборазования детей и взрослых. Специалисты данного подуровня должны заниматься организацией допобразования по одному или нескольким направлениям деятельности. |
Педагог дополнительного образования:
2.1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
2.2. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
2.3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2.4. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
2.5. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.
2.6. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
2.7. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
2.8. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
2.9. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
2.10. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.
2.11. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
2.12. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
2.13. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях.
2.14. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
2.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
2.16. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
2.17. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.
2.18. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
2.19. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.20. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.21. Уважает честь и достоинство обучающихся, воспитанников и других участников образовательных отношений.
2.22. Развивает у обучающихся, воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся, воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.23. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
2.24. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся, воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.25. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.29. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2.30. [Другие должностные обязанности].
Обязанности педагога дополнительного образования
Работа преподавателя интересная и креативная, но при этом довольно сложная и подразумевает выполнение огромного количества ответственных задач.
Обязанности педагога дополнительного образования прописаны в должностной инструкции. В основном педагог занимается:
- комплектацией групп учеников с учетом возраста и уровня знаний;
- составлением учебной программы;
- планированием и проведением уроков;
- организацией дополнительных мероприятий (мастер-классов, спектаклей, концертов, соревнований, открытых уроков и т.д.);
- проведением ознакомительных и адаптационных консультаций для учеников и их родителей;
- ведением соответствующей документации (план занятий, динамика достижений учеников, необходимые отчетные документы);
- постоянным совершенствованием уровня своих знаний.
В зависимости от конкретного места работы и преподаваемой дисциплины, обязанности педагога могут видоизменяться и дополняться.
По этой специальности79В среднем по другим10
Творчество педагога дополнительного образования, как важное составляющее образовательного процесса
- ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
- АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- «ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
- (МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»)
- «Творчество педагога дополнительного образования, как важное составляющее образовательного процесса».
- докладчик:
- Карасова Фарида Михайловна
- педагог дополнительного образования
- МБУ ДО ДТТЮ «Дружба», руководитель
- объединения «Семицветик»
- Новый Уренгой
- 2018г.
- Слайд 1 (тема, изречение)
- «Творчество педагога дополнительного образования, как важное составляющее образовательного процесса».
Профессия Учитель — Факты
Срок обучения |
|
Ср. стоимость обучения за рубежом/год |
|
Ср. стоимость обучения в РФ/год |
|
Средняя зарплата, РФ | 509 USD/мес. |
Престижные премии |
|
Профессиональный праздник | 5 октября |
Смежные специальности | Школьный психолог, школьная администрация, библиотекарь, дефектолог, преподаватель в вузе |
Учебный центр “Луч знаний” сертифицирован Министерством образования. Диплом о профессиональной переподготовке или повышении квалификации, который вы получаете по окончании обучения, вносится в единый реестр.
Начать профессиональное обучение можно после предоплаты. Нам достаточно 10%, чтобы выдать вам учебные материалы. Остаток суммы можно внести позднее, вплоть до дня получения диплома.
Курс можно проходить в индивидуальном режиме, а можно дождаться набора группы. В последнем случае вам предоставляется скидка за ожидание. Подробнее об этом предложении — в нашем онлайн-чате.
Переподготовка для педагогов дополнительного образования осуществляется по нескольким программам на выбор. Различаются программы глубиной изучения тем и количеством времени, которое отводится на курс. На данный момент в нашем учебном центре имеется 5 видов продолжительности дистанционного обучения: на 300, 600, 1000, 1500 и 2000 часов.
Как происходит дистанционное обучение на курсах переподготовки?
Каждый курс имеет несколько програма. Разница заключается в объеме информации и количестве часов, которое будет указано в вашем дипломе.
На прохождение каждой темы отводится определенное количество часов: сюда включены лекции, самостоятельная работа с темами и решением задач. Завершает обучение тестирование, по результатам которого вам выдается документ о прохождении курса.
Мы предлагаем ученикам два типа дистанционных занятий: индивидуальные и групповые. В первом случае вам не нужно ждать — приступайте к обучению сразу же после внесения предоплаты. Во втором случае понадобится дождаться набора группы, но в этом случае вы получаете скидку на обучение.
Формат дистанционного обучения предполагает посещение занятий в любом городе и месте. По окончании курса вы получаете документ-свидетельство о прохождении профессиональной переподготовки.