Психолог и логопед — когда такой тандем необходим?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Психолог и логопед — когда такой тандем необходим?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.
Чем занимается логопед
У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.
«Логопед помогает развивать грамотную речь, — уточняет учитель-логопед Вита Билуха, — это образование и изменение слов, создание грамматических конструкций. Помогает развитию связной речи: умению грамотно высказывать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты. Специалист работает над мелкой моторикой подопечного, выполняя для этого пальчиковый массаж или предлагая ребенку поиграть в пальчиковые игры. Обучает чтению и грамоте, дикции и интонации, мелодике и темпу говорения. Помогает развить слух и восприятие речи».
Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.
Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.
Особенности профессии
Специалист выполняет обязанности психолога и дефектолога. Важно не просто скорректировать интеллектуальные способности ребенка, но и найти причину их возникновения, которые условно делятся на два вида.
Физические: врожденные патологии мозга, нервной системы, слуха, зрения.
Психологические: проблемы, связанные с воспитанием, психологическими травмами.
Особенностью дефектологии является то, что коррекции подлежат все дети, независимо от причины имеющихся нарушений. При грубых патологиях, не подлежащих лечению, проводится поддерживающая терапия.
В своей работе дефектолог тесно контактирует с психологом. Для повышения эффективности занятий и привлекательности своей кандидатуры на рынке труда педагоги получают дополнительную специальность психолога. Это позволяет им лучше понимать детей, составлять индивидуальные программы в зависимости от потребностей и особенностей развития ребенка.
Работать психологом-дефектологом может только стрессоустойчивый человек, умеющий разграничивать работу и личную жизнь. Часто пациентами становятся дети из неблагополучных семей, имеющие серьезные психологические проблемы. Такой ребенок трудно поддается лечению, требует особого внимания и заботы.
Когда нужно обратиться к дефектологу
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.
Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.
Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.
Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.
Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.
Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.
Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.
Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:
- в 7 месяцев малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не берет игрушки;
- в год не «лепечет»;
- в 2,5 года не знает простых слов, не может составить предложения из 2-3 слов;
- в 3 года течет слюна, есть проблемы с артикуляцией;
- в 5 лет не составляет предложения;
- заикается;
- отстает в умственном развитии, отсутствует желание обучаться;
- имеет заболевания психики, нервной системы;
- имеет болезни слуха или зрения.
Диагностика и лечение
Работа специалиста начинается с консультации.
От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов. Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице. Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.
На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.
Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.
Затем составляется индивидуальная программа коррекции.
Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.
Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.
Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.
Как проходит консультация, как подготовить ребенка
Малыши с нарушениями речи часто имеют проблемы психологического характера, которые делают его замкнутым и пугливым. Поэтому контакт с новым, незнакомым человеком – это всегда стресс. Конечно, логопед-психолог обладает необходимыми навыками для того, чтобы эффективно, но мягко наладить контакт с ребенком. Но со стороны родителей будет нелишним подготовить малыша к встрече с врачом:
- Ребенку нужно рассказать, куда и зачем он идет. Пояснить, что это за доктор, что он будет делать, что врач друг, а не враг, он не навредит, а поможет.
- Можно поиграть с малышом в доктора-пациента. В игре ребенок может взять на себя роль врача.
- Ребенок должен находиться в оптимальном состоянии – здоров физически (насколько это возможно), накормлен, не хотеть спать или гулять. Это нужно учитывать, выбирая время для записи на прием.
Как взрослым развивать интеллект и оставаться молодыми
— «Доказано, что клетки головного мозга образуются на протяжении всей жизни и наибольший эффект их роста достигается от новой деятельности. Связан ли вид новой деятельности с тем видом нейронных связей, который образуется? Например, я начала учить новый язык, значит образуются нейронные связи, которые отвечают за интеллект? А если научилась кататься на велосипеде, то образуются те, которые отвечают за двигательные функции и равновесие?»
— Вопрос очень важный. Многие люди считают: чем бы мы ни занимались, что-то там образуется, и оно будет полезно. Нейронные связи образуются от определенных видов деятельности, они будут специфичными и будут помогать нам именно в них.
— Если я хочу улучшить свой интеллект, то занимаюсь языками или шахматами?
— Всеми заданиями, которые будут формировать и развивать разные операции мышления: анализ, синтез, классификация, обобщение. Это можно делать через разные вещи. Читая книги, разбирая их, осмысляя, мы тоже будем заниматься развитием интеллекта.
— А если я хочу как можно дольше оставаться молодой, чем мне заниматься?
— Новые виды деятельности помогают выстраивать новые нейронные связи. Если вы никогда не водили машину — начинайте водить машину. Повышая квалификацию в рамках своей специальности, вы тоже что-то новое узнаете. И это все всегда будет про развитие мозга.
Но нам еще и двигательная, физическая активность нужна. Такое сочетание интеллектуальной и физической активности позволит сохранить вашу молодость.
— «Многие люди отмечают, что с возрастом глупеют. Это норма? И можно ли что-то с этим сделать?»
— Я бы не сказала, что люди именно глупеют. Скорее всего, такое самоощущение связано с ограниченностью наших ресурсов. Действительно, ближе к сорока многие люди отмечают, что становятся менее работоспособными, быстрее устают, требуется больше времени на отдых.
Такой недостаток активационных или энергетических возможностей сказывается и на нашей деятельности. Возможно, мы начинаем работать медленнее, нам тяжелее перераспределять свое внимание между отдельными задачами, мы можем допускать больше ошибок. Но такое «снижение» может быть связано не только с возрастом, но и с изменением образа жизни — недостаточная двигательная активность, а может — с многозадачностью, когда надо практически параллельно много задач реализовывать или удерживать информацию разного рода, так что сосредоточиться на одном процессе не получается.
Какими личными качествами должен обладать логопед
Работа по этой специальности подойдет спокойным и рассудительным людям, настроенным на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Представителю профессии необходимы терпение, выдержка и умение налаживать контакт с людьми. Такие сотрудники должны быть толерантными и открытыми, тактичными, внимательными, доброжелательными.
Логопеды в большинстве случаев работают с пациентами, страдающими от неуверенности в себе и комплексов. Они могут быть закрытыми, отчужденными и даже агрессивными. Профессионал обязан проявлять участие к их ситуации, но при этом нельзя быть слишком мягким, надо быть настойчивым. Еще одно важное качество для сотрудника — стрессоустойчивость, которая проявляется в способности сохранять хорошее расположение духа в любых обстоятельствах.
Кто такой логопед: педагог или врач
По поводу того, является ли логопед психологом, медиком или учителем, существуют различные точки зрения. Всё дело в том, что логопеды принимают пациентов не только в медицинских учреждениях. На сегодняшний день, в большинстве детских садов, школ и коррекционных учебных учреждений, в штате предусмотрена должность логопеда. Эти специалисты работают с детьми непосредственно по месту их обучения. Такие логопеды являются педагогами – они имеют высшее логопедическое или дефектологическое образование, а в своей работе руководствуются данными медицинского характера, полученными из карты пациента. Работа этого педагога тесно связана с врачебной деятельностью детского невролога, отоларинголога, психолога, так как причины появления дефектов речи, нередко обусловлены наличием каких-либо расстройств здоровья.
К направлениям работы специалиста относятся: диагностика, коррекция, анализ, консультации, методическая деятельность, профилактика и предупреждение речевых нарушений. Профессия «Учитель-логопед» включает следующие трудовые функции:
-
определение степени сложности дефекта обучающихся;
-
составление плана индивидуальной коррекционной работы;
-
проведение занятий по исправлению отклонений в развитии речи;
-
консультация родителей по приемам и методам оказания помощи детям и так далее.
Востребованным направлением является логопедия-дефектология. Специалисты этой области проводят занятия с детьми, имеющими серьезные дефекты речи и развития, расстройство аутистического спектра. Логопеды-дефектологи:
-
устраняют нарушения голоса;
-
исправляют дефекты в чтении и письме;
-
проводят профилактику общего дефицита речи;
-
формируют правильную скорость и ритм произношения.
Чем занимается логопед
Основное направление деятельности логопедов в детских садах, школах и других образовательных учреждениях – своевременное диагностирование и борьба с различными проблемами речевого комплекса, которые являются приобретенными или врожденными.
Задачи специалиста
- Определение типа дефекта речи у ребенка.
- Изучение проблемы, поиск причины появления нарушения.
- Подбор и применение лечебных методик и тренировок, которые помогут конкретному пациенту.
- Коррекционные и обучающие занятия.
- Наблюдение за пациентом после окончания занятий.
- Назначение профилактических методик и упражнений для предотвращения появления и развития дефекта речи.
Независимо от того, имеет ли логопед медицинское образование, он активно сотрудничает с отоларингологами, психиатрами, психологами, офтальмологами, терапевтами и другими специалистами, которые помогут справиться с нарушениями, вызванными различными заболеваниями.
Особенности проведения приема логопеда
Чтобы понять, что делает учитель-логопед, необходимо ознакомиться с его методиками. Обычно, специалист действует по заранее отработанной схеме, чтобы собрать наиболее полный анамнез и поставить точный диагноз, а также определиться с методом работы конкретного клиента.
Опрос
Первичное обследование пациента начинается с общения. Если речь идет о ребенке, информация уточняется у родителей. Логопед уточняет, какими заболеваниями он страдал раньше или сейчас, были ли патологии, задержки в развитии, задает вопросы об общем психическом и физическом состоянии. К самым распространенным категориям относятся:
- Время появления речевых дефектов. Позволяет определить, являются ли дефекты речи врожденными, или же они появились недавно по ряду причин.
- Наличие проблем. К примеру, позднее первое слово и разговор, проглатывание звуков, проблемы с выговором конкретных звуков могут свидетельствовать об определенной патологии.
- Перенесенные заболевания. Чтобы собрать наиболее полный анамнез, необходима информация о перенесенных инфекционных заболеваниях, а также проблемах с нервной, сердечно-сосудистой системой, нарушения слуха или зрения, прочих болезнях, перенесенных с момента рождения.
- Беременность и роды. Речевые патологии, вызванные проблемами с головным мозгом, нередко возникают еще в утробе матери. Кроме того, на патологическое состояние могут повлиять травмы во время рождения, обвитие пуповиной и прочее.
- Наличие врожденных аномалий. Особое внимание логопед обращает на проблемы с развитием зубов, языка, других органов полости рта, которые отвечают за правильное воспроизведение звуков. Нарушения слуха и зрения также могут спровоцировать патологии речевого центра.
- Общие показатели развития ребенка. Родители должны рассказать об умственном и физическом развитии ребенка, начиная с первых дней жизни. Недостаточный рост и масса тела, аномалии, связанные со строением черепа, также могут быть причинами нарушений.
Взрослые пациенты отвечают на те же вопросы, только охватывается не только детский период, но и последующие годы жизни. Обязательно нужно сообщать о травмах, перенесенных операциях, заболеваниях, болях и т.д.
Осмотр
После общения специалист проводит подробный осмотр тех органов, которые могли стать причиной появления конкретного дефекта речи. Обязательно обращается внимание на следующие факторы:
- состояние зрения;
- наличие деформаций пальцев рук и кистей
- проверка органов слуха;
- отсутствие травм, деформаций, патологий языка и ротовой полости;
- оценка состояния зубов, их расположения, количества;
- строение челюсти и лицевого скелета в целом;
- функциональность лицевых мышц, скорость их сокращения.
В том случае, если были найдены отклонения определенных систем органов, логопед может отправить ребенка на консультацию к другому специалисту (отоларинголог, стоматолог, окулист, травматолог, невропатолог и т.д.).
Оценка речи
Является одним из важнейших этапов поиска и диагностирования патологий, а также определения причины их возникновения. Оценивается как письменная, так и устная речь ребенка. Логопед учитывает особенности пациента, его возраст, различные факторы воздействия, перенесенные заболевания и т.д. Специалист оценивает следующие характеристики речи:
- Письменная речь. Для этого пациент должен на бумаге изобразить буквы, цифры, слоги и слова. В зависимости от возраста, символы диктуются или копируются с книги. Также проверяется уровень мышления и логики путем записывания названий предметов по картинкам.
- Чтение. Тест предназначен для пациентов старше 5 лет, которые уже умеют читать. Ребенок должен прочесть определенные слова и объяснить их. Во время исследования эксперт изучает характеристики голоса, параметры речи, включая интонацию и скорость.
- Грамотность. Проверяется правильность написания слов, работа со множественным числом, сопряжение отдельных слов и прочее.
- Словарный запас. Логопед проверяет, знает ли ребенок синонимы и антонимы, просит его описать предметы, уточняет знание обобщающих и прочих слов, которые позволяют ему свободно изъяснять свою речь.
- Разговорная речь. Специалист задает ребенку самые простые вопросы, начиная от его имени и возраста, и заканчивая любимым животным, занятием, отношение к детскому саду или школе, прочее.
- Автоматическая речь. Для начала, эксперт просит пациента сосчитать от 1 до 10, после чего сделать это в обратном порядке. Вместо чисел могут использоваться сезоны, дни недели, названия пальцев. Нередко врач просит продекламировать что-нибудь вслух (короткую песенку или стишок).
- Речевая моторика. Проверяется движение губ, языка, челюсти, а также других частей лица, которые участвуют в воспроизведении речи и формировании звуков.
- Произношение. Тест позволяет понять, как ребенок произносит гласные и согласные, звонкие и шипящие звуки, соединяет их в слоги и слова разной длины и уровня сложности.
После каждого исследования логопед делает определенные пометки, которые позволят в итоге вывести общую клиническую картину и понять, в чем состоит причина патологии речи.
Оценка слуха
Обязательной частью исследования пациента является оценка состояния его слуха. Если есть проблемы со внутренним или внешним ухом, это негативно сказывается на формировании речи ребенка. Эксперт проверяет:
- полноту выполнения определенных действий;
- реакцию на голос близкого человека;
- реакцию на слишком громкие и тихие звуки;
- распознавание шепота;
- возможность повторения услышанной информации.
В том случае, если во время диагностики были обнаружены проблемы со слухом, пациента направляют на консультацию к отоларингологу. Врач должен оценить все слуховые функции и их уровень, используя при этом инструментальные методики.
Оценка зрения
Проводится в том случае, если есть проблемы с письменной речью. Если ребенок изначально плохо видит буквы и цифры, он не сможет их правильно писать и распознавать в тексте, даже если нет повреждений головного мозга. Помимо реакции на вспышку, логопед также проверяет узнавание оттенков, цветов, предметов по картинкам, оценивает слежение за предметами в движении и использует другие точные методики.
Какие методики используются
Специалист использует совершенно разные, но эффективные методики, которые подбираются в зависимости от заболевания, возраста ребенка, наличия определенных патологий и заболеваний, психологического состояния и прочих факторов. В том случае, если нарушение функциональности речевого центра возникло по причине заболевания или травмы, посещение логопеда совмещается с лечением у специалистов другого профиля.
Ассоциации и моделирование
Метод применяется логопедом для развития устной речи и логического восприятия. Для этого используются карточки, образы, ролики с разными предметами и ситуациями, которые нужно описать. При этом, ребенок должен использовать только собственную речь, а не полагаться на родителей или других взрослых. Материал подбирается в зависимости от интересов ребенка, чтобы его заинтересовать.
Помимо развития речи, пациент изучает правильность звучания каждого звука и слова. Данное упражнение можно продолжить и в домашних условиях для стимуляции разговорной деятельности.
Пение
Несмотря на наличие инструкций, в чем заключается работа учителя-логопеда, многие используют более широкие и современные методики. К примеру, доказано, что во время пения пропадают проблемы с произношением, заикание и другие речевые дефекты. Громкое пение позволит не только отточить произношение каждого из звуков, но и определить, есть ли физиологические проблемы, или все-таки корень кроется в психологическом состоянии ребенка.
Игровая форма занятий
Позволяет развить устную и письменную речь ребенка с использованием игровых методов, которые обязательно привлекут его внимание. Обычно, для этого используются различные кубики, лото, настольные игры, подвижные упражнения, тренировки с цветными предметами и прочее, а также различные книжки с яркими картинками.
Игровая подача позволяет малышу легче воспринимать то, что от него требуется, и такой подход логопедов в разы ускоряет изучение произношения того или иного звука, слога, слова. При этом нет совершенно никакой психологической нагрузки или давления, препятствующего выздоровлению.
Задания на творчество
К данной категории относится близкое воспроизведение тех или иных звуков, повторение скороговорок, загадок, песенок, конкретных слов и предложений, а также другие упражнения с подражательным характером. Данная методика позволяет пациенту выучить, как правильно должен звучать тот или иной звук.
Речевые тренировки
Суть методики состоит в многократном повторении пациентов определенных звуков, слогов и слов, с которыми возникают проблемы. Регулярное произношение позволяет закрепить основные правила и справиться с речевыми дефектами. Особенно речевые тренировки способствуют решению проблем с артикуляцией, которые возникают из-за нарушения функциональности лицевых мышц.
Гимнастика для пальцев
Применяется при нарушениях письменной речи у детей. Помогает логопеду справиться с недостаточно развитой моторикой пальцев ребенка. Упражнения построены на укреплении рук, уверенном держании в руках ручки или карандаша, улучшении качества письма. Методика применяется как для детей, так и для взрослых, которые перенесли определенные заболевания.
Занятия с артикуляцией
Мышцы губ, языка, щек играют непосредственную роль в формировании речи ребенка и воспроизведении различных звуков и слов. Чтобы улучшить качество произношения, необходимо постоянно работать с артикуляцией, выполнять ряд упражнений, направленных на укрепление данных групп мышц.
Исправление эмоционального окраса
Из-за отсутствия педагогического воспитания и общения со сверстниками некоторые дети не могут придать речи эмоционального окраса, что делает ее невыразительной, тихой и чрезмерно ровной. Чтобы справиться с этим, педагог вместе с пациентом воспроизводит различные стишки, сказки, прочие произведения, занимаются чтением по ролям с приданием голосу правильной интонации.
Работа с дыханием
Иногда дефекты речи возникают из-за неправильного дыхания и прохождении большей части воздуха через носовые пути, что приводит к снижению качеств речи и появлению дефектов. Специалист помогает нормализовать данный процесс и улучшить голосовую функцию, сформировать спокойную, плавную и четкую речь, а также проработать произношение проблемных звуков.
Логопедический массаж
Позволяет устранить речевые дефекты, которые вызваны поражениями, травмами, патологиями, потерей тонуса языка, лицевых мышц, челюсти. Массаж возвращает голосообразующие функции, восстанавливает работу речевого аппарата. Специалист выполняет расслабляющий и стимулирующий массаж с применением различных техник, подобранных для конкретной ситуации.
Правильно подобранные упражнения помогают восстановить работу артикуляционных мышц лица, сделать речь более чистой и четкой, справиться с повышенным слюноотделением, вернуть прежние речевые функции после перенесенных травм или заболеваний.
Диагностика нарушений речи
Диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) могут поставить логопед-дефектолог и детский невролог.
Первый шаг специалистов должен быть направлен на выявление умственной отсталости или аутизма. Если возникли какие-то подозрения, ребенка отправляют на консультацию к психиатру и при подтверждении нарушений начинают лечение.
Если проблема в слухе — назначают консультацию у отоларинголога и сурдолога, который в случае необходимости поможет подобрать подходящий слуховой аппарат.
Невролог может назначить дополнительные обследования:
- электроэнцефалография (ЭЭГ);
- ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
- МРТ или КТ головного мозга.
Коррекционная работа и лечение при задержке речи
В первую очередь устраняется влияние внешних факторов, вызвавших задержку речевого развития. Например, если поводом послужила неблагоприятная социально-педагогическая обстановка, необходимо создать ребенку все условия для стимуляции речи: показывать, как правильно произносить слова, проговаривать все, что происходит с ребенком и вокруг него, подобрать подходящий дидактический материал и регулярно заниматься.
Если причиной стало заболевание или поражение мозга, то невролог назначает подходящее лечение, включающее в себя логопедический и другие виды массажа, прием ноотропов, магнитотерапию и прочее.
Совместно с лечением и обучением потребуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, преподавателями ЛФК. Отдельное внимание следует уделить стимуляции мелкой моторики (пальчиковым играм, лепке из твердого пластилина, вырезанию из бумаги), физкультурным упражнениям (бассейн, гимнастика) и дидактическим играм (тематические лото, логопедические карточки и кубики).
Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки?
Можно ли работать учителем-логопедом после курсов профессиональной переподготовки? Это ещё один вопрос, который приходится слышать от коллег. К тому же подобных курсов в интернете сейчас большое количество.
Отвечая на этот вопрос, обратимся к нормативно-правовым документам. В п. 2, ч. 4, чт.12 Федерального закона об образовании говорится, что курсы профессиональной переподготовки относятся к дополнительным профессиональным программам. Чтобы учесть требования, предъявленные к квалификации учителя-логопеда, необходимо обучаться по образовательным программам высшего образования.
Таким образом мы можем сделать вывод, что наличие курсов профессиональной переподготовки (даже при наличии высшего образования по другой специальности) по профилю «Учитель-логопед» не даёт право работать учителем-логопедом в образовательной организации.