Правила дорожного движения в РФ 2023 года (последняя редакция)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила дорожного движения в РФ 2023 года (последняя редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разобравшись с тем, как правильно въезжать на перекресток с круговым движением, необходимо определиться как совершать выезд с этого участка дороги. В правилах дорожного движения четко прописано, что выезд с перекрестка производится исключительно из правого ряда. Прежде чем перестроиться в соседний ряд, водитель должен объективно оценить ситуацию на дороге и пропустить все автомобили, движущиеся справа.
Проезжаем регулируемый перекресток
-
При светофорном регулировании на развороте, левом повороте уступите автомобилю, передвигающемуся по прямой и направо.
-
Светофор сигналит желтым/красным, дополнительно загорается зеленая стрелка — можно ехать по ней. Но сначала пропустите транспортное средство, которое двигается по иной траектории.
-
По разрешительному сигналу первым проходит рельсовое т. с., вторым автомобиль. Неважно, куда они направляются. Трамвай уступает, только если едет по зеленой стрелке, а безрельсовое т. с. — по основному сигналу.
-
Необходимо пропустить транспорт, пешеходов, которые заканчивают проезжать/проходить пересечение дорог, даже если для водителя загорелся зеленый.
-
Если на участке нет стоп-линий, то при въезде по разрешающему сигналу нужно непременно выехать с перекрестка, какой бы при этом ни горел свет. При наличии знаков приоритета необходимо следовать сигналам светофоров, стоящих на пересечении автодорог.
Новые правила движения через круг 2023
Так мы потихоньку приближаемся к обсуждению приоритетов проезда через кольцо. Дело в том, что не так давно в силу вступили изменения в ПДД, согласно которым, круговое движение сделали всегда главной дорогой. А до этого очерёдность проезда определялась табличкой, и, если её не было, то это был явный недостаток в организации дорожного движения на данном участке дороги.
Теперь же достаточно только установленного знака 4.3 – все, кто находится на круге, имеют преимущество перед теми, кто на него въезжает.
Выезд с полосы кругового движения
Важно! Въезд на перекресток с круговым движением разрешен с любой полосы, а выезд — только с правой.
Одной из главных особенностей преодоления круговых перекрестков является то, что на данном отрезке разрешен обгон. Остановка при этом разрешена за 5 метров от границы слияния перекрестка и дороги.
Существуют два основных правила для обоих типов перекрестков:
- Запрещается пересекать ограничительную линию, выезжать в зону перекрестка. Если интенсивность движения достаточно высока, это может привести к образованию пробок. Исключение составляют случаи, когда мотоциклист уверен, что собирается покинуть перекресток (повернуть налево или направо, выполнить маневр U). Согласно новым правилам, на перекрестках появятся специальные знаки — «вафли», определяющие границы участка, внутри которого могут двигаться участники дорожного движения. Несоблюдение этого правила наказывается штрафом в размере одной тысячи рублей.
- Если автомобилист решает повернуть налево или направо, он обязан пропустить пешеходов на этом участке проезжей части. И неважно, есть ли знак или зебра.
Лирическое отступление
Не могу не затронуть тему подготовки водителей во многих автошколах, которая сводиться в натаскивании на сдачу теоретического экзамена, то есть экзаменационного билета из 20 вопросов, на которые отводиться 20 минут времени. Усреднено получается 1 минута на вопрос. В билете обязательно есть 3 вопроса на тему «проезд перекрестков» — это 13, 14 и 15 вопросы каждого билета, в которых моделируется ситуация проезда того или иного пересечения. То, есть на решение импровизированной дорожной задачи – 1 минута, в реальных дорожных условиях, задачу по определению очередности проезда необходимо решить за 1–2 секунды, а в некоторых ситуациях и за доли секунды. Я лично такую подготовку считаю неверной: в первую очередь доскональное изучение ПДД, а только потом решение задач.
Где разворот запрещен по знакам ПДД
Если со случаями правильногоразворота разобрались, давайте обсудим ситуации, когда выполнять даже правильный разворот не разрешается. Запрет на выполнение рассматриваемой манипуляции обычно обозначается специальным знаком. Также нельзя разворачиваться на мостах, в тоннелях, путепроводах, пешеходных переходах.
Также по ПДД следует отказаться от рассматриваемого маневра на местах, где недостаточная видимость, чтобы сделать его безопасно. Нельзя разворачиваться через сплошную линию дорожной разметки. Регулировщик также запрещает даже правильныйразворот, как и некоторые сигналы светофора. Что касается знаков запрета, то маневр запрещается, если видите знак 3.19, 4.1.1 или 4.1.2. В местах, где действуют рассматриваемые знаки, разворот по ПДД под запретом.
Виды дорожных знаков на перекрестке с круговым движением
Базовый знак – собственно указатель на него. Это 4.3 «Круговое движение» – круглый символ синего цвета со стрелками.
При прохождении по кольцу траектория езды может быть разной. Стрелки на маркере как раз и указывают, куда должен двигаться водитель при пересечении участка. Если стоит только этот опознаватель, то согласно пункту 13.11 приоритет получают машины, уже двигающиеся по окружной дороге.
Это новое правило делает все сходящиеся дороги равнозначными. Так проще избежать ДТП при внезапном въезде на кольцо машины, посчитавшей, что она движется с главной дороги.
Однако перед этим знаком могут наличествовать и дополнительные. Они уточняют или изменяют приоритет, превращая кольцо в перекрёсток с неравнозначными дорогами.
- Знак «Главная дорога» изменяет описанное выше положение. В этом случае обозначенный таким образом путь становится приоритетным и въезжающие по нему автомобили должны пропускаться следующими по кругу.
- Тоже самое обеспечивает установка дорожного закона 2.4 – «Уступите дорогу». Разница в том, что такой маркер может устанавливаться не на главной улице. При этом второстепенный путь оказывается главным при пересечении.
- Знак 2.5 – «Движение без остановки запрещено» влияет на скорость перемещения и очерёдность проезда через развязку.
Чтобы не запутаться, нужно понять главное. Если стоит символ 4.3 – это кольцо с равнозначными путями, поэтому весь транспорт, въезжающий на участок должен пропускать авто на кольце. Кольцевое движение становится важнейшим элементом. Если перед 4.3 имеются другие указатели, они изменяют статус участка и приоритет движения преобразуется согласно значению знака.
Можно ли развернуться перед кругом
ПДД по кольцу в принципе разрешает разворот перед кругом, однако манёвр это небезопасный.
ПДД границы перекрёстка – это начало закругления автодороги. И если направление на окружной развязке против часовой, а это происходит в большинстве случаев, то двигающаяся машина уже попала на круг и не может перемещаться против траектории. Если на дорожном символе стрелки повёрнуты по часовой, у автомобиля имеется место для манёвра.
Перед разворотом нужно изучить схему перекрёстка:
- есть ли здесь площадь для разворота перед выходом на круг;
- не действуют ли дополнительные ограничения, запрещающие разворот: остановка автобуса, переход для пешеходов.
На рисунке приведена образец кольца, где разворот категорически запрещён.
Проезда регулируемых перекрестков: основные правила
Двигаясь по регулируемому перекрестку, автолюбитель обязан соблюдать ряд правил ПДД:
- пересекая трамвайные пути, пропустить трамвай, который едет в любом направлении на разрешающий сигнал;
- поворачивая налево или направо по зеленой стрелке, уступить дорогу автомобилям, движущимся ему наперерез с других направлений. Это касается и трамвая;
- осуществляя движение, ориентироваться как на разрешающий сигнал светофора, так зеленую стрелку в боковой секции (при наличии), а также жест регулировщика «Путь свободен»;
- сворачивая налево или направо на разрешающий сигнал светофора, горящий вместе с зеленой стрелкой, он получает приоритет – пропускать другие машины ему не нужно.
Новички боятся разворачиваться на перекрестке не только вследствие страха попасть в аварию, но и по причине возможности получить крупный штраф. Если порядок действий при выполнении маневра был серьезно нарушен, то зафиксированная ошибка может стоить водителю даже водительского удостоверения. Все виды ответственности прописаны в статье 12.16 КоАП РФ.
Если автомобилист, перемещаясь по внешней траектории, при развороте попадает в свою полосу движения и случайно пересекает двойную сплошную линию разметки перпендикулярной дороги, то его ждет наказание. Оно не будет расцениваться как выезд на встречную полосу, но размер штрафа в 2023 году за такое нарушение составит от 1000 до 1500 руб.
Возможные нарушения ПДД
Ситуации, которые наиболее часто встречаются на практике:
- автомобиль выезжает на перекресток, на котором присутствует затор, и перекрывает движение ТС в поперечном направлении. Выход из ситуации – даже при включении зеленого сигнала светофора остаться на прежнем месте (до границ перекрестка) и выждать пока затор несколько уменьшится;
- подмена понятий «перекресток» и «выезд с прилегающей территории». Они не равнозначны и на них действуют различные правила. При выезде с парковки или со двора, пропустить всех должен именно выезжающий автомобиль. Правило «правой руки», в этом случае не действует;
- при въезде на перекресток на разрешающий сигнал светофора или жест регулировщика и последующем наступлении запрещающего сигнала, водитель не должен останавливаться в центре пересечения и пропускать другие транспортные средства. Его обязанность – завершить маневр, вне зависимости от сигнала на выезде с пересечения;
- остальные участники движения в ситуации, описанной выше, обязаны пропустить всех кто не успел завершить маневр;
- если на перекрестке есть светофор, но в один из дней он перестал работать, то такой перекресток автоматически приравнивается к нерегулируемым. Предыдущие правила его проезда аннулируется (до момента начала работы светофора) и начинают действовать новые. Проезд «по привычке» будет считаться нарушением. Правило действует и в обратном направлении.
Проезда регулируемых перекрестков: основные правила
Двигаясь по регулируемому перекрестку, автолюбитель обязан соблюдать ряд правил ПДД:
- пересекая трамвайные пути, пропустить трамвай, который едет в любом направлении на разрешающий сигнал;
- поворачивая налево или направо по зеленой стрелке, уступить дорогу автомобилям, движущимся ему наперерез с других направлений. Это касается и трамвая;
- осуществляя движение, ориентироваться как на разрешающий сигнал светофора, так зеленую стрелку в боковой секции (при наличии), а также жест регулировщика «Путь свободен»;
- сворачивая налево или направо на разрешающий сигнал светофора, горящий вместе с зеленой стрелкой, он получает приоритет – пропускать другие машины ему не нужно.
Обязанности и права пешеходов
Несмотря на свои преимущества, пешеход обладает рядом прав и обязанностей при пересечении проезжей части по зебре. В первую очередь, человек должен убедиться в том, что водители транспортных средств действительно уступают ему дорогу. Если это не так, он должен пропустить машину, а затем начать движение. Не смотря на то, что человек в любом случае будет прав, это сохранит ему жизнь.
Пеший участник движения имеет право пересекать проезжую часть только в отведенных для этого местах. Как правило, они обозначаются специальным знаком и дорожной разметкой в виде «зебры». Идти следует спокойно, но быстро.
Не смотря на свое преимущество даже на регулируемой пешей дорожке, пешеход должен посмотреть по сторонам. Это спасет ему жизнь, когда на дороге окажется недобросовестный водитель.
Три признака главной дороги:
- Автомагистраль, обозначенная знаком 5.1, всегда является главной по отношению ко всем остальным дорогам, которые примыкают к ней.
- Дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, щебень, брусчатка и т.п.) всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей грунтовой дороге, при условии, что на перекрестке отсутствуют знаки приоритета и знак 1.6.
- Дорога, обозначенная перед перекрестком знаками приоритета 2.1, а вне населенных пунктов — также знаками 2.3.1- 2.3.7 (2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.5, 2.3.7, всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей дороге. Дорога, которая обозначена знаками 2.4 или 2.5, всегда является второстепенной. Знаки 2.1, 2.4 и 2.5 устанавливаются непосредственно перед перекрестком, а 2.3.1 — 2.3.7 на расстоянии 150 — 300 метров до него.
На некоторых перекрестках главная дорога может поворачивать влево или вправо. В таком случае знаки приоритета устанавливаются с табличками 8.13 «Направление главной дороги»: знак 2.1 — с табличкой 8.13 , а знаки 2.4 или 2.5 — с табличкой 8.13.
Главная дорога показана на этих табличках толстой линией, а второстепенные дороги — тонкими. Если знаки 2.1, 2.4 или 2.5 установлены без табличек 8.13, то вы можете быть уверены, что ни главная, ни второстепенная дорога на данном перекрестке не меняет направления.
Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. п.), а знаков приоритета на перекрестке нет, то в целях безопасности он должен считать, что находится на второстепенной дороге.
Действия водителя при переключении светофора
Въехав на перекресток на разрешающий сигнал светофора (в том числе на мигающий зеленый), водитель должен освободить перекресток, даже если светофор переключился на запрещающий сигнал, при условии, что на пути его следования через перекресток нет стоп-линий.
Однако при наличии стоп-линии после того как включился запрещающий сигнал, водитель обязан остановиться перед ней и возобновить движение только после того, как снова загорится зеленый свет.
Этим же правилом нужно руководствоваться на перекрестке с регулировщиком.
С учетом сказанного выше, на перекрестках с интенсивным движением при необходимости повернуть налево или развернуться на зеленый свет рекомендуется следующая последовательность действий:
ШАГ 1 | ШАГ 2 | ШАГ 3 |
---|---|---|
Водитель въезжает на перекресток по разрешающему сигналу светофора, останавливается на середине перекрестка, уступает дорогу встречным ТС. | Водитель дожидается переключения зеленого сигнала на желтый, убеждается, что встречный автомобиль снизил скорость с целью остановки. | Водитель поворачивает налево позади последнего автомобиля, который проехал навстречу, невзирая на сигнал светофора. |