1.1. Организация бухгалтерского учета основных средств в бюджетном учреждении
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.1. Организация бухгалтерского учета основных средств в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.
Что относится к основным средствам
Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.
К основным средствам принято относить:
- здания и сооружения;
- машины и оборудование;
- приборы, устройства и инструменты;
- вычислительную технику;
- транспортные средства;
- инвентарь и хозяйственные принадлежности;
- племенной и рабочий скот;
- многолетние насаждения;
- дороги.
Основными средствами также являются различные капиталовложения — вложения с целью коренного земельного улучшения и фонды на правах аренды, участки земли, объекты природопользования.
Основные средства принимаются к учету только при единовременном выполнении определенных критериев:
- Средство предназначено для производства товаров, работ, услуг, а также для функционирования учреждения или же для реализации фондов за денежное вознаграждение во временное пользование и владение.
- Использование средства должно происходить на протяжении длительного периода, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
- Предприятие не планирует дальнейшую перепродажу фонда.
- В будущем средство может приносить прибыль или экономическую выгоду организации.
К основным средствам не относятся объекты, учтенные в качестве готовой продукции на складах производителя, продуктов на складах реализаторов. Данные товары будут перепроданы, что является несоблюдением одного из критериев отнесения продукции к основным фондам.
1. Учет поступления основных фондов.
Учет поступления основных средств и введение инвентарных объектов в эксплуатацию производится по первоначальной цене (стоимости покупки) объекта. К бухучету ИО принимается на дату, когда первоначальная стоимость полностью образована, а к налоговому — в момент введения фонда в эксплуатацию:
- Дт 08 Кт 60/10/70/69) — принятие к учету расходов на приобретение или создание основных средств;
- Дт 19 Кт 60 — проведение входящего НДС;
- Дт 01 Кт 08 — образование первоначальной стоимости инвентарного объекта.
Для бюджетного учета проводки будут следующими:
- Дт 110631310 Кт 130231730 — поступило оборудование;
- Дт 110434310 Кт 110631410 — ввод оборудования в эксплуатацию;
- Дт 130404310 Кт 110404410 — начисление амортизации.
2. Учет выбытия основных фондов.
Рассмотрим варианты с продажей и ликвидацией объекта имущества. Учет выбытия основных средств отражает стоимость продажи и остаточную стоимость ИО:
- Дт 62 Кт 91 — доход от реализации;
- Дт 91 Кт 68 — НДС;
- Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
- Дт 91 Кт 01 — списание остаточной стоимости.
Записи для бюджетного бухучета:
- Дт 110434 410 Кт 110134410 — списание амортизации;
- Дт 140110172 Кт 110134410 — списание остаточной стоимости.
Учет ликвидации:
- Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
- Дт 91 Кт 01 — списана остаточная стоимость.
Дт 0 401 10 000 (аналитика — 401 10 172) Кт 0 101 00 000 (необходимый аналитический счет) — проводка при частичной ликвидации основного средства в бюджетном учреждении.
Порядок бухгалтерского учёта бюджетных средств: проводки и федеральные стандарты
Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом, одновременно по дебету одного счета и кредиту другого.
Счета бухучёта состоят из трех групп:
- активных — где отражаются активы предприятия;
- пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
- комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.
Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств
N |
Направления поступления |
Суммы, включаемые в первоначальную стоимость |
1 |
Приобретение за плату от |
Фактические вложения на их приобретение: |
2 |
Сооружение |
|
3 |
Изготовление |
|
4 |
Получение по договору |
Текущая рыночная стоимость на дату принятия |
5 |
Приобретение по договору |
Первоначальная (фактическая) стоимость |
6 |
Поступление арендованных |
Стоимость, указанная в договоре аренды |
Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов основных средств.
Отражение в учете операций по списанию оборудования
Операция |
Корреспонденция счетов |
Сумма, |
|
Дебет |
Кредит |
||
1. Списана сумма |
1 10434 410 |
1 10134 410 |
65 000 |
2. Списана |
1 40110 172 |
1 10134 410 |
5 000 |
3. Оприходованы |
1 10536 340 |
1 40110 172 |
1 000 |
Пример 3. В результате инвентаризации обнаружено оборудование, не учтенное на балансе предприятия, рыночной стоимостью 45 000 руб. (табл. 6).
Требования к ведению бюджетного учета
Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению.
Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.
Основные требования к ведению бюджетного учета заключаются в следующем:
-
любые действия, обязаны совершаться точно в срок.
-
отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации;
-
ведение учета должно осуществляться исключительно в государственной валюте.
Государственное учреждение Центр занятости населения Приуральского района создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2000 года № 1000/77-рк.
В соответствии с передаточным актом от 11 декабря 2006 года, утвержденным Росимуществом, и распоряжением Росимущества от 08 декабря 2006 года № 368-р государственное учреждение Центр занятости населения Приуральского района передано в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2010 года № 423-П «Об утверждении перечня государственных казённых учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, создаваемых путём изменения типа существующих государственных бюджетных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа» изменён тип бюджетного учреждения и создано государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения Приуральского района (далее – Учреждение).
Учреждение является некоммерческой организацией.
Официальное наименование Учреждения:
полное: государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения Приуральского района;
сокращённое: ГКУ ЯНАО ЦЗН Приуральского района.
Тип Учреждения: казённое учреждение.
Место нахождения Учреждения: 629620, Приуральский район, с. Аксарка, ул. Советская, д. 7.
Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Учредитель).
Место нахождения Учредителя: 629003, г. Салехард, ул. Чапаева, д. 42.
Права собственника в отношении имущества Учреждения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) от имени автономного округа осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере управления государственным имуществом автономного округа (далее – уполномоченный орган).
Учреждение руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством и законодательством автономного округа, а также настоящим Уставом.
Учреждение является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления находящимся в государственной собственности автономного округа обособленным имуществом.
Учреждение имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, а также лицевые счета в органах казначейства по учёту бюджетных средств.
Учреждение имеет печать со своим наименованием, иные необходимые для его деятельности печати, штампы, бланки.
Учреждение вправе использовать символику в качестве индивидуализации в соответствии с положениями гражданского законодательства.
Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несёт обязанности, выступает истцом, ответчиком, заявителем, заинтересованным лицом и третьим лицом в суде.
Целью деятельности Учреждения является обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения.
Предметом деятельности Учреждения является оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.
В соответствии с целью и предметом деятельности Учреждение осуществляет на территории Приуральского района следующие основные виды деятельности:
1) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
2) участие в подготовке предложений по формированию региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
3) реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
4) участие в подготовке предложений по формированию мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;
5) реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;
6) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
7) оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа;
8) проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);
9) участие в определении перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;
10) участие в формировании регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;
11) участие в формировании средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Учреждения;
12) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;
13) участие в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;
14) формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения;
15) прием граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям;
16) осуществление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Учреждения.
ПРИЗНАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.
В III разделе Стандарта принятие к учету основных средств в учреждениях обозначено понятием «признание». Это не меняет сущности представленных в нем положений, которые отчасти схожи с некоторыми положениями Инструкции № 157н. Рассмотрим основные моменты данного раздела.
Единицей учета основных средств в учреждениях(ОС) является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой учреждения, с учетом положений Стандарта и Инструкции № 157н. Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в учреждении. После выбытия объекта закрепленный за ним инвентарный номер никому не присваивается.
Объектом ОС признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Объекты ОС, срок полезного использования которых одинаков, а стоимость не является существенной (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), согласно Инструкции № 157н могут быть объединены в один инвентарный объект – комплекс объектов ОС.
Единицей учета ОС может также признаваться часть объекта имущества. Это возможно, если часть объекта имеет отличный от остальных частей срок полезного использования и ее стоимость составляет значительную величину.
Объект недвижимости (или его часть), полученный в аренду и предназначенный для сдачи в субаренду, может признаваться инвестиционной недвижимостью.
Актив культурного наследия учитывается в составе ОС, если с его помощью возможно получить экономические выгоды или полезный потенциал либо если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью.
Особенности бюджетного учета
Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ.
Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению, принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.
Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов, включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.
Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.
Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 — занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.
Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.
Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.
Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ.
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОС В ОТЧЕТНОСТИ.
По каждой группе ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:
а) используемые методы начисления амортизации;
б) применяемые методы определения сроков полезного использования;
в) сумма балансовой стоимости, а также сумма накопленной амортизации в совокупности с суммой накопленных убытков от обесценения ОС на начало и на конец периода по группам ОС;
г) сверка остаточной стоимости на начало и на конец периода.
Дополнительно для каждой группы ОС в отчетности раскрывается следующая информация:
- наличие и размер ограничений прав собственности или иных предоставленных прав, включая стоимость объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, которые не могут быть использованы субъектом учета в качестве обеспечения по обязательствам, а также остаточная стоимость ОС, переданных в качестве обеспечения, на начало и конец отчетного периода;
- сумма затрат, включенных в стоимость ОС в ходе строительства, на начало и на конец отчетного периода;
- суммы договорных обязательств по приобретению (строительству) ОС на конец отчетного периода;
- суммы компенсаций, причитающихся к получению от третьих сторон в связи с обесценением, утратой или передачей ОС, включенных в доходы текущего периода.
В отношении инвестиционной недвижимости раскрывается следующая информация:
- описание объектов инвестиционной недвижимости;
- критерии для проведения различия между инвестиционной недвижимостью и недвижимостью, занимаемой учреждением, а также недвижимостью, предназначенной для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности;
- суммы, признаваемые в качестве дохода от предоставления в аренду инвестиционной недвижимости;
- суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, доходы от предоставления в аренду которой отражены в финансовом результате отчетного периода;
- суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, которая не предоставлялась в аренду;
- наличие ограничений в отношении возможности продажи объектов инвестиционной недвижимости или поступлений экономических выгод (доходов) от выбытия, а также суммы указанных ограничений.
В пояснительной записке, представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополнительно отражаются сведения:
- о балансовой и остаточной стоимости временно простаивающих объектов ОС;
- о балансовой стоимости ОС, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость;
- о балансовой и остаточной стоимости ОС, изъятых из эксплуатации и удерживаемых до их выбытия.
Роль ОС в таких структурах
Все бюджетные учреждения получают финансирование от бюджетов различных уровней. Это и определяет особенности их ОС. Признаки средств, причисляемых к основным, в данном случае следующие:
- Государственные и иные формы учреждений, находящихся на бюджете используют это имущество для проведения свойственных их статусу работ, оказания штатных услуг и управленческих действий.
- Срок для полезного применения данного имущества – более года.
В состав ОС у «бюджетников» входит:
- Недвижимость.
- Имущество, имеющее особую ценность.
- Предметы, полученные по лизингу.
- Другие виды движимых объектов.
И учитывается оно в соответствии с классификацией:
- По видам: помещения (жилые и нежилые) и сооружения, оборудование и транспорт, инвентарь, библиотечные фонды, ценное имущество.
- По принадлежности: собственное, арендованное, в управлении.
- По использованию: в эксплуатации, на реконструкции, в резерве, на консервации.
ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ ОС.
В Стандарте много внимания уделено первоначальной стоимости объектов ОС. В нем отдельно рассматривается первоначальная стоимость ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций.
Приобретение ОС в результате обменных операций. Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в результате обменных операций или созданного учреждением, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом НДС, предъявленного поставщиками.
Какие именно затраты включаются и не включаются в первоначальную стоимость ОС, представим в таблице.
Что включается в первоначальную стоимость |
Что не включается в первоначальную стоимость |
---|---|
Цена приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС, за вычетом скидок (вычетов, льгот) |
Затраты на открытие новых производств |
Любые фактические затраты на приобретение, создание объекта ОС, его доставку и приведение в состояние, пригодное к эксплуатации, в том числе: – расходы на оплату труда и страховые взносы; – стоимость работ (услуг) по договору строительного подряда и иным договорам; – госпошлины и другие аналогичные расходы, связанные с приобретением (созданием) объекта ОС; – суммы вознаграждений посредникам; – затраты на подготовку площадки; – затраты на доставку и разгрузку; – расходы на установку и монтаж; – затраты на проверку функционирования объекта ОС; – расходы на материалы и услуги сторонних организаций; – затраты на информационные и консультационные услуги; – иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением (изготовлением) объекта ОС |
Затраты на внедрение новых продуктов и услуг |
Затраты на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен |
Затраты на ведение деятельности на новом месте или с новой группой потребителей услуг (включая затраты на обучение персонала) |
Операционные убытки, понесенные до момента достижения инвестиционной недвижимостью планового уровня заполнения арендаторами |
|
Административные, общехозяйственные и прочие общие накладные расходы |
|
Затраты на выполнение операций, сопутствующих строительству (кроме доставки объекта и приведения его в состояние, пригодное для использования) |
При приобретении ОС за валюту оценка его первоначальной стоимости производится в рублевом эквиваленте на дату принятия объекта к учету. При перечислении авансов в иностранной валюте, включаемых в фактически произведенные капитальные вложения, рублевый эквивалент исчисляется на дату перечисления аванса.
После принятия объекта к учету любые курсовые разницы, связанные с оплатой оставшейся неоплаченной задолженности, относятся на финансовый результат текущего периода.
Балансовая стоимость объекта ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, замещения объекта или его составной части, а также переоценки ОС.
Основные средства в оперативном учете и основные средства на забалансовом учете — это одно и тоже?
Опубликовано 02.03.2016 08:53 Основные средства в оперативном учете и основные средства на забалансовом учете — это одно и тоже? Такой вопрос очень часто приходится слышать от бухгалтеров государственных учреждений. Давайте разберемся с ним в данной статье, а также рассмотрим пример покупки и принятия к учету основного средства стоимостью менее 3000 рублей в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.
Итак, что такое основные средства (ОС) в оперативном учете? Это ОС стоимостью до 3000 рублей, списанные при вводе в эксплуатацию и учитываемые на 21 счете. 21 счет – это действительно забалансовый счет, но… он выделен в отдельную группу.
Для учета таких средств в программе есть специальный раздел.