1.1. Организация бухгалтерского учета основных средств в бюджетном учреждении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.1. Организация бухгалтерского учета основных средств в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с новым стандартом, утвержденным Приказом Минфина № 257н от 31.12.2016, основные средства понимаются как материальные ценности (активы) вне зависимости от их стоимости, срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев. Они предназначены для постоянного многократного употребления с целью выполнения организацией возложенных на нее функций. Имущественные объекты могут принадлежать учреждению как по праву оперативного управления, так и по праву владения или пользования имуществом.

Что относится к основным средствам

Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.

К основным средствам принято относить:

  • здания и сооружения;
  • машины и оборудование;
  • приборы, устройства и инструменты;
  • вычислительную технику;
  • транспортные средства;
  • инвентарь и хозяйственные принадлежности;
  • племенной и рабочий скот;
  • многолетние насаждения;
  • дороги.

Основными средствами также являются различные капиталовложения — вложения с целью коренного земельного улучшения и фонды на правах аренды, участки земли, объекты природопользования.

Основные средства принимаются к учету только при единовременном выполнении определенных критериев:

  1. Средство предназначено для производства товаров, работ, услуг, а также для функционирования учреждения или же для реализации фондов за денежное вознаграждение во временное пользование и владение.
  2. Использование средства должно происходить на протяжении длительного периода, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
  3. Предприятие не планирует дальнейшую перепродажу фонда.
  4. В будущем средство может приносить прибыль или экономическую выгоду организации.

К основным средствам не относятся объекты, учтенные в качестве готовой продукции на складах производителя, продуктов на складах реализаторов. Данные товары будут перепроданы, что является несоблюдением одного из критериев отнесения продукции к основным фондам.

1. Учет поступления основных фондов.

Учет поступления основных средств и введение инвентарных объектов в эксплуатацию производится по первоначальной цене (стоимости покупки) объекта. К бухучету ИО принимается на дату, когда первоначальная стоимость полностью образована, а к налоговому — в момент введения фонда в эксплуатацию:

  • Дт 08 Кт 60/10/70/69) — принятие к учету расходов на приобретение или создание основных средств;
  • Дт 19 Кт 60 — проведение входящего НДС;
  • Дт 01 Кт 08 — образование первоначальной стоимости инвентарного объекта.

Для бюджетного учета проводки будут следующими:

  • Дт 110631310 Кт 130231730 — поступило оборудование;
  • Дт 110434310 Кт 110631410 — ввод оборудования в эксплуатацию;
  • Дт 130404310 Кт 110404410 — начисление амортизации.

2. Учет выбытия основных фондов.

Рассмотрим варианты с продажей и ликвидацией объекта имущества. Учет выбытия основных средств отражает стоимость продажи и остаточную стоимость ИО:

  • Дт 62 Кт 91 — доход от реализации;
  • Дт 91 Кт 68 — НДС;
  • Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
  • Дт 91 Кт 01 — списание остаточной стоимости.

Записи для бюджетного бухучета:

  • Дт 110434 410 Кт 110134410 — списание амортизации;
  • Дт 140110172 Кт 110134410 — списание остаточной стоимости.

Учет ликвидации:

  • Дт 02 Кт 01 — списание амортизации;
  • Дт 91 Кт 01 — списана остаточная стоимость.

Дт 0 401 10 000 (аналитика — 401 10 172) Кт 0 101 00 000 (необходимый аналитический счет) — проводка при частичной ликвидации основного средства в бюджетном учреждении.

Порядок бухгалтерского учёта бюджетных средств: проводки и федеральные стандарты

Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом, одновременно по дебету одного счета и кредиту другого.

Счета бухучёта состоят из трех групп:

  • активных — где отражаются активы предприятия;
  • пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
  • комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.

Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств

 N 
п/п
 Направления поступления
объектов
Суммы, включаемые в первоначальную стоимость
объекта
 1 
Приобретение за плату от
поставщика
Фактические вложения на их приобретение: 
суммы, уплачиваемые в соответствии с
договором купли-продажи, договором
строительного подряда, регистрационные
сборы, пошлины, затраты по доставке, включая
страхование доставки, невозмещаемые налоги и
прочие затраты, связанные с приобретением
объекта
 2 
Сооружение 
 3 
Изготовление 
 4 
Получение по договору 
дарения
Текущая рыночная стоимость на дату принятия 
к бухгалтерскому учету с учетом затрат,
производимых бюджетной организацией: на
доставку, регистрацию и приведение объектов
в состояние, пригодное для использования
 5 
Приобретение по договору
лизинга (сублизинга)
Первоначальная (фактическая) стоимость 
определяется условиями договора и признается
в сумме расходов лизингодателя на его
приобретение, сооружение, доставку,
изготовление и доведение до состояния, в
котором оно пригодно для использования, за
исключением сумм налогов, подлежащих вычету
или учитываемых в составе расходов
 6 
Поступление арендованных
объектов
Стоимость, указанная в договоре аренды 

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов основных средств.

Читайте также:  Заказное письмо Административное — что это за извещение

Отражение в учете операций по списанию оборудования

 Операция 
 Корреспонденция счетов 
 Сумма, 
руб.
 Дебет 
 Кредит 
1. Списана сумма 
начисленной
амортизации
1 10434 410 
"Уменьшение
за счет амортизации
стоимости машин и
оборудования - иного
движимого имущества
учреждения"
1 10134 410 
"Уменьшение стоимости
машин и оборудования -
иного движимого
имущества учреждения"
 65 000 
2. Списана 
остаточная
стоимость
оборудования
1 40110 172 
"Доходы от операций
с активами"
1 10134 410 
"Уменьшение стоимости
машин и оборудования -
иного движимого
имущества учреждения"
 5 000 
3. Оприходованы 
запчасти
1 10536 340 
"Увеличение
стоимости прочих
материальных
запасов - иного
движимого имущества
учреждения"
1 40110 172 
"Доходы от операций
с активами"
 1 000 

Пример 3. В результате инвентаризации обнаружено оборудование, не учтенное на балансе предприятия, рыночной стоимостью 45 000 руб. (табл. 6).

Требования к ведению бюджетного учета

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению.

Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

Основные требования к ведению бюджетного учета заключаются в следующем:

  • любые действия, обязаны совершаться точно в срок.

  • отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации;

  • ведение учета должно осуществляться исключительно в государственной валюте.

Государственное учреждение Центр занятости населения Приуральского района создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2000 года № 1000/77-рк.

В соответствии с передаточным актом от 11 декабря 2006 года, утвержденным Росимуществом, и распоряжением Росимущества от 08 декабря 2006 года № 368-р государственное учреждение Центр занятости населения Приуральского района передано в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 ноября 2010 года № 423-П «Об утверждении перечня государственных казённых учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, создаваемых путём изменения типа существующих государственных бюджетных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа» изменён тип бюджетного учреждения и создано государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения Приуральского района (далее – Учреждение).

Учреждение является некоммерческой организацией.

Официальное наименование Учреждения:

полное: государственное казённое учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения Приуральского района;

сокращённое: ГКУ ЯНАО ЦЗН Приуральского района.

Тип Учреждения: казённое учреждение.

Место нахождения Учреждения: 629620, Приуральский район, с. Аксарка, ул. Советская, д. 7.

Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Учредитель).

Место нахождения Учредителя: 629003, г. Салехард, ул. Чапаева, д. 42.

Права собственника в отношении имущества Учреждения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) от имени автономного округа осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере управления государственным имуществом автономного округа (далее – уполномоченный орган).

Учреждение руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством и законодательством автономного округа, а также настоящим Уставом.

Учреждение является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления находящимся в государственной собственности автономного округа обособленным имуществом.

Учреждение имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, а также лицевые счета в органах казначейства по учёту бюджетных средств.

Учреждение имеет печать со своим наименованием, иные необходимые для его деятельности печати, штампы, бланки.

Учреждение вправе использовать символику в качестве индивидуализации в соответствии с положениями гражданского законодательства.

Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несёт обязанности, выступает истцом, ответчиком, заявителем, заинтересованным лицом и третьим лицом в суде.

Целью деятельности Учреждения является обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения.

Предметом деятельности Учреждения является оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.

В соответствии с целью и предметом деятельности Учреждение осуществляет на территории Приуральского района следующие основные виды деятельности:

1) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

2) участие в подготовке предложений по формированию региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

3) реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

4) участие в подготовке предложений по формированию мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;

5) реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;

6) регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;

7) оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа;

8) проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);

9) участие в определении перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан;

Читайте также:  Какие программы для многодетных семей в янао

10) участие в формировании регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

11) участие в формировании средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Учреждения;

12) принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;

13) участие в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;

14) формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения;

15) прием граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям;

16) осуществление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Учреждения.

ПРИЗНАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.

В III разделе Стандарта принятие к учету основных средств в учреждениях обозначено понятием «признание». Это не меняет сущности представленных в нем положений, которые отчасти схожи с некоторыми положениями Инструкции № 157н. Рассмотрим основные моменты данного раздела.

Единицей учета основных средств в учреждениях(ОС) является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой учреждения, с учетом положений Стандарта и Инструкции № 157н. Инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в учреждении. После выбытия объекта закрепленный за ним инвентарный номер никому не присваивается.

Объектом ОС признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Объекты ОС, срок полезного использования которых одинаков, а стоимость не является существенной (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), согласно Инструкции № 157н могут быть объединены в один инвентарный объект – комплекс объектов ОС.

Единицей учета ОС может также признаваться часть объекта имущества. Это возможно, если часть объекта имеет отличный от остальных частей срок полезного использования и ее стоимость составляет значительную величину.

Объект недвижимости (или его часть), полученный в аренду и предназначенный для сдачи в субаренду, может признаваться инвестиционной недвижимостью.

Актив культурного наследия учитывается в составе ОС, если с его помощью возможно получить экономические выгоды или полезный потенциал либо если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью.

Особенности бюджетного учета

Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ.
Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению, принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов, включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 — занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.

Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОС В ОТЧЕТНОСТИ.

По каждой группе ОС в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрывается следующая информация:

а) используемые методы начисления амортизации;

б) применяемые методы определения сроков полезного использования;

в) сумма балансовой стоимости, а также сумма накопленной амортизации в совокупности с суммой накопленных убытков от обесценения ОС на начало и на конец периода по группам ОС;

г) сверка остаточной стоимости на начало и на конец периода.

Дополнительно для каждой группы ОС в отчетности раскрывается следующая информация:

  • наличие и размер ограничений прав собственности или иных предоставленных прав, включая стоимость объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, которые не могут быть использованы субъектом учета в качестве обеспечения по обязательствам, а также остаточная стоимость ОС, переданных в качестве обеспечения, на начало и конец отчетного периода;
  • сумма затрат, включенных в стоимость ОС в ходе строительства, на начало и на конец отчетного периода;
  • суммы договорных обязательств по приобретению (строительству) ОС на конец отчетного периода;
  • суммы компенсаций, причитающихся к получению от третьих сторон в связи с обесценением, утратой или передачей ОС, включенных в доходы текущего периода.
Читайте также:  Продление срока действий водительских удостоверений на 3 года

В отношении инвестиционной недвижимости раскрывается следующая информация:

  • описание объектов инвестиционной недвижимости;
  • критерии для проведения различия между инвестиционной недвижимостью и недвижимостью, занимаемой учреждением, а также недвижимостью, предназначенной для продажи в ходе обычной хозяйственной деятельности;
  • суммы, признаваемые в качестве дохода от предоставления в аренду инвестиционной недвижимости;
  • суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, доходы от предоставления в аренду которой отражены в финансовом результате отчетного периода;
  • суммы, признанные в качестве расходов (в том числе на ремонт и текущую эксплуатацию), связанных с инвестиционной недвижимостью, которая не предоставлялась в аренду;
  • наличие ограничений в отношении возможности продажи объектов инвестиционной недвижимости или поступлений экономических выгод (доходов) от выбытия, а также суммы указанных ограничений.

В пояснительной записке, представляемой в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополнительно отражаются сведения:

  • о балансовой и остаточной стоимости временно простаивающих объектов ОС;
  • о балансовой стоимости ОС, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость;
  • о балансовой и остаточной стоимости ОС, изъятых из эксплуатации и удерживаемых до их выбытия.

Роль ОС в таких структурах

Все бюджетные учреждения получают финансирование от бюджетов различных уровней. Это и определяет особенности их ОС. Признаки средств, причисляемых к основным, в данном случае следующие:

  • Государственные и иные формы учреждений, находящихся на бюджете используют это имущество для проведения свойственных их статусу работ, оказания штатных услуг и управленческих действий.
  • Срок для полезного применения данного имущества – более года.

В состав ОС у «бюджетников» входит:

  • Недвижимость.
  • Имущество, имеющее особую ценность.
  • Предметы, полученные по лизингу.
  • Другие виды движимых объектов.

И учитывается оно в соответствии с классификацией:

  • По видам: помещения (жилые и нежилые) и сооружения, оборудование и транспорт, инвентарь, библиотечные фонды, ценное имущество.
  • По принадлежности: собственное, арендованное, в управлении.
  • По использованию: в эксплуатации, на реконструкции, в резерве, на консервации.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ОБЪЕКТОВ ОС.

В Стандарте много внимания уделено первоначальной стоимости объектов ОС. В нем отдельно рассматривается первоначальная стоимость ОС, приобретенных в результате обменных и необменных операций.

Приобретение ОС в результате обменных операций. Первоначальная стоимость ОС, приобретенного в результате обменных операций или созданного учреждением, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, формируемых с учетом НДС, предъявленного поставщиками.

Какие именно затраты включаются и не включаются в первоначальную стоимость ОС, представим в таблице.

Что включается в первоначальную стоимость

Что не включается в первоначальную стоимость

Цена приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС, за вычетом скидок (вычетов, льгот)

Затраты на открытие новых производств

Любые фактические затраты на приобретение, создание объекта ОС, его доставку и приведение в состояние, пригодное к эксплуатации, в том числе:

– расходы на оплату труда и страховые взносы;

– стоимость работ (услуг) по договору строительного подряда и иным договорам;

– госпошлины и другие аналогичные расходы, связанные с приобретением (созданием) объекта ОС;

– суммы вознаграждений посредникам;

– затраты на подготовку площадки;

– затраты на доставку и разгрузку;

– расходы на установку и монтаж;

– затраты на проверку функционирования объекта ОС;

– расходы на материалы и услуги сторонних организаций;

– затраты на информационные и консультационные услуги;

– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением (изготовлением) объекта ОС

Затраты на внедрение новых продуктов и услуг

Затраты на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен

Затраты на ведение деятельности на новом месте или с новой группой потребителей услуг (включая затраты на обучение персонала)

Операционные убытки, понесенные до момента достижения инвестиционной недвижимостью планового уровня заполнения арендаторами

Административные, общехозяйственные и прочие общие накладные расходы

Затраты на выполнение операций, сопутствующих строительству (кроме доставки объекта и приведения его в состояние, пригодное для использования)

При приобретении ОС за валюту оценка его первоначальной стоимости производится в рублевом эквиваленте на дату принятия объекта к учету. При перечислении авансов в иностранной валюте, включаемых в фактически произведенные капитальные вложения, рублевый эквивалент исчисляется на дату перечисления аванса.

После принятия объекта к учету любые курсовые разницы, связанные с оплатой оставшейся неоплаченной задолженности, относятся на финансовый результат текущего периода.

Балансовая стоимость объекта ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, замещения объекта или его составной части, а также переоценки ОС.

Основные средства в оперативном учете и основные средства на забалансовом учете — это одно и тоже?

Опубликовано 02.03.2016 08:53 Основные средства в оперативном учете и основные средства на забалансовом учете — это одно и тоже? Такой вопрос очень часто приходится слышать от бухгалтеров государственных учреждений. Давайте разберемся с ним в данной статье, а также рассмотрим пример покупки и принятия к учету основного средства стоимостью менее 3000 рублей в программе 1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8.

Итак, что такое основные средства (ОС) в оперативном учете? Это ОС стоимостью до 3000 рублей, списанные при вводе в эксплуатацию и учитываемые на 21 счете. 21 счет – это действительно забалансовый счет, но… он выделен в отдельную группу.

Для учета таких средств в программе есть специальный раздел.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *