Статья 447 ГК РФ. Заключение договора на торгах
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 447 ГК РФ. Заключение договора на торгах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вскрытие конвертов с заявками и доступ к поданным заявкам в электронном виде осуществляется комиссией публично в день, время и в месте, указанные в извещении о проведении торгов. Данное мероприятие осуществляется единовременно в отношении всех поступивших.
Оценка и сопоставление заявок на участие
Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать 10 дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора могут быть:
- сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации;
- технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора;
- объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
- период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;
- цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
- качественная характеристика архитектурного, функционально- технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса.
Признание торгов несостоявшимися
Последствиями признания конкурса и аукциона несостоявшимися являются одинаковыми.
Различают признания торгов несостоявшимся по причине:
а) подачи единственной заявки на участие;
б) признания участником торгов только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в торгах.
В таком случае если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, заключается договор с таким участником по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса.
Если торги признаны несостоявшимися по иным причинам, организатор конкурса вправе объявить о проведении нового конкурса либо аукциона в установленном порядке. При этом в случае объявления о проведении нового конкурса организатор конкурса вправе изменить условия торгов.
Правовая природа информационного сообщения
Закон о приватизации (ст. 18) предусматривает, что информация о приватизации государственного имущества, в т.ч. путем его продажи на аукционе или конкурсе, должна быть опубликована продавцами имущества в информационных бюллетенях и других средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня осуществления продажи. В случае приватизации муниципального имущества этот срок не может быть менее 30 дней. Эти минимальные сроки могут быть увеличены. Так, Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества (п. 8) предусматривает, что при продаже на аукционе государственного имущества, начальная цена продажи которого превышает пять миллионов МРОТ, соответствующий орган по управлению государственным имуществом может принять решение об увеличении срока опубликования информационного сообщения о проведении такого аукциона. При продаже федерального имущества информационное сообщение о проведении аукциона обычно публикуется в официальном информационном бюллетене РФФИ «Реформа».
Информационное сообщение о проведении приватизационных торгов должно включать: наименование объекта и начальную цену продажи; форму и сроки платежа; дату и время (час, минуты) начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами; адрес места приема заявок и документов (с указанием в случае необходимости этажа, комнаты, номера телефона, времени приема); перечень документов, подаваемых претендентами для участия в торгах, и требования к их оформлению; дату и время (час, минуты) начала и окончания приема комиссией предложений по цене имущества, продаваемого на торгах; размер и срок внесения задатка, необходимые реквизиты счетов продавца, иные условия договора о задатке, определенные продавцом в качестве условий договора о присоединении; дату, время и место проведения торгов с указанием времени начала работы комиссии и подведения итогов торгов; номера телефонов и местонахождение продавца и комиссии; адрес, по которому претенденты могут ознакомиться с иными сведениями о продаваемом имуществе и работе комиссии, и порядок ознакомления с этими сведениями; срок, предоставляемый для заключения договора купли-продажи; порядок определения победителя; способ уведомления победителя об итогах аукциона; иные положения, содержащие требования к претендентам, предусмотренные законодательством; наименование, основные характеристики и местонахождение имущества; площадь и наличие обременений земельного участка, занимаемого недвижимым имуществом; начальную цену имущества, установленную в плане приватизации; сведения об обременении имущества правами третьих лиц.
Как информируются участники об аукционе по продаже имущества?
Информационное сообщение о проведении аукциона по продаже имущества должно содержать следующие сведения:
- Наименование органа, принявшего решение об условиях приватизации имущества, реквизиты решения.
- Наименование имущества и иные характеристики имущества.
- Способ приватизации имущества.
- Начальная цена продажи имущества.
- Форма подачи предложений о цене имущества.
- Условия и сроки платежа, назначение платежа, необходимые реквизиты счетов, порядке возвращения задатка.
- Указание на то, что сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со ст. 437 ГК РФ.
- Размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов.
- Порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений.
- Исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов.
- Срок заключения договора купли-продажи имущества.
- Порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи имущества.
- Ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации имущества.
- Порядок определения победителей либо лиц, имеющих право приобретения имущества.
- Место и срок подведения итогов продажи имущества.
Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе и по конкурсу как способы приватизации
Аукцион – это способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. При этом от его покупателей не требуется выполнить какие-либо условия в отношении приватизируемого имущества.
По составу участников аукцион всегда является открытым. Проведение закрытых аукционов не допускается.
- По форме подачи предложений о цене различают:
- 1) закрытые аукционы, на которых предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене);
- 2) открытые аукционы, на которых предложения о цене заявляются открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене).
- Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.
- Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней.
Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.
При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона.
По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.
- Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
- • представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ;
- • представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ;
- • заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
• не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении (п. 8 ст. 18 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.
До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку.
В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки.
В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.
Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.
- Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
- В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.
- Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
- Конкурсом признается такой способ приватизации имущества, при котором право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.
- На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
- Условия конкурса могут предусматривать:
- • сохранение определенного числа рабочих мест;
- • переподготовку и (или) повышение квалификации работников;
- • ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;
• проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (п. 21 ст. 20 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.
- Указанный перечень условий конкурса является исчерпывающим.
- Порядок разработки и утверждения условий конкурса, порядок контроля за их исполнением и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
- Меры по осуществлению контроля за исполнением условий конкурса должны предусматривать периодичность контроля не чаще одного раза в квартал.
В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
Продажа акций ОАО на специализированном аукционе. Продажа за пределами РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО. Продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг и по результатам доверительного управления как способы приватизации государственного и муниципального имущества.
Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
Прием заявок осуществляется в течение двадцати пяти дней. При этом претендент перечисляет денежные средства, на сумму которых он хотел бы приобрести акции ОАО. Специализированный аукцион проводится не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками специализированного аукциона.
- Претендент не допускается к участию в специализированном аукционе по следующим основаниям:
- представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
- представлены не все документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона, или они оформлены не в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- денежные средства поступили на счета, указанные в информационном сообщении, не в полном объеме, указанном в заявке, или позднее установленного срока;
- поступившие денежные средства меньше начальной цены акции открытого акционерного общества;
- внесение претендентом денежных средств осуществлено с нарушением условий, опубликованных в информационном сообщении.
При расчете единой цены за одну акцию учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе. Все денежные средства делятся на количество акций, так рассчитывается цена одной акции.
Передача акций и оформление права собственности на акции осуществляются не позднее чем через тридцать дней с даты подведения итогов специализированного аукциона.
Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 15 субъектов РФ. Аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 25 субъектов РФ.
Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе и по конкурсу как способы приватизации
Аукцион – это способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. При этом от его покупателей не требуется выполнить какие-либо условия в отношении приватизируемого имущества.
По составу участников аукцион всегда является открытым. Проведение закрытых аукционов не допускается.
- По форме подачи предложений о цене различают:
- 1) закрытые аукционы, на которых предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене);
- 2) открытые аукционы, на которых предложения о цене заявляются открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене).
- Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.
- Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней.
Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.
При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона.
По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.
- Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:
- • представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ;
- • представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ;
- • заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
• не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении (п. 8 ст. 18 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.
До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку.
В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки.
В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.
Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.
Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.
- Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
- В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.
- Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
- Конкурсом признается такой способ приватизации имущества, при котором право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.
- На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.
- Условия конкурса могут предусматривать:
- • сохранение определенного числа рабочих мест;
- • переподготовку и (или) повышение квалификации работников;
- • ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-ку��ьтурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;
• проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (п. 21 ст. 20 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий. Условия конкурса не подлежат изменению.
- Указанный перечень условий конкурса является исчерпывающим.
- Порядок разработки и утверждения условий конкурса, порядок контроля за их исполнением и порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
- Меры по осуществлению контроля за исполнением условий конкурса должны предусматривать периодичность контроля не чаще одного раза в квартал.
В случае неисполнения победителем конкурса условий, а также ненадлежащего их исполнения, в том числе нарушения промежуточных или окончательных сроков исполнения таких условий и объема их исполнения, договор купли-продажи государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя также могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой.
Продажа акций ОАО на специализированном аукционе. Продажа за пределами РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО. Продажа акций ОАО через организатора торговли на рынке ценных бумаг и по результатам доверительного управления как способы приватизации государственного и муниципального имущества.
Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
Прием заявок осуществляется в течение двадцати пяти дней. При этом претендент перечисляет денежные средства, на сумму которых он хотел бы приобрести акции ОАО. Специализированный аукцион проводится не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками специализированного аукциона.
- Претендент не допускается к участию в специализированном аукционе по следующим основаниям:
- представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;
- представлены не все документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении специализированного аукциона, или они оформлены не в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- денежные средства поступили на счета, указанные в информационном сообщении, не в полном объеме, указанном в заявке, или позднее установленного срока;
- поступившие денежные средства меньше начальной цены акции открытого акционерного общества;
- внесение претендентом денежных средств осуществлено с нарушением условий, опубликованных в информационном сообщении.
Требования к участникам аукциона
Согласно закону (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) участвовать в приобретении собственности государства вправе физические и юридические лица. Но в целях защиты конституционного строя нашей страны государство запрещает становиться участниками аукционных мероприятий следующим категориям покупателей:
Если прежний владелец не имеет права на выкуп и продается недвижимость, город получает все деньги? Нет, если продажа происходит в течение трехлетнего периода после регистрации коллекционного акта. Что делать, если руководящий орган не может найти бывшего владельца, или они знают, что есть несколько кредиторов бывшего владельца, которые ищут свою долю в избыточных средствах?
Здесь город будет депонировать избыточные деньги в суд, и суд определит, кто должен быть уведомлен о средствах, и будет рассматривать различные требования к деньгам и ввести распоряжение, определяющее, кто получит какую сумму денег, если таковые имеются. Этот процесс защищает муниципалитет от требований сторон, которые имели дело с бывшим владельцем.
Стать участником аукциона по продаже государственного имущества
Не достаточно в срок внести гарантийный взнос, чтобы получить статус участника. Необходимо вовремя прислать заявку, заполненную по всем правилам. Норма закона предписывают приложить полный пакет документов сразу на момент оформления заявки на покупку государственной/муниципальной собственности.
Заявка будет принята, если одновременно с ней на указанный в документации счёт придёт обеспечительный взнос, закреплённый аукционной документацией. Важно знать, что заявки можно отправлять не ранее, чем через определённое количество дней с момента публикации официальной информации об аукционе.
Как только организаторы переходят к рассмотрению поступивших заявок, Вы становитесь законным участником аукциона и можете рассчитывать на победу. Все этапы аукциона протоколируются. В срок 5 дней комиссия принимает решение по факту рассмотрения заявок. К торгам допускаются только правильно оформленные заявки.
Если заявка содержит ошибки, она будет отклонена, и Вы не перейдёте на этап определения цены. Если же всё отлично, Вы – участник аукциона и можете подать своё ценовое предложение. Победителем станет участник, указавший самую высокую цену покупки объекта. Конечный покупатель получает протокол победителя под расписку.
В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:
1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
2) Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
3) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
4) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:
1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
2) природные ресурсы;
3) государственный и муниципальный жилищный фонд;
4) государственный резерв;
5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
6) государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
8) государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
9) имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
10) государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
11) акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
1. Сформулируйте понятие «приватизация государственного и муниципального имущества».
2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.
3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона от 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»?
4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?
5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.
6. Каков порядок приватизации федерального имущества?
7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.
Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой.
При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).
При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.
Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.
При отсутствии в установленный срок заявки на покупку государственного или муниципального имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. В этом случае удовлетворяется первая заявка на покупку указанного имущества по цене предложения. Снижение цены предложения может осуществляться до минимальной цены предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество, которая составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона.
Заявка на приобретение государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения подается заявителем по месту, указанному в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.
Прием заявок на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения начинается с даты, объявленной в информационном сообщении.
После регистрации первой заявки прием заявок прекращается.
Прием заявок завершается регистрацией первой заявки в журнале приема заявок с указанием времени ее поступления (число, месяц, часы и минуты).
Зарегистрированная заявка является принятием предложения (акцептом) о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества по цене предложения. Договор купли-продажи указанного имущества заключается в день регистрации заявки.
В течение десяти дней после регистрации заявки покупатель должен произвести оплату посредством внесения на счет, указанный в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, денежных средств в размере цены предложения.
Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации не позднее чем через тридцать дней после полной оплаты имущества.
При уклонении или отказе покупателя от оплаты государственного или муниципального имущества на него налагаются пени в размере 5 процентов суммы платежа за каждый день просрочки (ст. 23 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»)…
Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
При этом нормативная цена имущества не определяется.
Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении о приватизации данного имущества.
Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).
В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.
В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц (ст. 24 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества
Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль.
Эта роль проявляется также и в том, что нормы законодательства о приватизации, как правило, императивны и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского права при регулировании соответствующих отношений.
Основу правового регулирования приватизации составляют федеральные законы о приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.
Правовой основой осуществления приватизации государственных предприятий стал вышеупомянутый Закон 1991 г.
, которым определялись порядок и способы приватизации, льготы, предоставляемые при приватизации, основания и порядок признания недействительными сделок приватизации и многие другие вопросы.
Закон 1991 г. выделял следующие условия приватизации государственных предприятий: 1) нахождение приватизируемого объекта в государственной (муниципальной) собственности; 2) принадлежность покупателя к субъектам частной собственности; 3) возмездный характер приобретения приватизируемых объектов.
Как правило, приватизация предприятий носила возмездный характер, т.е. приобретение объектов приватизации осуществлялось за плату. Исключением из общего правила стало их приобретение за приватизационные чеки, бесплатно распространяемые среди населения.
Закон 1991 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123—ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», существенно изменившего понятие и условия приватизации.
Основные изменения порядка приватизации заключались в числе прочего в следующих принципах: обязательная возмездность приватизации; законодательное определение способов приватизации; принятие государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации в форме федерального закона; существенное изменение некоторых способов приватизации. Так, приватизация путем приобретения государственных и муниципальных предприятий по конкурсу заменена на продажу государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; ужесточение правовых последствий несоблюдения законодательства о приватизации покупателями государственного имущества, в том числе ограничение прав победителя коммерческого конкурса, изменение момента перехода права собственности на приватизируемое имущество. Глинкина С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность. — М.: Наука, 2006. — С. 34.
Закон 1997 г. утратил силу в связи с принятием 21 декабря 2001 г. Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», вступившего в силу с 27 апреля 2002 г., по истечении трех месяцев с момента его опубликования.
Сохранив существовавшее в законодательстве понятие приватизации, новый Закон отграничил приватизацию государственного имущества от иных способов его передачи в частную собственность, например на основании судебного решения, а также изменил порядок и способы приватизации предприятий.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации
1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Статья 8. Разработка прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества
1. Разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на плановый период осуществляется в соответствии с основными направлениями внутренней политики Российской Федерации, определенными Президентом Российской Федерации, с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, программами и задачами, определенными решениями Правительства Российской Федерации (в том числе при подведении итогов приватизации федерального имущества за отчетный период) и иными решениями Правительства Российской Федерации.
2. Не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года федеральные органы исполнительной власти представляют в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о приватизации имущественных комплексов находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность в соответствующей их компетенции отрасли экономики, иного федерального имущества.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, иные юридические лица и граждане вправе направлять в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти свои предложения о приватизации федерального имущества.
Порядок разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Пункт 3 статьи 8 утратил силу согласно Федеральному закону от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ.