Как закрыть ИП: пошаговая инструкция для предпринимателя
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как закрыть ИП: пошаговая инструкция для предпринимателя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В большинстве случаев уже в процессе выясняется, что процедура отличается от предписанной кодексами. Самостоятельно занимаясь данными мероприятиями, вы рискуете увязнуть в бесконечной волоките, с перекладыванием бумаг и штурмом то и дело возникающих бюрократических препон. Став нашим клиентом, вы сможете сократить срок решения этого насущного вопроса до 3-8 месяцев.
Итак, ваша компания фактически не работала, но вы скрупулезно вели отчетность? У вас «проблемная» фирма с долгами? Вы планируете закрыть вполне «рабочее» предприятие с рядом лицензий?
Компания «G&G Консалтинг» — ваш путеводитель в вопросе ликвидации компании. Мы знаем законы, имеем 10-летний опыт и заслужили отличную репутацию, благодаря ответственному отношению к делу и гарантии результата. Мы действуем в рамках алгоритмов, предписанных законодательством Республики Казахстан, и ведущих к закрытию товарищества с ограниченной ответственностью. А наша гибкая ценовая политика позволит вам оптимально спланировать ликвидационный бюджет. Мы готовы приступить к активным действиям! Оперативно, легально и качественно.
Ликвидация юридического лица
Процедура ликвидации, как и регистрация, проходит в государственных органах. По времени этот процесс достаточно длителен. Будучи объектом бизнеса независимо от величины дохода (или его отсутствия) в налоговую должна поступать соответствующая отчетность. В случае невыполнения этого требования могут быть наложены разного рода санкции и штрафы, а конечным результатом может стать решение признать юридическое лицо бездействующим. При таком положении дел регистрация новой компании будет невозможной, как и подача заявки на участие в государственном тендере, если участник числится в роли учредителя или руководителя.
Полная ликвидация юридического лица происходит при наличии соответствующего пакета документов:
- Учредительные бумаги в оригинальном исполнении (свидетельство о регистрации, устав, договор, решение и приказ, свидетельствующие о назначении руководителя исполнительного органа юридического лица и его удостоверение личности в копии).
- Документ о взятии на учет по НДС (если таковой есть).
- Документы, подтверждающие наличие контрольно-кассового аппарата.
- Перечень лиц, участвующих в комиссии по ликвидации и копии их удостоверений личности.
- Ликвидационная налоговая отчетность.
- Информация об имуществе юридического лица, подлежащего ликвидации, претензии от кредиторов и результаты рассмотрения последних.
- Ликвидационный баланс предприятия.
- Данные об открытых банковских счетах юрлица.
- При наличии филиалов и представительств необходимы документы о снятии таковых с учета.
- Доверенность на сотрудников компании, которые будут заниматься процедурой ликвидации.
Условия принудительной ликвидации
На основании ст.93 НК РК в принудительном порядке закрываются юрлица плательщики налогов, которые до 1 января календарного года (но не меньше трех лет по п.2 ст.48 НК РК):
- не подали налоговую отчетность;
- не принимали участие в ВЭД;
- отсутствует движение по счетам или не превышает сумму 141 МРП за весь календарный год (социальные и пенсионные выплаты не считаются);
- не были на учете по НДС.
По состоянию на 1 января календарного года:
- не состояли на учете НДС;
- официально не приостановили работу;
- не имеют в собственности основных средств;
- отсутствует задолженность по социальным платежам;
- отсутствует задолженность по налогам в размере больше 6 МРП.
Процедура добровольной ликвидации ТОО в Казахстане
Ликвидация ТОО в Казахстане достаточно длительный и сложный процесс, который состоит из строго установленных сроков и порядка. Ниже рассматривается как поэтапно закрыть ТОО в Казахстане.
1. Принятие решения о ликвидации. Назначение ликвидационной комиссии
Процедура начинается с принятия решения участниками ТОО о ликвидации. Решение оформляется протоколом общего собрания участников (решением единственного участника).
Назначение ликвидационной комиссии. Протокол общего собрания участников (решение единственного участника) должен содержать назначение и состав ликвидационной комиссии, порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия должна состоять в количестве не менее двух лиц и назначается из числа любых дееспособных лиц, включая сотрудников юридического лица. С момента назначения к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, а также право выступать от имени юридического лица в суде.
2. Уведомление госорганов и объявление о ликвидации
Уведомление госорганов. После принятия решения о ликвидации, в течение 3-х рабочих дней нужно письменно или через интернет-сайт с применением ЭЦП уведомить НАО «ГК «Правительство для граждан» и налоговый орган по месту регистрации о ликвидации ТОО (п. 1 ст. 50 ГК РК).
Предоставление информации о высвобождаемых работниках. Информация предоставляется в центр занятости населения о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией, с указанием количества работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения (пп. 2 п. 1 ст. 28 Закона РК «О занятости населения»).
Подача объявления в газету. Одновременно в периодическое печатное издание, распространяемое на всей территории Республики Казахстан (Юридическая газета), подается объявление о ликвидации юридического лица, с указанием порядка и сроках приема претензий от кредиторов.
3. Трудовые отношения при ликвидации
Увольнение сотрудников. Трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае ликвидации работодателя-юридического лица (пп. 1 п. 1 ст. 52 ТК РК).
Компенсация сотрудникам. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией, работодатель производит компенсационные выплаты работнику в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за месяц (пп. 2 п. 1 ст. 131 ТК РК).
В случае задолженности перед сотрудниками. При ликвидации, работодатель обязан при наличии задолженности перед работником выдать справку о размере образовавшейся задолженности по заработной плате и иным выплатам, оформленную надлежащим образом (п. 3 ст. 62 ТК РК).
4. Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса
Составление промежуточного ликвидационного баланса. После истечения срока для предъявления претензий от кредиторов, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержат сведения о составе имущества ликвидируемого ТОО, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения.
Расчет по долгам ТОО. В случае наличия обоснованных заявленных требований по задолженности ТОО, следует произвести расчёт с кредиторами. При недостаточности денег для погашения задолженности продается имущество ТОО с публичных торгов.
Оплата налогов. Параллельно производится расчет по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.
Оставшееся имущество после расчета. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого ТОО передается учредителям (участникам), если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица либо направляется на цели, указанные в учредительных документах.
Составление ликвидационного баланса. После завершения расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается участниками ТОО.
В случае неспособности рассчитаться по долгам. Признание банкротства. При неспособности ТОО в полном объеме рассчитаться с контрагентами и перед бюджетом, возможно признание банкротства. Признание банкротства осуществляется по заявлению самого ликвидируемого ТОО либо кредитора, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных лиц.
5. Подача налогового заявления и прохождение налоговой проверки при ликвидации
«Обычный» порядок. Налоговая проверка при прекращении деятельности
При ликвидации юридическое лицо должен пройти проверку на предмет исполнения налогового обязательства. Поэтому в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса в налоговый орган одновременно представляется:
- налоговое заявление о проведении налоговой проверки;
- ликвидационная налоговая отчетность.
Начало налоговой проверки. Налоговая проверка должна начаться не позднее 20 рабочих дней после подачи налогового заявления о проведении проверки.
Срок налоговой проверки. Налоговая проверка не должна превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания. Срок может быть продлен либо приостановлен по основаниям, предусмотренным ст. 146 Налогового кодекса РК.
Получение акта налоговой проверки. По завершении налоговой проверки составляется акт налоговой проверки в 2-х экземплярах, один из которых вручается ликвидируемому ТОО.
Представление ликвидационного баланса. После завершения налоговой проверки, в течение 3-х рабочих дней со дня завершения либо исполнения дополнительных налоговых обязательств (п. 12 ст. 58 НК РК), ликвидируемое ТОО представляет ликвидационный баланс в налоговый орган по месту нахождения.
«Упрощенный» порядок. Камеральный контроль, без налоговой проверки.
Условия для установления камерального контроля. Порядок камерального контроля устанавливается, если ликвидируемое ТОО одновременно соответствует следующим условиям:
- не является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС);
- не применяет налоговый спец. режим для производителей сельхоз продукции, продукции аквакультуры (рыболовства) и сельхоз кооперативов;
- не реорганизовано или не является правопреемником реорганизованного юридического лица (не распространяется в отношении юридических лиц, реорганизованных путем преобразования);
- не включено в план налоговых проверок или в список выборочных налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков либо не включено в полугодовой график налоговых проверок, проводимых по особому порядку на основе оценки степени риска;
- не состоит на регистрационном учете в качестве налогоплательщика, осуществляющего отдельные виды деятельности.
Представляемые документы. При соответствии условиям, в налоговый орган по месту нахождения одновременно представляется:
- налоговое заявление о прекращении деятельности;
- ликвидационная налоговая отчетность;
- промежуточный ликвидационный баланс;
- налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины (при наличии).
Срок камерального контроля. Нормы ст. 58 Налогового кодекса РК, устанавливает общий срок камерального контроля в 33 рабочих дня, по результатам которого налоговый орган составляет заключение, где отражаются результаты камерального контроля и состояние расчетов по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.
Получение заключения результатов камерального контроля. Заключение составляется в 2-х экземплярах, один из которых вручается ликвидируемому ТОО не позднее 3-х рабочих дней после завершения камерального контроля.
Представление ликвидационного баланса. После завершения камерального контроля, в течение 3-х рабочих дней со дня получения заключения результатов камерального контроля, ликвидируемое ТОО представляет ликвидационный баланс в налоговый орган по месту нахождения.
Приведены наиболее распространённые виды налогового контроля при ликвидации, полный перечень налогового контроля при ликвидации юридического лица содержится в главе 7 Налогового кодекса РК.
Если ТОО является приостановленным/бездействующим. В процедуре ликвидации следует сдавать налоговую отчетность, поэтому если ТОО приостановило представление налоговой отчетности/признано бездействующим, то предварительно потребуется в налоговом органе возобновить представление налоговой отчетности/исключить из числа бездействующих.
6. Закрытие банковского счета
После завершения налоговых проверок ликвидируемое ТОО производит закрытие банковского счета.
7. Уничтожение печати
Печать при ликвидации ТОО подлежит уничтожению. При уничтожении составляется акт уничтожения печати, по установленной форме, согласно приложению 23 Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях.
Осторожность перед уничтожением. Печать следует уничтожить в последнюю очередь, удостоверившись в готовности и правильности всех документов.
8. Государственная регистрация прекращения деятельности
Подача заявления на регистрацию ликвидации. Последним этапом ликвидации ТОО является государственная регистрация прекращения деятельности в НАО «ГК «Правительство для граждан» по месту нахождения. Для этого в НАО «ГК «Правительство для граждан» предоставляется следующий перечень документов:
- заявление установленной формы;
- протокол общего собрания участников о ликвидации ТОО либо решение единственного участника;
- документ, подтверждающий публикацию в официальных печатных изданиях Министерства юстиции Республики Казахстан информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления претензий кредиторами;
- свидетельство об аннулировании облигаций и (или) акций и (или) отчет об итогах погашения облигаций либо письмо Национального Банка Республики Казахстан об отсутствии зарегистрированных в Национальном Банке Республики Казахстан выпусков
- документ об уничтожении печати юридического лица (при ее наличии);
- документ, подтверждающий уплату в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» за государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица, являющегося коммерческой организацией. Если юридическое лицо является субъектом малого или среднего предпринимательства оплата не производится.
Что закрыть сначала: ИП или расчетный счет
Субъекты малого бизнеса, в отличие от ТОО, могут работать без расчетного счета. Для осуществления расчетов ИП имеет право пользоваться собственным счетом физического лица или открыть новый счет на себя, как на индивидуального предпринимателя — кому как удобнее. Разницы для бизнеса не будет — вплоть до закрытия фирмы.
Если счет принадлежит физическому лицу, то при ликвидации малого бизнеса его не обязательно закрывать. Можно и дальше использовать этот счет для личных целей.
Но если владельцем реквизитов выступает ликвидированный хозяйствующий субъект, счет аннулируется автоматически через небольшой промежуток времени. Правда, с оговоркой: если на него не будут поступать деньги. Для закрытия счета можно написать заявление, но делать это не обязательно — закрытие такого счета напрямую связано с прекращением деятельности ИП.
В течение трех дней после закрытия счета банк обязан об этом факте уведомить налоговую.
Корпоративный подоходный налог (КПН)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 225. Совокупный годовой доход 2. В целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются: |
Статья 225. Совокупный годовой доход 2. В целях налогообложения в качестве дохода не рассматриваются: «26-1) увеличение стоимостного баланса групп (подгрупп) амортизируемых активов, образовавшееся вследствие применения условного коэффициента недропользователем по контракту на разведку и добычу или добычу углеводородов по сложным проектам (за исключением газовых проектов на суше) в соответствии с пунктом 6 статьи 258 и (или) пунктом 2-1 статьи 268 настоящего Кодекса;»; «28-1) стоимость имущества, стоимость капитального ремонта, реконструкции объектов государственной собственности, полученных безвозмездно в рамках благотворительной помощи юридическим лицом со стопроцентным участием государства в уставном капитале от некоммерческой организации, созданной в форме фонда в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; |
Не рассматривается в качестве дохода в целях СГД:
|
Статья 243. Вычеты по отдельным видам расходов 12. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании: 1) в отчетном налоговом периоде – в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду; 2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, – в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период. |
Статья 243. Вычеты по отдельным видам расходов 12. Вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным отчислениям в фонд социального медицинского страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан. |
С 01.01.2023 года Отнесение отчислений на вычеты по КПН исходя из исчисленной суммы (без учета факта уплаты, по аналогии как СО). |
Статья 244. Вычет сумм компенсаций при служебных командировках 1. Вычету подлежат следующие расходы по компенсациям при служебных командировках: 1) расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь. В случае оформления проезда электронным билетом или электронным проездным документом документами, подтверждающими расходы на проезд и за бронь, являются: электронный билет, электронный проездной документ; документ, подтверждающий факт оплаты стоимости электронного билета, электронного проездного документа; документ, подтверждающий факт проезда (в том числе посадочный талон), выданный перевозчиком или лицом, у которого приобретен электронный билет или электронный проездной документ, на бумажном носителе или в электронном виде. К расходам, предусмотренным настоящим подпунктом, не относятся расходы по проезду в пределах одного населенного пункта; |
Статья 244. Вычет сумм компенсаций при служебных командировках 1. Вычету подлежат следующие расходы по компенсациям при служебных командировках: 1) расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь. В случае оформления проезда электронным билетом или электронным проездным документом документами, подтверждающими расходы на проезд и за бронь, являются: электронный билет, электронный проездной документ; документ, подтверждающий факт оплаты стоимости электронного билета, электронного проездного документа; исключен К расходам, предусмотренным настоящим подпунктом, не относятся расходы по проезду в пределах одного населенного пункта; |
Для подтверждения командировочных расходов по проезду, больше не требуется документ, подтверждающий факт проезда (например, посадочный талон). |
Упрощенный порядок ликвидации ТОО
Согласно статье 37-1 Налогового Кодекса Республики Казахстан предусмотрен упрощенный порядок ликвидации ТОО, которое одновременно соответствует следующим условиям:
- не является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС);
- не применяет специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов;
- не реорганизовано или не является правопреемником реорганизованного юридического лица;
- не включено в план налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков.
Ликвидация указанных категорий предприятий осуществляется на основе заключения по результатам камерального контроля (без проведения ликвидационной проверки).
1. ТОО, в случае принятия решения о ликвидации одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:
- 1) налоговое заявление о прекращении деятельности;
- 2) налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета;
- 3) ликвидационную налоговую отчетность;
- 4) налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины.
2. Не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности, ликвидируемое юридическое лицо уплачивает налоги, другие обязательные платежи в бюджет, социальные отчисления, перечисляет обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы, отраженные в ликвидационной налоговой отчетности,
3. Налоговым органом в течение трех рабочих дней со дня получения налогового заявления о прекращении деятельности налогоплательщика должны быть направлены запросы в уполномоченные государственные органы, таможенные органы, банки о предоставлении сведений. Как правило, сведения по запросам налогового органа, представляются не позднее двадцати рабочих дней со дня получения запросов.
4. На основании предоставленных сведений в течение десяти рабочих дней осуществляется камеральный контроль, по результатам которого составляется заключение, вручаемое ликвидируемому ТОО при этом, при выявлении нарушений налогоплательщику не позднее пяти рабочих дней направляется уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
5.В случае неисполнения уведомления и (или) несогласия налоговых органов с пояснениями, представленными налогоплательщиком, в отношении ликвидируемого юридического лица проводится документальная налоговая проверка. При этом документальная налоговая проверка должна быть начата не позднее десяти рабочих дней после истечения срока исполнения такого уведомления и (или) получения пояснения о несогласии по выявленным нарушениям.
6. Налоговая задолженность ликвидируемого ТОО, погашается за счет его денег, в том числе полученных от реализации его имущества, в порядке очередности, установленной Законами Республики Казахстан. Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения в полном объеме налоговой задолженности, остающаяся часть налоговой задолженности погашается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в случаях, которые установлены законодательными актами Республики Казахстан.
7. Ликвидируемое юридическое лицо одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:
- 1) ликвидационный баланс;
- 2) справку банка и (или) организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, о закрытии имеющихся банковских счетов.
Указанные документы, ликвидируемое юридическое лицо представляет по результатам камерального контроля в случае отсутствия налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям, в течение трех рабочих дней со дня получения заключения.
8. После представления указанных документов, и выполнения всех требований налогового органа указанных в уведомлении об устранении нарушений выявленных в результате камерального контроля, налоговый орган направляет в органы юстиции сведения об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам и социальным отчислениям по ликвидируемому юридическому лицу в порядке и сроки, установленные статьей 598 Налогового Кодекса.
Ликвидационная проверка начинается в течение 20 дней после подачи заявления. За этот срок, инспектор обязан выйти на связь с руководством ТОО, но не всегда это делает. Это происходит из-за того, что бюджет теряет налогоплательщика, и для налоговых органов подобная ситуация невыгодна. Поэтому, лучше сразу начать поиски грамотных аудиторов, которые смогут оперативно справиться с поставленной задачей. Иначе процесс затянется на месяцы, а то и года. Желательно подбирать аудиторов, которые уже занимались ликвидацией других ТОО.
Иностранным участникам лучше сохранить представителя, который будет контролировать процесс, используя доверенность. Налоговые органы предпочитают взаимодействовать с владельцами, либо с руководящим составом.
Формы регистрация бизнеса
Перед регистрацией бизнеса в Казахстане сначала надо определить форму юридического лица. Самые распространенные варианты для иностранцев:
- Товарищество с ограниченной ответственностью – может заниматься разными формами хозяйственной деятельности. ТОО могут учредить как физические, так и юридические лица.
- Представительство – лишь представляет интересы материнской компании, но со своими проектами без согласования со штаб-квартирой работать не может.
- Филиал – может осуществлять ту же деятельность, что и материнская компания, а также иметь собственный доход. При этом филиал не является отдельным юридическим лицом, и главная организация несет полную финансовую и юридическую ответственность за его деятельность.
Этапы регистрации ТОО в Казахстане
Если предприниматель решил открыть собственный бизнес типа ТОО в Казахстане (товарищество с ограниченной ответственностью), он должен пройти обязательную процедуру регистрации, которая состоит из нескольких шагов. Чтобы зарегистрировать ТОО в Республике Казахстан владельцу компании необходимо:
-
Обратиться в специализированное управление, которое занимается регистрацией компаний (ЦОН).
-
Написать заявление по установленной форме (Приложение 1 или Приложение 2 для ТОО).
-
Предоставить полный пакет обязательных документов для регистрации ТОО.
-
Предоставить квитанцию об уплате госпошлины.
-
Подать заявление на рассмотрение в ЦОН.
После рассмотрения письменного заявление сотрудник предоставит заявителю справку о государственной регистрации предпринимателя. В случае отказа, сотрудник ЦОН обязан предоставить полный мотивированный ответ, в котором будут прописаны все причины отказа в оформлении юридического лица.
Если предприниматель получил отказ по причине недостаточного количества обязательных документов или несоблюдения установленных правовых норм, он может исправить ошибки, допущенные при написании заявления и подать заявку на регистрацию компании в Казахстане повторно. В таком случае человеку необходимо еще раз уплатить государственную пошлину.
Налогообложение, валютное регулирование иностранных компаний в Казахстане
В связи с тем, что многие владельцы иностранных компаний стремятся расширять свой бизнес и регистрировать новые представительства на территории Казахстана, правительство разработало несколько правил валютного регулирования, которое позволит контролировать международные сделки.
Валютное регулирование в Казахстане имеет несколько особенностей:
-
правительство Казахстана не накладывает ограничения на предпринимателей, которые проводят финансовые операции с нерезидентами РК в иностранной валюте;
-
если размер денежного перевода составляет больше чем 500 000 долларов, финансовая операция должна быть зарегистрирована в НБК (Национальном Банке Казахстана).
-
при регистрации денежного перевода в иностранной валюте, предприниматель должен предоставить контракт, который подтверждает сделку, а также документ, подтверждающий закрытие сделки (справка о выполненных обязательствах одной из сторон).
Ставка налогообложения для компаний, которые функционируют на территории Казахстана устанавливается в зависимости от вида деятельности этих организаций. Например:
-
Крупные корпорации, занимающиеся производством товаров должны уплачивать налог размером 20% от общего дохода.
-
Квалифицированные лица, производящие продукты сельского хозяйства могут рассчитывать на сниженную ставку налогообложения размером 6%.
-
Организации, которые занимаются добычей и переработкой полезных ископаемых, таких как нефть или природный газ уплачивают от 0% до 30% налога.
-
Компании, которые осуществляют торговлю или импорт товаров уплачивают налог по фиксированной ставке 12%.
В Казахстане предусмотрены некоторые виды деятельности, которые не облагаются налогом, поскольку данная экономическая зона является свободной. Если предприниматель будет развиваться в отрасли, которая входит в свободную зону, он может быть избавлен от налогообложения.
Помимо налога на бизнес, предприниматели также должны уплачивать следующие взносы:
-
от 5% до 15% – налогообложение на доход от дивидендов;
-
1,5% – ежегодное налогообложение на недвижимое имущество.
Предприниматели обязаны регулярно составлять декларации и подавать их на рассмотрение в налоговую службу, после чего им придет уведомление об общей сумме и сроке уплаты налога.
Как закрыть ИП, не выходя из дома: пошаговая инструкция
Ликвидационная проверка начинается в течение 20 дней после подачи заявления. За этот срок, инспектор обязан выйти на связь с руководством ТОО, но не всегда это делает. Это происходит из-за того, что бюджет теряет налогоплательщика, и для налоговых органов подобная ситуация невыгодна. Поэтому, лучше сразу начать поиски грамотных аудиторов, которые смогут оперативно справиться с поставленной задачей. Иначе процесс затянется на месяцы, а то и года. Желательно подбирать аудиторов, которые уже занимались ликвидацией других ТОО.
Иностранным участникам лучше сохранить представителя, который будет контролировать процесс, используя доверенность. Налоговые органы предпочитают взаимодействовать с владельцами, либо с руководящим составом.
Donec sed auctor neque. In in mauris cursus, pellentesque sapien sit amet, posuere nisi. Phasellus odio arcu, tempus efficitur nisi a, fringilla convallis eros.
Donec sed auctor neque. In in mauris cursus, pellentesque sapien sit amet, posuere nisi. Phasellus odio arcu, tempus efficitur nisi a, fringilla convallis eros.
- По решению судебной инстанции (в связи с банкротством предприятия или признанием его госрегистрации недействительной (например, из-за нарушения законодательных норм).
- По результатам общего собрания участников (в т.ч. если участник – единственный).
Открыла ТОО легко, а закрыть не могу
Отсюда, прежде всего, ТОО нужно определиться, какие Стандарты бухгалтерского учета оно будут применять при формировании Учетной политики.
ТОО, чтобы выбрать, какой стандарт применить в учете, должны сравнить основные учетные аспекты МСФО и НСФО.
Между МСФО и НСФО существует множество различий.
НСФО – один национальный продукт, а МСФО – 45 документов, разработанных международным советом МСФО.
С начала 2015 года на территории РК действует закон, упрощающий закрытие индивидуального предпринимательства. Благодаря этому осуществить данную задачу стало гораздо проще, чем ранее. Закрытие ИП по облегченной версии позволяет обойти камеральный контроль.
Теперь процедура осуществляется двумя способами:
- ликвидацией;
- приостановлением деятельности.
Первый способ подойдет тем, кто не планирует возвращаться к предпринимательству. Второй создан для желающих временно отойти от дел. Временное прекращение деятельности выдается периодом на год и более. Но период не должен превышать 5 лет. Операция проводится срочно и быстро. Новые условия описаны в статье 41-1 Налогового кодекса. Новое законодательство предполагает, что камеральный контроль, существовавший согласно статье 586, больше не является обязательным.
Для закрытия малого бизнеса необходимо осуществить ряд действий, благодаря которым она будет произведена в согласии с действующими правилами. Комплекс действий обуславливает порядок ликвидации. Бизнесменам требуется:
- составление и подача обращения в Налоговый Комитет, в котором была получена регистрация;
- сдача ликвидационной налоговой отчетности;
- снятие с учета контрольно-кассовой машины (производится владельцами кассовых аппаратов).
Дальнейшие движения осуществляются только после того, как обращение будет рассмотрено соответствующим органом. Следующий шаг предполагает сообщение о закрытии через средства массовой информации.
В сообщении должны быть указаны:
- статус индивидуального предпринимателя разместившего сообщение;
- инициалы (полностью);
- серия свидетельства о регистрации;
- номер свидетельства;
- дата, от которой была произведена регистрация;
- сообщение о закрытии.
После выполнения необходимых действий налогоплательщик будет снят с учета лиц, которые числятся в списке ИП. Официальное снятие с учета производится когда:
- будет осуществлена уплата пошлин и обязательных платежей в казну;
- патент перестанет быть действительным;
- после истечения времени временного прекращения ИП, не будет произведено его продление или возобновление (чаще всего под это условие попадают бездействие).
При возникновении вопросов физические лица могут обратиться за помощью в специальные структуры. Чтобы оказать помощь людям, желающим выполнить ликвидацию ИП, создан центр обслуживания в телефонном режиме, услугами которого можно воспользоваться, позвонив по номеру: 1408. На территории Алматы аналогичную помощь можно получить, обратившись по номеру: 1414.
Упрощенная процедура ликвидации: кто может воспользоваться.
Помимо стандартной процедуры, предусматривающей налоговую проверку, существует и упрощенный порядок, предусмотренный ст.59 НК РК.
Ускоренная процедура доступна компании, которая одновременно:
- не состоит на учете по НДС;
- не ведет отдельные виды деятельности;
- не применяет спецрежим для сельхозпроизводителей;
- не была ранее реорганизована;
- не включена в план налоговых проверок.
Такие ТОО могут обойтись без ликвидационной проверки, ограничившись только прохождением камерального контроля со стороны УГД МФ РК.
В течение 10 календарных дней с даты подачи в УГД МФ РК ликвидационной отчетности организация обязана уплатить все налоги, взносы и прочие платежи.
Налоговая служба в течение 3 рабочих дней с даты получения заявления запрашивает сведения у банков, таможенных органов, фондов. Сведения предоставляются в течение 20 рабочих дней. Затем у налоговой службы есть 10 рабочих дней на проведение камерального контроля. По его окончании ТОО выдается:
- заключение;
- уведомление об устранении выявленных нарушений (в течение 5 рабочих дней).
Если же ТОО не устранит нарушения, либо не согласно с ними, в этом случае инициируется стандартная налоговая проверка. Назначается она не позднее 10 рабочих дней с даты получения пояснения от ТОО о несогласии с результатами или после истечения срока исполнения уведомления.
Упрощенная процедура (при отсутствии нарушений) позволяет сократить срок проведения ликвидации ТОО на несколько месяцев. Однако, доступна она не всем налогоплательщикам.
Что должен знать ИП на «упрощенке» в 2021 году
Начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия производит выплату денег кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной статьей 51 Гражданского кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Если денег для удовлетворения требований кредиторов недостаточно, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (пункты 5, 6 статьи 50 Гражданского кодекса).
Ликвидация ТОО в Казахстане достаточно длительный и сложный процесс, который состоит из строго установленных сроков и порядка. Ниже рассматривается как поэтапно закрыть ТОО в Казахстане.
1. Принятие решения о ликвидации. Назначение ликвидационной комиссии
Процедура начинается с принятия решения участниками ТОО о ликвидации. Решение оформляется протоколом общего собрания участников (решением единственного участника).
Назначение ликвидационной комиссии. Протокол общего собрания участников (решение единственного участника) должен содержать назначение и состав ликвидационной комиссии, порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия должна состоять в количестве не менее двух лиц и назначается из числа любых дееспособных лиц, включая сотрудников юридического лица. С момента назначения к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, а также право выступать от имени юридического лица в суде.
2. Уведомление госорганов и объявление о ликвидации
Уведомление госорганов. После принятия решения о ликвидации, в течение 3-х рабочих дней нужно письменно или через интернет-сайт с применением ЭЦП уведомить НАО «ГК «Правительство для граждан» и налоговый орган по месту регистрации о ликвидации ТОО (п. 1 ст. 50 ГК РК).
Предоставление информации о высвобождаемых работниках. Информация предоставляется в центр занятости населения о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией, с указанием количества работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения (пп. 2 п. 1 ст. 28 Закона РК «О занятости населения»).
Подача объявления в газету. Одновременно в периодическое печатное издание, распространяемое на всей территории Республики Казахстан (Юридическая газета), подается объявление о ликвидации юридического лица, с указанием порядка и сроках приема претензий от кредиторов.
3. Трудовые отношения при ликвидации
Увольнение сотрудников. Трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае ликвидации работодателя-юридического лица (пп. 1 п. 1 ст. 52 ТК РК).
Компенсация сотрудникам. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией, работодатель производит компенсационные выплаты работнику в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за месяц (пп. 2 п. 1 ст. 131 ТК РК).
В случае задолженности перед сотрудниками. При ликвидации, работодатель обязан при наличии задолженности перед работником выдать справку о размере образовавшейся задолженности по заработной плате и иным выплатам, оформленную надлежащим образом (п. 3 ст. 62 ТК РК).
4. Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса
Составление промежуточного ликвидационного баланса. После истечения срока для предъявления претензий от кредиторов, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержат сведения о составе имущества ликвидируемого ТОО, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения.
Расчет по долгам ТОО. В случае наличия обоснованных заявленных требований по задолженности ТОО, следует произвести расчёт с кредиторами. При недостаточности денег для погашения задолженности продается имущество ТОО с публичных торгов.
Оплата налогов. Параллельно производится расчет по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.
Оставшееся имущество после расчета. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого ТОО передается учредителям (участникам), если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица либо направляется на цели, указанные в учредительных документах.
Составление ликвидационного баланса. После завершения расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается участниками ТОО.
В случае неспособности рассчитаться по долгам. Признание банкротства. При неспособности ТОО в полном объеме рассчитаться с контрагентами и перед бюджетом, возможно признание банкротства. Признание банкротства осуществляется по заявлению самого ликвидируемого ТОО либо кредитора, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных лиц.
Упрощенная процедура ликвидации: кто может воспользоваться.
Помимо стандартной процедуры, предусматривающей налоговую проверку, существует и упрощенный порядок, предусмотренный ст.59 НК РК.
Ускоренная процедура доступна компании, которая одновременно:
- не состоит на учете по НДС;
- не ведет отдельные виды деятельности;
- не применяет спецрежим для сельхозпроизводителей;
- не была ранее реорганизована;
- не включена в план налоговых проверок.
Такие ТОО могут обойтись без ликвидационной проверки, ограничившись только прохождением камерального контроля со стороны УГД МФ РК.
В течение 10 календарных дней с даты подачи в УГД МФ РК ликвидационной отчетности организация обязана уплатить все налоги, взносы и прочие платежи.
Налоговая служба в течение 3 рабочих дней с даты получения заявления запрашивает сведения у банков, таможенных органов, фондов. Сведения предоставляются в течение 20 рабочих дней. Затем у налоговой службы есть 10 рабочих дней на проведение камерального контроля. По его окончании ТОО выдается:
- заключение;
- уведомление об устранении выявленных нарушений (в течение 5 рабочих дней).
Процедура добровольной ликвидации ТОО в Казахстане
Ликвидация ТОО в Казахстане достаточно длительный и сложный процесс, который состоит из строго установленных сроков и порядка. Ниже рассматривается как поэтапно закрыть ТОО в Казахстане.
1. Принятие решения о ликвидации. Назначение ликвидационной комиссии
Процедура начинается с принятия решения участниками ТОО о ликвидации. Решение оформляется протоколом общего собрания участников (решением единственного участника).
Назначение ликвидационной комиссии. Протокол общего собрания участников (решение единственного участника) должен содержать назначение и состав ликвидационной комиссии, порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия должна состоять в количестве не менее двух лиц и назначается из числа любых дееспособных лиц, включая сотрудников юридического лица. С момента назначения к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, а также право выступать от имени юридического лица в суде.
2. Уведомление госорганов и объявление о ликвидации
Уведомление госорганов. После принятия решения о ликвидации, в течение 3-х рабочих дней нужно письменно или через интернет-сайт с применением ЭЦП уведомить НАО «ГК «Правительство для граждан» и налоговый орган по месту регистрации о ликвидации ТОО (п. 1 ст. 50 ГК РК).
Предоставление информации о высвобождаемых работниках. Информация предоставляется в центр занятости населения о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией, с указанием количества работников и сроков, в течение которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц до начала высвобождения (пп. 2 п. 1 ст. 28 Закона РК «О занятости населения»).
Подача объявления в газету. Одновременно в периодическое печатное издание, распространяемое на всей территории Республики Казахстан (Юридическая газета), подается объявление о ликвидации юридического лица, с указанием порядка и сроках приема претензий от кредиторов.
3. Трудовые отношения при ликвидации
Увольнение сотрудников. Трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае ликвидации работодателя-юридического лица (пп. 1 п. 1 ст. 52 ТК РК).
Компенсация сотрудникам. При расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с ликвидацией, работодатель производит компенсационные выплаты работнику в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за месяц (пп. 2 п. 1 ст. 131 ТК РК).
В случае задолженности перед сотрудниками. При ликвидации, работодатель обязан при наличии задолженности перед работником выдать справку о размере образовавшейся задолженности по заработной плате и иным выплатам, оформленную надлежащим образом (п. 3 ст. 62 ТК РК).
4. Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса
Составление промежуточного ликвидационного баланса. После истечения срока для предъявления претензий от кредиторов, составляется промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержат сведения о составе имущества ликвидируемого ТОО, перечне заявленных кредиторами претензий, а также результатах их рассмотрения.
Расчет по долгам ТОО. В случае наличия обоснованных заявленных требований по задолженности ТОО, следует произвести расчёт с кредиторами. При недостаточности денег для погашения задолженности продается имущество ТОО с публичных торгов.
Оплата налогов. Параллельно производится расчет по налогам, платежам в бюджет и социальным платежам.
Оставшееся имущество после расчета. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого ТОО передается учредителям (участникам), если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица либо направляется на цели, указанные в учредительных документах.
Составление ликвидационного баланса. После завершения расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается участниками ТОО.
В случае неспособности рассчитаться по долгам. Признание банкротства. При неспособности ТОО в полном объеме рассчитаться с контрагентами и перед бюджетом, возможно признание банкротства. Признание банкротства осуществляется по заявлению самого ликвидируемого ТОО либо кредитора, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, и иных лиц.