Как обжаловать действия должностных лиц?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать действия должностных лиц?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности;
  • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

Основное условие жалоб, рассматриваемых в данной статье – это обжалование действий должностного лица, по предположению истца нарушившего его законные права и интересы. В порядке административного производства рассматриваются:

  1. жалобы граждан, касающиеся оспаривания нормативных актов;
  2. жалобы граждан, касающиеся оспаривания действий (или бездействия) должностных лиц;
  3. жалобы граждан, касающиеся оспаривания актов, принятых некоммерческими организациями, наделенными некоторыми государственными полномочиями;
  4. жалобы граждан, касающиеся нарушений их избирательных прав;
  5. жалобы граждан, касающиеся их гражданского права на осуществление правосудия, в том числе и на исполнение вступившего в законную силу решения;
  6. жалобы граждан, так или иначе касающиеся деятельности судей;
  7. иные жалобы, подаваемые государственными органами и должностными лицами в части установления админнадзора и т.д.

Под должностным лицом российское законодательство понимает более широкий спектр функциональных обязанностей. Толкование понятия «должностное лицо» в Российском законодательстве дают несколько нормативных актов – Уголовный Кодекс, КАС РФ, КоАП РФ и т.д.

Эти толкования очень многословны и, по большому счету, нужны только юристам-теоретикам.

Поскольку данная статья является пособием для неюристов, то разумным будет дать самое простое из существующих определений должностного лица: должностное лицо – это работник, обладающий властно-распорядительными функциями, с правом подписи на документах с гербовой печатью организации (учреждения, предприятия и т.д.), в которой он работает. То есть подпись должностного лица порождает права и обязанности граждан, либо нарушает их права и законные интересы.

Так, должностными лицами считаются:

  • чиновники, занимающие государственные функции федерального, регионального и муниципального уровня;
  • судебные приставы и руководители службы судебных приставов;
  • прокуроры;
  • государственные инспекторы в любой сфере.

Чем отличается гражданский иск от административного

Особенности административного иска:

  1. Ключевым моментом при определении вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным. Административный иск не содержит требований материального характера между субъектами процесса.
  2. Неравное положение спорящих сторон, затрудняющее реализацию принципа равенства сторон. Это компенсируется возложением на ответчика обязанности доказывать оспариваемую законность нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, должностных лиц, наделенных государственными и иными публичными полномочиями.
  3. Наличие факта обращения лица (физического или юридического) к органу власти (должностному лицу) и установление факта принятия последними решения (осуществления действия) или об отказе в этом (что и будет являться предметом рассмотрения).

Адвокат по оспариванию действий должностных лиц в Екатеринбурге

В соответствии с действующим законодательством должностным лицом является гражданин, который на постоянной или временной основе представляет государственный орган. Его наделяют определенными полномочиями, при этом он чаще всего является сотрудником государственной структуры либо другого формирования.

При нарушении им законодательства посредством использования должностных полномочий, гражданин, чьи права были нарушены, может составить такой документ как жалоба на действия должностного лица. Или административное исковое заявление о признании действий (бездействий) незаконными с просьбой устранения нарушения прав административного истца, чьи права нарушены.

Выиграть дело конечно возможно. Но все это требует подготовки и профессионального подхода, вот почему мы так рекомендуем обращения к нам. Звоните и мы начнем решать вашу проблему в войне с должностными лицами, чиновниками вместе.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

ГПК РФ (глава 25) регулирует вопросы, связанные с предъявлением жалоб на действия государственных органов и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, в суды общей юрисдикции. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ (Приложение №5) граждане и организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. Граждане и организации вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 ГПК РФ (Приложение №5). Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица, решение или действие (бездействие) которых оспариваются.

Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2023 году

В случае, если указанные в части 2 статьи 128 АПК РФ (Приложение №6) обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьей 129 АПК РФ.

Должностное лицо: понятие, границы, компетенция

Единого понятия должностного лица в законодательстве России нет. Если объединить действующие нормы, то официальное лицо на должности:

  • находится на службе в органе государственной или муниципальной власти;
  • реализует функции органа власти;
  • имеет специфический статус (гражданского служащего или военнослужащего).

Статус должностного лица распространяется на сотрудника организации, если ей переданы отдельные функции государственного органа, и в его обязанности входит их реализация. Пример тому сотрудники МФЦ и региональных государственных учреждений.

Компетенция – границы, в пределах которых действует чиновник. Она определяется:

  1. Конституцией государства.
  2. Федеральными и региональными законами (в частности, о государственной и муниципальной службе).
  3. Подзаконными актами федерального и регионального уровня.
  4. Инструкциями, регламентами.
  5. Контрактом, подписанным при приеме на службу.
  6. Приказами руководства.

Все они описывают возможные действия и запреты. Например, законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» описывают полномочия и порядок их реализации приставом-исполнителем.

Полномочия полиции при расследовании уголовных дел в отношении медицинских работников

Компетенция полиции в общем виде сформулирована в Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции” (далее — Закон о полиции). Так, согласно ст.2 Закона о полиции к основным направлениям деятельности полиции отнесено предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; а также государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Основные права полиции регламентированы статьей 13 Закона о полиции, в которой среди прочего названы следующие права:

  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
  • вызывать в полицию граждан и должностных лиц;
  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
  • подвергать приводу в полицию граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
  • запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан;
  • запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан;
  • производить следственные и иные процессуальные действия;
  • проводить оперативно-разыскные мероприятия.

Стоит обратить внимание, что каждое предоставленное полиции право имеет очерченные законом рамки реализации. Так, например, оперативно-разыскные мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”; следственные и иные процессуальные действия — в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Какие указывать обоснования подачи жалобы?

При обосновании жалобы на постановление об административном правонарушении можно ссылаться на следующие законодательные акты:

Статья 2.9. – малозначительность инцидента. Имеется в виду, что событие не имеет особого значения, нарушение относится только к формальным, поскольку оно реально не затронуло чьих-то интересов и тем более не принесло материального или морального вреда. В таких случаях закон предполагает альтернативу – устное замечание. Следует понимать, что суд или вышестоящее лицо вправе как согласиться с доводами предполагаемого нарушителя, так и отклонить их – т.е. на эту статью невозможно рассчитывать.

Статья 24.5. – здесь содержится целый ряд условий, при которых постановление может быть отменено:

  • состава нарушения нет или же нет как такового события, которое трактовалось полицейскими как нарушение;
  • гражданин нарушил закон, но только формально, ввиду того, что ему пришлось действовать, защищая себя (необходимая самооборона);
  • вступление в силу закона об амнистии, касающееся нарушенной статьи КоАП;
  • нарушение сроков давности по возбуждению дела.

Наиболее распространенными причинами для отмены или изменения постановлений с учетом имеющейся судебной практики являются:

  • неверное определение значимых для разрешения дела обстоятельств (решение АС Волгоградской области от 21.09.2015 по делу № А12-26190/2015);
  • несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела (постановление 3-го арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу № А33-20118/2012);
  • нарушение судом норм материального или процессуального права (решение АС Чукотского АО от 22.06.2012 по делу № А80-101/2012).

Основные правила подготовки жалоб

Жалобы подаются либо в порядке подчиненности, либо в прокуратуру. При этом можно придерживаться одинаковых правил подготовки заявления.
Жалоба должна содержать:

  1. Наименование инстанции, куда она подается – данные руководителя должностного лица, его должность, наименование органа.
  2. Данные заявителя (ФИО, адрес, контактная информация).
  3. Название документа – «заявление об оспаривании действий (решения, бездействия) должностного лица».
  4. Подробное описание нарушения – что именно обжалуется, как это нарушает права и интересы заявителя, какие именно нормы нарушены (ссылки на статьи, положения нормативно-правовых актов), какие негативные последствия для заявителя влечет нарушение и другие имеющие отношение к делу сведения. Если нарушений несколько целесообразно каждое рассматривать отдельно.
  5. Резюмирующие выводы.
  6. Требования заявителя, например:
  • признать такие-то (указать какие именно) действия, такого-то (ФИО, должность, место работы) должностного лица незаконными;
  • принять меры к устранению нарушения (можно конкретизировать, какие именно решения (действия), по мнению заявителя, должны быть приняты).
Читайте также:  Норма Жилья на Человека в России по Регионам 2023 Таблица • Учитываем тонкости

Жалобы готовятся строго в письменном виде, но могут быть направлены как в обычном виде (лично, почтой, представителем), так и электронном. Сервисы электронной подачи жалобы есть на официальных сайтах соответствующих органов власти. Здесь же можно посмотреть и изучить подробно информацию об особенностях обращения в конкретную инстанцию – такие сведения обязательны для публикации.

К жалобе можно, а иногда и нужно, прикладывать документы и другие материалы, подтверждающие ее обоснованность и информацию, на которую заявитель ссылается в заявлении.

Приступать к обжалованию можно только при нарушении законных интересов граждан или организаций.

К таким обстоятельствам можно отнести:

  • нарушение сроков рассмотрения обращений (например, стандартный срок для дачи ответа на обращения граждан составляет 30 дней, после чего можно законно подавать жалобу);
  • вынесение незаконного акта, постановления или иного процессуального решения (например, можно подать жалобу на решение налоговых органов при проведении налоговой проверки);
  • бездействие, т.е. уклонение от совершения действий, входящих в компетенцию чиновника (например, можно подать жалобу на бездействие пристава, если он не объявит розыск должника по алиментам).

Как установить, что ваши права нарушены?

Если нарушение заключается в несоблюдении срока рассмотрения обращений, таких проблем не возникнет. Сложнее оценить факт нарушения, если вы получили на руки акт, решение, постановление или иной процессуальный документ.

При обжаловании нужно учитывать важное правило – доказывать законность своих действий обязан чиновник, на которого поступила жалоба. Следовательно, законодательство устанавливает приоритет защиты интересов граждан.

Возможные варианты обжалования зависят от категории должностного лица, характера нарушения.

Вот как можно подать жалобу на действия должностного лица, если нарушены ваши интересы:

  • в порядке подчиненности, т.е. на имя вышестоящего должностного лица или органа (например, при обжаловании решений налоговых органов можно подавать жалобу на имя вышестоящего руководителя);
  • в прокуратуру, так как это ведомство уполномочено рассматривать любые вопросы, связанные с нарушениями закона;
  • через суд (этот способ можно использовать одновременно с подачей жалобы в порядке подчиненности).

Рассмотрение жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов поданных в порядке подчиненности в соответствии с главой 18 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

02 февраля 2008 вступил в силу федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ). До этого момента жалобы на постановления, действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности рассматривались в соответствии с ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее закон № 59-ФЗ).

Одним из внесенных изменений в Закон № 229-ФЗ является то, что по результатам рассмотрения жалоб старший судебный пристав или главный судебный пристав субъекта территориального органа в течение 10-дневного срока выносит постановление, которое может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке. Это меняет не только порядок рассмотрения жалоб, но и подход, отношение должностных лиц к их рассмотрению. Вынося постановление, которое может быть оспорено в суде или обжаловано вышестоящему должностному лицу, главный судебный пристав или старший судебный пристав выносит самостоятельный процессуальный документ и тем самым может непосредственно влиять на результат исполнительного производства. Это также повышает ответственность должностного лица, рассматривающего жалобу. Заявитель жалобы в ответ будет получать не просто ответ (письмо) на жалобу, которое часто не влияло на восстановление его прав, а постановление, т.е. индивидуальный правовой акт. Кроме того, в постановлении должностное лицо, признав жалобу обоснованной должно будет указать в своем постановлении по результатам ее рассмотрения меры, которые необходимо принять для восстановления прав заявителя.

При этом согласно п. 4 ст.127 (Закона № 229-ФЗ) постановление должностного лица должно быть исполнено в 10-дневный срок, если в нем не указан иной срок. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо может принять меры по привлечению должностного лица, действия которого обжалуются, к дисциплинарной ответственности.

К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности;
  • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Как обжаловать действия и решения чиновников?

Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?

Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти.

Читайте также:  Сокращение при реорганизации в форме присоединения в РФ

Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.

Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Проверка прошла, протоколы, акты и иные документы составлены, возбуждено дело об административном правонарушении.

Перед рассмотрением дела и приглашением в административную комиссию, для вынесения постановления имеется небольшой промежуток времени обозначенный должностным лицом в протоколе.

Он не должен превышать 15-ти суток, указанных в ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, которые можно использовать для подготовки жалобы на действия должностных лиц.

При подаче жалобы, необходимо серьезное внимание уделить на ее подготовку.

1). Сделать копии со всех документов выданных должностными лицами при проверки и тех бумаг и документов, которые впоследствии могут иметь решающее значение по делу.

2). Собрать все копии документов выданных вам проверяющими лицами и обязательно приложить к жалобе.

3). Перемотать «если аналоговая», включить сначала, если цифровая запись и внимательно прослушать, «просмотреть» каждый фрагмент записи. Вот здесь вы можете найти кучу причин в добавок, к уже имеющимся, при подачи жалобы.

Типичные причины, отраженные в записи: например, должностное лицо не представилось надлежащим образом. Требовало при проверки выполнения различных обязанностей, не основанных на законе. Выражалось ненормативной лексикой. Неоправданно затягивало время при составлении протоколов. Намекало на дачу взятки и т. д.

4). Сделать дубликаты записей производимых вами при проверке в двух экземплярах.

Это необходимо, в случае если вам понадобится обратиться с жалобой в вышестоящий орган, действия которого обжалуете, или в суд.

В том случае если вы не успеваете по каким либо причинам составить жалобу на действия проверивших вас работников, то можете продлить срок рассмотрения заявив предварительно ходатайство, об отложении рассмотрения дела. Это процессуальное право закреплено в ст. 25.1 КоАП РФ.

При этом, согласно ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении, срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на один месяц. При этом двухмесячный срок привлечения к административной ответственности ч. 1 ст. 4.

5 КоАП РФ, не прерывается.

Ходатайство заявляется на имя руководителя органа соответствующего подразделения или на имя его заместителя.

Как правило, ходатайство заявляется со следующей мотивацией: «Прошу вас, временно отложить рассмотрение дела об административном правонарушении в связи с моим намерением привлечь по делу защитника или свидетелей событий».

Отказать в удовлетворении ходатайства такой мотивации, по сути должностное лицо не имеет права, поскольку будет нарушено ваше процессуальное право на защитника закрепленное ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ. Направить ходатайство лучше в виде телеграммы с последующем уведомлением заявителя.

Подпись должностного лица отмеченная на корешке извещения телеграммы, подтверждает, о том что ходатайство, поступившее от вас, принято к рассмотрению и соответственно должно быть приложено к материалам дела.

Надежность отправления телеграммой ходатайства заключается в том, что все входящие материалы в органы государственной власти регистрируются. Поэтому лицо, привлекаемое к административной ответственности должно быть уверенно, что заявленное им ходатайство не испарится как это возможно при непосредственном приеме и будет ждать своего часа в материалах дела.

В любом случае постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено, после окончания двух месяцев, с момента привлечения к административной ответственности «составление протокола», ч. 1 ст. 4.5 Кодекса.

Итак теперь приступаем к изучению механизма обжалования действий и решений должностных лиц. С чего следует начать? Сперва изучим протокол об административном правонарушении. Статья 28.2 Административного кодекса предъявляет необходимые процессуальные требования к этому документу[10].

Вариант № 1.

1). Пишем жалобу в связи с нарушением составления административных материалов, указывая при этом какой конкретно пункт нарушен или не отражен, дабы признать протокол составленный с процессуальными нарушениями недействительным.

Вариант № 2.

Жалоба на неправомерные действия должностных лиц. Этот вид жалоб считается самым распространенным среди всех остальных жалоб.

2). Неправильная квалификация административного правонарушения. Например пользуясь отсутствием четкой реализации закона органами исполнительной и муниципальной власти, вменяются составы правонарушения влекущее более высокие штрафы и более суровые санкции, в то время как за совершенное правонарушение действует абсолютно другая норма и на основании ее полагается менее суровое наказание.

3). Необоснованное применение мер пресечения: «задержание документов, вещей арест и т. д.».

4). Нарушение общепринятых норм вежливости в обращении с гражданами и неумение найти с ними взаимопонимание: «Устанавливается при помощи записи на диктофон или видеокамеру, затем прикладывается к материалам жалобы».

5). Голословное обвинение в совершении административного правонарушения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *