СЗВ-СТАЖ за 2022 год — инструкция от ПФР
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СЗВ-СТАЖ за 2022 год — инструкция от ПФР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежнее законодательство позволяло педагогам и медработникам досрочно выйти на пенсию после выработки профессионального стажа. Срок стажа составлял 25 или 30 лет, в зависимости от конкретного места работы учителя или врача. Право на досрочную пенсию и размер стажа новый закон не изменил. Но повышение пенсионного возраста затронуло врачей учителей так же, как остальных. Теперь на досрочную пенсию выйти можно не сразу после окончания выработанного стажа, а через пять лет после того, как он выработан.
Как будет повышаться пенсионный возраст?
Итак, как мы уже кратко рассказали в предыдущем разделе, окончательная редакция принятого ФЗ № 350 предусматривает его поэтапное вступление в силу. Это сделано для уменьшения социального напряжения.
Потому что, представьте себе состояние человека, который собирался на пенсию через несколько месяцев, и вдруг узнал, что его право на «заслуженный отдых» в одночасье отодвинулось на целых пять лет. Как минимум, это бесчеловечно, как максимум – чревато массовыми беспорядками, ведь ежегодно в Росси достигают пенсионного возраста полтора миллиона человек.
В наших условиях этого не произойдет. Самая уязвимая возрастная группа – те, кто, согласно прежнему законодательству, должны были пойти на пенсию в 2022 -2020 годах, выйдут на нее всего на год-полтора позже запланированного срока, поскольку для них предусмотрены льготные условия.
Для большей наглядности предлагаем вашему вниманию сводную таблицу-график. Она демонстрирует корректировку пенсионного возраста в последующие 5 лет.
Время выхода на пенсию по прежнему законодательству |
Увеличение пенсионного возраста (годы) |
Новый пенсионный возраст (женщины/ мужчины) |
Время выхода на пенсию, согласно новому закону |
2019 (январь-июнь) |
0,5 |
55,5/60,5 |
2019 (июль-декабрь) |
2019 (июль-декабрь) |
0,5 |
55,5/60,5 |
2020(январь-июнь) |
2020(январь-июнь) |
1,5 |
56,5/61,5 |
2021(июль-декабрь) |
2020(июль-декабрь) |
1,5 |
56,5/61,5 |
2022(январь-июнь) |
2021 |
3 |
58/63 |
2024 |
2022 |
4 |
59/64 |
2026 |
2023 |
5 |
60/65 |
2028 |
Что такое форма СЗВ-СТАЖ
Форма СЗВ-СТАЖ заполняется и представляется страхователями в Пенсионный Фонд на всех застрахованных лиц, находящихся со страхователем:
- в трудовых отношениях (в том числе с которым заключены трудовые договоры)
- или заключивших с ним гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями, или с которым заключены трудовые договоры и (или) гражданско-правовые договоры
то есть форму СЗВ-СТАЖ сдают все юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Минимальный размер пенсии в 2023 году
Минимальным размер пенсии будет в том случае, если входящие в формулу величины будут иметь свои наименьшие значения. Следовательно, в формуле мы должны подставить минимальные требования к пенсионерам в 2023 году, т.е. количество баллов будет равно 25,8. Фиксированная выплата с 1 января 2023 года будет равна 7567,34 руб., а стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента — 123,77 руб. Таким образом:
СПст = 25,8 × 123,77 + 7567,34 = 10760,61 руб.
То есть минимальный размер страховой пенсии по старости в 2023 году составляет 10760,61 руб..
Ежегодно изменяются нормативы по минимальному количеству баллов, необходимому для назначения пенсии по старости. Изменения будут производить в соответствии с данными таблицы:
Есть заблуждение, что на размер пенсионного обеспечения влияет минимальный размер оплаты труда (МРОТ), но это не так. В пенсионном обеспечении данная величина используется исключительно для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд России от самозанятого населения, которое заключило соответствующие договоры с ПФР и уплачивает страховые взносы за себя.
Размер социальной пенсии по старости в 2023 году с учетом индексации в 4,8% предположительно составит 6597,47 руб. Ежегодно эта сумма незначительно увеличивается в результате индексации, которая традиционно проводится с 1 апреля.
Поскольку минимальная пенсия для не имеющих стажа совсем небольшая, то предусмотрен механизм доведения ее до уровня прожиточного минимума. Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленной в регионе проживания пенсионера.
Если пенсионер оформляется на работу, то выплата надбавки прекращается и выплачивается только фиксированная сумма.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Порядок учёта трудового стажа, приобретённого в период существования СССР, в целях назначения пенсии в настоящее время регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение). Оно было подписано в г. Москве и вступило в силу 13 марта 1992 года.
Участниками Соглашения являются: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Соглашением предусмотрено, что пенсии назначаются и выплачиваются государством, на территории которого проживает гражданин, достигший пенсионного возраста. При этом учитывается стаж за период работы в государстве – участнике Соглашения, а также на территории бывшего СССР за период до 13.03.1992.
В соответствии с Федеральным законом от 11.05.2022 № 173-ФЗ Россия перестаёт быть участником указанного Соглашения. В пояснительной записке к закону сказано, что нормы Соглашения перестают действовать для РФ с 01.01.2023. Это означает, что стаж, заработанный до 13.03.1992 года в каком-либо из названных государств, при назначении пенсии начиная с 01.01.2023 года учитываться не будет.
Как следует из пояснительной записки, такие меры обусловлены тем, что Соглашение действует уже 30 лет. С момента его ратификации изменились нормы пенсионного законодательства. Теперь при назначении пенсии учитывается не только стаж, но и величина уплаченных за физлицо страховых взносов.
Кроме того, часто встречаются случаи, когда гражданин определённую часть времени отработал на территории государства – члена Соглашения, а на момент назначения пенсии проживает уже в России. В подобной ситуации расходы, связанные с выплатой пенсии, несёт только РФ без получения какой-либо компенсации таких затрат со стороны государства-члена.
Законодатели отметили, что уже назначенные по правилам Соглашения пенсии пересчитываться не будут.
Также сказано, что в настоящее время заключаются двусторонние договоры с государствами-членами Соглашения, которые основаны на принципе «экспорта пенсий». Это означает, что расходы по выплате пенсий государства будут нести пропорционально величине пенсионных прав, приобретённых физлицом на территории каждого из них. Новые соглашения уже подписаны между Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Киргизией (в рамках ЕАЭС), а также между Россией и Таджикистаном. С Молдавией и Узбекистаном пока ведутся переговоры.
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
Требования к минимальному стажу, установленные законом
К страховому стажу, необходимому для установления пенсии, предъявляются требования относительно его длительности. В 2015 году такая длительность составляла всего 6 лет, но ежегодно этот показатель повышается. В 2020 году он составил уже 11 лет, а к 2024 году достигнет 15 лет. На сегодняшний день, дальнейших повышений требований к стажу после 2024 года не планируется. Однако, учитывая, как часто меняется законодательство в нашей стране, определенные изменения могут происходить и в дальнейшем.
Ниже приведена таблица, содержащая требования к стажу и ИПК, в зависимости от периода выхода гражданина на пенсию.
Год | Стаж | ИПК |
2015г. | 6л. | 6,6 |
2016г. | 7л. | 9 |
2017г. | 8л. | 11,4 |
2018г. | 9л. | 13,8 |
2019г. | 10л. | 16,2 |
2020г. | 11л. | 18,6 |
2021г. | 12л | 21 |
2022г. | 13л. | 23,4 |
2023г. | 14л. | 25,8 |
2024г. | 15л. | 28,2 |
2025г. | 30 |
В Минтруде РФ было выдвинуто предложение увеличить срок ухода за ребенком, включаемый в общий трудовой стаж, с 1,5 лет до 3 лет. Однако представители Минфина заявили, что подобное увеличение периода ухода за младенцем приведет к существенному повышению ассигнований федерального бюджета. Плановый период 2020-2021 годов не предусматривает таких изменений.
Также российский омбудсмен Татьяна Москалькова выдвинула предположение учитывать в стаж безработных женщин уход за малышом, даже если она не имеет ни одного дня официальной трудовой деятельности. По словам Москальковой, данная инициатива должна затрагивать всех женщин, ухаживающих за малышами, включая тех, кто находится в декрете.
В некоторых регионах местные органы власти удвоили трудовой стаж для тех медиков, которые работают в условиях пандемии коронавируса. Один рабочий день сотрудника, который лечит человека с коронавирусом (или даже с подозрением на эту инфекцию) засчитывается в общий трудовой стаж за два дня. Подобные льготы будут действовать с начала года и до конца сентября 2020 года. Период работы будет подтверждаться в соответствии с информацией индивидуального учета. Данные по индивидуальному учету за 2020 год работодатели должны предоставить не позже 1 марта 2021 года.
Ставка и величина в рост
Базовая величина в Беларуси выросла с 1 января до 37 рублей. Ранее ее размер составлял 32 рубля, таким образом, она увеличилась на 5 рублей. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат.
Также с 1 января 2023 года в Беларуси повысилась базовая ставка. Это основной элемент тарифной системы, на основе которой производится оплата труда работников бюджетных и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Ее размер — 228 рублей. Напомним, 1 января 2022-го базовая ставка составляла 207 рублей, с 1 ноября она повышена до 212. Поскольку к базовой ставке привязаны иные стимулирующие и компенсирующие выплаты, то они тоже выросли. Как и в 2022-м, базовая ставка в 2023 году будет подниматься в несколько этапов. В соответствии с параметрами социально-экономического развития Беларуси планируется увеличение среднегодового значения базовой ставки на 10 процентов.
Кроме того, выросли размеры отраслевых стимулирующих выплат отдельным категориям работников. На эти цели из бюджета будет направлено свыше 900 миллионов рублей, из них 350 миллионов — это дополнительные расходы по отношению к 2022-му.
Благодарность за труд
Заработная плата педагогических работников увеличивается. Так, для учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений образования повышение составило 6 процентов от оклада, для профессорско-преподавательского состава — 15. Также выросла зарплата методистов и руководителей структурных и обособленных подразделений, которые занимаются научно-методическим обеспечением образования. Размер повышения на республиканском уровне — 30 процентов от оклада. Это касается Академии последипломного образования, Национального института образования, Республиканского института профобразования, Республиканского института высшей школы. На областном и районном уровне заработная плата этой категории педработников увеличилась на 20 процентов от оклада. Речь идет об институтах развития образования, учебно-методических центрах и кабинетах.
Также установлена надбавка за характер труда рабочим, дежурным по общежитию и по режиму, секретарю учебной части, работникам бюджетных организаций сферы образования, должности служащих которых являются общими для всех видов экономической деятельности, вместо базовой доплаты до минимальной зарплаты.
Напомним, с 1 сентября прошлого года повысилась заработная плата воспитателям дошкольного образования и помощникам воспитателей. Надбавка за работу в отрасли составила 20 и 10 процентов от оклада соответственно.
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии
Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.
При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.
Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):
★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.
Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.
Стаж и как он влияет на пенсию
С 2002 года в России действует система страховых пенсий. Другими словами, право на пенсию и ее размер определяется тем, какую сумму страховых взносов внес сам застрахованный и его работодатель. Стандартный взнос – 22% от зарплаты, часть этой суммы учитывается на индивидуальных личных счетах и впоследствии непосредственно определяет сумму пенсии.
Но зачем тогда вообще нужен стаж и почему о нем столько говорят? Есть 2 основные причины:
- основной пенсионный закон (400-ФЗ «О страховых пенсиях») предполагает, что для выхода на страховую пенсию человек должен не только достичь определенного возраста, но и набрать минимальный страховой стаж. В 2021 году это 12 лет, затем величина будет повышена до 15 лет;
- за периоды вплоть до 2001 года пенсионные права рассчитываются по другой системе, и там уже учитывается стаж.
Со стажем после 2002 года все понятно: если за человека идут страховые взносы (не меньше, чем с минимальной зарплаты), ему эти периоды автоматически засчитываются в стаж. Кроме того, в стаж можно включить и несколько нестраховых периодов. Например, службу в армии, период отпуска по уходу за ребенком, уход за пожилым человеком.
Возраст выхода на пенсию в 2023 году
С учетом поправок, внесенных в законодательство, страховую пенсию по старости по общим правилам назначают женщинам с 60 лет и мужчинам с 65. Однако на первых этапах реформы пенсионный возраст несколько ниже, что зависит от даты рождения гражданина. Параметры определяются по следующей таблице:
Используемые в таблице сокращения: ДР — дата рождения, п. — полугодие, ПВ — пенсионный возраст.
Из таблицы видно, что в 2023 году не предусмотрен выход на пенсию на общих основаниях. Обратиться за назначением выплат можно только тем, кто имеет право на льготное назначение пенсии. Например, медработникам, преподавателям, водителям общественного транспорта, работникам вредных и тяжелых производств и так далее.
Кроме того, в 2023 году можно воспользоваться льготой, дающей право стать пенсионером на 2 года раньше срока тем, кто имеет продолжительный стаж работы. Такая льгота предоставляется при наличии 37 лет стажа у женщин и 42 лет у мужчин.
Кроме страховой пенсии по старости еще есть социальная. Ее назначают, когда пенсионер не накопил минимальный стаж или баллы. Например, женщина занималась детьми и почти не работала, а для пенсии на общих основаниях в 2024 году нужно иметь минимум 15 лет стажа. Или мужчина работал таксистом без трудового договора, а ИП не оформлял. Он неплохо зарабатывал, но не платил страховые взносы и к пожилому возрасту не смог накопить 30 баллов — в лицевом счете отражены только 10.
Таким пенсионерам назначают социальную пенсию по старости. Она положена даже тем, кто вообще никогда не работал и ничего не платил в бюджет. Но даже до пенсионной реформы ее начинали платить на пять лет позже, чем страховую: женщинам — с 60 лет, мужчинам — с 65.
Когда пенсионный возраст повысили, право на социальную пенсию тоже стало возникать на пять лет позже. В 2022 году ее назначат в 61,5 года женщинам и в 66,5 года мужчинам. А в 2028 году, когда переходный период закончится, социальную пенсию будут платить в 65 и 70 лет. До этого возраста без стажа и баллов рассчитывать от государства будет не на что.