Ликвидация организации в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ликвидация организации в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии
Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором. Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ. К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.
Стандартный план создания фирмы
Порядок создания организации стартует с посещения налоговой инспекции. Туда нужно направить определенный пакет юридических бумаг, на основании которых налоговые органы поставят организацию на учет и выдадут подтверждение о постановке на учет. Затем вам придут коды Облстата.
Следующий этап, который включает создание юридического лица, это обращение в банк, чтобы открыть расчетный счет компании. После этого можно регистрировать организацию в Фондах социального и медицинского страхования, а еще Пенсионном фонде. Информация о новой компании приходит туда из налоговой, так что вам останется только забрать документы. Следует позаботиться о создании резерва материальных ресурсов на случай непредвиденных обстоятельств. Особенности создания правового лица не слишком сложные, нужно лишь проводить все действия в утвержденном правительством порядке.
Что предусматривает гражданское право?
После того как все кредиторы предъявляют свои требования, составляют ликвидационный баланс компании. Баланс утверждается ликвидационной комиссией и учредителями организации, иногда — сотрудниками органа, принявшего постановление об аннуляции. При наличии необходимых средств проводится расчет со всеми кредиторами в установленном законом порядке. Если средств для погашения всех задолженностей не хватает, проводится процедура банкротства организации. После этого можно обращаться в органы по регистрации для удаления юридического лица из ЕГРЮЛ и снятия его с учета в налоговой службе.
Если после удовлетворения всех требований у компании еще остались средства, они распределяются между учредителями в порядке, установленном уставом организации. Имущество также распределяется между учредителями.
После этого ликвидацию фирмы считают законченной. Юридическое лицо прекращает свое существование и больше не может осуществлять какую-либо деятельность. Если учредители хотят продолжать коммерческую или некоммерческую деятельность, им необходимо зарегистрировать новое юридическое лицо.
Антикризисное управление
Для корректного антикризисного управления и формирования его стратегии необходимо проводить анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Цель такого анализа — установить степень краткосрочной и долгосрочной платежеспособности.
Финансовая устойчивость организации характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и реализации продукции на основе роста прибыли.
Платежеспособность характеризует возможности организации своевременно расплачиваться по своим обязательствам.
Основные источники информации для проведения анализа вероятности банкротства любого предприятия — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (формы 1 и 2 бухгалтерской отчетности).
Система показателей, используемая для анализа платежеспособности и финансовой устойчивости организации на основании Методологических рекомендаций по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденных Госкомстатом России 28.11.2002:
1. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств:
К1 = (Заемные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1400 ф. 1 + стр. 1500 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.
Характеризует обеспеченность заемных средств собственными. Рекомендуемое значение — меньше или равно 100 %.
2. Коэффициент автономии:
К2 = (Собственные средства / Валюта баланса) x 100 % = (стр. 1300 ф. 1 / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.
Характеризует степень зависимости от внешних источников финансирования. Рекомендуемое значение — 50 %.
3. Коэффициент маневренности:
К3 = (Собственные оборотные средства / Собственные средства) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1300 ф. 1) x 100 %.
Определяет долю собственных средств, вложенную в наиболее маневренные активы. Рекомендуемое значение — 50–60 %.
4. Коэффициент обеспеченности собственными материальными оборотными активами:
К4 = (Собственные оборотные средства) / Запасы x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / (стр. 1210 ф. 1 + стр. 1220 ф. 1)) x 100 %.
Рекомендуемое значение — 60 %. Если величина материальных запасов значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов.
5. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными активами:
К5 = (Собственные оборотные средства / Оборотные активы) x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 – стр. 1100 ф. 1) / стр. 1200 ф. 1) x 100 %.
Рекомендуемое значение — 10 %. При значении коэффициента менее 10 % структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие — неплатежеспособным. Более высокое значение показателя (до 50 %) свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия и возможности проводить независимую финансовую политику.
6. Долг к капитализации:
К6 = (Долгосрочные обязательства / (Собственные средства + Долгосрочные обязательства)) x 100 % = (стр. 1400 ф. 1 / (стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1)) x 100 %.
Рост показателя — негативная тенденция, означающая усиление зависимости от внешних факторов.
7. Коэффициент финансовой стабильности:
К7 = (Собственные средства + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса x 100 % = ((стр. 1300 ф. 1 + стр. 1400 ф. 1) / стр. 1700 ф. 1) x 100 %.
Характеризует долю источников финансирования, используемых организацией длительное время. Рекомендуемое значение — 50 %.
8. Коэффициент абсолютной ликвидности:
К8 = (Денежные средства + Финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.
Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена на конкретную дату. Рекомендуемое значение — 20 %.
9. Коэффициент ликвидности:
К9 = (Денежные средства + Финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные обязательства x 100 % = ((стр. 1250 ф. 1 + стр. 1170 ф. 1 + стр. 1230 ф. 1) / стр. 1500 ф. 1) x 100 %.
Характеризует, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет денежных средств и ожидаемых поступлений. Рекомендуемое значение — 80–100 %.
10. Коэффициент текущей ликвидности:
К10 = (Краткосрочные активы / Краткосрочные обязательства) x 100 % = (стр. 1200 ф.1 / стр. 1500 ф.1) x 100 %.
Характеризует, в какой степени оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства. Рекомендуемое значение — 200 %.
Негативные тенденции — опережающий рост краткосрочных обязательств по сравнению с оборотными активами, снижение ликвидности (реализуемости) активов, снижение чистых активов и оборотного капитала.
Недостаток коэффициентов ликвидности заключается в том, что указанные показатели предполагают, что организация в один момент должна погасить свои долги, т. е. когда начат процесс банкротства. Для нормально функционирующих организаций значение показателей может быть ниже рекомендуемых (например, для организаций с высокой оборачиваемостью активов).
Рассмотрим порядок оценки вероятности банкротства на примере.
Создание юридического лица
В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет три способа образования юридических лиц.
1. Распорядительный способ. Предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления. Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. В настоящее время в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ и др.
Ликвидация со всеми вытекающими
Ликвидация организации — это прекращение ее существования путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) с погашением всех ее прав и обязанностей. В соответствии с этой процедурой бывшие руководители и собственники компании полностью освобождаются от любых претензий со стороны кредиторов и налоговых органов.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (акционеров или дольщиков) компании. Это самый простой путь исключения организации из ЕГРЮЛ, освобождающий ответственных лиц, в частности главного бухгалтера и генерального директора, от неприятных последствий в виде субсидиарной ответственности. Худшее, что может произойти при таких обстоятельствах, — это возможные доначисления налоговых платежей, пеней и штрафов.
Собственник может принять решение о ликвидации компании по различным причинам. Согласно закону, юридическое лицо может быть ликвидировано в связи с истечением срока и/или в связи с достижением цели, ради которой оно было изначально создано. К примеру, это может произойти при реструктуризации бизнеса или по причине нерентабельности продолжения деятельности.
На заметку!
Согласно части 2 статьи 62 ГК РФ, оплата действий по ликвидации юридического лица производится за счет его имущества. В том случае когда имущества компании оказывается недостаточно для оплаты, учредители совершают указанные действия солидарно за свой счет.
Добровольная ликвидация предприятия включает в себя несколько этапов и, как показывает практика, занимает пять–шесть месяцев. В некоторых случаях эта процедура может затянуться на срок до одного года.
Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства2.
Административная и
Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техни еское единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.
Гражданский Кодекс РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для
В качестве предприятия может выступать и имущественный комплекс, принадлежащий индивидуальному
Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Перед тем, как предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и
Создание любого предприятия начинается с определения5:
- своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве,
изучения состояния рынка,
предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе,
определяются общие условия инвестирования средств,
изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.
Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.
По мнению профессора Школы бизнеса Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов в США и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:6
- концентрации внимания на рынке;
финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;
Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:
- политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
социально-экономическ е – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;
правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;
Создание и ликвидация предприятий и учреждений
Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством и реализуются под государственным контролем. Предприятия и учреждения могут создаваться собственником: уполномоченным собственником, государственными органами или органами местного самоуправления; учредителями (участниками) негосударственных коммерческих организаций.
Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.
Учредительными документами государственных учреждений в одних случаях может быть устав, в других — положение о данном учреждении. Естественно, что различен и порядок их утверждения.
Учредительными документами негосударственных коммерческих предприятий являются: а) хозяйственных товариществ — учредительный договор; б) хозяйственных обществ, кроме акционерных — учредительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) производственных кооперативов — устав. Особенности порядка утверждения учредительных документов каждого вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них.
Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации. В настоящее время она производится в соответствии со ст. 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Государственная регистрация предприятий и учреждений в качестве юридических лиц возложена на органы местной администрации. Нередко эту операцию выполняют специально созданные регистрационные палаты и их филиалы.
Для регистрации учредитель представляет документы, перечень которых и требования к ним установлены законодательством: заявление, устав, утвержденный учредителями, решение о создании предприятия или учредительный договор, подтверждение оплаты не менее 50 процентов уставного капитала предприятия и др.
В учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Включение других сведений предусматривается законом для юридических лиц данного вида. Например, устав государственного предприятия должен содержать также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере его уставного фонда, порядке и источниках формирования этого фонда.
Данные государственной регистрации включаются в единый реестр юридических лиц.
Предприятие и учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Отказ в регистрации возможен в случае нарушения установленного законодательством порядка создания предприятия, учреждения, а также несоответствия учредительных документов его требованиями. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам является незаконным.
Ликвидация предприятия, учреждения производится по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учреждение; достижение цели, ради которой создано; признание судом недействительной его регистрации.
Предприятие, учреждение может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации их по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (ст. 61 ГК РФ).
Предприятие может быть ликвидировано также в случае признания его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подлежат ликвидации казенные предприятия.
Предприятие, учреждение считается ликвидированным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на федеральный антимонопольный орган. Такой контроль имеет целью предотвращение злоупотребления доминирующим положением предприятиями или ограничения конкуренции.
Поэтому требуется согласие указанного органа на; а) создание, слияние и присоединение объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций); б) слияние и присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплат труда; в) ликвидацию, разделение, выделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.
Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации или ограничению конкуренции или представленная документация недостаточна для принятия решения.
Порядок и условия прекращения деятельности отдельных видов предприятий, учреждений регулируется соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий, учреждений может определяться правовыми актами общефедерального значения (например, бухгалтерий); актами, общими для отдельных видов структурных подразделений предприятий, учреждений данной отрасли, сферы деятельности (например, подразделений, ведающих вопросами кадров); локальными актами, издаваемыми руководителями предприятий, учреждений, ибо предприятия, учреждения самостоятельно определяют структуру своих органов управления.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятий.
определение состава учредителей
разработка учредительных документов
заключение учредительного договора
открытие временного счета в банке
формирование уставного капитала
1 => 2 – преобразование вида юридического лица – вновь возникшее юр. лицо – передаточный акт – переход прав и обязанностей.
1, 2 => 3 – слияние нескольких юр. лиц – вновь возникшее юр. лицо – передаточный акт – права и обязанности переходят к третьему.
1 => 2+1 – присоединении к сущ. юр. лицу – передаточный акт – права и обязанности от 1 ко 2.
1 => 2, 3, 4, 5 – разделение на несколько юр. лиц – вновь возникшие юр. лица – разделительный баланс – права и обязанности делятся между новыми.
1 => 2, 3, 4, 5 – выделение из 1 юр. лица нескольких юр. лиц – раздел. баланс – права и обязанности между всеми.
Передаточный акт и разд. баланс должны содержать положение о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого юр. лица. Эти документы утверждаются учредителями и представляются для гос. регистрации вновь возникших юр. лиц.
Порядок создания и ликвидации предприятий
Услуги Создание (государственная регистрация), реорганизация и ликвидация предприятий, представительств и т.п. В соответствии со ст. 62 Хозяйственного кодекса Украины предприятие – это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти, органом местного самоуправления или иными субъектами для удовлетворения общественных или личных нужд путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой или иной хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Украины.
Предприятия для реализации своей деятельности могут создавать обособленные подразделения (филиалы и представительства), которые не наделяются правами юридического лица.
Порядок создания и регистрации предприятий (филиалов, представительств) на территории Украины установлен Хозяйственным кодексом Украины и Законом Украины
«О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»
.
Ликвидация юридического лица по решению суда
Если суд вынес решение, то речь идет о принудительном виде закрытия. Процесс начинается с подачи заявления в суд уполномоченным лицом.
К основаниям вынужденной ликвидации относятся:
- Создание предприятия было осуществлено ненадлежащим образом;
- В Единый реестр внесена ошибочная информация о предприятии. Причем данные носили заведомо ложный характер;
- Предприятие осуществляло деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);
- Деятельность организации противоречит законодательству;
- Наблюдается факт систематической не сдачи отчетности.
Правом подачи иска в суд обладают:
- Антимонопольная служба РФ;
- Центральный Банк РФ;
- Налоговая служба РФ.
В чем заключается разница между реорганизацией и ликвидацией
К одной из форм ликвидации юридического лица часто относят реорганизацию предприятия. Реорганизация – сложный процесс. Его результат – это образование нового юридического лица. Причем существующие права и обязанности старых фирм не прекращаются, а переходят к новому составу участников.
Отличие от процедуры ликвидации заключается в том, что при реорганизации предполагается дальнейшее существование хозяйственной деятельности закрываемого предприятия.
Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной.
Различают следующие ее формы:
- Присоединение. О нем говорят когда одна организация присоединяется к другой, и при этом имеет больше преимуществ.
- Слияние. Подразумевается образование абсолютно новой организации.
- Разделение. Когда одна большая организация делится на несколько маленьких. При этом между ними в равной степени распределяются все обязательство и права.
- Выделение. Из общего состава организаций выделяется одна, которая наделяется необходимыми полномочиями.
- Преобразование. Происходит при изменении формы собственности.
Ошибки, допускаемые при закрытии предприятия
Процесс ликвидации предприятия – сложный процесс, который не исключает ряд распространенных ошибок.
Действия, которые не могут привести к ускорению сроков ликвидации организации:
- Не следует переводить активы на счета другой компании. Проверяющие органы легко заподозрят в таких действиях умышленный смысл. Вас могут обвинить в предумышленности процедуры банкротства и привлечь как к административной, так и к уголовной ответственности. Более того, такие действия нанесут существенный вред репутации предприятия.
- Не следует продавать активы за низкую цену. Продажа компанией своих активов за низкую цену – это ситуация, которая также подразумевает умышленные преступные действия. Они повлекут за собой привлечение к ответственности. Стоит помнить, что в полномочия контролирующего органа входит отмена сделок, совершаемых за последние три года, поэтому надеяться, что что-то удастся скрыть бессмысленно.
- Следующая ошибка – продажа дебиторской задолженности. Законом не запрещается уступать право требовать возмещения задолженности третьим лицом. Однако процедура должна быть оформлена в строгом соответствии с нормами законодательства и проведена по установленным правилам. В противном случае вам придется доказывать законность своих действий в суде. Предугадать исход разбирательства невозможно.
- Не следует инсценировать пропажу документов. Наличие форс-мажорных обстоятельств действительно сможет привести к порче либо утрате документов, что принесет некоторые трудности кредиторам. Однако, хитрость такого плана может повлечь за собой серьезные меры ответственности.
- Смена состава участников. Любая проверка приведет к тому, что проверяющий сможет легко заподозрить руководителя в попытке организации уйти от решения вопроса, связанного с долгами. Бессмысленность подобных решений подтверждается и тем фактом, что каждый участник предприятия, независимо от того бывшим он является либо выполняет обязательства до сих пор, несет ответственность за деятельность предприятия.
- Не стоит менять директора. Как и в случае с другими участниками предприятия, нынешний руководитель, точно так же как и бывший директор, не освобождаются от ответственности.
В таблице представлен примерный перечень распространенных ошибок, допускаемых при ликвидации юридического лица:
№ | Ошибка | Краткое описание |
1 | Решение о ликвидации оформлено ненадлежащим образом | Порядок принятия решения о закрытии, отражается в соответствующем документе |
2 | Не приняты соответствующие меры при принудительной ликвидации | Отсутствие соответствующих мероприятий говорит о неисполнении решения суда |
3 | Нарушение сроков предоставления сведений о ликвидации юридического лица | Порядок и время оповещения соответствующих органов прописано в законодательных актах |
4 | Неверно определено время сдачи отчетности | Проводить должную работу по сдаче отчетности и оплате налогов ликвидируемое предприятие обязано до момента закрытия |
5 | Нарушение очередности при удовлетворении требований кредиторами |
Законодатель определил очередность исполнения обязательств, нарушать который не рекомендуется |
6 | Процедура ликвидации не закончена надлежащим образом | После закрытия, необходимо получить соответствующие бумаги, и уничтожить печати |